прот. Константин Буфеев

Источник

6. Звери как орудие Божьего гнева и наказание нечестивым людям в защиту Святых и их отмщение

Бог нередко насылал животных для наказания грешных и нечестивых людей. Целью использования зверей, гадов и насекомых часто бывает устрашение беззаконников, вразумление их и наставление на путь праведный и богобоязненный.

6.1. Насекомые как орудие Божьего гнева

Известным библейским примером того, как Бог использовал в качестве наказания нечестивцев «естественные» природные явления служат Египетские казни, описанные в книге Исход. Из десяти казней, наведенных Господом на египтян, четыре представляли собой нашествие определенных видов животных (из них три – насекомые). При этом пророк Моисей описывает их не как стихийное случайное явление, но именно как посланную кару Божию.

Казнь 2-я – жабы (Исход, гл. 8)


6. И простре Аарон руку на воды египетския и изведе жабы; и излезоша жабы и покрыша землю Египетскую. 6. Аарон простёр руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.

Казнь 3-я – мошки ( скнипы ) (Исход, гл. 8)


17. Простре убо Аарон рукою жезл и удари в персть земную, и быша скнипы в человецех и в скотех, и во всякой персти земной быгиа скнипы во всей земли Еги- петстей. 17. Так они и сделали: Аарон простёр руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской.

Казнь 4-я – песьи мухи (Исход, гл. 8)


24. Сотвори же Господь тако: и прииде песиих мух множество в домы фараоновы и в домы рабов его и во всю землю Египетску, и погибе земля от песиих мух. 24. Так и сделал Господь: налетело множество пёсьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от пёсьих мух.

Казнь 8-я – саранча (прузи) (Исход, гл. 10)


12. Рече же Господь Моисею: простри руку твою на землю Египетскую, и да взыдут прузи на землю Египетскую, и снедят всю траву земную и весь плод древесный, егоже остави град. 13. И воздвиже Моисей жезл на небо, Господь же наведе ветр южный на землю во весь той день и во всю нощь. Утро бысть, и ветр южный взя пруги, 14. И наведе я на всю землю Египетскую, и нападоша на вся пределы Египетския мнози зело: прежде сих не быша сицевии прузи, и по сих не будут тако. 15. И покрыта лице земное, и истле земля: и снедоша всю траву земную и весь плод древесный, иже остася от града: не остася зелено ничтоже на древех и во всей траве польней, по всей земли Египетстей. 12. Тогда Господь сказал Моисею: простри руку твою на землю Египетскую, и пусть нападёт саранча на землю Египетскую и поест всю траву земную и всё, что уцелело от града. 13. И простёр Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навёл на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанёс саранчу. 14. И напала саранча на всю землю Египетскую, и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой. 15. Она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской.

Перед завоеванием земли обетованной Бог через пророка Моисея обещал дать в помощь Своему народу шершней:

Второзаконие, гл. 7


20. И шершни послет Господь Бог твой на них, дóндеже потребятся оставшиися и сокрывшиися от тебе. 20. И шершней нашлёт Господь, Бог твой, на них, доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего.

Это обещание было исполнено, о чем свидетельствует Сам Бог:

Книга Иисуса Навина, гл. 24


11. И преидосте Иордан и приидосте во Иерихон, и бишася с вами живущии во Иерихоне, Аморрей и Ферезей, и Хананей и Хеттей, и Гергесей и Евей и Иевусей, и предаде их Господь в руки ваша. 12. И посла пред вами шершни, и изгна от лица вашего два царя Амморейска, не оружием твоим, ниже луком твоим. 11. Вы перешли Иордан и пришли к Иерихону. И стали воевать с вами жители Иерихона, Аморрей, и Ферезей, и Хананей, и Хеттеи, и Гергесеи, и Евеи, и Иевусей, но Я предал их в руки ваши. 12. Я послал пред вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей Аморрейских; не мечом твоим и не луком твоим сделано это.

Насекомые не раз оказывались орудием гнева Божьего против нечестивцев.

Святитель Иаков, епископ Низибийский (13 января)

«Святой Иаков взошел и, увидав бесчисленное множество персидских полков, стал молить Бога – послать на них комаров и песьих мух, дабы они познали силу Божию и сняли с города осаду. Бог услышал молитву раба Своего и тотчас навел на персидский стан целую тучу комаров и мух. Укусы их были настолько жестоки, что кони и слоны, будучи не в силах терпеть их, порвали поводья и узы и с неудержимой силой носились туда и сюда. Эти комары и мухи были нестерпимы не только для животных, но и самих персов, – хуже тьмы вооруженных воинов. Сам нечестивый царь, видя, что труды его оказались напрасными, и что войско его терпит поражение от комаров и мух, пришел в недоумение и великое смущение...

И действительно, было явлено тогда великое чудо, ибо огромное персидское войско не могло устоять против ничтожных насекомых и, побежденное ими, бежало со стыдом. Так велика была благодать, какую имел от Бога святой Иаков, и так велико было дерзновение веры!» [1, с. 397–398].

Святитель Филофей, митрополит Тамбовский (31 мая и 10 июня)

Миссионер просвящал светом Евангельским сибирские народы.

«Пожелавшие креститься встречали его на берегу со словами: – Мы знаем, ты приехал нас крестить. Бог не велит нам противиться, исполни это!

Но не все жители этого поселка решили принять новую веру. Часть из них, особо упорствовавшие в своем суеверии, покинули поселок, но, странное дело, куда бы ни приходили они, всюду преследовали их комары и мошки, не ладилась охота, так что вскоре над ними нависла угроза голодной смерти. Поняли тогда остяки, что таким образом вразумляет их христианский Бог, вернулись к прежнему месту и приняли крещение.» 17, с. 84–85.

6.2. Змеи как орудие Божьего гнева

В Священном Писании засвидетельствовано, что иногда змеи использовались Богом как средство наказания и истребления жестоковыйных и строптивых людей. В книге Чисел описан эпизод, когда Господь за ропот и неверие послал на еврейский народ ядовитых змей, которые умертвили многих своими укусами.

Числа, гл. 21


4. И воздвигшеся от Ора горы путем иже к морю Чермному, обыдоша землю Едомлю. И малодушеетвоваша людие па пути, 5. и роптаху людие на Бога и на Моисея, глаголюще: векую извел ecu ны из Египта убити нас в пустыни, яко несть хлеба, ни воды? И душа наша негодует о хлебе сем тщем. 6. И посла Господь на люди змиев умерщвляющих, и угрызаху людий, и умроша люди мнози от сынов Израилевых. 7. И пришедше людие к Моисеови глаголаша: согрешихом, яко роптахом на Господа и на тя; помолися убо ко Господу, да отженет от нас змии. И помолися Моисей ко Господу о людех. 8. И рече Господь к Моисею: сотвори себе змию медяну и положи ю на знамя: и будет аще угрызет змия человека, всяк угрызенный видев ю жив будет. 9. И сотвори Моисей змию медяну и постави ю на знамени, и бысть егда угрызаше змия человека, и взираше на змию медяну, и оживаше. 4. От горы Ор отправились они путём Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, 5. и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды? И душе нашей опротивела эта негодная пища. 6. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. 7. И пришёл народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. 8. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь го на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. 9. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

Жития Святых содержат немало примеров того, как ядовитые змеи и прочие гады оказываются орудием Божьего возмездия нечестивцам.

Преподобный Харитон (28 сентября)

Святой молился:

«– Владыка мой может и здесь еще освободить меня живым от рук разбойников и избавить от смерти, как избавил Исаака от заклания, отроков из печи, Даниила от львов, святую Феклу от огня и зверей.

Когда Святой говорил эти слова, в пещеру вполз змей и, найдя здесь сосуд с вином, стал пить из него; опившись, змей изблевал вино опять в сосуд вместе с своим ядом, и потом уполз. Воротились домой разбойники и, будучи томимы жаждой, все один за другим напились из того сосуда, и тотчас отравились тем ядом: ибо все упали на землю, и в страшных муках умерли. Так приняли они достойную казнь за грехи свои и ужасным образом закончили свою жизнь» [1, с. 619–620].

Мученики Иулиан и Кесарий (7 октября)

«Правитель города Локсорий повелел зашить Святых в мешки и бросить в море.

Тогда Святые сказали ему:

– Мы будем брошены в море, но и ты будешь умерщвлен свирепым змеем и погибнешь лютою смертью.

Через два дня после сего, когда Локсорий ходил по прибрежному песку, громадный змей обвился кругом его и сокрушил ему все члены. Локсорий тут же испустил дух и, весь раздувшись, лежал, представляя собою страшное зрелище для всех проходивших» [1, с. 165].

Мученики Павел и Иулиания (4 марта)

«Около них стоял Ангел Божий и не позволял гадам прикасаться к Святым. Увидав сие, посланные пошли к царю Аврелиану и возвестили ему, что видели.

Он на следующее утро снова сел на судилище и повелел чародеям и заклинателям взять гадов из бани, а мучеников привести к себе на суд. Чародеи, подойдя к дверям бани, начали посредством заклинаний призывать к себе гадов, но гады их не слушали. Когда же были открыты двери бани, тотчас все гады бросились на своих заклинателей и на других людей, пришедших с ними; ужаливши их смертельно, гады разбежались» [1, с. 95].

Мученик Терентий Карфагенский и прочие с ним (10 апреля)

«Рано утром правитель велел заклинателям удалить из темницы змей, аспидов, ехидн и всех гадов своих (не причинивших вреда Святым), а мучеников привести на суд. Когда заклинатели пришли к темнице и стали говорить обычные свои заклинания, гады не послушали их, но с великою яростью все устремились из открытых дверей на своих заклинателей и поразили их до смерти, а также и всех бывших там людей. После сего Святые были приведены в судилище, и правитель, увидев их невредимыми, пришел в ярость и приговорил их к усечению мечем» [1, с. 158–159].

Пророк Иезекииль (21 июля)

«Будучи в Вавилоне судией над коленом Дановым и Гадовым и видя, что они не чтут Господа и преследуют соблюдающих закон Господень, он наслал на их селения змей и гадов, которые поедали их младенцев и скот. Затем, сжалившись над ними, он удалил от них этих змей и гадов молитвою» [1, с. 457].

Мученица Христина (24 июля)

«Когда же пустили гадов на Святую, ни один из них не причинил ей вреда, хотя и ползали они вокруг и даже обвивались по ее телу. Около стоял главнейший из кудесников, который своим нашептыванием и хитростями поощрял гадов, чтобы они поражали укусами отроковицу. Но те, по Божию повелению, с силою устремились на своего чарователя и тотчас причинили ему смерть своими укусами» [1, с. 563].

6.3. Домашние животные как орудие Божьего гнева

Нередко провозвестниками Божьего суда и совершителями наказания над нечестивыми людьми были кроткие домашние животные – лошади.

Великомученица Ирина (5 мая)

«Вне себя от гнева князь приказал связать девицу и бросить ее под копыта свирепым коням. Когда приказание Ликиния начали исполнять, пришел он сам, чтобы видеть смерть ее. Но один самый свирепый конь оторвался от привязи, бросился на Ликиния и, схватив его правую руку, вырвал ее из плеч, затоптал до смерти князя и потом встал спокойно на своем месте» [1, с. 194–195].

Мученик Мина Котуанский (11 ноября)

«Одна женщина по имени София шла на поклонение в храм святого Мины. На дороге с ней встретился воин и, увидев, что она идет одна, решился обесчестить ее. Она сильно сопротивлялась, призывая на помощь святого мученика Мину. И Святой не лишил ее своей помощи, но наказал желающего над ней надругаться, а ее сохранил невредимой. Когда воин, привязав к своей правой ноге коня, хотел сделать над женщиной насилие, конь пришел в ярость и не только воспрепятствовал намерению своего господина, но и потащил его по земле и не остановился и не успокоился до тех пор, пока не притащил его к церкви святого Мины. Часто ржа и свирепея, он привлек много людей на это зрелище, ибо был праздник и в церкви находилось очень много народа. Воин, увидав такое собрание народа и видя, что конь все еще находится в ярости и что ему не от кого ждать помощи, испугался, как бы не претерпеть еще чего-нибудь более ужасного от своего коня. Посему он, оставив стыд, исповедал перед всем народом свое нечестивое намерение, и конь тотчас успокоился и сделался кротким, а воин, войдя в церковь и припав к мощам Святого, молился, прося прощения за свой грех» [1, с. 215].

Мученица Агафия (5 февраля)

«Воевода Кинтиан пошел в город Панорм, чтобы взять богатство святой мученицы Агафии и присвоить себе все ее имение. На пути ему пришлось переправляться через одну глубокую реку. Он взошел вместе с конями на паром и поплыл через реку. Кони внезапно взбесились на него, причем один изгрыз зубами ему лицо и все обезобразил, а другой стал бить его ногами, и бил до тех пор, пока не сбросил его в реку, в которой он и утонул, окончив злой смертью свою злую жизнь» [1, с. 76].

Преподобный Паисий Угличский (6 июня)

«Раз, когда он копал землю, мимо обители проезжал верхом один молодой боярин и, увидев старца, над ним посмеялся. Внезапно лошадь сбросила седока, и он потерял сознание. Преподобный привел его в чувство и кротко сказал ему:

– Не осуждай иноков!» [5, с. 346].

Благоверный князь Даниил Московский (30 августа)

«Однажды великий князь Московский Василий Иоаннович с многочисленной свитой, в которой находился князь Иоанн Михайлович Шуйский, был в Даниловом монастыре и проезжал недалеко от места захоронения благоверного князя Даниила. Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня на могиле святого Даниила. Оказавшийся поблизости некий благочестивый христианин сказал Шуйскому:

– Господине княже! Не дерзай с камени сего сести на конь свой. Ведый буди, яко лежит ту великий князь Даниил. – Гордый же князь не послушал совета и, встав на камень, хотел сесть на коня.

Неожиданно конь вздыбился и упал мертвым на землю, подмяв седока, едва оставшегося живым после падения» [6, т. III, с. 417].

6.4. Птицы и звери как орудие Божьего гнева

Были случаи, когда Бог посылал наказание через птиц.

Священномученик Артемон (13 апреля)

Мучитель Патрикий был предупрежден заранее:

«– Знай, что раб Божий Артемон скоро избавится от мучений, а ты будешь схвачен двумя птицами и ввергнут в кипящий котел за то, что бесчеловечно мучишь праведного человека и отвергая от Бога, Которого признал истинным и в Которого уверовал.

...Утром же он велел наполнить смолою большой котел и разварить ее, чтобы бросить в него вниз головою мученика. Когда приказание было исполнено, то Патрикию доложили о том, что все готово; он же, желая сам видеть казнь святого Артемона, сел на коня и поехал к котлу, но в то время, как он уже приблизился к нему, два ангела, сошедшие с неба в виде орлов, схватили Патрикия и бросили в кипящую смолу, в которой разварились даже его кости. Воины и народ при виде этого в ужасе разбежались; Святой же, приведенный к котлу, остался один, славя Бога» [1, с. 194].

Свидетельство аввы Геронтия Палестинского, настоятеля монастыря преподобного Евфимия

«Трое нас, восков (монахов), находились по ту сторону Мертвого моря, близ Висимунта. Мы шли по горе, а один – ниже по самому берегу моря. С ним повстречались сарацины, бродившие по тем местам. Они уже прошли мимо него, как вдруг один из них, вернувшись, отрубил голову отшельнику. Нам оставалось только издали смотреть на это, потому что мы были на горах. Мы еще плакали об отшельнике, как вдруг сверху спустилась птица на сарацина. Схватив, она подняла его вверх и затем бросила на землю, причем сарацин разбился» [4, гл. 21, с. 123].

Часто дикие хищные звери выступали проводниками Божьей воли и карали неверных людей за их нечестие.

Когда пророк Елисей подходил к Вефилю, нечестивые дети насмехались над ним. После произнесенного проклятия тотчас свершилась кара Божия: две медведицы немедленно растерзали отроков. Вот как описывает это Библия.

4 книга Царств, гл. 2


23. И восходящу ему путем, и дети малы изыдоша из града, и ругахуся ему, и реша ему: гряди, плешиве, гряди! 24. И озреся вслед их, и виде я, и проклят я Именем Господним. И се, изыдоша две медведицы из дубравы и растерзаша от них четыредесять два отрочища. 23. Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! 24. Он оглянулся и увидел их и проклял их Именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребёнка.

Святитель Димитрий Ростовский (14 июня) так объясняет смысл этого эпизода: «Этой казнью пророк Божий по праведному суду наказал тех детей за поругание и пресек им жизнь, дабы, придя в мужественный возраст, они не явились более злыми людьми; родители же их были наказаны этим за свое идолопоклонство и вместе получили горькое поучение воспитывать детей в страхе Божием и наставлять их благоговейному почитанию слуг Божиих» [1, с. 287].

В 4-й книге Царств повествуется о том, что после изведения израильского народа в ассирийский плен, Бог послал кару на тех ассирийских переселенцев, которые по приказу своего царя стали селиться на освободившихся самарийских землях бывшего Израильского царства. Такой карой Божией явились львы, умерщлявшие нечестивцев до тех пор, пока они не были научены Закону Божию.

4 книга Царств, гл. 17


24. И наследиша Самарию и вселишася во градех ея. 25. И бысть в начале ведения их, не убояшася Господа, и пусти на ня Господь львы , и бяху убивающе я. 26. И реша царю Ассирийску, глаголюще: языки, ихже превел и пресадил ecu во градех Самарийских, не разумеша суда Бога земли, и посла Господь на них львы , и се, суть убивающе их, яко не разумеша суда Бога земли. 27. И заповеда царь Ассирийский глаголя: отведите тамо единаго жерца от плененных, да идут и да вселятся тамо, и да просветит их судом Бога земли. 28. И отведоша единаго от жерцев ихже взяша от Самарии, и ceдe в Вефили, и бе просвещая жрец их, яко да убоятся Господа. 24. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее. 25. И как в начале жительства своего там они не чтили Господа, то Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их. 26. И донесли царю Ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот они умерщвляют их, потому что они не знают закона Бога той земли. 27. И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдёт и живёт там, и он научит их закону Бога той земли. 28. И пришёл один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтить Господа.

Подобно тому, как в Ветхом Завете Бог через животных порой совершал наказание нечестивых людей, карая их до смерти, так и в эпоху стояния Церкви Христовой Он не раз являл Свой праведный суд, насылая хищных зверей на неправедных мучителей и осуществляя тем защиту святых служителей Своих.

Мученик Мамант (2 сентября)

«Прибежал лев... и бросился на народ, которого там было бесчисленное множество, и еллинов, и иудеев, и взрослых, и детей. По воле Божьей, двери цирка заперлись сами собой, и растерзал там зверь множество народа, так, что едва спасся сам наместник: весьма немногие из бывших в цирке избежали ярости льва» [1, с. 55].

Мученики Трофим и Доримедонт (19 сентября)

«Мучитель разгневался на заведующего зверями и грозил ему смертью, если он не сумеет раздражить зверей так, чтобы они пожрали сих двух христиан; но когда тот стал раздражать льва, то лев устремился на него и растерзал его. Все присутствовавшие, видя такое чудо, устрашились и познали силу истинного Бога и Спаса нашего» [1, с. 354].

Апостол Фома (6 октября)

«Апостол сказал ударившему его:

– Да воздаст тебе Господь за сие еще в сей жизни, и я пусть увижу руку, ударившую меня, влачимою псом на показ многим!

Несколько времени спустя ударивший апостола виночерпий вышел к колодцу, намереваясь принести гостям воды для разбавления вина. Там внезапно напал на него лев, повалил и умертвил его и, высосав из него кровь, удалился. Тогда прибежали собаки, растерзали тело его на части, а один черный пес, схвативши его правую руку, приволок ее на пир и бросил перед всеми. Все присутствовавшие там, увидевши сие, пришли в ужас и спрашивали, чья эта рука. Женщина же, игравшая на свирели, воскликнула:

– Что-то необычайно таинственное совершается ныне у нас: с нами находится в числе возлежащих или Бог или посланник Божий. Ибо я видела, как виночерпий ударил одного человека и слышала, что сей человек сказал по-еврейски: «Пусть я увижу правую руку твою, влачимою псом на показ многим», – что, как вы все видите, и сбылось» [1, с. 142].

Преподобный Малх (26 марта)

«Внезапно из глубины пещеры выбежала львица, схватила его (раба) за горло и, умертвив, повлекла в свое логовище. О преблагий Господи! Сколь велик Промысл Твой о рабах Твоих и сколь скора помощь Твоя в крайнем бедствии! Заметили то Малх и его жена, и были они в великой радости вместо боязни от того, что видели одного врага своего погибшим, ибо не знали про другого, угрожавшего им пред входом в пещеру. Сарацин, видя, что раб замедлил в пещере, и не слыша более его голоса, думал, что двое сопротивляются ему одному и, будучи не в состоянии от ярости более ждать, устремился в пещеру, как стоял, с обнаженным мечом, свирепо рыкая от злобы, как зверь. Но львица, услыхав его голос, выбежала навстречу ему и, когда он достиг беглецов, бросилась на него и умертвила его, волоча мимо них в свое логовище.

Видя таковую чудесную и нечаянную Божию помощь и заступление, преподобный Малх с блаженною тою женщиной возблагодарили Бога за Его превеликое милосердие» [1, с. 498–499].

Мученица Еликонида (28 мая)

«Львы, подойдя к Святой, поклонились ей и начали лизать ее ноги. Народ же, видя это, поднял крик, возглашая:

– Воистину женщина эта волшебница, потому что она очаровала даже зверей, так что они не осмеливаются приблизиться к ней. О игемон! Погуби поскорее эту женщину!

В то время как народ говорил, двери здания того силою Божьего сокрушились и раскрылись; те самые львы выскочили и бросились на народ с великою яростью, громко рыча; народ обратился в бегство; сам игемон от страха побежал в преторию. Львы же, преследуя бежавших, умертвили из народа сто двадцать человек» [1, с. 741–742].

Апостол Петр (29 июня)

«Пес, не вредя никому другому, бросился на самого Симона и, схватив его зубами, повалил на землю. Увидев это из окна, святой Петр именем Христовым запретил псу касаться тела Симона. И пес, не трогая тела волхва, изорвал всю его одежду, так что он стал совершенно голым. При виде этого народ кричал на Симона, насмехаясь и браня его; а затем его выгнали вместе со псом из города» [1, с. 647].

Мученик Понтий (5 августа)

«Быстро, по приказанию игемона, было устроено зрелище, и святой мученик поставлен посреди; два сторожа вывели медведей, чтобы они растерзали Святого. Но медведи неожиданно бросились на сторожей и пожрали их, к святому же Понтию они боялись даже приблизиться. У присутствовавшего при этом народа исторгся невольный крик:

– Един есть Бог – Бог христианский, в Которого верует Понтий!» [1, с. 79–80].

Преподобный Аполлос

«Однажды язычники спорили с христианскими поселянами о своих границах. С обеих сторон явилось множество вооруженных. Аполлос пришел к ним, чтобы примирить их. Но предводитель язычников, человек жестокий и свирепый, воспротивился ему и с упорством говорил:

– Не помирюсь до смерти.

Аполлос сказал ему:

– Да будет с тобою то, что ты избрал себе: никто другой, кроме тебя, не погибнет, и, когда ты умрешь, земля не будет твоим гробом, но чрева зверей и коршунов наполнятся тобою.

Это слово тотчас и сбылось: ни с той ни с другой стороны никто, кроме этого предводителя, не погиб; его зарыли в песок и поутру нашли, что коршуны и гиены растерзали его на куски. Язычники, увидев такое чудо и исполнение сказанного, все уверовали в Спасителя, Аполлоса же провозглашали пророком» [3, с. 138–139].

42 мученика Аморейских (6 марта)

«Труп отступника был найден далеко от Святых, а голова его находилась на большом расстоянии от трупа. Честные тела Святых были взяты верующими и с честью преданы погребению, а труп и голова нечестивого предателя были разорваны и съедены крокодилами. За все же сие да будет слава Христу Богу нашему, со Отцом и Святым Духом поклоняемому во веки» [1, с. 157].


Источник: Буфеев К., прот. Животные рядом со Святыми.М.2012

Комментарии для сайта Cackle