иером. Филипп

Источник

II. Церковь Христова

1. Все люди, соединяющиеся со Христом в крещении, что составляют вместе с Ним?

«Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор.12:12–13, 27).

2. Что разумеется здесь под Христовым телом?

«(Оно) есть Церковь Его» (Кол.1:24).

3. Какое положение занимает в нем Христос?

"Он есть глава тела Церкви» (Кол.1:18; Еф.5:23).

4. А мы какое положение занимаем в этом теле?

"Мы члены Тела Его, от Плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30).

1. Основание Церкви

1. Какое обетование оставил Христос Спаситель Апостолам о создании Церкви?

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф.16:18).

2. Как предсказано о Церкви ветхозаветными пророками?

«Будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима» (Ис.2:2–3; Мих.4:1–2).

3. Как молился Христос Спаситель пред Своими страданиями Небесному Отцу о единении всех верующих в Него в Церкви?

«Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне. Я дал им; да будут едино, как Мы едино: Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин.17:21–23).

4. Когда же положено начало исполнению обетования Господня о Церкви и молитвы Его к Небесному Отцу о единении всех верующих в Него?

«При наступлении дня Пятидесятницы, все они (Апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильнаго ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян.2:1–4).

5. Чего требовали Апостолы от уверовавших и желавших присоединиться к Церкви?

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38).

6. Как говорит слово Божие о ежедневном увеличении Церкви?

«Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47).

2. Священство Церкви Христовой

1. Какой порядок установил Господь в Церкви?

«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.4:11; 1Кор.12:28–30).

2. Для чего такой порядок установлен в Церкви?

«К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф.4:12).

3. До каких пор будет существовать в Церкви такой порядок?

«Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершеннаго, в меру полнаго возраста Христова» (Еф.4:13), т.е. до второго пришествия Христова.

4. Какую власть в Церкви дал Христос Спаситель Своим Апостолам, а в лице их и всем законным преемникам их, т. е. пастырям Церкви?

"Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:19–20).

5. Откуда видно, что эта власть учить людей вере, крестить их, т.е. совершать таинства, и управлять Церковью принадлежит и всем пастырям после Апостолов?

«И се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).

6. Как Апостолы ставили себе преемников, т. е. епископов?

«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (т.е. епископов)» (1Тим.4:14).

7. Как говорит слово Божие о том, что епископов поставляет в Церкви Дух Святый?

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28).

8. Кроме епископов, какая еще степень установлена в Церкви?

«Для того я оставил тебя (Тита) в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.1:5.)

«Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу, в Котораго уверовали» (Деян.14:23).

9. Кроме епископов и пресвитеров, какие еще служители в Церкви должны быть?

"Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы» (1Тим.3:8).

10. Когда и как диаконы были установлены в Церкви?

«В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братия, выберите из среды себя семь человеков изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве; и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненнаго веры и Духа Святаго (и других)» (Деян.6:1–5).

11. Кто рукополагал их?

«Их поставили пред Апостолами, и сии помолившись возложили на них руки» (Деян.6:6).

12. Какое наставление дает ап. Павел ученику своему епископу Тимофею относительно рукоположения?

«Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим.5:22).

13. Допустимо ли в Церкви самочинное священство?

«Никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом, как и Аарон» (Евр.5:4).

«Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» (1Кор.12:29).

«Как» проповедывать, если не будут посланы» (Рим.10:15).

14. Как говорит Христос Спаситель о послушании Апостолам, а в лице их и всем законным преемникам их?

«Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается пославшаго Меня» (Лк.10:16).

15. Как повелевают повиноваться пастырям Апостолы?

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны им, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр.13:17).

«Младшие повинуйтесь пастырям» (1Пет.5:5).

16. Как пастырей должно почитать?

«Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе... и почитать преимущественно с любовию за дело их» (1Фес.5:12–13).

17. Должна ли паства оказывать пастырям материальную помощь?

«Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» (Гал.6:6).

18. Как еще говорит об этом ап. Павел?

«Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не есть плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящаго (Втор.25:4). О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1Кор.9:7–11, 13–14).

19. Пользовался ли чем ап. Павел от своих пасомых?

«Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду» (Флп.4:16).

20. Какое наставление об этом же давал Христос Спаситель Своим Апостолам?

«Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф.10:9–10; Лк.10:7).

3. Единство Церкви

1. Кто устроил Церковь на земле?

«Я создам Церковь Мою» (Мф.16:18).

2. Чем Христос поэтому является в Церкви?

«Он есть глава тела Церкви» (Кол.1:18; Еф.5:23).

3. На каком основании утверждены все верующие во Христа, т.е. Церковь?

«Утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф.2:20–22).

4. Может ли быть много церквей, много истинных вер?

"Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Еф.4:4–6).

5. Разве Христос разделился, что каждая еретическая вера считает Его своим главою?

«Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр.13:8).

6. Кому же следуют все отступники от единой веры Христовой?

«Дух же ясно говорит, что в последния времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим.4:1–2).

7. Чьи служители все лжеучители?

«Лжеапостолы, лукавые делатели принимают вид апостолов Христовых. И не удивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:13–15).

8. Как Господь предсказывал о разделениях?

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Тогда если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, – не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великия знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я наперед сказал вам» (Мф.24:4–5, 23–25).

9. Как Апостолы предсказывали и предупреждали от разделений?

«Из вас самих (из пресвитеров) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:28).

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители» (2Пет.2:1–3).

«Будет время, когда здраваго учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Пет.4:3–4).

«Возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа: они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это – люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» (Иуд.1:17–19).

«Берегитесь, чтобы не увлечься вам заблуждениями беззаконников» (2Пет.3:17).

10. Может ли Христос, глава Церкви, когда-либо оставить ее?

«И се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).

11. Может ли что одолеть Церковь?

«Я создам Церковь Мою и врата адовы не одолеют ея» (Мф.16:18).

4. Святость Церкви

1. К чему предназначена Церковь Христова?

«Христос возлюбил Церковь и Себя предал за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковию, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобнаго, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:25–27).

2. Кто освящает Церковь и наставляет ее на истину?

«Утешитель же Дух Святый, Котораго пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам... Когда придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.14:26, 16:13).

3. Почему мы можем быть убеждены, что и сейчас Дух Святой обитает в Церкви?

«Я умолю Отца, и даст вам другаго Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин.14:16).

4. Если Церковь предназначена к святости и освящается Святым Духом, то могут ли в ней быть грешники, не оскверняя ее святости, и как говорит об этом слово Божие?

«Рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их (плевелы)? Но он сказал: нет; чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними и пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы Я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу Мою» (Мф.13:28–30, 37–43). Притча о неводе (Мф.13:47–50). О десяти девах (Мф.25:1–13).

(Этими притчами Христос Спаситель показал, что в Церкви до самого второго пришествия Его будут, как добрые, так и злые, как благочестивые, так и нечестивые).

5. Как говорит слово Божие о том, что в Церкви одни успевают больше в духовном совершенстве, а другие меньше?

«В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении» (2Тим.2:20).

6. Может ли кто считать себя безгрешным?

«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8).

«Все мы много согрешаем» (Иак.3:2).

7. Если бы мы могли не иметь грехов, то зачем Спаситель заповедал нам молиться Богу Отцу о прощении грехов:

«Прости нам грехи наши?» (Лк.11:4).

8. Считали ли себя Апостолы достигшими совершенства?

«Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе». (Флп.3:12–14).

9. Все ли люди предстанут на страшный суд Христов, или одни только грешники?

«Всем нам должно явиться пред судищем Христовым, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10).

«Время начаться суду с дома Божия, если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник где явится?» (1Пет.4:17–18).

Что на страшный суд Божий предстанут вместе с грешниками и праведники еще более ясно засвидетельствовал Христос Спаситель в следующих словах: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира...

«Тогда праведники скажут Ему в ответ»... (Мф.25:31–40).

10. А что означают слова Господа Нашего Иисуса Христа, что »верующий в Него не судится?» (Ин.3:18).

Слова эти следует читать в связи с предыдущими и последующими словами Христовыми и тогда будет понятно, что за суд здесь следует разуметь. Это не будущий страшный суд Христов, на который все люди предстанут, а суд в этой жизни: суд пред совестью и истиной Христовой за неверие. Суду этому уверовавшие во Христа не подлежат в этой жизни; почему сказано: не судится и на суд не приходит, а не будет судиться и на суд не прийдет. Не уверовавшие же во Христа судятся в этой именно жизни совестью и словом Божиим за свое неверие: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3:19–20).

5. Церковь – хранительница истины Христовой (Священного Писания и Священного Предания)

1. На одном ли только Писании утверждается истина, или еще на чем-то большем?

«Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15).

2. Как предсказывали пророки о том, что Церковь будет научать всех приходящих к ней истине?

«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» (Ис.2:2–3; Мих.4:1–2).

3. Кто напоминает Церкви Христово учение, умудряет ее и не дает ей погрешить в истине?

«Утешитель же Дух Святый, Котораго пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.14:26, 16:13).

4. Кому сделалась известной чрез Церковь премудрость Божия?

«Ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10).

5. Все ли книги Священного Писания богодухновенны и необходимы для нашего спасения?

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16).

6. Где мы находим доказательство в Новом Завете об употреблении при Христе Спасителе книг неканонических?

«Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления» (Ин.10:22) (о празднике обновления говорится только в 1Макк.4:59, кн. неканонической).

7. Как Христос Спаситель передал Церкви Свое учение: устно или письменно?

«Быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него" (Евр.2:3).

8. Все ли записано в Писании, что творил и чему учил Христос?

«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» (Ин.20:30).

«Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25).

9. Учил ли Христос Спаситель учеников Своих после воскресения?

«В продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1:3) (этой проповеди Христовой в Евангелии нет).

10. Все ли записано в слове Божием, что проповедовали Апостолы?

«Много имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидать тебя и поговорить устами к устам» (3Ин.1:13–14).

11. Кроме послания к Ефесянам учил ли ап. Павел ефесских пастырей устно?

три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждаго из вас, Я не упускал возвещать вам всю волю Божию« (Деян.20:31, 27).

12. А всю волю Господню, возвещенную чрез Апостолов, мы должны знать?

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19–20).

13. Какой же еще поэтому должен быть источник научения истине, кроме Священного Писания?

"Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес.2:15).

14. Как ап. Павел повелевает держаться слышанного от него?

«Держись образца здраваго учения, которое ты слышал от меня» (2Тим.1:13).

15. Как Апостол повелевает передавать слышанное от него?

«Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2).

16. Как ап. Павел хвалит христиан за твердое хранение Предания?

»Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2).

17. Как ап. Павел благодарит Бога, что его устная проповедь принята как Слово Божие?

«Мы непрестанно благодарим Бога, что принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть поистине, которое и действует в вас верующих» (1Фес.2:13).

18. Какое повеление оставили нам Апостолы относительно нарушителей их преданий?

«Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякаго брата, поступающаго бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Фес.3:6).

6. Спасение только в Церкви Христовой

1. Для спасения кого предал Себя Христос на страдания и смерть?

«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25).

2. Как поэтому называет Его Слово Божие?

«Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф.5:23), которое есть Церковь» (Кол.1:24).

3. К чему присоединяются спасаемые?

"Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47).

4. Если Христос только с Церковию, как глава ее и Спаситель, то можно ли вне Церкви, т.е. без Христа, творить добродетель?

«Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветвь кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит мною плода, ибо без Меня не можете делать ничего; кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такия ветви собирают и бросают в огонь, и оне сгорают» (Ин.15:4–6).

5. Корнилий сотник хотя и благочестив был и сподобился вместе с домашними еще до крещения, т. е. до вступления в Церковь, получить Святаго Духа, а все-таки что ап. Петр велел им сделать?

«И велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян.10:48).

6. А ап. Павел, чудесно призванный Христом к спасению, был ли присоединен к Церкви чрез крещение?

«Встань, крестись и омой грехи твои, (сказал ему епископ Анания), призвав имя Господа Иисуса» (Деян.22:16); «и, встав, крестился» (Деян.9:18).

7. Может ли быть христианином тот, кто не слушает Церкви?

«Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17).

8. Кто не с Церковью, а следовательно и не со Христом, тот что делает?

«Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк.11:23).


Источник: Утверждение истины / иером. Филипп. - 2-е издание, значительно дополненное. Киев : Типография Киево-Печерской Лавры, 1914. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle