свящ. Иоанн Жилов

Источник

Заключение

Употребление учения о вере и благочестии

Для нас недостаточно только знать православное учение о вере, надежде и любви, но нам необходимо пользоваться учением в своей жизни, исполняя его на самом деле, прилагая изложенные в катехизисе истины веры и правила благочестия к жизни246, под страхом строгого осуждения за неисполнение. Об этом говорит в Евангелии Сам Иисус Христос:

Аще сия весте, блажени есте, аще творите я (Ин.13:17).

Той же раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много (Лк.12:47).

Если это (то есть как должны поступать христиане) знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много247.

Но все мы немощны и часто грешим, нарушая волю Божию. Поэтому, когда заметим в себе какой-либо грех, то мы должны не только немедленно принести покаяние и твердо решиться избегать этого греха впредь, но и стараться по возможности загладить сделанный грехом соблазн или вред противоположными ему добрыми делами. Так поступил и упоминаемый в Евангелии мытарь Закхей, который, раскаявшись в своем грехе лихоимства, сказал Господу:

Се пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею (Лк.19:8).

Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо248.

Нужна предосторожность с нашей стороны и на тот случай, если бы нам показалось, что мы исполнили какую-либо заповедь. Мы не должны тогда впадать в горделивое самодовольство, думая, что мы сделали что-нибудь особенное, но должны во избежание самообольщения в таких случаях располагать свое сердце по словам Божественного Учителя – Иисуса Христа:

Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы; яко еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк.17:10).

Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего нестоящие (то есть не стоящие особых наград), потому что сделали, что должны были сделать.

Указатель мест из Библии, прочтение которых желательно при изучении Православного Катехизиса

Предварительные понятия. Как дорого должно быть для нас православных христиан учение о благоугождении Богу и спасении души: притчи Спасителя о сокровище, скрытом на поле, и о жемчужине – Мф.13:44–46. Сила веры и примеры ее в Ветхом Завете ― Евр.11:1–40. Библейские примеры живой и крепкой веры в Бога: Авраам (Быт.15:6; Рим.4:18–21; Евр.11:8), Иов (Иов.19:25–27), Анания, Азария и Мисаил (Дан.3:16–18), сотник (Мф.8:8–10), кровоточивая жена (Мф.9:21–22), два слепца (Мф.9:28–29), хананеянка (Мф.15:28), ап. Петр (Мф.16:16; Ин. 6:69), слепорожденный (Ин. 9:35–38), ефиопский евнух (Деян.8:37), ап. Павел (2Тим.1:12).

О Божественном Откровении. О превосходстве Лица Иисуса Христа и принесенного Им откровения ― Евр.1:1–4:13. Величие Бога, открывающееся в Его творениях и в Его любви к человеку ― Пс.8. Слава Божия в тверди небесной ― Пс.8. Песнь величию Божьему, проявляющемуся в грозе ― Пс.28.

О Священном Предании и Священном Писании. Пример распространения Божественного Откровения: наставления при отправлении апостолов на проповедь Евангелия ― Мф.10:5–42.

О книгах Священного Писания. Сравнение Ветхого и Нового заветов – Евр.8:7–10:18.

О чтении Слова Божия. О спасительности слушания и чтения слова Божия: Иисус Христос в доме Марфы и Марии – Лк.10:38–42. Похвала слушающим и исполняющим слово Божие – Лк.8:19–21. Различное отношение людей к слову Божьему, представленное в притче Спасителя о сеятеле – Мф.8:1–9, 18–23.

Об отличительных признаках Божественного откровения. О действии слова Божьего: беседа Иисуса Христа с Самарянкой – Ин.4:4–14. Всеобновляющая сила слова Божьего: притча Спасителя о закваске – Мф.13:33. Сила слова Божия, живого и действенного, препобеждающего и немощи и сопротивление людей, и влекущего всех к свету истины, открывается в призвании первых апостолов к Иисусу Христу (Ин.1:35–51) и в призвании Матфея (Мф.9:9–17). Благодатное раскрытие силы слова Божьего в распространении христианства: притча Христова о горчичном зерне – Мф.13:31–32.

О первом члене Символа веры. Об искренней вере: слуги сотника и дочери хананеянки – Мф.8:5–13, 15:21–28. О лицемерной вере – Мф.21:28–32. О неверии: притча Спасителя о богаче и нищем Лазаре – Лк.16:19–31. Бесконечное ведение и безграничность Бога – Пс.138. Сотворение мира – Быт.1. Божественный покой седьмого дня – Быт.2:1–3. Творение первого человека ― Быт.2:4–7. Описание рая – Быт.2:8–16. Творение первой жены – Быт.2:18–24. Всемогущество и премудрость Божии, явленные в творении мира – Пс.103. Гимн Царю, Творцу вселенной – Пс.92.

Библейские примеры посещения людей ангелами: Авраам (Быт.22:10–12), Иаков (Быт.32:1–2), Иисус Навин (Нав.5:13–15), Гедеон (Суд.6:11–12), Давид (1Пар.21:16), Илия (3Цар.19:5–7; 4Цар.1, 3, 15), Товия (Тов.5), Анания, Азария и Мисаил (Дан.3:49–50), Иосиф (Мф.1:20, 2:13, 2:19–20), священник Захария (Лк.1:8–13, 1:18–19), святая Дева Мария (Лк.1:26–28), вифлеемские пастухи (Лк.2:8–11, 2:13–14), апостолы (Деян.1:10–11), ап. Петр (Деян.12:5–11), Корнилий (Деян.10:1–6).

Призвание и избрание – не одно и то же: притча Спасителя о брачном пире для царского сына – Мф.22:2–14. Любовь к миру, как препятствие к участию в вечных благах царства Божия: притча Христова о великой вечере – Лк.14:16–24. Бог хранит благочестивого человека во всякой опасности – Пс.90. Учение Спасителя о промысле Божием – Мф.6:25–30.

О втором члене Символа веры. Божество воплотившегося Слова – Ин.1:1–18. Исповедание Петрово – Мф.16:15–17. Преображение Господне – Мф.17:1–9. Иисус Христос на суде Каиафы – Мф.26:62–66. Христос чей Сын? – Лк.20:40–44. Речь Господа о Себе, как Мессии, в праздник Обновления – Ин.10:22–39. Превосходство первосвященства Христова перед левитским – Евр.4:14–5:10 и 6:13–8:6. Открытие царства Мессии; Его могущество – Пс.2. Мирное и славное царствование Мессии – Пс.71. Мессия, как первосвященник и царь во веки – Пс.109.

О третьем члене Символа веры. Грехопадение первых людей и наказание их. Первое Евангелие – Быт.3. Благовещение Богородицы – Лк.1:26–38. Видение Иаковом лестницы – Быт.28:10–22. Явление Бога Моисею в купине – Исх.3:1–20, 4:1–16. Чудесно расцветший и принесший плоды сухой жезл Аарона – Чис.17. Пророчество Исаии об Эммануиле – Ис.7:1, 7:10–17. Пророчество Михея о Мессии – Мих.4, 5. Пророчество Малахии о пришествии Мессии – Мал.3:1–6. Пророчество Малахии об явлении перед Мессией Предтечи – Мал.4:5–6. Пророчество Исаии о гласе вопиющего в пустыне – Ис.40:1–5. Пророчество Софонии о временах Мессии – Соф.3:8–20. Пророчество Аггея о славе второго храма и явлении Мессии – Агг.2:1–9. Пророчество Исаии о кротости и смирении Христа Спасителя – Ис.42:1–4; Мф.12:18–21. Пророчество Исаии о Князе мира, сыне Давидовом, Который принесет свет в Галилею языческую – Ис.9:1–7. Пророчество Захарии о входе Господнем в Иерусалим – Зах.9:9–10. Пророчество Исаии о страданиях и смерти Спасителя – Ис.52:13–53:12. Предсказание Давида о страданиях и прославлении Мессии – Пс.21. Исполненная упования молитва страждущего Спасителя – Пс.15. Пророчество Давида о крестных страданиях нашего Господа – Пс.68. Пророчество Даниила о семидесяти седьминах – Дан.9. Плоды учения Христова в творящих его – Мф.7:24–27.

О четвертом члене Символа веры. Принесение Авраамом в жертву сына своего Исаака – Быт.22:1–13. Установление Пасхи – Исх.12:1–27. Чудо в Мерре – Исх.15:22–25. Битва евреев с амаликитянами – Исх.17:8–16. Медный змей – Чис.21:6–9. Плоды оправдания – Рим.5:1–11. Сравнение Адама и Иисуса Христа – Рим.5:12–21. Об освящении человека – Рим.6:1–23, 7:1–6. Искупление через Иисуса Христа – Еф.1:1–14.

О пятом члене Символа веры. Истина воскресения Христова – 1Кор.15:1–11. Общее воскресение, как следствие воскресения Христова – 1Кор.15:12–34. Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита – Ион.2.

О шестом члене Символа веры. Царь народов с торжеством возносится на небо – Пс.46. Вознесение Господа на небо – Мк.16:19; Лк.24:50–52; Деян.1:4–12.

О седьмом члене Символа веры. Страшный суд Господа над народами – Иол.2:30–3:21. Беседа Иисуса Христа с учениками о разрушении храма и Иерусалима, о кончине мира и о славном пришествии Своем на суд – Мф.24:1–51, 25:31–46; Мк.13:1–37; Лк.21:5–36. Притча о десяти девах – Мф.25:1–13. Необходимость добрых дел и внешней готовности христианина к встрече небесного Судии – Мф.25:14–30. Будущее обращение Израиля – Рим.11:1–36. О втором пришествии Христовом и воскресении мертвых – 1Фес.4:13–5:11. Знамения второго пришествия Господня – 2Фес.2:1–12. Воскресение мертвых и всеобщий суд – Апок.20:4–15.

О восьмом члене Символа веры. Пророчество Иоиля о ниспослании даров Святого Духа на всех верующих – Иол.2:28–32. Беседа Иисуса Христа с Никодимом о духовном возрождении – Ин.3:11–19. Благодатные дары Духа Святого, усвояемые человеком через веру во Христа – Ин.7:37–39. Прощальная беседа Спасителя с учениками – Ин.14:15–17, 14:26, 15:26–27, 16:7–15. Сошествие Святого Духа на апостолов – Деян.2:1–41. Наставление Спасителя о постоянстве в молитве и о благости Божией – Лк.11:5–13.

О девятом члене Символа веры. Христос – славный жених Церкви – Пс.44. Избрание апостолов – Мк.3:12–19; Лк.6:12–16. Притча о добром Пастыре – Ин.10:1–16. Окончательное разделение достойных и недостойных членов христианской Церкви: притча Спасителя о неводе – Мф.13:47–50. Увещание к единодушию в вере – Еф.4:1–16. Правила поведения христиан в отношении к Церкви – 1Пет.5:1–11.

О десятом члене Символа веры. Учение Иисуса Христа в последний день праздника Кущей – Ин.7:37–39.

О крещении. Прообразы крещения: переход через Чермное море – 1Кор.10:1–2 и потоп – 1Пет.3:16–22. Учение Господа о крещении водой и Духом – Ин.3:1–15.

О причащении. Мелхиседек благословляет Авраама и преподносит ему хлеб и вино – Быт.14:18–20. Ветхозаветная пасха – Исх.12:3–14, 21–28. Установление таинства Тела и Крови Господних – Мф.26:18–30; Мк.14:12–26; Лк.22:7–20; 1Кор.11:23–26. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни – Ин.6:25–59. О достойном приступании к тайнам Тела и крови Господних – 1Кор.11:27–32.

О покаянии. Притча о блудном сыне – Лк.15:11–32. Покаявшаяся грешница – Лк.7:36–50. Величие милости Божией, не хотящей смерти грешников, но ищущей их обращения: призвание апостола Матфея – Мф.9:9–17. Пример обращения кающейся души и принятия ее Господом представлен в рассказе о пребывании Спасителя в доме Закхея – Лк.19:1–10. Кающийся Давид прости о прощении своих грехов – Пс.50. Пример истинного покаяния – Ион.3.

О священстве. Значение в Церкви учителей веры и их служение – 1Кор.4. Качества христианских епископов и дьяконов – 1Тим.3:1–13. Наставления касательно избрания пастырей Церкви – Тит.1:1–9. Первые христианские дьяконы – Деян.6:1–6.

О браке. Установление брака – Быт.2:18, 22–24. Брак в Кане Галилейской – Ин.2:1–11. Учение Спасителя о браке и девстве – Мф.19:3–12; Мк.10:1 12. О брачном и девственном состоянии – 1Кор.7:1–40.

Об одиннадцатом члене Символа веры. Воскрешение Иисусом Христом сына Наинской вдовы (Лк.7:11–17), дочери Иаира (Лк.8:41–56) и Лазаря (Ин.11:1–46). Видение пророка Иезекииля о поле, усеянном человеческими костями – Иез.37:1–14. Ответ Христа Спасителя саддукеям о воскресении – Мф.22:23–33. Учение Иисуса Христа о воскресении мертвых – Ин.6:37–44. О воскресении мертвых –1Кор.15:1–58, 1Фес.4:13–18. О последних судьбах мира – 2Пет.3:1–13. Загробное состояние душ изображено в притче о богатом и бедном Лазаре – Лк.16:19–31.

О двенадцатом члене Символа веры. Притча Спасителя о неводе – Мф.13:47–50. Плевелы между пшеницей – Мф.13:24–30, 36–43. Изображение Страшного Суда – Мф.25:31–46. Будущая жизнь и блаженство праведников – Апок.21:1–22:5.

Понятие о христианской надежде. Верному употреблению даров Божиих предоставлена надежда соответственной награды: притча Спасителя о талантах – Мф.25:14–32. Упование на милость Божию – Пс.22.

О молитве. О подвиге молитвы – Мф.6:5–15. Побуждение к неотступной молитве: притчи Спасителя о неправедном судье (Лк.18:1–8) и о докучливом друге (Лк.11:5–10). Христианская молитва –1Тим.2. Какова должна быть молитва христианина: притча Христова о мытаре и фарисее – Лк.18:9–14. Учение Иисуса Христа о поклонении Богу духом и истиной – Ин.4:19–24.

О молитве Господней. Происхождение молитвы Господней – Лк.11:1–4.

О первом прошении молитвы Господней. Увещание к святой жизни – Кол.3:1–17; 1Фес.4:1–12.

О втором прошении молитвы Господней. Царствие Божие – высочайшее и драгоценнейшее благо для человека: притчи Спасителя о сокровище и жемчужине – Мф.13:44–46. Чтобы воспринять царствие Божие, все верующие должны быть подобны детям – Лк.18:15–17. Изображение царства Божия под образом расцветшей пустыни – Ис.35. Пророчество Иезекииля о благах Христова царства – Иез.36:25–38.

О четвертом прошении молитвы Господней. Господь помогает нам в житейских нуждах, подавая все обильно для наслаждения (1Тим.6:17): претворение Иисусом Христом воды в вино – Ин.2:1–12. Насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами – Мф.14:15–20. Учение Иисуса Христа о хлебе жизни – Ин.6:25–59. Христос в доме Марфы и Марии – Лк.10:38–42.

О пятом прошении молитвы Господней. Притча о должнике и заимодавце – Мф.18:23–35.

О шестом прошении молитвы Господней. О терпении в бедствиях и о пользе искушений – Ик.1:1–18.

О седьмом прошении молитвы Господней. Притча о плевелах на поле – Мф.13:24–30.

О славословии. Гимн для прославления благодеяний Божиих – Пс.17. Исцеление десяти прокаженных – Лк.17:11–19.

Об учении блаженства. Пророчество Иеремии о заключении Богом Нового Завета с людьми – Иер.31:31–34, 32:37–40. Счастье праведника – Пс.111, 127. Кажущееся счастье нечестивого, действительное блаженство праведника – Пс.36.

О первой заповеди блаженства. Кто больше в Царстве небесном? – Мф.18:1–5; Лк.9:46–49. Смирение – главное условие получения награды от Бога: притча о работниках в винограднике – Мф.20:1–16. Увещание к смирению – Флп.2:1–11.

Примеры нищеты духовной представлены в притчах о блудном сыне (Лк.15:11–32) и о мытаре и фарисее (Лк.18:9–14).

Библейские примеры смирения: Авраам (Быт.18:27), Иаков (Быт.32:10), Моисей (Исх.3:11), Гедеон (Суд.6:15), Давид (Пс.72), Соломон (3Цар.3:7), Исаия (Ис.6:5), Даниил (Дан.2:30), Иоанн Креститель (Мк.1:7), сотник (Лк.7:6), хананеянка (Мф.15:27), Елизавета (Лк.1:43), ап. Петр (Лк.5:8), ап. Павел (1Кор.15:9; 1Тим.1:15).

О пятой заповеди блаженства. Учение Иисуса Христа о милостыне – Мф.6:1–4. Лепта вдовицы – Лк.21:1–4.

Библейские примеры милосердия: Вооз (Руф.2:14), Иов (Иов.29:16, 30:25, 31:16), Навузардан (Иер.39:10), Закхей (Лк.19:8), первые христиане (Деян.2:45, 4:34), ап. Петр (Деян.3:6), Тавифа (Деян.9:36–39), Корнилий (Деян.10:2), церкви Македонии и Ахаии (Рим.15:26).

Библейские примеры утешения страждущих: друзья Иова (Иов.2:11), Иов (Иов.4:3–4), друзья Марии и Марфы (Ин.11:19), Онисифор (2Тим.1:16).

О восьмой заповеди блаженства. Наставления апостолам при отправлении на проповедь – Мф.10:16–23.

О союзе между верой и любовью. Притча о бесплодной смоковнице – Лк.13:6–9. Проклятие Христом смоковницы – Мф.21:18–19. О союзе между верой и добрыми делами – Иак.2:14–26. Об оправдании верой – Рим.3:21–4:25; Гал.2:15–3:14. Человек ничего не может сделать без помощи Божией – Пс.126. О христианской любви – 1Кор.13:1–13.

О законе Божием и заповедях. Счастье того, кто соблюдает закон Божий – Пс.118.

О разделении заповедей на две скрижали. Притча о милосердном Самарянине – Лк.10:25–37.

Господь благословляет наши земные радости и веселье, если они не противны духу Его евангельского учения: Христос Спаситель на браке в Кане Галилейской – Ин.2:1–12.

Как наслаждаться земными благами при благочестии, чтобы безбоязненно по смерти явиться на суд перед лицом Бога? – Еккл.11:7–12:7.

О первой заповеди закона Божьего. О самонадеянности – Иак.4:13–5:6. Наставление Спасителя о самоотвержении – Лк.14:25–35.

Библейские примеры самоотвержения: Авраам (Евр.11:8–10), Моисей (Евр.11:24–25), Давид (2Цар.23:14–17), ученики Господа (Лк.18:28), ап. Павел (Деян.20:24).

О второй заповеди закона Божьего. Истинное богатство – Мф.6:19–34. Притча Спасителя о любостяжательном богаче и наставление об умеренности – Лк.12:15–32. Гордость, представленная в примере «первые места за столом» – Лк.14:7–11. О суетности богатства, имущества и славы для земного счастья человека – Еккл.6–7:15. Учение Христа Спасителя о посте – Мф.6:16–18. Обличение ложно постящихся – Исаии. 58:1–10. Обличительная речь Господа против фарисеев – Мф.23:1–36. О тщете пустосвятства – Мф.7:21–23.

О третьей заповеди закона Божьего. Очищение храма Спасителем – Ин.2:13–22; Мк.11:15–17.

О четвертой заповеди закона Божьего. О происхождении поста – Мф.9:14–17. Истинный пост – Мф.6:16–18. Учение Спасителя по случаю срывания учениками колосьев в субботу – Мф.12:1–8. Исцеление сухорукого – Мф.12:9–13. Исцеление скорченной женщины – Лк.13:10–17. Насколько достойно любви жилище Божие? – Пс.83. Труд представлен в примерах муравья и пчелы (Притч.6:6–8) и добродетельной жены (Притч.31:10–31).

О пятой заповеди закона Божьего. Обязанности родителей и детей – Еф.6:1–4; Кол.3:20–21. Наставления верующего отца сыну – Тов.4. Служение земному царю и угождение Богу совмещаются и не противоречат друг другу – Мф.22:15–22. О повиновении властям – 1Пет.2:13–19; Рим.13:1 7. Наставление пастырям и пасомым – 1Пет.5:1–5. Обязанности рабов (слуг) и господ – Еф.6:5–9; Кол.3:22–4:1.

О шестой заповеди закона Божьего. Братская любовь к ближнему и ненависть – 1Ин.3:11–18. Увещание к взаимной любви – 1Ин.4:7–5:5. Прощение обид представлено в притче: безжалостный должник – Мф.18:23–35. Притча о милосердном Самарянине – Лк.10:25–37.

О седьмой заповеди закона Божьего. О поведении христианских супругов – 1Пет.3:1–7. Обязанности мужа и жены – Еф.5:22–33; Кол.3:18–19. Изображение добродетельной жены –Притч.31:10–31.

О восьмой заповеди закона Божьего. Обличение жестокосердных богачей – Ик.5:1–6.

О девятой заповеди закона Божьего. О не осуждении ближних – Мф.7:1–5. О воздержании языка – Ик.3:1–12.

О десятой заповеди закона Божьего. Пример довольства своим состоянием – 2Цар.19:31–37.

Употребление учения о вере и благочестии. Притча о рабе – Лк.17:7–10. О необходимости исполнения воли Божией – Мф.7:24–27.

* * *

246

Встретится ли какая-нибудь ложь, которая покажется нам истиной, – у нас есть Символ веры; он будет служить для нас светом истины. Будет ли мешать нам самолюбие; может быть, нам покажется, что мы правильно поступаем, тогда как на самом деле поступаем неправильно, – у нас есть заповеди, в которых изложена воля Божия: по ним мы можем поверять свои дела; они являются для нас зеркалом. Овладеет ли нашей душой скорбь, западет ли в сердце тоска – у нас есть право молиться Богу с надеждой на Его помощь. Почувствуем ли мы свое нравственное бессилие в борьбе против греха, с искушениями мира сего, – прибегнем к благодати Божией, которая сообщается в таинствах Церкви.

247

То есть, кто знал, чего желает его господин, и все же не приготовил того, что нужно, не исполнил воли своего господина, тот понесет строгое наказание, а кто не знал воли господина и сделал достойное наказания, тот будет наказан не так строго.

248

То есть половину того имения, которое приобретено мной праведным путем, отдам нищим, все же неправедно приобретенное возвращу по принадлежности, да еще добавлю из остающегося у меня столько, чтобы вчетверо возвратить обиженным мною.


Источник: Православно-христианское катехизическое учение, изложенное по руководству Пространного христианского катехизиса православно-кафолической, восточной церкви / Сост. законоучитель Юрьев. учит. семинарии свящ. И. Жилов. - 3-е изд., испр. - Рига : Склад изд. в кн. Маг. А. Вальтер, Я. Рапа и К, 1915. – [1], 226 с.

Комментарии для сайта Cackle