свящ. Иоанн Жилов

Источник

Введение в православный катехизис

Предварительные понятия

Понятие о православном Катехизисе. Слово Катехизис, по переводу с греческого языка, значит оглашение – устное наставление, а по употреблению с первых времен христианства этим именем обозначается первоначальное наставление в истинах христианской веры, необходимое для всякого христианина (Лк.1:4; Деян.18:25)1.

Православный2 катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.

Что необходимо для угождения Богу и спасения души? Если кто желает угодить Богу и спасти свою душу, тот должен, во-первых, иметь познание истинного Бога и правильную веру в Него; во-вторых, должен жить согласно с этой верой, совершая добрые дела. Вера нужна потому, что без веры, как свидетельствует слово Божие, не возможно угодити Богу (Евр.11:6). А добрые дела должны быть неразлучны с верой потому, что вера, говорит апостол Иаков (Иак.2:20), без дел мертва есть (то есть лишена жизненной силы, и потому недействительна и не может спасти человека).

Понятие о вере и отличие ее от знания. Вера, как душевное состояние, по объяснению ап. Павла (Евр.11:1), есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом)3, то есть, вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем.

Вера имеет некоторое сходство со знанием: она доставляет нам понятия о предметах. Но между верой и знанием есть и коренное различие: 1) знание дает понятие о предметах, видимых и постигаемых, поддающихся исследованию внешних чувств и разума (например, понятие о дереве, любви, гневе и т. п.), а вера дает понятие о предметах невидимых и даже непостижимых разумом, как, например, о Триедином Боге, об ангелах, воплощении Сына Божия, благодати Божией, загробной жизни; 2) знание основывается на научном наблюдении предмета или исследовании его путем опыта, а вера – на доверии к свидетельству истины; например, вера в воскресение мертвых основывается на нашем доверии к свидетельству Спасителя, говорившего истину; 3) знание принадлежит собственно уму, хотя может действовать и на сердце (например, понятия о прекрасных произведениях искусства, красотах природы затрагивают наше чувство), истины же веры, хотя и начинаются в мыслях, принадлежат преимущественно сердцу, потому что они не могут быть вполне постигнуты нашим разумом, но доступны восприятию и усвоению главным образом сердцем; так, размышление о том, что на земле часто грешники благоденствуют, а добродетельные люди страдают, приводит нас к признанию той истины веры, которая обычно воспринимается живо сердцем, именно, что должна быть и действительно существует загробная жизнь, где праведный Судья – всесвятой Бог воздает каждому по его заслугам.

Необходимость веры при усвоении нами христианского учения. При усвоении истин, излагаемых в православном катехизисе, от нас требуется не только знание, но и вера, потому что главный предмет христианского учения есть невидимый и непостижимый Бог и премудрость Божия, таинственно сокрытая в своей глубине от человеческого понимания. Отсюда ясно, что многие истины этого учения не могут быть обняты знанием разума, но могут быть приняты только на веру, как истины, открытые Самим Богом.

«Вера, говорит св. Кирилл Иерусалимский (IV в.), есть око, которое просвещает всякую совесть и сообщает разумение; ибо пророк говорит: аще не уверите, не имате разумети» (Ис.7:9, Огласит. поуч. 5)4.

Необходимость веры в человеческой жизни св. Кирилл Иерусалимский выясняет так: «Не у нас только одних, носящих на себе имя Христово, достоинство веры велико, но и все, что совершается в мире, даже теми, которые чужды Церкви, совершается верой. Верой держится и земледелие. Кто не верит, что получит плод, тот не станет переносить труды. По вере люди пускаются в море, вверив себя малому древу, самую твердую из стихий – землю меняют на непостоянное стремление волн, предаваясь неизвестным надеждам и имея только веру, которая для них надежнее всякого якоря» (Огласит. поуч. 5)5.

О Божественном откровении

Понятие о Божественном откровении. Учение Православной веры почерпается из Божественного откровения. Под именем Божественного откровения разумеется то, что Сам Бог открыл людям, чтоб они могли правильно и спасительно веровать в Него и достойным образом почитать Его.

Всеобщее назначение Божественного откровения и способ сообщения его людям. Свое откровение Бог дал всем людям, потому что оно для всех необходимо и спасительно6; но так как не все люди по греховной нечистоте и немощи духа и тела способны были непосредственно (то есть без посредников, лично) принимать откровение от Бога, то Он избрал особенных провозвестников Своего откровения; эти провозвестники полученное ими откровение от Бога передавали всем другим людям, желающим принять его и жить по воле Божией.

Провозвестники Божественного откровения. Такими провозвестниками откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки; они приняли и проповедали людям начатки этого откровения; в полноте же и совершенстве принес на землю откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по вселенной через Своих учеников и апостолов.

Апостол Павел в начале своего послания к Евреям говорит:

Многочастне и мгогообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори (Евр.1:1–2).

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил7.

Евангелист Иоанн пишет в Евангелии, что Христос сообщил людям полное познание о Троичном в лицах Боге, насколько оно может быть доступно ограниченному человеческому уму:

Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин.1:18).

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил8.

Сам Иисус Христос говорит:

Никтоже знает Сына токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф.11:27).

Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто кроме Сына, и кому Сын хочет открыть9.

О непостижимых для ума истинах веры, которые открыты Богом св. апостолам и чрез них проповеданы всему миру, ап. Павел пишет:

Глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: нам же Бог открыл есть Духом Своим. Дух бо вся испытует, и глубины Божия (1Кор.2:7,8,10).

Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал. А нам Бог открыл это Духом Святым, ибо Дух все проницает, и глубины Божии.

Сверхъестественное и естественное откровение; недостаточность последнего. Откровение Божие, сообщенное людям чрез патриархов, пророков и принесенное на землю в полноте и совершенстве Сыном Божиим, называется сверхъестественным. Кроме того, Бог, от сотворения мира и доныне, давал и дает познание о Себе и чрез видимый мир, где как в открытой книге люди могут читать о Боге – своем Творце и Промыслителе, а также чрез богоподобную душу человека (его ум, волю и чувство). Такой способ Богопознания называется откровением естественным; но познание Бога из рассматривания видимой природы и сотворенных Богом вещей бывает несовершенно и недостаточно, так как без сверхъестественного откровения оно не может дать высоких и чистых представлений о Божестве и существенных свойствах Его; поэтому естественное Богопознание может служить только приготовлением к вере, или некоторым пособием к познанию Бога из того откровения, какое Сам Бог дал людям.

Ап. Павел пишет, что видимый мир открывает невидимого Бога и Его Божественные свойства.

Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим.1:20).

Ибо невидимое Его (то есть невидимые свойства и действия Бога), вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы10.

В своей проповеди среди ученых язычников в Афинах ап. Павел говорит, что голос нашей собственной природы – наилучший свидетель о Боге:

Сотворил есть от единыя крове весь язык человечь жити по всему лицу земному, уставив предучиненная времена и пределы селения их, взыскати Господа, да поне осяжут Его и обрящут, яко не далече от единаго коегождо нас суща. О Нем бо живем, и движемся, и есмы (Деян.17:26–28).

От одной крови (то есть от земного отца – Адама) Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем.

Св. Василий Великий (IV в.) пишет, что прежде веры в Бога у нас является мысль о том, что Бог есть; эту мысль мы получаем от рассматривания творений; рассматривая мир, мы познаем премудрость Божию, благость и другие свойства, познаем, что Он – Творец всего и наш. После этого и начинается в нас вера в Бога, а за верою следует поклонение Ему (Посл.232).

О священном предании и священном Писании

Способы распространения и сохранения Божественного откровения. Божественное откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством священного предания и священного Писания.

Понятие и священном предании; верное хранилище его. Под именем священного предания разумеется такой способ распространения и сохранения Божественного откровения, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды. Все истинно верующие, соединенные священным преданием веры, совокупно11 и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церковь, которая и есть верное хранилище священного предания, или, по выражению ап. Павла, Церковь Бога жива – столп и утверждение истины (Тим.3:15)12.

О сохранении священного предания в Церкви св. Ириней, епископ Лионский (II в.), говорит так: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питье жизни. Она есть дверь жизни.» (Против ерес. кн. 3, гл. 4).

Понятие о священном Писании. Священным Писанием называются книги, написанные по внушению Св. Духа чрез освященных от Бога людей – пророков (от Рождества Христова) и апостолов (после Рождества Христова); эти книги, собранные все вместе, обыкновенно называются Библией. Слово Библия – греческое, и по-русски значит книги. Так называются священные книги потому, что они преимущественно пред всеми другими книгами в мире достойны особенного внимания, как книги, содержащие в себе слово Божие и составляющие для нас истинное руководство к вечному спасению.

Древность священного предания в сравнении со священным Писанием. Древнейший и первоначальный способ распространения откровения Божия на земле есть священное предание. От Адама до пророка Моисея (около четырех тысяч лет) не было священных книг, и люди в то время в делах веры и своего поведения руководились только священным преданием. Сам Господь наш Иисус Христос Свое божественное учение и Свои установления передал ученикам не при помощи книг, а словом и примером. Тем же способом (то есть устно и примером) вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость предания видна и из того, что книгами может пользоваться только часть людей, а преданием все, даже люди, не умеющие читать.

Цель дарования людям священного Писания. Священное Писание дано Богом людям для того, чтобы Божественное откровение сохранилось между ними более точно и неизменно, чтобы люди не примешали к Божественным истинам своих ложных понятий; в священных книгах мы читаем слова пророков и апостолов так, как бы мы жили вместе с ними и слышали их самих, хотя эти книги и написаны за несколько столетий и даже тысячелетий до нашего времени.

Важность и необходимость священного предания в христианской церкви. Хотя мы имеем священное Писание, но должны соблюдать и предание, которое согласно со священным Писанием и с древних времен сохраняется в Церкви Христовой13, потому что как священное предание, так и священное Писание имеют для веры и благочестия совершенно одинаковое значение и силу. Поэтому ап. Павел и увещевает Солунских христиан:

Темже убо братия, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим. (2Фес.2:15).

Итак, братия, стойте и держите предания (то есть то, что преподано вам из божественного учения), которым вы научены или словом, или посланием нашим14.

И по настоящее время священное предание не потеряло своего важного значения, так как оно положительно необходимо для руководства к правильному пониманию священного Писания15, для правильного совершения таинств16 и для сохранения священных обрядов в чистоте первоначального их установления17.

О значении апостольского предания для совершения таинств и обрядового богослужения Православной Церкви св. Василий Великий (IV в.) говорит следующее: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например, (напомню сначала о первом и самом общем): кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Как Писание научило нас – в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показывании18 Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению таинства, приняв их из неизложенного в Писании учения. Благословляем же и воду крещения и елей помазания, и даже самого крещаемого, по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию? Что еще? Самому помазанию елеем научило ли какое писанное слово? Откуда и троекратное погружение крещаемого человека? Из какого писания взято и прочее, относящееся к крещению – отрицаться сатаны и ангелов его? Не из этого ли необнародованного и сокровенного учения, которое отцы наши соблюдали в непытливом и скромном молчании, очень хорошо понимая, что достоуважаемость таинств охраняется молчанием? На что непосвященным непозволительно даже и смотреть, прилично ли было бы учение о том выставлять напоказ письменно?» (Прав. 97 о Св. Духе, гл. 27)19.

О книгах священного Писания

Время написания священных книг. Священные книги написаны в разное время; одни из них написаны до Рождества Христова и называются книгами Ветхого Завета, а другие – после Рождества Христова и называются книгами Нового Завета.

Понятие о Ветхом и Новом Завете. Слово завет значит: союз, взаимный договор между лицами или сторонами. Ветхий Завет – древний союз Бога с людьми. Он состоял в том, что Бог обещал людям Божественного Спасителя и приготовлял их к принятию Его; это приготовление совершалось через постепенные откровения (иначе: через постепенное воспитание), через пророчества20 и прообразования21. Новый Завет – новый союз Бога с людьми. Он состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего, Иисуса Христа, и люди стали веровать в пришедшего Спасителя, как в древности (до Рождества Христова) они веровали в грядущего (то есть еще ожидаемого) Искупителя мира.

Число священных книг Ветхого Завета и их разделение по содержанию.

Священных книг Ветхого Завета – двадцать две.; так считают отцы Церкви: св. Кирилл Иерусалимский (IV в.), св. Афанасий Великий (IV в.) и св. Иоанн Дамаскин (VIII в.), применяясь в этом случае к тому, как считают ветхозаветные книги евреи на своем первоначальном языке22. Счисление этих книг, принятое евреями, заслуживает внимания, потому что вверена быша им, говорит ап. Павел, словеса Божия (Рим.3:2), то есть Самим Богом евреям было поручено для хранения Писание, и новозаветная христианская Церковь приняла священные книги Ветхого Завета от ветхозаветной еврейской церкви.

По своему содержанию ветхозаветные книги делятся на четыре отдела:

1) Книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета.

2) Книги исторические, которые излагают преимущественные события, составляющие историю народа Божьего.

3) Книги учительные, которые учат людей вере и благочестию.

4) Книги пророческие, которые содержат пророчества, или предсказания о будущем, и в особенности об Иисусе Христе.

К законоположительным книгам относятся пять книг, написанных Моисеем: 1) Книга Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Книга Чисел и 5) Второзаконие. Сам Иисус Христос дает этим книгам общее наименование Закона Моисеева (Лк.24:44).

Книга Бытия содержит повествование о сотворении мира и человека, о жизни первых людей в раю, происхождении греха в человеческом роде и заключает в себе историю патриархов, начиная от Адама до смерти Иосифа в Египте. В прочих четырех книгах Моисеевых изложены история народа Божьего во времена пророка Моисея и закон, данный Богом евреям через Моисея.

В число исторических книг Ветхого Завета входят: 6) книга Иисуса Навина; 7) книга Судей и вместе с ней, как бы ее прибавление, книга Руфь; 8) первая и вторая книги Царств, как две части одной книги; 9) третья и четвертая книги Царств; 10) первая и вторая книги Паралипоменон (то есть история «оставленных», или опущенных в книгах Царств событий); 11) книга Ездры первая и вторая его же или, по греческому написанию, книга Неемии; 12) Есфирь.

К учительным книгам принадлежат: 13) книга Иова (описывается терпение Иова, перенесшего страшные лишения и несчастья, но и среди тяжких испытаний не возроптавшего на Бога)23; 14) Псалтирь24, заслуживающая нашего особенного внимания. Псалтирь заключает в себе молитвы, правила благочестивой жизни, краткое изображение древних событий и многие пророчества о Христе Спасителе, она представляет превосходное руководство к молитве и прославлению Боги и потому постоянно употребляется в церковном богослужении; 15) Притчи Соломона (сборник кратких мудрых изречений о добродетелях и пороках); 16) Екклезиаст25, его же (изображает суетность и ничтожество всего земного и учит, что счастье человека заключается в исполнении заповедей Божиих и спокойствии духа); 17) Песнь Песней26, его же (под образом чистой любви жениха к невесте таинственно представлена высокая, святая любовь Христа к Своей Церкви).

В состав пророческих книг входят: 18) книга пророка Исайи, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила и 22) двенадцати пророков27.

Число книг Нового Завета; разделение их по содержанию. Священных книг Нового Завета двадцать семь; их так же, как и книги Ветхого Завета, можно разделить на законоположительные, исторические, учительные и пророческие.

Законоположительной книгой, то есть преимущественно составляющей основание Нового завета, справедливо можно назвать Евангелие, в состав которого входят четыре книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна28. Греческое слово Евангелие значит: благовестие, то есть добрая, радостная весть. Книги, называемые Евангелием, благовествуют (то есть приносят радостную весть) людям о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, об Его пришествии на землю и жизни на земле, о чудесах и спасительном учении Его, наконец об Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо. Эти книги названы Евангелием потому, что для людей не может быть лучшей и большей радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и в церкви пред чтением и после чтения Евангелия каждый раз слышится радостное пение: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Историческая книга – одна в Новом Завете, именно книга Деяний святых Апостолов29 (то есть книга дел или трудов апостольских), написанная евангелистом Лукой; она содержит повествование о сошествии Св. Духа на апостолов и о распространении через них Церкви христианской, сначала между евреями, потом между язычниками, до Рима – главного города языческого мира.

К учительным книгам Нового завета относятся: семь соборных30 посланий (то есть писем): одно апостола Иакова, два Петровых, три Иоанновых и одно Иудино, и четырнадцать посланий апостола Павла: к Римлянам, к Коринфянам два, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Солунянам (или Фессалоникийцам) два, к Тимофею два, к Титу, Филимону и к Евреям. В апостольских посланиях изложено учение о христианской       вере и жизни, необходимое для всех христиан и на все века.

Пророческая книга Нового Завета – Апокалипсис, что по переводу с греческого языка значит откровение. Эта книга, написанная апостолом Иоанном Богословом, содержит таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира.

Книги неканонические. Кроме перечисленных 22 священных книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, называемых каноническими31, то есть такими, которые действительно написаны пророками и апостолами по внушению Св. Духа, в Библии, именно в Ветхом Завете, находятся еще некоторые другие книги (например, книга Премудрости сына Сирахова), которые носят название неканонических (небогодухновенных)32; эти книги, как не имеющие одинакового достоинства и значения с каноническими, считаются только назидательными и полезными для чтения верующих; они назначались, по словам св. Афанасия Великого (IV в.), для чтения иудеям и язычникам, готовящимся к принятию христианства.

О чтении слова Божия

Так как книги священного Писания представляют слово Божие, то этим налагается на нас обязанность – возможно чаще читать Библию. Но чтобы чтение ее принесло нам действительную пользу, для этого необходимо соблюдать следующее:

Во-первых, мы должны читать священное Писание с благоговением, как слово Божие, обращаясь с молитвой ко Господу – дать понимать его, как должно;

Во-вторых, надо читать его с искренним намерением найти для себя в слове Божием истинное наставление в вере и живое побуждение к добрым делам;

В-третьих, имея в виду особенную важность священного Писания для нашего спасения, мы должны понимать его не так, как нам иногда может показаться, а согласно с изъяснением (толкованием) Православной Церкви и святых отцов.

Об отличительных признаках Божественного откровения

Когда Церковь предлагает людям учение откровения Божия и священного Писания, то она указывает им и признаки, по которым они могли бы узнать, что это учение есть истинное слово Божие, это признаки следующие:

Первый признак – высота учения откровения Божия и священного Писания; она свидетельствует, что учение не могло быть изобретено человеческим разумом. Многие истины его, например, о Троичности Лиц в Боге, о воплощении Сына Божия, об искуплении падшего человека, об освящении его благодатью Св. Духа, о духовном мире, о вечной жизни – такие возвышенные истины, до которых человек никогда не мог бы дойти своим ограниченным умом, если бы Сам Бог не сообщил их людям путем Своего сверхъестественного откровения.

Второй признак – чистота этого учения, показывающая, что оно произошло от чистейшего ума Божьего. Нравственное учение откровения Божия и священного Писания составляет развитие самых чистых начал добра, оно не приноравливается к каким-либо принятым мнениям и любимым вкусам людей, не дает послабления и потворства людским страстям, но содержит в себе такие высокие и совершенные начала человеческой нравственности, каких наш разум и помыслить не может. Это учение имеет целью сделать человека святым и духовно совершенным; оно заповедует нам уподобляться в нравственном отношении Самому Богу, быть совершенным, как совершен Отец наш небесный. Последнее требование настолько возвышенно, что человек без особенной помощи Божией не может приблизиться к нему. Нравственные правила, раскрытые в Новом Завете, неизмеримо превосходят все учения нравственности, какие только измышлялись людьми, и все правила, какие только когда-либо предлагались нравоучителями. Чистота этих правил свидетельствует, что учение Нового Завета не есть человеческое, но происшедшее от Бога, высшего источника святости и чистоты.

Третий признак – пророчества. Пророчествами называются ясные и определенные предсказания о будущих событиях совершенно случайных, которые не могут быть доступны соображениям человеческого ума, а известны лишь одному всеведущему Богу. Такие предсказания, как превышающие меру естественного человеческого знания, заключают в себе ясный признак сверхъестественного происхождения и указывают, что пророчества суть откровение всеведущего Бога. Например, когда пророк Исаия за несколько сот лет предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего естественный разум человеческий и помыслить не мог, и когда в определенное время Господь наш Иисус Христос действительно родился от Пресвятой Девы Марии, то всякий видит, что пророчество Исаии было словом Бога всеведущего, а исполнение этого пророчества – делом Бога всемогущего. Поэтому и св. евангелист Матфей, повествуя о Рождестве Христовом, приводит пророчество Исаии:

Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог (Мф.1:22–23).

А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог33.

Четвертый признак – чудеса, которые совершали лица, возвещавшие людям Божественное откровение. Чудесами называются такие дела, которые превышают силы и законы природы и не могут быть сделаны ни силою, ни искусством человеческим, но только всемогущей силою Божией; например, воскрешение мертвого. Кто творит истинные чудеса, тот действует силою Божией; следовательно, он угоден Богу и имеет в себе Духа Божия. А такому лицу свойственно говорить только чистую истину. И потому, когда совершающий истинные чудеса говорит именем Божиим, тогда через него, без сомнения, говорит Сам Бог. Поэтому Сам Господь наш Иисус Христос признает чудеса важным свидетельством Своего Божественного посланничества:

Дела, яже даде Мне Отец, да совершу я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла (Ин.5:36).

Дела (то есть чудеса), которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

Пятый признак – то могущественное, свойственное только Божией силе действие, какое производило и производит на умы и сердца людей учение откровения Божия и священного Писания. Это особенно можно видеть из того, что двенадцать апостолов, взятые Спасителем из людей бедных, неученых и простого звания, проповедуя христианское учение, победили и покорили Христу людей сильных, мудрых, богатых, царей и целые царства и в короткое время распространили Евангелие по всему миру. История распространения христианства представляет дивное зрелище того, как под влиянием учения Христова духовно перерождалось человечество, несмотря на то, что этому учению приходилось вести сильную борьбу как с иудеями, так и с язычниками в лице императоров, жрецов и философов. Часто бывали случаи, что язычники и великие грешники, прочитав или выслушав внимательно даже несколько лишь изречений из Библии, делались христианами и обращались на путь спасения, что наглядно показывает внутреннюю силу откровенного учения.

* * *

1

В первые века христианства для лиц, желавших принять христианскую веру, был установлен определенный порядок испытания и приготовления их ко вступлению в Церковь. Продолжительность такого испытания и приготовления, получившего у древних христиан название оглашения, была различна. Обычно состояние оглашения продолжалось от 40 дней до двух лет, и затем оглашенные допускались ко крещению. В особенных же случаях делалось значительное сокращение времени оглашения; если, например, оглашаемый находился в опасности смерти, то его крестили без замедления; равно сокращался срок оглашения и во времена гонений, потому что самое принятие христианства в такое время уже само по себе свидетельствовало о мужестве и твердой вере принимающего его. Готовящегося ко крещению пастыри церкви, по распоряжению епископа, научали истинам христианской веры. Обучение состояло в устном раскрытии уверовавшему всего последовательного хода спасения рода человеческого при свете истории Ветхого и Нового Завета; в особенности же предметом устного наставления оглашаемого служило евангельское учение Христа Спасителя. В Александрии очень рано, еще во II веке, существовало для этой цели даже особое училище, носившее огласительного.

2

Словом «православный» указывается на не поврежденность катехического учения православной церкви для отличия от катехизисов инославных (например, католического, лютеранского и др.), уклонившихся от первоначальной чистоты учения откровения Божия.

3

Вера называется осуществлением ожидаемого в том смысле, что через веру мы видим будущее, как бы уже теперь наступившим, через веру то, чего мы ожидаем, так же непременно будет для нас, как и настоящее, что мы видим и переживаем. Например, вера говорит нам о воскресении мертвых и жизни будущего века. Теперь мы не видим этого – ни воскресения тел, превратившихся в прах, ни будущей жизни, но несомненно твердо знаем, что будет и то, и другое; знаем, что исполнится наше желание и ожидание, чтобы мертвые воскресли и наступила вечная блаженная жизнь с Богом. – Слова: уверенность в невидимом означают, что вера убеждает нас в том, что есть невидимое духовное, недоступное телесному зрению, и убеждает настолько ясно, насколько мы убеждены в существовании видимых нами предметов. Вера говорит нам о Боге, Отце Небесном, о Сыне Его, Спасителе мира, и Духе Святом. Мы Их не видим своими телесными глазами, но видим очами веры и знаем, что Бог невидимый – превыше всего видимого.

4

Творения св. Кирилла, архиепископа Иерусалимского, изд. второе, 1893 г., стр. 64–65. Приводимые святителем слова пророка Исаии: «Если не уверуете, то не уразумеете» заключают такой смысл: нельзя уразуметь духовное, не увидев его ранее очами веры; кто не верит в духовное, тот не может понять его, потому что не видел его.

5

Творения Св. Кирилла Иерусалимского, стр.64.

6

Люди созданы по образу и подобию Божьему и предназначены Творцом для вечной жизни, и потому они, естественно, стремятся к истине, святости и счастью. Этим стремлениям удовлетворяет Откровение – источник живой воды, текущей в жизнь вечную (Ин.4:14). Без Откровения люди блуждали бы во тьме неверия и нечестия и были бы самыми несчастными из всех земных созданий. Упадок религии в семье, в семье, в обществе, в жизни государства ведет к внутренним смутам, вражде, диким насилиям. Упадок религии в личной жизни человека приводит к малодушию, отчаянию, самоубийству и сумашествию.

7

В Ветхом Завете Бог открывал Свою волю людям многократно – не вдруг во всей полноте, какой не могли бы вместить не только народ еврейский, но и самые пророки, а частями – одному одно, другому – другое и притом мало-по-малу, например, пророку Исаии открыл рождение Мессии от Девы, Его страдания; пророку Малахии – пришествие Предтечи Христова и т. д. Притом Бог открывал пророкам Свою волю многообразно, – приближал будущее к духу пророка и народа в различных образах, – не прямо раскрывая их, но или во сне, или в видении, или в прямой речи, или в символической. Не так было в Новом Завете – в последнии дни сии. Здесь Бог излил Свое откровение во всей полноте и совершенстве через Сына Своего, Которого и по человечеству Он сделал наследником, владыкой всего существующего, через Которого сотворил и самый мир (или установил и законы времени).

Словами: Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил показывается безграничное превосходство Сына Божьего перед всеми ветхозаветными провозвестниками Божественного откровения, а, следовательно, и превосходство новозаветного откровения перед ветхозаветным.

8

То есть никто из людей никогда не имел полного и точного познания о Боге: только единственный Сын Божий, составляющий с Отцом одно нераздельное Существо, открыл нам Бога.

9

То есть природа Сына Божия, тайна единства в Нем божественного и человеческого естества, высота и чистота Его божественного характера таковы, что ни один человек не может их вполне понять и узнать; один Бог Отец знает Сына совершенно. И Отца не знает никто: ни человек, ни ангел и никакое творение не могут вполне постигнуть и узнать Бога. Только Сын знает Его вполне, и лишь те из людей могут познать Отца Небесного, кому откроет Сын Божий, если эти люди по своей вере и любви будут способны и достойны принять такое откровение.

10

Созданный Богом мир существует по известным законам, это – видимо, вседержительной же силы Божией, промышляющий о мире, мы не видим. Однако следы бытия Творца и его Божественных свойств, не видимые для глаз, не могут быть невидимы для ума, здесь они являются ясно отпечатленными на Его творениях. Рассматривая мир в целом и в частях, нельзя не видеть и не признать всемогущей творческой силы, устроившей все это необъятное множество разнообразных тварей, их жизнь и деятельность; нельзя не видеть свойств устроившего их Божества, особенно Его премудрости и благости, давшей всему сотворенному все нужное для его существования.

11

Совокупно, то есть во всей совокупности и пастыри и народ (пасомые).

12

Церковь Бога живого – столп и утверждение истины. Церковь названа столпом и утверждением истины в том смысле, что Церковью держатся и сохраняются божественные истины христианства, которые из века в век передаются неизменными и неповрежденными.

13

Голос священного апостольского предания можно слышать в Правилах Апостольских, и в постановлениях вселенских и некоторых поместных соборов, в древних литургиях и символах веры, употреблявшихся в христианской церкви со времен апостольских, и в творениях древних св. отцов и учителей Церкви.

14

Здесь апостол под словом разумеет свою устную проповедь у Солунян, а под посланием нашим первое свое послание к ним; таким образом, ап. Павел дает совершенно разное значение и силу и священному преданию, и священному Писанию.

15

Священное предание удостоверяет нас в подлинности самого священного Писания, равно и в том, когда, кем, по какому случаю и для какой цели написана та или другая священная книга. Затем священное предание уясняет смысл и значение той или другой библейской книги, того или иного места в ней. Священные книги писались для людей, живших или в одно время со священными писателями или очень недолго после них; эти книги писались с определенной частной целью, по какому-либо случайному обстоятельству. Поэтому первые читатели священных книг и ближайшие их потомки лучше понимали текст священных книг, чем, например, мы, живущие тысячи лет позже. Значит, чтобы правильно понять текст священных книг, нужно обратиться к древним христианам – к тем мужам, которые были близки к апостолам и евангелистам и сами слышали из их уст различные пояснения и толкования; голос этих мужей и есть голос церковного предания.

16

Относительно образа совершения таинств почти ничего не говорится в Новом Завете, между тем со времен апостольских выработался в церковной практике известный чин или порядок совершения того или другого таинства, этот чин и сохраняется с первых времен христианства до нашего времени в священном предании.

17

Основываясь на священном предании, мы храним обряды православного богослужения, в особенности божественной литургии, соблюдаем посты, совершаем крестное знамение и другие внешние действия при молитве и т. п.

18

То есть, Богу Отцу, как читается в литургии св. Василия Великого в молитве во время трисвятой песни: Свят, Свят, Свят и проч.

19

Творения св. Василия Великого. Изд. 3-е, ч. 3, стр.260–270.

20

Пророчество есть предсказание будущего словами; например, пророк Исаия предсказал о рождении Христа Спасителя от Девы (Ис.7:14; Мф.1:22–23).

21

Прообразование – предсказание будущего делом или действием, например, медный змей в пустыне прообразовал крестную смерть Иисуса Христа (Ин.3:14).

22

В счете евреев мы замечаем, что иногда у них несколько книг (две и даже двенадцать) принимаются на одну книгу, так что если каждую ветхозаветную книгу считать отдельно, то получится не 22, а 38 книг. Но число 22 принято древними евреями применительно к количеству букв еврейского алфавита.

23

Здесь находятся прекрасные изображения премудрости, всемогущества и благости Божией во всем видимом мире.

24

Псалтирь – по-еврейски «Книга хвалений» – сборник 150 священных песнопений или псалмов, большинство которых написано Давидом. Свое название эта книга получила от музыкального инструмента (лиры, арфы), игрой на котором сопровождалось у евреев пение псалмов. Все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы.

25

Греческое слово Экклезиаст –значит «проповедник».

26

Выражение «Песнь песней» означает превосходнейшую песнь, лучшую из всех, и такое название приличествует священной книге потому, что она действительно есть возвышеннейшая и превосходнейшая песнь, как по изяществу своего поэтического изложения и формы, так и по таинственно-возвышенному предмету своего содержания.

27

Эти двенадцать пророков: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия называются «малыми» в отличие от четырех великих пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила).

28

Евангелист Матфей был из числа 12 апостолов. Он написал Евангелие на еврейском языке для уверовавших в Сына Божия евреев с целью показать, что Иисус Христос действительно есть тот самый Мессия, Который еще в Ветхом Завете был обещан Аврааму и Давиду и о Котором неоднократно предсказывали пророки. Поэтому евангелист в своем повествовании везде, где только представляется случай, ссылается на ветхозаветные пророчества и прообразования о Мессии и указывает исполнение их на Господе Иисусе. Так как евангелист изображает по преимуществу человеческую сторону Лица Спасителя, как обетованного через пророков сына Давидова и сына Авраамова, то символом (знаком) Матфея на иконах служит ангелоподобный человек.

Евангелист Марк, называвшийся еще Иоанном, был, по преданию, одним из 70 учеников Христовых. Он написал Евангелие под непосредственным руководством ап. Петра, основываясь на его устной проповеди. В этом Евангелии, предназначавшемся первоначально для верующих из язычников, Марк представляет Иисуса Христа, как Сына Божия, Который один только мог примирить с Богом развращенный и нравственно погибавший языческий мир. Он в сильных, полных жизни и производящих глубокое впечатление очерках раскрывает преимущественно ту истину, что Господь Иисус есть Владыка неба и земли, Бог всемогущий и Царь всего мира, Которому покоряются и духи, и силы, и законы природы, и стихии. Символическим изображением у евангелиста Марка служит лев – символ царственной власти и могущества.

Св. Лука принадлежал к числу 70 апостолов и долгое время был сотрудником ап. Павла в деле евангельской проповеди, вследствие чего в содержании Евангелия Луки заметна особенная близость к учению св. ап. Павла. Написанное Лукой Евангелие предназначалось первоначально для Феофила, знатного римлянина, жившего, вероятно, в Антиохии Сирийской. Главная мысль Евангелия та, что Иисус Христос пришел на землю не только для иудеев, но и для язычников. Он есть искупительная жертва за грехи всего мира. Св. Лука по преимуществу избирает такие события в жизни Спасителя и такие притчи Его, в которых главным образом видна любовь Божия к кающимся грешникам. На всех страницах его Евангелия чувствуешь Того, Кто спасает и прощает, Сына человеческого, пришедшего не погубить, но спасти людей, не судить, но прощать грешников (Лк.9:56). Св. Лука на иконах изображается с тельцом, как жертвенным животным, потому что в Евангелии он особенно указывает на всеобъемлющую безмерную любовь Спасителя к людям, принесшего Себя в жертву Богу Отцу за грехи мира.

Св. Иоанн Богослов, один из 12 апостолов, написал Евангелие после всех других евангелистов; он описывает по преимуществу такие речи и дела Христовы, о которых нет упоминания у первых трех евангелистов, и изображает Спасителя предвечным единородным Сыном Божиим, посланным в мир безграничной любовью Отца Небесного. Цель написания Евангелия определяется самим писателем его. «Сие написано, – говорит он, – дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31). Евангелие Иоанна в отличии от других с давних времен называли духовным. Это название дано ему потому, что в нем преимущественно перед первыми тремя Евангелиями содержатся возвышенные беседы Господа Спасителя о глубочайших тайнах Св. Троицы, об Его Божестве, об отношениях Его к Богу Отцу, об искуплении людей, причащении, о Св. Духе и духовном возрождении. Символическое изображение евангелиста – орел, достойное выражение высоты его учения.

29

Греческое слово Апостол значит: посланник. Этим именем называются избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он послал проповедывать Евангелие.

30

Послания апостолов Иакова, Петра, первое Иоанна и Иуды написаны не к каким-либо частным церквям и лицам, а имели более обширное назначение, поэтому к ним совершенно приложимо название соборных

«окружных», особенно по сравнению с Павловыми посланиями, которые все, за исключением одного только послания к Евреям, имели первоначально частное назначение и посланы были или к отдельным христианским общинам (Римлянам, Коринеянам и т. д.) или к частным известным лицам (Тимофею, Титу, Филимону). Что касается второго и третьего посланий Иоанновых, то хотя они написаны к частным лицам, но, когда несомненность их происхождения от апостола Иоанна была доказана и принята Церковью, естественнее всего было присоединить их к Иоанновому же первому посланию под общим наименованием соборных.

31

Греческое слово канон означает «правило, образец», затем, «список, собрание». У отцов Церкви и в соборных определениях каноном называется собрание священных богодухновенных писаний, которые должны служить правилом для нашей веры и деятельности. Так св. Афанасий Великий, перечислив канонические книги Библии, прибавляет: «Вот источники спасения, чтобы заключающимися в них словами напоеваться жаждущему. В них одних благовествуется учение благочестия. Никто да не прилагает к ним и не отъемлет от них чего-либо. Эти-то Писания разумея, Господь пристыжал саддукеев, говоря: прельщаетеся, не ведуще Писания (Мф.22:29), и увещевал иудеев: испытайте Писаний, яко та суть свидетельствующая о Мне (Ин.5:39). Твор. Св. Афанасия В., изд. 2-е, ч. 3, стр. 372.

32

Неканонические книги следующие: книга Товита, Юдифь, Послание Иеремии, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, книга Премудрости Соломона, три книги Маккавейские, третья и четвертая (по славянско-русской Библии: вторая и третья) книги Ездры и книга пророка Варуха. Кроме этих книг, неканоническими признаются еще некоторые места в канонических книгах, а именно: части книги Есфирь, не помеченные стихами; 151-й псалом во Псалтири; молитва царя Манассии в конце второй книги Паралипоменон и в книге пророка Даниила: песнь трех отроков (Дан.3:24–90), история Сусанны (Дан.13) и сказание о Виле и драконе (Дан.14).

33

Слово Еммануил означает «с нами Бог»; это не собственное имя того Сына, Которого родит Дева и не Она так назовет Его, а назовут Его так люди, народы, населяющие землю, когда познают, что в Его Лице – с нами Бог, то есть, что Он – Богочеловек.


Источник: Православно-христианское катехизическое учение, изложенное по руководству Пространного христианского катехизиса православно-кафолической, восточной церкви / Сост. законоучитель Юрьев. учит. семинарии свящ. И. Жилов. - 3-е изд., испр. - Рига : Склад изд. в кн. Маг. А. Вальтер, Я. Рапа и К, 1915. – [1], 226 с.

Комментарии для сайта Cackle