диакон Феодор Цветков

Источник

О храме

В. Что называется храмом?

О. Храмом называется посвященное Богу и освященное благодатью Св. Духа (чрез помазание св. миром антиминса) здание, в которое верующие собираются для молитвы и для освящения себя таинствами. Только в храме на освященном архиереем антиминс, может быть совершено величайшее из таинств – св. причащение. Спаситель назвал храм домом Божиим, потому что Бог пребывает в нем, как это и есть на самом деле в православном храме, где чрез помазание св. миром антиминса пребывает благодать Св. Духа и Сам Иисус Христос в таинстве св. причащения – Своими Телом и Кровию.

Наружный вид храма

В. Как строятся православные храмы по наружному виду?

О. В виде креста, в знак того, что церковь Христова, т.е. верующие получили спасение чрез крест Христов; в виде корабля, потому что как на корабле, под управлением опытного кормчего, можно переплыть море, и достигнуть тихой пристани, так и Церковь Христова спасает нас от грехов и соблазнов и приводит к тихой пристани – в царство небесное, и в виде круга. Круг означает вечность, храм в виде круга означает, что церковь Христова пребудет вечно.

На верху храмов устраиваются главы: одна глава напоминающая нам, что единая глава церкви есть Господь Иисус Христос. Три главы – в честь Пресвятой Троицы. Пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав – семь таинств и семь вселенских соборов. Тринадцать глав – Иисуса Христа и Его двенадцати апостолов.

На гла́вах ставится крест – на память о том, что Иисус Христос спас нас на крест Своими страданиями. Вход в храм всегда устраивается с запада, т.е. с той стороны где солнце заходит, а алтарем храм обращен к востоку, потому что Иисус Христос на востоке жил и пострадал за нас. Как солнце появляясь на востоке освещает всю землю, так и Христос весь мир просветил Своим учением.

Каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события, напр.: Рождества Христова – храм Спасителя в Москве, Рождества Богородицы, или в память кого-либо из угодников Божиих, напр., св. Иоанна Предтечи, святителя Николая и пр.

Вместе с церковью или рядом с ней строится колокольня. На ней вешаются колокола. Посредством звона верующие созываются в храм на молитву и дается знать, что совершается в храме. В великие праздники (в Пасху) и в царские дни, в знак духовной радости, звон бывает в течение целого дня.

Примечание. Дети должны знать о своем приходском храме.

Внутреннее расположение храма

Внутри храм, как и скиния Моисеева, разделяется на три части:


Храм 1) притвор Скиния 1) двор
2) средняя часть 2) святилище
3) алтарь 3) святое святых

Притвор

Притвор – первая часть храма. В древнее время в притворе стояли оглашенные. Это те люди, которые не приняли еще св. крещения, a только готовились к этому таинству, учились вере Христовой не по книге, а с голоса (по-славянски с гласа), почему и называются оглашенными.

В притворе же стояли тяжкие грешники, которым на некоторое время запрещалось входит в самый храм.

Средняя часть храма

Средняя часть храма – для молящихся – устраивается просторнее притвора и алтаря. От алтаря она отдляется иконостасом.

В. Что называется иконостасом?

О. Каменная или деревянная стена, в которой помещаются святые иконы. В иконостасе трое дверей: по средине – царские врата, с правой стороны – южные, а с левой – северные. Царские врата называются так потому, что чрез них таинственно во Святых Дарах проходит Сам Царь славы Господь. На царских вратах изображаются – Благовщение Божией Матери и четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. В иконостасе с правой стороны царских вратъ ставится икона Спасителя, a по левую – Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя помещается икона святого, в честь которого сооружен храм; над царскими вратами – икона Тайной вечери. Входит чрез царские двери могут только лица получившие благодать священства, – епископы, священники и диаконы. На сверных и южных дверях по большей части изображаются св. диаконы, напр., архидиакон Стефан, Лаврентий, или архангелы Гавриил, Михаил и др.

Иконостасы устраиваются в нсколько ярусов или рядов, в которых поставляются иконы Спасителя, Божией Матери, двунадесятых праздников, пророков, апостолов и различных святых. По средине на самом верху иконостаса, по большей части поставляется Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом.

В средней части храма устраиваются:

1)  Солея – место пред иконостасом, возвышенное на несколько ступеней.

2)  Амвон – это полукруглый выступ по средине солеи – против царских врат. На амвоне возносятся ектеньи, читается евангелие и произносятся проповеди.

3)  Клиросы – особые места для чтецов и певцов, устроенныя по правую и левую сторону амвона. Около клиросов ставятся хоругви. Хоругвями называются иконы, приделанные к длинным древкам (шестам) с крестами на верху. Хоругви – это церковные знамена, означающие победу христианства над язычеством: употребляются они в крестных ходах.

Стены храма внутри украшаются иконами угодников Божиих, а иногда на стенах изображаются события из истории ветхого и нового завета, напр.: Рождество Христово, Вход Господень во Иерусалим, страдания Господни и т. д.

Алтарь

Алтарь – самая главная часть храма – изображает собою небо.

Алтарь устраивается на одинаковой высоте с солеей – выше притвора и средней части храма.

Это делается для того, чтобы молящимся быдо видно совершение Богослужения и слышно чтение и пение. Самое слово алтарь означает возвышенное место.

Наставление

Твердо помните, дети, что алтарь не простое отделение храма, а святое святых. В алтарь входят архиереи, священники и диаконы, миряне же входятъ только в крайней нужде и при том только в боковые его части, но не между престолом и Царскими вратами, войдя в алтарь должно благоговейно перекреститься и сделать земной поклон пред святым престолом.

Женщины в алтарь не входят.

В. Что находится в алтаре?

О. По средине алтаря против царских врат стоит неподвижно четырехугольный стол, одетый двумя одеждами – нижняя полотняная, а верхняя парчевая или шелковая. Столъ этот называется престолом. На нем совершается таинство Причащения. Прикасаться к престолу лица непосвященные не могут.

На престоле находятся:

1) Антиминс – освященный архиереем, шелковый плат с частицею святых мощей. На антиминсе изображено: положение Иисуса Христа во гробе и четыре апостола. Святые мощи вкладываются в антиминс на память о том, что в первые века христианства богослужение совершалось на гробах святых мучеников.

2) Крест – знамя (знак) христианства. На кресте Господь Иисус Христос спас нас Своими страданиями от греха и вечной смерти.

Антиминс

3) Евангелие – священная книга, в кохорой содержится повствование о жизни и учении Спасииеля нашего Иисуса Христа.

4) Дарохранительница – сосуд в виде гробницы или небольшого храма, в котором хранятся запасные Св. Дары – Тело и Кровь Господни – для причащения больных, а тот ковчег, в котором Св. Дары носятся на дом для причащения больных – называехся дароносицей.

В левой стороне алтаря находится другой стол, покрытый одеждами. Этот стол называется жертвенником.

Наставление о том, как должно прикладываться к Животворящему Кресту, святому Евангелию и св. иконам

Дети! У нас есть благочестивый обычай во время службы и по окончании ее прикладываться (т.е целовать) к св. Кресту, Евангелию и иконам. Целованием мы показываем свою любовь к Богу, Его Пречистой Матери и угодникам. Пред целованием правильно, не спешно перекреститесь, сделайте глубокий поклон и затем прикладывайтесь (целуйте), но не в уста Господа и святых Его, а в руку или ногу, с чувством глубокого смирения и недостоинства. При этом, целуя святый крест или на евангелии изображение воскресшего Господа, говорите про себя: «Господи! помилуй меня грешного(ую), прикладываясь к икон Божией Матери говорите про себя: «Пресвятая Богородице! спаси нас»! а целуя икону святого говорите: «святителю отче (напр. Николае), или преподобне отче (напр. Сергие), или святый(ая) мучениче (напр. Трифоне, Варваро...) моли Бога о нас». Приближаясь для целования св. Креста, Евангелия или иконы, подходите спокойно, благоговейно.

Наставление о том, как должны христиане входить в храм и вести себя во время Богослужения

Дети! Входите в храм тихо, спокойно, не топайте и не стучите обувью. А войдя в храм, правильно, не спеша, перекреститесь и сделайте глубокий поклон, чииая молитву: «Боже, очисти мя грешного(ую), или «Боже, милостив будь мне грешному(ой). Затем, ставши на свое место, внимательно слушайте, что читается и поется, осеняя себя крестным знамением и делая большие и малые поклоны.

В храме не переходите с места на место, не вертитесь, не кашляйте особенно во время чтения, не разговаривайте друг с другом; этим мы мешаем молиться другим и навлекаем на себя гнев Божий. Иисус Христос гневался на тех, кто дурно вел себя в храме. Вспомните, когда Иисус Христос, увидев в храме продававших и покупавших животных для жертвоприношения и производивших чрез это шум и беспорядок в этом святом месте, взял бич и прогнал всех из храма. А ведь и среди нас много таких, которые плохо ведут себя в храме. В храме Божием стойте до конца службы, a по окончании ее выходите из храма без шума и смеха, не толкая друг друга. Помните, что за оскорбление храма Божия Господь строго может наказать нас.

Священные сосуды и другие вещи, употребляемые во время Богослужения

1) Дискос – круглое серебряное или золотое блюдо на подставке. Во время обедни на дискосе полагается св. Агнец – часть просфоры, прелагаемая Духом Святым в Тело Христово, а также и части, вынутые из других просфор.

2) Потир или чаша – священный сосуд, с изображением Спасителя и Божией Матери, во время обедни в чашу вливается вино, соединенное с водою, прелагаемое Духом Святым в Кровь Христову.

3) Звездица – две серебряные дуги, соединенных крестообразно. Она поставляется на дискос, для того, чтобы не смешались части, вынутые из просфор и положенные на дискосе в известном порядке – знаменует собою звезду, виденную волхвами над домом, где был Богомладенец Иисус.

4) Лжица или ложечкa – ддя причащения верующих.

5) Кοпие – заостренный с обих сторон нож. Копием вынимаются части из просфор.

6) Πокровы – два малых и третий большой, которыми покрываются дискос и потир.

Лица, совершающие Богослужение и таинства

Богослужение и таинства могут совершать не все, а только лица избранные для этого и посвященные: 1) епископ или архиерей; 2) священник и 3) диакон.

Епископ или архиерей может совершать Богослужение и все таинства. Старшие епископы называются архиепископами, митрополитами и патриархами.

Священник – после рукоположения от епископа может совершать Богослужение и все таинства, кроме таинства священства, т.е. не может других посвящать в священные степени, напр., во диакона, во священника.

Диакон помогает епископу и священнику при Богослужении и совершении таинств.

Священные одежды

Одежды диакона:

1) 

Стихирь – прямая длинная одежда с широкими рукавами.

2) Орарь – узкая длинная лента, которую диакон носит на левом плече.

3) 

Поручи – это узкие нарукавники со шнурком для стягивания.

Одежды священника:

1) 

Подризник – прямая, длинная одежда, похожая на диаконский стихарь, только с узкими рукавами. Надевается он под ризу, почему и называется подризник.

2) Епатрихиль – длинная узкая лента, или орарь, сложенный вдвое, надеваемый священником чрез шею на оба плеча и спускающийся спереди.

3) Пояс – небольшая лента, которою опоясывается священник поверх подризника и епитрахили.

4) Поручи (см. выше).

5)  Фелонь или ризa – верхняя широкая одежда без рукавов, с вырезом для головы и напереди.

В награду за усердную службу священникам дается:

1)  Набедренник – четыреугольный плат на ленте, привешиваемый на бедро.

2)  Головные украшения: скуфья и камилавка.

3)  Крест наперсный, носимый священником на персях, т.е. на груди.

Одежды епископа или архиерея

1) Подризник; 2) епитрахиль; 3) пояс; 4) поручи, т.е. те же, что и у священника, только вместо ризы архиерей надевает саккос. Эта одежда

находит на диаконский стихарь, но нсколько короче его. Омοфор – лента похожая на орарь, только вдвое шире его, возлагается омофор на плечи архиерея и спускается в некоторые моменты богослужения одним концом назад, а другим наперед. Палица – четыреугольный плат привешиваемый за один угол на правое бедро.

1) Панагия – небольшая круглая икона Божией Матери, она носится архиереями на груди.

2) Митрa – золотое или серебряное головное украшение.

Обряды, употребляемые при Богослужении. Крестное знамение

Когда мы молимся Богу, то полагаем на себе крестное знамение, т.е. делаем на себе знак креста.

Крестным знамением мы выражаем веру в Распятого за нас Господа Иисуса Христа.

Чрез крестное знамение нам подается благодать или сила Божия и освящаются все силы нашей души и тела.

Крестным знамением мы отгоняем от себя злых духов.

Крестное знамение нужно изображать правильно не торопясь. Кто небрежно делает на себе крестное знамение, тот этим показывает, что и молитва такого человка небрежна.

Пοклοны

Βο время молитвы, осенивши себя крестным знамением, мы кланяемся в пояс, или в землю, или становимся на колени.

Поклон в пояс выражает обыкновенное смирение, а поклон в землю и стояние на коленях во время молитвы означает глубокое смирение и сознание своей греховности.

Еще поклоном мы выражаем нашу благодарность и благоговние к Богу.

Преклонение главы

Во время Богослужения мы преклоняем головы: при чтении евангелия, при перенесении Св. Даров, выражая этим благоговние к слову Божию и к великому таинству. Еще мы преклоняем главы после возгласа: «Главы ваша Господеви приклоните». Приклонением главы после этото возгласа мы выражаем свое смирение и искреннее желание удостоиться того помилования и благословения, о которых священник молится в это время в тайной молитве.

Благословение преподаваемое архиереем и священником

Во время и вне Богослужения архиерей и священник благословляют верующих. Чрез благословение преподаются нам благодать и милость от Самого Господа, поэтому благословение нужно принимать с усердием.

Для преподания благословения архиерей и священник слагают персты своей руки именословно, т.е. так, что они изображают буквы Ис. Хр., или Иисус Христос.

На благословение архиерея или священника верующие кланяются.

Возжение свечей и лампад

И в храмах и дома пред святыми иконами мы возжигаем свечи и лампады, выражая этим нашу горячую веру, чистую любовь и усердие к Богу, Божией Матери и святым.

Каждение

Во время Богослужения совершается каждение пред св. иконами и пред людьми.

Каждением пред святыми иконами выражается особенное почитание и благоговение к ним, и кроме того выражается желание, чтобы наши молитвы возносились на небо и были приятны Богу, как фимиам; а каждение людей означает, чтобы и люди освящались благодатью св. Духа, и по своей жизни были приятны Богу, как фимиам.

Свечи, елей (масло), фимиам – это наши жертвы Богу.

Все эти жертвы, а равно и другие должно приносить со смирением и искренней молитвой, и тогда они будут приятны Богу и полезны нашей душе.

Если же мы будем приносить их без молитвы, с гордостью, напоказ, то как бы дорого они нам не стоили, Бог не примет их и не будут он спасительны для нас.

О церковном богослужении

Церковным Богослужением называются молитвы и священные действия, совершаемые в храме священными лицами по установленному порядку.

А когда человек молится дома без священника один или всей семьей, такая молитва называется домашней.

В. Сколько всего церковных служб совершается в продолжение дня?

О. Следующие девять: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий, шестой часы и литургия или обедня.

В древнее время христиане собирались к каждой службе отдельно, но с течением времени это для многих христиан по причине служебных и домашних занятий сделалось трудно исполнимым и тогда стали собираться в храм на молитву три раза: вечером, утром и днем, отправляя каждый каждый раз по три службы.

Таким образом, установлены три главных службы:

1) Вечерня.

2) Утреня и

3) Литургия или обедня.

Совершение церковных служб начинается с вечера, потому что первый день при сотворении мира начался с вечера, – сначала был вечер, a потом утро.

Вечером

Вечерня совершается часа в три или четыре, в таком порядке: пред вечерней читается девятый час (по нашему счету 3 час пополудни), в котором, вспоминая смерть Иисуса Христа, просим умертвить наши грховные привычки и спасти нас. Затем – самая вечерня, в которой благодарим Бога за прошедший день и молимся о том, чтобы благополучно и безгршно провести вечер и ночь; – и потом повечерие – это ряд молитв, в которых просим Бога простить наши грехи и защитить нас от всяких врагов во время сна.

Утром

Утреня совершается в следующем порядке: сначала читается полунощница, потом – самая утреня и первый час.

Полунощница – в древнее время совершалась в полночь, на память о втором пришествии, имеющем быть, по верованию церкви, в полночь.

Утреня – в этом Богослужении благодарим Бога за прошедшую ночь и просим благословения и помощи на дела в наступающий день.

Первый час – (по нашему счету 7-й час утра, начало дня) благодарим Бога за дарованный дневной свет и просим, чтобы Бог помог нам жить по заповедям, безгрешно.

Днем

Совершаются третий и шестой часы и литургия или обедня.

На третьем часе (по нашему счету 9-й час), воспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов; на шестом – (по нашему 12 час), распятие Господа Иисуса Христа. На литургии воспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа.

Когда вечерня, утреня в 1-й час соединяются в одну службу, тогда эта служба называется всенощным бдением или всенощною.

Всенощное бдение

Всенощным бдением называется Богослужение, состоящее из вечерни, утрени и первого часа и совершаемое накануне воскресных и праздничных дней. Бдение – значитъ бодрствование. В древнее время это Богослужение, начинаясь с вечера, продолжалось всю ночь.

Первая часть всенощного бдения – вечерня – совершается так: священник и диакон, облачившись в священные одежды, при открытых царских вратах совершают каждение св. престола и алтаря. Затем диакон, имея в правой руке зажженную свечу, с амвона возглашает:

«Восстаните (т.е. встаньте), Господи благослови»! Священник, стоя пред св. престолом с кадилом в руке произносит: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» и затем четыре раза приглашает верующих поклониться Христу Цареви Богу нашему. На клиросе после этого возгласа поют псалом царя Давида: «Благослови, душе моя, Господа, Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Дивны дела Твоя, Господи. Вся премудростью сотворил еси» и далее.

Во время пения этого псалма, священник в предшествии диакона с возжженной свечей совершает каждение по всей церкви. Сначала кадят пред св. иконами, а потом и на молящихся. По окончании пения указанного псалма священник и диакон входят в алтарь, царские двери закрываются и произносится великая ектения.

Начало всенощной – напоминает нам о сотворении мира и жизни первых людей в раю.

Открытие царских врат – напоминает блаженную жизнь Адама и Евы в раю.

Закрытие царских врат – изображает изгнание Адама и Евы из рая, за грех непослушания Богу.

Великой ектеньей – мы просим у Бога разных милостей и для души и для земной жизни.

После великой ектении поют стихи из 1, 2 и 3 псалмов Давида.


«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его"… «Блажен человек, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грещных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его...

Работайте (служите) Господеви со страхом, и радуйтеся Ему (перед Ним) с трепетом.

Блажени вси, надющиися Нань (на Него – на Бога).

Воскресни Господи, спаси мя, (меня) Боже мой (восстань, Господи, с Твоего небесного престола, чтобы помочь мне).

Господне (у Господа) есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое (да будет).

После указанных псалмов и малой ектении поются начальные стихи 140 псалма, в которых мы просим помощи у Бога, потому что без помощи Божией трудно жить человку на земле.


1) Господи воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления мое, внегда воззвати ми к Тебе, услыши мя Господи. Господи! я взываю к Тебе, услышь меня, внемли голосу молитвы моей, когда взываю к Тебе, услышь меня, Господи.
2) Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи! Пусть направится молитва моя, как фимиам перед Тобою, поднятие рук моих, как жертва вечерняя. Услышь меня, Господи.

Затем с припевом следующих стихов этого псалма поются составленные свв. отцами песнопения, называемые стихирами, и особенная песнь, в которой мы прославляем Божию Матерь.

Стихиры – это церковные песни, в которых прославляем Бога и Его святых угодников. Последняя песнь, в которой прославляем Божию Матерь, называется Богородичным или Догматиком.

Во время пения последней стихиры в честь Божией Матери, совершается вечерний вход следующим образом: по открытии царских врат из алтаря чрез северную дверь выходят свещеносец с возженной свечей, диакон с кадилом и священник. Свещеносец становится пред иконою Спасителя, диакон кадитъ св. иконы, а священник стоит на амвоне. По окончании песни в честь Божией Матери, диакон, остановившись в царских вратах и делая крест кадилом, произноситъ: «Премудрость, прости!» (т.е. стойте прямо, внимательно) и вместе со священником входят в алтарь и становятся у горнего места, а певчие поют умилительную песнь:


«Свете тихий святые славы, бессмертного Отца Небесного, Святого Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевшее свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа Бога. Достоин еси во вся времена петь бытии гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: тем же мир Тя славит» Иисусе Христе, Тихий Свет святые славы Бессмертного Отца Небесного, Святого Блаженного. Доживши до заката солнца и увидевши свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святого Духа Бога. Сын Божий, дающий жизнь, достоин Ты, чтобы Тебя воспевали во все времена благоговейными голосами. Портому мир Тебя и прославляет.

Вечерний вход изображает Божии обетования пришествия Спасителя на землю для нашего спасения, бывшие в Ветхом завете. После этого поется прокимен, или стих из псалма, в большие праздники читаются паремии, т.е. такие места из книг Ветхого Завета, в которых даны нам такие или иные предсказания о принесенном Христом спасении.

Потом произносятся сугубая и просительная ектении, в которых мы просим у Бога милостей, так необходимых всем людям. Затем после нескольких стихиръ читается, а иногда и поется песнь пр. Симеона Богоприимца. «Ныне отпущаеши»... Потом молитва Господня и поется «Богородице Дево, радуйся» или тропарь праздника и «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» и благословением священника оканчивается первая часть всенощного бдения – вечерня.

В великие праздники во время всенощной бывает лития, за которой совершается благословение хлебов.

Лития – слово греческое и означает усердное моление.

Вторая часть всенощного бдения – утреня

После благословения священника с произнесением слов: «Благословение Господне на вас»... начинается утреня. Чтец шестопсалмия произносит трижды ангельскую песнь: «Слава в вышних (на небе) Богу и на земле мир (с Богом), в человецех благоволение» (Божие), потом дважды стих: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» и затем следует чтение шестопсалмия. Шестопсалмие – это шесть избранных псалмов царя Давида В них изображается греховное состояние человка, выражается надежда на Бога и молитва о прощении грехов.

После чтения шестопсалмия произносится великая ектения, четыре раза на клиросе поется песнь, указывающая на явление Иисуса Христа в мире: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне», и тропарь (т.е. песнь) в честь праздника или воспоминаемого святого и читаются по установленному порядку кафизмы, т.е. отдления псалмов царя Давида.

Кафизмами они называются потому, что в древности, когда всенощное бдение продолжалось очень долго, во время чтения их позволялось сидеть.

Посл кафизм отверзаются царские врата, священник в предшествии диакона с возженной свечей совершают каждение в алтаре и по всему храму, а на клиросе в это время поют псалом: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуиа». "Благословен Господь от Сиона (где в древнее время была скиния или храм), живый во Иерусалиме, аллилуиа». «Исповедайтеся (т.е. признайтесь в своих грехах) Господеви, яко благ (потому что Он добр), яко в век милость Его, аллилуиа». «Исповедайтеся Богу небесному, яко в век милость Его, аллилуиа».

Словами этого псалма верующие призываются восхвалить Господа за все Его великие милости явленные нам грешным.

После этих хвалебных стихов, в дни воскресные поются радостные песни, в которых прославляется воскресение Христово: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вмнишася»... и другие. Каждая из этих песней начинается припевом прославляющим Господа: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием (т.е. заповедям) Твоим» и читается Евангелие. После чтения Евангелие выносится на средину храма и верующие с благоговением поклоняются воскресшему Господу и целуют Его изображение, а на клиросе в это время поют песнь: «Воскресение Христово видевшее»...

В праздники же Господни, Богородичные или в честь угодников, пред чтением Евангелия поется величание (т.е. прославление) Господа, Его Пречистой Матери или празднуемому святому, пред святою иконою лежащею на аналое по средине храма.

После чтения Евангелия пред иконой Спасителя диаконом произносится молитва к Богу о помиловании нас грешных и на клиросе начинают петь канон.

Канон слово греческое, по-русски оно значитъ правило. Так называется собрание церковных песнопений, составленных по опредленному правилу.

Канон состоит из девяти песней, в которых мы прославляем Бога, Матерь Божию и святых угодников и просим себе милостей по их молитвам.

Пред девятой песнью поется трогательная песнь Божией Матери:

"Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Яко (что) призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди» (т.е. все народы, все племена) и след. с припевами: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим»...

После канона и хвалитных (т.е. прославляющих) песнопений священник при открытых царских вратах возглашает: »Слава Тебе, показавшему нам свет«, на что певчие внятно, умилительно поют великое славословие: »Слава в вышних Богу и на земли мир» и далее.

В этом песнопении мы хвалим и благодарим Бога, просим помочь нам провести день без греха, исцелить нашу душу и продолжить Свою милость к людям.

После великого славословия произносятся две ектении сугубая, и просительная и бывает, отпуст (благословение) произносимый священником из открытых царских врат и молитва за Царя, Царствующий Дом, за Св. Синод и всех православных христиан. К утрени присоединяется чтение первого часа.

За всенощной нужно становиться на колени, когда поют: «Богородице, Дево радуйся!» и когда поют пред праздничною иконою величание: «Величаем Тя».

Земной поклон должно делать при возгласе священника:

«Слава Тебе, показавшему нам свет»!


Источник: Объяснение символа веры, молитвы Господней, заповедей и церковного богослужения : С наставлениями : Шестопсалмие и часы : Для церк.-приход., гор. и зем. уч-щ / Сост. законоучитель диакон Ф. Цветков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : тип. Рус. т-ва печ. и изд. дела, 1916. - 143 с.

Комментарии для сайта Cackle