прот. Александр Дернов

Источник

Заключение

Что полагается в основу учения о воспитании? – Всесторонность взгляда наших отечественных учителей – точных провозвестников Богооткровенного учения и психологов. – Чему они отдают первенствующее значение? – Развитие духа, возможное только при религиозно-нравственном воспитании. – Непременная забота воспитателя о религиозности питомца. – Задача религиозно-нравственного воспитания. – Возвышенность и широта церковного идеала воспитания. – Примеры, доказывающие справедливость этого. – Слова митрополита Антония, также доказывающие это положение. – Причина печального положения настоящего времени. – Только благодатное воздействие св. Церкви может уничтожить это печальное положение.

Проследивши, хотя и в кратких очерках, воззрения и мысли русских учителей об истинно-христианском воспитании, – от того далекого прошлого, когда светлый луч христианства впервые осветил сознание русского человека, и до наших дней, – мы можем с уверенностию утверждать, что у нас, на святой Руси, в основу учения о воспитании всегда полагались истинно-христианские взгляды.

Наши учители, говоря о воспитании, обнимают своим взором все решительно стороны природы человека, все стороны его развития и его деятельности и всю его жизнь, начиная с пребывания его во чреве матери537, продолжая его младенчеством538, детством539, отрочеством540, юностью541, мужеством542 и оканчивая его старостью543.

Высказанные ими мысли, руководствующие к сознательной разумной и правильной, педагогической деятельности, являются такими истинами, которые никогда не теряют своего интереса, – которые, будучи старыми по происхождению, в то же время остаются всегда новыми и в этом смысле вечными.

Как и приведенные нами во второй части нашей книги св. отцы Церкви, и наши отечественные учители являются также точными провозвестниками Богооткровенного учения и в то же время не менее замечательными психологами, как и св. отцы и учители Церкви544.

Имея в виду всего человека, все стороны его духовно-телесной природы, наши учители главное, первенствующее значение отдают его духовной стороне, жизни души, – этой высшей идеальной стороне жизни человеческой.

Жизнь человека, по учению всех наших отечественных учителей, должна быть прежде всего жизнью духа, хотя при воспитании следует, конечно, заботиться и о теле, так как душа в условиях настоящего земного бытия тесно связана с телом. Но истинно-христианская педагогия должна заботиться о том, чтобы воспитывать не только для земной жизни, но и для будущей. Земная жизнь есть только временная, приготовляющая к настоящей, – небесной. Посему наши учители указывают на необходимость воспитывать душу для господства над телом, а тело при должном развитии и укреплении его, все-таки приучать к подчинению душе, дать перевес духу над плотью545.

Итак, важнее всего развитие духа, приготовляющее человека к небу. А это развитие возможно только при правильном религиозно-нравственном воспитании.

И это воспитание должно иметь преимущественно в виду всякому воспитателю, если только он стремится воспитать полного, совершенного человека.

Нравственный долг воспитателя слабую религиозность укрепить (а без упражнения и воспитания такая религиозность может даже как бы атрофироваться), малосознательную – сделать осмысленной и более глубокой, ненормальную – должным руководительством направить на истинный путь, указанный тем, кто сказал: никто не приходит к Отцу как только чрез Меня (Ин.14:6)546. За что лишать ребенка помощи в развитии религиозности, которая составляет лучшее украшение человека? Зачем давать ему возможность остаться мало – или ненормально – религиозным?

За что, – скажем, наконец, с чисто христианской точки зрения, – лишать его здесь, на земле, предвкушения будущей блаженной жизни, будущего царствия небесного (потому что религиозное состояние здесь, на земле, есть начало, залог будущей райской жизни с Богом и в Боге)?547

Задача христианского религиозно-нравственного воспитания должна быть определена, как приведение человека к Богу через Христа Спасителя. А так как это возможно только в Церкви, то обязанность христианских педагогов, желающих укрепить и упрочить общение детей со Христом, состоит в том, чтобы ставить души детей под благодатное воздействие св. Церкви со всеми её веками испытанными, религиозно-нравственными воспитательными средствами548.

Церковный идеал человека – самый широкий и возвышенный: «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:17), – вот как выражается он.

Чтобы убедиться в широте церковного идеала воспитания и в частности образования, следует обратить внимание на бывших деятелей нашей родины на поприще жизни церковной, общественной и государственной: какие это были представители и представительницы549 христианства, истинные ревнители веры, всесторонне образованные и в то же время полезнейшие практические деятели!

И как прискорбно, что многие деятели настоящего времени в области педагогии не хотят признать истинного значения этого церковного идеала. А это непризнание ведет к печальным и опасным последствиям для жизни нашего отечества.

И мы не можем не привести здесь слов В-ного митрополита Антония, сказанных им по случаю глубокой скорби, постигшей наше отечество, когда земля Русская лишилась одного из славнейших сынов своих: М.Н. Каткова550. Наш отечественный учитель, бывший первенствующий иерарх нашей Русской Церкви, говорил тогда:

«Поставленные волею Божиею быть печальными свидетелями того, как один за другим переселяются от нас в другой мир лучшие наши деятели на поприще жизни церковной и общественной, не смотрим ли мы со страхом в наше будущее? и не спрашиваем ли самих себя о том, отчего и чем так сильно могучи и крепки были они и почему сделались так слабы, мелки и ничтожны мы? Это от того, что они в своем первоначальном, подготовительном развитии воспитались на началах возвышенного философского идеализма, который укреплял их ум, окрылял воображение, расширял их духовный кругозор и возвышал духовное их созерцание, постоянно удерживая запросы их мысли и чувства в области высшей, духовной. Это еще более и главным образом от того, что такой чисто человеческий, естественный путь их развития совершался под животворным воздействием благодатных начал истинного, православного христианства, составляющего коренное и основное духовно-жизненное начало народа русского, без которого он сделался-бы мертвым трупом.

И какая поразительно-глубокая и вместе с тем детски-простая была их вера! Достаточно только вспомнить при этом таких людей, как Ф.М. Достоевский, И.С. Аксаков, и М.Н. Катков!.. Их душа питалась настоящей, сродной ей питательной пищей, оживотворялась и согревалась истинным, божественным светом и утоляла свою жажду из источников воды живой. Они питали ее словом Божиим, и жили жизнью Церкви. Вот почему они и выросли такими исполинами, и сделались такими могучими, крепкими, сильными. Их излюбленной областью была область божественная, идеальная, их сокровище было на небе, там же было и сердце их, туда направлены были все их конечные цели и стремления.

А мы что сделали? Чем мы живем и к чему стремимся? Подобно древнему жестоковыйному народу Израильскому, мы забыли Бога отцов своих, отвернулись от Церкви, попрали и растоптали заветы наших предков и создали себе вместо того идолов бездушных, которым поклоняемся и которым сами уподобились. Мысль наша принизилась, сердце оземленилось, чувства огрубели... Каков у человека Бог, какова его вера, таков и сам он. Мы питались и питаемся началами жалкого безверия и грубого материализма, мы не только отвергли Бога, но и думали уничтожить Его, объявив Его не сущим; мы и самих себя торжественно развенчали, с гордостью провозгласив, что мы потомки бессловесных животных, и сами такие же животные, не имеющие души и не предназначенные ни к чему высшему, кроме бесцельной жизни на земле. Где же почва, на которой могли бы воспитываться люди, подобно оплакиваемому нами почившему собрату нашему? Если бы лишить обитаемый нами шар земной солнечного света, тепла и воздуха, то он перестал бы жить... Как же мы можем быть сильными духом, отвергши и убивши его в самих себе, удалившись и отказавшись от Бога, и лишив наши души того, что составляет основу их жизни, что имеет для них значение света, тепла и воздуха. Вот где источник и причина нашего бессилия и нашей слабости!..»551

И это бессилие может миновать, эта слабость может уничтожиться только при благодатном воздействии св. Церкви на подрастающие поколения Русского народа, т. е. при влиянии церковного воспитания. Оно дает всякому человеку-христианину возможность не только приготовиться к жизни вечной, что, конечно, всего важнее, но и здесь, на земле, выполнить свое высокое человеческое призвание.

* * *

537

См. напр. наст. кн., стр. 441–443, 525–526 и др.

538

Ibid., стр. 468–469, 482, 490, 531–532.

539

Ibid., стр. 526, 531, 468 и др.

540

Стр. 527 и др.

541

Стр. 468, 491, 528 и др.

542

Стр. 528, 468 и др.

543

Стр. 468 и др.

544

Психологическое учение последних см. а) «Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой», в трех частях. Протоиерея Стефана Кашменского. Вятка. 1860–1865 гг.; б) Мартынов А.В. прот. «Антропологич св. Григория Нисского» (Прнб. к «Твор. св. отцов» 1886 г., ч. 37, и отдельно).

545

См. наст. кн. стр. 483–484, 526, 538–539, 542.

546

Вера и Церковь. 1901 г. кн. IX, стр. 583.

547

Ibid., стр. 585.

548

См. наст. кн. стр. 540–541.

549

См. наст. кн. стр. 436, 439, 440, 441, 442, 446, 450, 460, 465, 472, 480, 487, 495, 507, 521, 536, 544, 550, 554, 555, 557, 568–569, 593.

550

Митрополит Антоний. Речи, слова и поучения, изд. 2-е. 1901 г. стр. 350.

551

Слова, поуч. и речи, М. Ант., стр. 354–356.


Источник: Методика Закона Божия: Чтения по Закону Божию об истинно-христиан. воспитании: В 3-х ч. / Прот. А.А. Дернов, настоятель Спб. Петропавловск. придворного собора. - 3-е изд., и знач. доп., с прил. указ. предм. и имен. - Санкт-Петербург: Я. Башмаков и К°, 1913. - XVI, 663 с.

Комментарии для сайта Cackle