С. Успенский

Источник

Вторая заповедь Закона Божия

Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли нйзу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им (Исх. 20, 4–5)

Три отрока

Вавилонский царь Навуходоносор в первый год своего царствования напал на Иерусалим, взял его и пленил иудейского царя Иоакима. Разграбив храм Бо­жий, Навуходоносор отвел в Вавилон много пленных иудеев, в числе которых были знатные отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Эти благородные еврейские юноши, обученные халдейской премудрости, были приглашены ко двору Навуходоносора, где им дали другие имена: Даниила назвали Валтасаром, Ананию – Седрахом, Мисаила – Мисахом и Азарию – Авденаго.

Впоследствии, когда Даниил заслужил особенное благоволение Навуходоносора за истолкование его сна, товарищи Даниила получили почетные должности в стране.

Такое внимание царя к иноплеменникам возбудило зависть среди халдеев. Однажды Навуходоносор сделал громадного золотого истукана и велел собрать на праздник в честь его открытия как простой люд, так и всех главных начальников. По приказанию царя на поле Дейр вышел глашатай и громко воскликнул: «Объявляется вам, народы, племена и языки. В то время, как услышите звуки труб, падите и поклонитесь истукану, а кто ослушается, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем».

Весь народ и начальники поклонились идолу, и лишь Седрах, Мисах и Авденаго не почтили золотого истукана. Тотчас же некоторые из халдеев донесли Навуходоносору, что три иудея ослушались царского приказа. Царь призвал к себе ослушников и, пригрозив им огненной печью, велел поклониться идолу. Но юноши твердо стояли на своем. Тогда Навуходоносор повелел разжечь печь в семь раз сильнее обычного и бросить туда ослушников.

Но твердая вера юношей сделала чудо и спасла их от смерти. Господь послал им в печь Ангела, и огонь нисколько не повредил их. Тогда юноши стали воспевать и благословлять Господа.

Навуходоносор, услыхав пение, очень удивился чуду и спросил своих вельмож:

– Не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными?

– Истинно так, царь! – ответили ему.

– Но вот я вижу четырех мужей, ходящих среди огня, и вид четвертого подобен виду Сына Божия.

Тогда царь подошел к устью печи и вызвал чудесно спасенных юношей. И воскликнул Навуходоносор:

– Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих.

И. Ювачев

Идолопоклонство в наше время

В Индии протекает огромная река Ганг, которую индийцы почитают священной рекой и воздают ей божеские почести, принося в жертву даже людей. Язычники говорят: «Самый надежный путь к Небу идет через воды священного Ганга».

На берегу этой реки один проповедник веры Христовой наблюдал следующее зрелище. Из огромной толпы народа вышел человек, ведя за собой шестилетнего сына. Подойдя к воде, отец стал обнимать малютку, целовать и мазать его благовонным маслом, убирать цветами, украшать как бы к особому торжеству.

Толпа с любопытством смотрела на все эти приготовления. Вдруг отец схватил мальчика, высоко поднял его над головой и громко закричал: «Ганг священный! Это дитя принадлежит тебе, я приношу его тебе в жертву». При этих словах он бросил дитя в реку, а присутствовавший при этом народ стал ликовать и восхвалять детоубийцу как бы за славное и богоугодное дело.

Как велико это заблуждение! Если бы отец этот веровал в Единого Истинного Бога, то не сделался бы детоубийцей.

Также в Индии язычники почитают одного бога, которого они называют Даггернаут, что значит «владыка вселенной». Он сделан из дерева и имеет отвратительный и ужасный вид. В честь этого бога ежегодно совершается празднество, которое считается самым торжественным из всех празднеств. В самый день праздника индийцы везут своего бога на огромной колеснице в капище. Колесница эта имеет около шести саженей в высоту и катится на четырнадцати колесах. Тысячи людей тянут ее длинными канатами. Все ликуют, а некоторые бросаются под колеса и погибают. Они думают, что человек, раздавленный колесницей этого идола, непременно будет святым, так как Даггернаут спасет его за принесение ему себя в жертву.

А. Царевский

Чудо

После долгих, упорных трудов сарацины4 завладели, наконец, городом Рамиллией и заняли его. Жители в ужасе бежали, оставалась лишь небольшая часть населения. Сарацины расположились в домах на зиму.

Однажды несколько победителей пришли в храм святого Георгия Победоносца и с любопытством стали рассматривать внутреннее убранство церкви...

Вдруг они заметили в одном из приделов храма священника, который на коленях молился перед иконой Георгия Победоносца.

Сарацины стали смеяться над священником, и один из них, по имени Абрек, с насмешкой сказал:

– Смотрите! Вот безумец: молится перед доской!..

И он натянул лук и пустил стрелу в изображение Георгия Победоносца. Но стрела не попала в цель, она ударилась о каменную стену выше иконы и, отскочив, с силой вонзилась в руку юноши, пустившего ее.

Сарацин вскрикнул от боли и вместе с товарищами поспешно вышел из храма. К вечеру рука его разболелась и опухла. Больной испытывал сильные страдания и не знал, что делать. Товарищи навещали его, и все с прискорбием замечали, что положение больного становилось все более и более опасным.

У Абрека хозяйка дома была христианка. Она слышала, как воин рассказывал своим друзьям о случившемся. Когда Абрек остался один, она вошла к нему и сказала:

– Не сердись на меня, господин мой! Я вижу, что ты страдаешь, и хочу облегчить твою участь. Исполни мой совет: пойди к священнику нашей церкви, и он поможет тебе.

Абрек с удивлением слушал слова христианки. Он презирал христиан, но страшная боль не давала ему покоя, и он решил последовать совету хозяйки.

Священник ласково встретил юношу.

– Чем могу служить тебе, сын мой? – спросил он.

Абрек сказал, зачем он пришел.

– Я не верю в вашего Бога, – говорил юноша, – но хочу спросить тебя, кто этот Георгий Победоносец, которому ты молился? Это ваш Бог?

– Нет, – отвечал священник, – Георгий Победоносец – усердный служитель нашего Бога. Своей праведной жизнью он заслужил любовь Господа и теперь молится за тех, кто просит его помощи, и Бог исполняет его просьбы.

– Так он, значит, может исцелить и меня?

– Он может помолиться за тебя, если ты попросишь его помощи.

В душе Абрека происходила сильная борьба. То, что он слышал, было ему так чуждо и ново, а между тем какой-то голос внутри побуждал его сделать так, как говорил священник.

– А что же мне надо сделать? – в смущении спросил больной. – Я не знаю, как обратиться к Георгию Победоносцу...

– Возьми икону великомученика, – ответил священник, – повесь ее над своей постелью и зажги лампаду. Пусть она теплится всю ночь, а наутро с молитвой помажь больную руку елеем из лампады – и исцелишься, если с верой будешь просить святого.

Юноша взял икону и поступил, как сказал священник. После этого рука его зажила и он крестился.

Н. Смоленский

О нерукотворном образе Спасителя

«Явился у нас ныне и еще жив Человек с высокими качествами души и добродетельнейший, имя Его Иисус Христос, – так проконсул Иудейской провинции Публий Лентул описывал римскому сенату Господа во время Его земной жизни. – Народ почитает Егомогущественным, великим пророком, а Его ученики называют Сыном Божиим. Он воскрешает мертвых и исцеляет всякого рода болезни и недуги одним Своим словом. Сей Человек имеет высокий и чрезвычайно стройный стан; волосы Его имеют цвет зрелого ореха, без блеска, и гладкие до ушей, а от ушей до плеч и ниже – кудрявы и блестящи. Посреди головы они разделяются на две стороны, по обычаю назореев. Чело гладкое и чистое. На всем лице нет никаких пятен, и оно украшено легким темноватым румянцем. Нос и уста правильные. Бороду имеет такого же цвета, как и волосы на голове, но не длинную, раздвоившуюся на конце. Взгляд Его тих и скромен, и необыкновенно приятен. Глаза Его небесного цвета, проникающие в душу и блестящие. Он весьма ласков и любезен, когда учит и увещает; строг, грозен и страшен, когда судит, обличает. В чертах Его лица выражается удивительная привлекательность, соединенная с величием. Никто не видал Его смеющимся, но часто видели Его плачущим. Говорит немного, но с важностью, и каждое слово Его глубоко обдуманно и исполнено силы и мудрости. Поистине этот Человек прекраснейший из всех людей. В Нем Самом и во всех поступках Его видна чистая истина, в которой нет лести».

Это описание внешности Спасителя как нельзя лучше совпадает с Его нерукотворным образом, о котором предание говорит следующее. Эдесский царь Авгарь был болен проказой. Услыхав о появлении в Иудее великого чудотворца, он послал к Нему живописца Ананию, дабы тот написал лик Спасителя. Трудно было уловить и изобразить черты Божественного лица, потому что в это время Спаситель говорил проповедь. По окончании ее сердцеведец Христос велел подать Себе полотенце, которым отер Свое лицо. На полотенце чудесно изобразился Его Божественный образ, который Спаситель и велел Анании передать болящему царю Авгарю. По получении Божией милости царь Авгарь почувствовал себя исцеленным. Благоговея перед святыней, он велел украсить это изображение дорогим окладом, поставить над городскими воротами и приказал проходящим мимо поклоняться образу с непокрытой головой. В память этого важного события древности и наши благочестивые предки усвоили обычай почитания икон, передав его и своим потомкам.

Любостяжание

Один человек поселился со своей семьей в доме, на дворе которого жил змей.

Узнав об этом, хозяин дома решил убить гада, и когда с таким намерением он уже подошел к нему, вдруг увидел золотую монету. Обрадовавшись находке, человек подумал: «Наверно, этот змей обладает волшебной силой добывать золото! Если бы он хотел ужалить меня, мою жену или сына, то зачем бы ему быть таким щедрым?» И он оставил змея в покое. Наутро хозяин снова нашел золотую монету около змея, и так продолжалось долгое время.

На том же дворе стоял любимый хозяйский конь, и вот однажды змей ужалил его.

Жаль стало хозяину лошадь, и он опять решил отделаться от опасного змея, но, увидев рядом с ним новую золотую монету, раздумал: «Если убью змея, то коня не верну, а златиц больше не будет». И не стал убивать змея. Прошло какое-то время. Хозяин исправно каждый день получал по златице. Вдруг змей ужалил его сына... Зарыдал несчастный отец, у него и было только одно дитя. Созвал он врачей и стал умолять их спасти сына, обещая им груды золота. Но сколько ни трудились врачи, дитя умерло! Отец опять решил убить змея, но, увидев снова блестящую златицу, поднял ее и стал размышлять: «Мой сын сам виноват: не умел беречь себя. Его уже мне не вернуть, а змей доставляет мне каждый год 365 златиц... Будем с женой осторожны, и он не тронет нас». И снова оставил он змея в покое. Прошло еще некоторое время, и змей ужалил жену... Завопила несчастная, прибежал муж, собрались родные и соседи, созвали врачей, но ничто не помогло – жена окончила жизнь... Все советовали несчастному покончить со змеем, да и сам он решился убить его и стал подстерегать, когда тот покажется. Но, подстерегая, он не утерпел, чтобы не взглянуть на то место, где обычно находил каждый день златицу. И вдруг он видит – вместо златицы лежит большая, прекрасная, невиданная жемчужина. С радостью он схватил ее и, рассматривая, забыл о смерти жены и сына, забыл обо всем на свете и думал: «Вот змей переменил золото на чистый, белый жемчуг, значит, теперь он никому не повредит!» И от радости хозяин расчистил место, где нашел жемчужину, и стал каждый день окроплять его ароматами, а змей целый год доставлял ему каждый день по дорогой жемчужине.

Но вот, когда человек забыл и думать об опасности, змей подкрался и ужалил его самого. И не помогли ему ни родные, ни знакомые, ни врачи, ни богатство. Сребролюбец умер.

Что значит эта притча?

Двор – это наша жизнь. Змей – это зло, царящее в мире. Золото – это идол, которому люди поклоняются и которого почитают больше Бога. Дети, не сотворим себе этого кумира, ибо любостяжание есть идолослужение (Кол. 3, 5). Ведь сребролюбец служит богатству, а не Богу.

Чревоугодие

Мне было двадцать три года, когда я заболел тифом. Во время болезни заходит ко мне знакомый и советует для здоровья выпить винца. Я послушался и выпил. Через неделю он снова зашел.

– Ну, как ты себя чувствуешь?

Я сказал, что чувствую себя лучше.

– Это вино тебе помогло. Ты теперь постоянно пей перед обедом и ужином, скорей поправишься, – проговорил знакомый.

Я поблагодарил его за совет. Время шло. Я продолжал «выпивать» и так привык к вину, что стал употреблять его и после болезни. Мне казалось, что как только выпьешь, чувствуешь себя бодрее и аппетит как будто лучше. Вскоре я уже не мог обедать, чтобы не выпить полбутылки вина. Бывал часто в гостях, а там попадались все люди пьющие, ну, я и с ними пил, как говорится, для компании. Постепенно с белого вина перешел на водку и уже пил ее каждый день. Прошло пять лет, и за это время я так пристрастился к водке, что не мог без нее взяться ни за какое дело. От постоянного употребления вина был со мной удар. После этого я перестал пить. Через полгода приезжает ко мне один родственник.

– Что, у тебя разве не полагается, как прежде, перед обедом выпивка? – сказал он, садясь к столу, на котором не было графина с водкой.

– Нет, – отвечал я, – теперь не пью, потому что со мной был удар.

– Пустяки, брат, ты со своим железным здоровьем проживешь сто лет, ведь от рюмки водки ничего не будет.

– Ладно, так уж и быть, для тебя рюмку выпью, – согласился я из-за своего слабого характера.

Он прожил у меня полторы недели, и я каждый день увеличивал порцию водки. После его отъезда я начал пить по-старому. Через год меня отстранили от должности за упущения по службе. С горя я запил пуще прежнего. Через месяц, выгнанный хозяином квартиры за неуплату, я остался в осеннюю холодную пору без всякого крова. Стал я таскаться по кабакам, промышляя среди мужиков писанием писем и прошений. Нашлись приятели, такие же оборванцы, каким и я скоро сделался. Все ниже и ниже я опускался и не заметил, как дошел до преступлений. Я уже не стыдился и просить милостыню ради Христа, чтобы потом выпрошенное пропить в кабаке.

После такой бродячей, пьяной и беспутной жизни я начал сильно похварывать и покашливать. В мокроте появилась кровь, что заставило меня задуматься. Написал письмо сестре о своем безвыходном положении, и она прислала мне пятнадцать рублей. Я тотчас же сбросил с себя лохмотья, приоделся и нашел маленькую комнату за три рубля в месяц. Теперь уже живу на новой квартире полмесяца, каждый день хожу в кабак писать письма и прошения, чтобы добыть себе на еду и водку; без водки не могу и часа прожить: тоска ужасная, а выпьешь – ненадолго лучше станет, но потом еще хуже и невыносимее. Я убежден, что вино сведет меня в могилу, но не могу удержаться: вино стало моим идолом.

Теперь, дети, понятно, почему чревоугодие относится к идолопоклонству? Ведь чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие, вот почему Апостол Павел говорит, что у них бог – чрево, или, иначе сказать, чрево – их идол. (Флп. 3, 19.)

Молитва трезвенников

Боже любви!

Братское дружное наше собранье,

Наши заботы, дела, начинанья,

Наши стремленья к строению жизни,

К счастью народа во благо Отчизны

Благослови!

Боже побед!

В трудной борьбе с самовластьем порока

Даруй нам силу и смелость пророка,

Сердце любящее, твердую волю,

Ум просветленный, чтоб мы побороли

Мир зла и бед!

Боже! Прости

Всех, не блюдущих Христова завета,

Слабых, лишенных отрады и света...

Боже! Яви же им милость во славе

И чрез нас, недостойных, направи

К благу идти!

В. Мордвинов

Наказанная гордость

Один богатый гордый юноша не имел ничего, чем бы мог похвалиться, кроме своего громадного имения. Предки его занимали важные государственные должности, но сам он не сделал ничего достойного похвалы. Однажды этот юноша разъезжал по своим полям, с презрением глядя на работников и своим надменным видом показывая, как, высоко ставит он себя перед ними. Проезжая мимо кладбища, он увидел могильщика, который держал в руках череп и внимательно его рассматривал. Молодой человек остановился и спросил могильщика, зачем он рассматривает череп. Старик посмотрел на юношу и спокойно сказал: «Я стараюсь узнать, кому принадлежала эта голова – знатному человеку или нищему, и мне досадно, что я не вижу, чем отличается череп богатого от черепа нищего». Пристыженный юноша поспешно поехал дальше.

Лицемерие

Проезжая через одну губернию, император Александр I остановился на почтовой станции попить чаю. Пока ставили самовар, государь разговаривал со станционным смотрителем и, увидав у него на столе книгу Нового Завета, спросил:

– А часто ли ты заглядываешь в эту книгу?

– Постоянно читаю, Ваше Величество.

– Хорошо. Читай, читай! – заметил император. – Будешь искать блага для души, найдешь и земное счастье. А где ты остановился в последний раз?

– На Евангелии святого Матфея, Ваше Величество.

Государь послал за чем-то смотрителя и в его отсутствие, проворно развернув книгу, отыскал одну из страниц Евангелия от Матфея. Положив в нее несколько ассигнаций, он закрыл книгу.

Прошло несколько недель. Возвращаясь обратно по той же дороге, государь узнал станцию и приказал остановиться.

– Здравствуй, старый знакомый! – сказал он, входя к смотрителю. – А читал ли ты без меня свое Евангелие?

– Как же, Ваше Величество, ежедневно читал.

– И далеко дошел?

– До святого Луки.

– Посмотрим. Дай сюда книгу.

Государь развернул ее и нашел положенные им деньги на том же месте.

– Лицемерие – великий грех! – сказал он, вынув бумажки, и, указывая смотрителю на покрытую ими страницу, прибавил: – Читай!

Смотритель с трепетом прочитал: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, а прочее приложится вам»

Ты не искал Царствия Божия, – заметил государь, – а потому недостоин и царского приложения.

С этими словами он оставил лицемера и уехал.

Пример воздержания

В древние времена вавилонский царь Навуходоносор пошел войной на еврейское царство. Страну он разорил и ограбил, а народ увел в плен. И приказал царь своему придворному чиновнику, чтобы выбрал он из пленников молодых иудеев хорошего рода, здоровых, красивых, понятливых и отдал их в науку. Выбрал начальник пригожих молодцов, царь приказал кормить их пищей с царского стола и учить, а через три года представить ему, царю. Среди выбранных были четыре человека – Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Даниил не захотел есть царское кушанье и пить вино и стал упрашивать чиновника:

– Не принуждай нас к царской пище и вину.

Чиновник не соглашался.

– Я боюсь царя, ведь он сам назначил вам эту пищу и вино. Если вы не будете слушаться, то похудеете. Увидит царь, что вы истощены, пропадет моя голова.

На это Даниил посоветовал:

– Поставь, пожалуйста, опыт: пусть нам в первые десять дней дают в пищу овощи, а для питья – воду. Потом сравни нас и тех наших товарищей, которые будут есть царское кушанье и пить вино. Посмотри, что выйдет, а потом поступай с нами, как тебе угодно.

Послушался Даниила чиновник – поставил опыт. Десять дней давал им овощи и воду. Потом сравнил их с другими, и оказалось, что они были и лицом красивее, и телом здоровее, чем все остальные, которые ели царское кушанье и пили вино.

В. Мордвинов

Великопостная молитва

Сложилось множество божественных молитв,

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста,

И падшего свежит неведомою силой:

«Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия – змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи».

А. Пушкин

Христианские обязанности, налагаемые на нас Второй заповедью закона Божия

Смирение

Преподобный Арсений, прозванный Великим, был так скромен, что всегда искал случая чему-нибудь поучиться, хотя бы и у людей простых. Однажды, беседуя с одним неученым старцем из Египта, он спросил его:

– Как лучше всего изгонять из своего сердца худые помыслы?

Присутствовавший за этой беседой инок, который знал святого Арсения как человека разносторонне образованного, крайне удивился такому вопросу преподобного и сказал:

– Ну чему ты можешь научиться у этого невежды?

– Друг мой, – ответил святой, – я изучил латинскую и эллинскую мудрость, но не знаю той простой азбуки, которую в совершенстве изучил мой гость. Эта азбука – смирение, которое я считаю основой всех христианских добродетелей.

Делание добра втайне

В городе Патары, где служил Святитель Николай, проживал один богатый человек, имевший трех дочерей. Счастливый отец уже подумывал об их замужестве, как вдруг совершенно неожиданно разорился.

Об этом узнал Святитель Николай. Он дождался глухой полночи, захватил с собой кошелек с золотом и, подкравшись к дому бедняка никем не замеченным, бросил золото в разбитое окно.

Бедняк очень удивился, найдя поутру у себя золото. Скоро на эти деньги он устроил старшую дочь. Святой Николай душевно порадовался счастью отца и, когда у него скопилось достаточно денег, снова пришел ночью к дому бедняка и повторил то же. Деньги также пошли на замужество, но уже второй дочери.

Удивленный бедняк, облагодетельствованный вторично, теперь решил во что бы то ни стало узнать своего благодетеля: решил не спать ночью и следить. Как-то около полуночи, сидя у окна, он услыхал, что кто-то крадется к его дому. Бедняк притаился. В это время через открытое окно его хижины снова упал мешочек с деньгами.

Счастливый хозяин мигом выбежал на улицу и увидал Святителя Николая.

– Человек Божий! – воскликнул он, падая на колени. – Чем я могу отблагодарить тебя?

– Молчанием, – ответил тайный благотворитель.

* * *

4

Сарацинами на христианском Востоке и в Европе называли мусульман, а ранее VII века – язычников.


Источник: Катехизис в рассказах. Выпуски 4–5. Заповеди блаженства. Заповеди Закона Божия / С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998 г. 263 с.

Комментарии для сайта Cackle