Первый член Символа веры
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем
и невидимым
Вера
Людям волей Всеблагого
Сила дивная дана,
Верой кроткою, святою
Эта сила названа.
Вера в юности мятежной
Нам погибнуть не дает
И ко пристани надежной
Крепко за руку ведет.
И по возрасту, в утратах,
И в беде душе больной
Лаской любящего брата
Подает она покой.
Вера в жизни облегчает
Бремя тяжкое забот,
Вера горы преставляет
И героев создает.
Вера нас не покидает
И в последний смертный час
И с любовью озаряет
Тьму могильную для нас.
Вера в жизни – светоч ясный,
Путеводная звезда,
И блажен, кому не гаснет
Этот светоч никогда.
Ф. Пестряков
Всеобщность веры в Бога
«Верую во единаго Бога...» Так начинается Символ веры. Да и кто не верует в Него. Вера в Бога прирожденна душе человека, и нет ни одного народа, который бы не веровал в Бога, правильно или неправильно. Плутарх писал: «Если мы пройдем обитаемую нами землю по всем ее направлениям, побывав и в азиатских степях, и на месте жительства диких племен Америки, на самом холодном севере и в раскаленных песчаных пустынях внутренней Африки, то везде, где только мы найдем человеческое существо, хотя бы даже в диком состоянии, взор его обращается к небу; везде, где только мыслит ум, хотя бы находящийся на самой низшей ступени развития, ему уже присуща мысль о Божестве; везде, где только бьется человеческое сердце, оно содрогается или трепещет радостью, предчувствуя бытие вечного Существа. Равным образом, где только раздается человеческая речь, хотя бы еще слишком бедная и грубая, там все-таки есть уже слово для названия Бога».
Бог есть Дух
– Ах, маменька, могу ли я
Когда-нибудь увидеть Бога
Среди Небесного Чертога?
– Но разве ты, душа моя,
Его не видишь беспрерывно
Во всем, что вкруг тебя живет:
В полете птички, в плеске вод,
В цветке, во всей природе дивной.
Когда, вставая иль ложась,
Сложивши ручки, ты читаешь
Свою молитву, всякий раз
Тогда у Бога ты бываешь,
Ты видишь Господа... – Но я
Желал бы, маменька, глазами
Его увидеть там, над нами,
Где рай, где бабушка моя.
Там, няня говорит, в сияньи,
В великолепном одеяньи,
В венце, на троне золотом
Непостижимый восседает;
Простерт хор Ангелов кругом
И в гимнах Бога восхваляет.
Вот там бы я когда-нибудь
Желал на Господа взглянуть.
– Мой сын, будь добр и чист душой,
Тогда увидишь ты Его
Не под одеждою земной,
О, нет, прекраснее того,
Каким ты мне Его представил.
Он – Дух; Его престол – весь мир,
Которым Он любовь прославил,
Где вызвал жизнь на чудный пир.
Я. Грот
Что значит веровать
Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа одна женщина-язычница имела дочь, одержимую бесом. Услыхав, что Иисус Христос милосерд и имеет власть над бесами, она сердечно поверила этому. В сердце ее появилась глубокая уверенность, что Господь непременно изгонит из ее дочери беса. Поэтому, когда Иисус Христос подходил к месту ее жительства, она вышла Ему навстречу и закричала: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется!» Но на этот вопль Спаситель не ответил женщине. Между тем, она так твердо была уверена в ожидаемом ею исцелении дочери, что, несмотря на молчаливый отказ Господа, с прежней уверенностью продолжала просить. Сжалившись над ней, стали просить Господа и Его ученики. Тогда Господь сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Но и после этого уверенность женщины в том, что Господь непременно исцелит ее дочь, не поколебалась. Подойдя к Нему, она поклонилась и сказала: «Господи, помоги мне». Господь же снова ответил ей решительным, по-видимому, отказом. Он сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» – то есть не следует оказывать благодеяния язычникам, когда благодеяния эти предназначены евреям. Но уверенность просившей в ожидаемом исцелении и тогда не поколебалась. Уверенность ее была такова, какова бывает в событиях, совершающихся на глазах. Вот почему в самом отказе Господа она нашла только повод к продолжению просьбы. Она говорила приблизительно так: «Справедливо, Господи, что евреи прежде всего имеют право пользоваться благодеяниями Твоими, но это не может препятствовать тому, чтобы и мы, язычники, воспользовались хотя бы частицей благодеяний, предназначенных им, подобно тому, как и псам не воспрещается воспользоваться крупицами хлеба, падающими со стола господ». В этих словах выразилась величайшая уверенность той женщины в ожидаемом ею исцелении дочери. Ничто не могло поколебать ее. И Господь в награду за такую уверенность сказал: «О женщина! Велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему». И дочь ее исцелилась. Так осуществилось ожидание верующей матери.
А. Царевский. «Уроки по Закону Божию»
Что значит исповедовать веру
В царствование римского императора Декия множество христиан томилось в тюрьмах. Особенно их было много в Никомидии. Для суда над узниками сюда однажды прибыл императорский чиновник Перенний. Он велел собрать всех граждан, чтобы те открыто объявили свою веру.
– Пусть каждый скажет свое имя, отечество и звание! – потребовал судья-язычник.
Один богатый римлянин, по имени Кодрат, втайне исповедовавший Христову веру, стоял позади всех собравшихся и казался посторонним зрителем. Никто не предполагал, что этот знатный римлянин – христианин.
Заметив робость, охватившую некоторых из христиан, Кодрат решил подать им пример исповедничества, то есть показать, что значит исповедовать веру в Бога. Он вышел вперед и громко заявил:
– Наше имя – христиане, наше звание – рабы Христовы, а отечество у нас – Небо.
Услыхав это, Перенний приказал оруженосцам взять незнакомца. Но блаженный Кодрат сам подошел к судье и, перекрестившись, воскликнул:
– Я от имени всех говорю тебе, что все здесь собравшиеся – воины Христовы, не боящиеся открыто заявить об этом.
И действительно, никомидийские христиане решили лучше умереть за Христа, чем отречься от веры в Него.
Современное отступничество
Может показаться, что в наше время нет ни места, ни случая открыто исповедовать Христа Бога. Исповедники были тогда, когда объявить себя учеником Христа было опасно: это влекло за собой муку и смерть. Однако отступничество и теперь встречается не реже, чем когда-либо. Разве не исповедание, например, обычай креститься, проходя мимо храма? Там, где это вполне обычно, в соблюдении этого обычая нет исповедания. Но очень часто исполнение этой обязанности преследуется и вышучивается как ханжество. Очевидно, исполнение этой обязанности при таких условиях будет уже в известной мере «мученическим» исповеданием веры.
Один человек, отправляясь купаться, всегда снимал крест, стыдясь приятелей. Приходя домой, он немедленно надевал крест снова. Это – несомненное отступничество от Христа! Или, представьте себе, в каком-нибудь доме начинается нечестивый и соблазнительный разговор о Боге и христианской вере. Возможно, что кто-нибудь, осуждая в душе этот разговор, не станет открыто порицать богохульников или не заступится за то, что он как христианин признает святой истиной. Это будет также прямым отступничеством от веры. Сколько раз приходилось, наверное, всем наблюдать такой случай. Человек сомнительной веры заговаривает в обществе о посте, зрелищах и других подобных вопросах. Кто-нибудь из его православных собеседников старается наперед определить, каких взглядов по этому вопросу держится говорящий. Уловив убеждения собеседника, он сейчас же начинает приспосабливаться к ним. «И я так думаю», – говорит он. Разве это не отступничество?!
«Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца, и святых Ангелов», – говорит Спаситель (Лк. 9:26). Посмотрим, дети, не касается ли и нас эта угроза Христа? Не стыдимся ли и мы иногда своего христианского звания, христианских правил и обычаев. Стыдно стало некоторым ныне читать Священное Писание и Жития святых. Стыдно стало ныне быть набожным, ходить в церковь, возжигать лампады. Стыдно поститься, молиться при входе в дом и перед вкушением пищи... Все это очень похоже на отступничество от Христа.
Непостижимость существа Божия
Задолго до Рождества Христова в Сицилии был государь, по имени Гиерон. Он имел при своем дворе мудрецов, среди которых особенно выделялся Симонид.
Однажды Гиерон сказал ему:
– Симонид! Напряги свою мудрость, объясни мне, что такое Бог?
– Трудный вопрос ты предлагаешь мне, государь, – ответил мудрец. – Позволь мне день-другой подумать.
– Хорошо, – согласился Гиерон.
Прошло два дня. Пришел к царю Симонид и, вместо ответа, просит подумать еще четыре дня...
Прошло четыре дня, а Симонид запросил новой отсрочки.
– Позволь, государь, еще восемь дней срока. Гиерон нахмурился.
– Ты шутишь, Симонид. Пожалуй, скоро ты станешь просить шестнадцать дней на раздумье, а потом и тридцать два. Когда же ты, наконец, дашь мне окончательный ответ.
– Ты угадал, государь, – спокойно сказал Симонид. – Прошло бы восемь дней, я стал бы просить шестнадцать, затем тридцать два, а там шестьдесят четыре и так дальше, все удваивая сроки – без конца. Что же касается ответа, то, мне кажется, я уже дал тебе его.
– Как дал! – удивился Гиерон. – Ты ничего еще мне не сказал о Боге, а все просил новых и новых прибавок.
– Вот это и есть мой ответ, – сказал мудрец. – Твой вопрос, государь, не по силам никому. Чем о нем больше думаешь, тем меньше понимаешь, приходится просить новых и новых дней. Этот вопрос – все равно что гора. Издали смотришь – и та кажется громадой, а чем ближе подходишь, тем она все более высится и растет, и ты перед ней чувствуешь себя таким маленьким, жалким, ничтожным. И если гору не обхватить и не покрыть рукой, как же ты хочешь, государь, умом охватить Того, Кто создал и гору, и человека.
Понял Гиерон слова Симонида, благоговейно поднял глаза к небу и прошептал:
– Да. Бог непостижим!
Бог есть Дух вечный
(Прежде даже горам не быти, и создатися земли и
вселенной, и от века и до века Ты еси. (Пс. 89:3))
Жил один царь, который часто размышлял о вечности, но никак не мог понять ее. Однажды ему донесли, что некий мальчик-пастух может давать удивительно разумные ответы на все мудреные вопросы.
Царь позвал мальчика и спросил: «Скажи мне, дитя мое, как долго продолжается один миг в вечности?» Мальчик подумал и ответил: «В одной стране, государь, есть гора из чистого адаманта, имеющая семь верст в ширину, семь верст в длину и семь верст в вышину. К этой горе один раз через каждые сто лет прилетает маленькая птичка и точит о нее свой крохотный клюв. Когда птичка источит своим клювом всю эту гору, тогда и пройдет один миг в вечности».
Адамант, как известно, – это драгоценный камень, самый твердый из камней; и та гора по своей величине огромна. Представь, как велико должно быть то время, которое необходимо для того, чтобы слабая птичка источила своим маленьким клювом исполинскую гору? При этом птичка точит свой клюв о гору только один раз в сто лет. Ясно, что эта огромная гора, по мысли мальчика, никогда не могла быть источена, а если бы это и случилось спустя миллионы лет, то и это время равнялось бы только одному мигу вечности. Сказанным мудрый мальчик хотел объяснить царю, что вечность не может быть измерена так, как измеряются годы и месяцы на земле, и что постигнуть вечность нельзя.
Если трудно представить себе вечность, то еще труднее понять вечного Бога.
А. Царевский
Бог есть Дух истинный
О так называемой истинности Божией свидетельствуют многие примеры священной истории. Приведем один из них.
Однажды Господь явился Аврааму, повелевая ему выйти из земли Харран в землю Ханаанскую. При этом Господь сказал ему: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение, и благословятся в тебе все племена земные». Эти слова содержат обещание, в силу которого Авраам должен был стать родоначальником великого народа. Между тем, Аврааму исполнилось уже 75 лет, и у него не было сына. В Ханаане затем он дожил до 99 лет, но сына у него все еще не было. В его душе могло возникнуть сомнение: сбудется ли обетование Божие, данное ему. И вот Господь снова явился ему и, указывая на звездный мир, сказал, что число его потомков будет так же велико, как число звезд небесных. И Бог исполнил Свое обещание, даровав ему через год сына Исаака.
Когда Исаак вырос, Авраам получил от Бога повеление принести его в жертву на горе Мориа. Как трудно было Аврааму исполнить это повеление! Благодаря Исааку, по обетованию Божию, он должен был стать родоначальником великого народа. И вот теперь это обещание как бы отменялось Богом.
Но Авраам был уверен, что Всемогущий Господь не только может сделать то, что обещает, но и непременно сделает это, потому что Он истинен. Невозможно, чтобы Бог давал обещания и затем не сдерживал их. Так и произошло1. Авраам сделался родоначальником народа, из которого родился Спаситель мира.
Из сказанного видно, какую правду исповедуем мы, когда называем Бога Истинным. Этим именно мы выражаем то, что Бог неукоснительно исполняет все Свои обетования.
А. Царевский
Свойства Божии
Бог – вечный Дух и беспредельный,
Он – самобытный, неизменный,
Всеведущий и вездесущий,
Он – всеблагой и всемогущий,
Всеправедный, всесовершенный,
Он – вседовольный, всеблаженный.
Священник А. Феодосьев
У постели умирающей матери
Один священник присутствовал при последних минутах жизни матери малолетних детей.
C глубокой тоской умирающая смотрела на оставляемых ею малюток. Но добрый священник утешил ее, сказав:
– Не скорбите, вспомните, что сказано в слове Божием о сиротах: «Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь воспринял меня...» Не сделает ли то же Бог и с вашими детьми?
Выслушав это, умирающая обратила свой молитвенный взор к Небу и проговорила:
– Боже, святый и бессмертный, не оставь и моих детей!
Затем, уже спокойная, она продолжала:
– Я оставляю своих сирот Богу, Который не может умереть.
А. Царевский
Бог все видит
Знатные киевские граждане Иоанн и Сергий заключили братский союз перед иконой Божией Матери в Печерской церкви. Прошли годы. Братство любовно сохранялось. Но вот Иоанн заболел и, умирая, поручил Сергию хранить для своего малолетнего сына Захарии тысячу гривен серебра и сто монет золота. Когда Захария вырос, он пожелал получить отцовское наследство, но Сергий заявил ему, что денег у него нет и что отец его все деньги при жизни своей роздал. Тогда, удивленный, Захария стал просить, чтобы ему была возвращена хотя бы половина завещанного. Последовал тот же ответ.
После этого Захария стал просить одну десятую часть своего наследства. Но Сергий не дал и этого. В удостоверение своей мнимой правоты он повел Захарию в Печерский храм, где был заключен братский союз с умершим Иоанном, и там дал клятву, что никогда не брал от него денег.
Поник головой Захария, заплакал и пошел домой. Вдруг до его ушей донесся страшный крик. Это кричал Сергий: «Пощади, Господи, не поражай меня! Страшен грешнику вид Твой, Светлый Небожитель! Ты все видишь!.. Возьмите чужое золото и серебро, оно в моем доме, в запертом сундуке».
Деньги нашлись: явился Всевидящий Свидетель, обличивший обманщика.
Четьи-Минеи
Бойся Бога, дитя!
(Страх Божий)
Бойся Бога, дитя,
Он не видим тобой,
Но глядит на тебя
С вышины голубой.
Он читает в тебе
Все ведь мысли твои,
От Него никогда
Не уйдешь никуда.
Бойся Бога, дитя,
Будь покорен Ему
И ни зло, ни шутя
Не вреди никому.
Я. Волитарский
Ответ мальчика
Желая испытать мальчика в знании истинной веры, родственник сказал ему: «Если ты скажешь мне, где находится Бог, то я сделаю тебе прекрасный подарок». – «А я, – возразил мальчик, – сделал бы вам два подарка, если б вы сказали мне, где Его нет!»
Вездеприсутствие Божие
– Мама, как нужно жить, чтобы постоянно чувствовать вездеприсутствие Божие?.. – спросил один мальчик свою мать. – Я не совсем понял этот урок.
– Я объясню тебе это так, – ответила мать, – как слышала сама в детстве. Слушай!
Живи, дитя мое, всегда так, как будто ты видишь всегда перед собой Бога.
Не делай ничего такого, чему не желал бы ты иметь свидетелем Господа.
Не говори ничего, что не сказал бы ты вслух перед Богом.
Не пиши ничего такого, что ты стыдился бы показать Богу.
Не ходи никогда туда, где бы ты не надеялся увидеть Господа.
Не читай такой книги, про которую ты не желал бы, чтобы Господь спросил: «Покажика Мне ее».
Никогда не проводи свое время так, чтобы ты мог бояться вопроса: «Что ты делаешь?» – или слов: «Как тебе не стыдно!»
Всемогущество Божие
Некогда в Дании царствовал король Канут, которого называли «великим владыкой морей».
Однажды Канут стоял на морском берегу, окруженный своими приближенными. Они превозносили могущество короля, говорили, что он справедливо зовется повелителем морей и что для него нет ничего невозможного на земле, ибо он всемогущ.
Слушая такие речи, король сказал:
– Принесите мне мое кресло и поставьте здесь, на краю скалы.
Кресло принесли, царь сел и опять стал глядеть на море.
Между тем, поднялся ветер, и волны с шумом стали набегать на берег.
– Не смей подходить ко мне, море! – грозно крикнул Канут. – Ведь оно должно исполнить мою волю, не так ли? – спросил царь придворных.
Те молча поклонились царю в знак согласия.
– Так подойдите ко мне, друзья, ближе. Придворные подошли.
А буря на море разыгрывалась все сильнее и сильнее. Волны, как бешеные, кидались на берег. Трусливых придворных разбирал страх, но отойти они боялись, а король сидел и будто ничего не замечал. Но вот одна волна так сильно ударилась о берег, что окатила всех водой. Придворные закричали от страха и отскочили назад.
– Как вы можете, стоя подле меня, бояться моря? – спросил царь. – Разве не сами же вы сказали, что я – повелитель морей и ветров?
Придворные молчали.
Тогда Канут встал и, указывая на себя, сказал:
– Смотрите – это ваш король. Затем, подняв руки к небу, добавил:
– А там ваш Бог... Если бы Канут был на самом деле всемогущим повелителем моря, тогда оно повиновалось бы ему. Есть только единый Истинный Бог, Который всемогущ и Которому повинуются и ветры, и моря, и люди, и все Им созданное.
А. Царевский
Творец неба и земли
О Боже! Ты – и жизнь, и свет всего творенья;
Ты в ярком блеске дня, в улыбке звезд ночных.
На что ни взглянем мы в порыве умиленья,
Ты, Господи, во всем, все – дело рук Твоих.
Когда, склоняясь, день последний луч бросает
Как бы из глубины чертогов золотых,
А небо жемчугом и яхонтом пылает, –
Вся эта красота – созданье рук Твоих.
Когда весна несет нам чары обновления,
Не Ты ли шлешь дары из тучных недр земных?
На что ни взглянем мы в порыве умиленья,
Ты, Господи, во всем, все – дело рук Твоих.
Т. Мур
Урок
Отец начертил на грядке своего огорода три начальные буквы имени своего сына и засыпал эти бороздки семенами салата. Дней десять спустя мальчик прибежал к отцу и с удивлением сообщил ему, что он нашел свое имя выросшим на гряде.
Отец улыбнулся и сделал вид, что не верит такому чуду. Тогда ребенок стал настаивать, чтобы отец пошел в огород и убедился в этом сам. Родитель согласился и, придя на гряды, сказал: «Это простая случайность».
Мальчик задумался. «Как же это ни с того ни с сего выросло мое имя? – сказал он. – Кто-нибудь это непременно устроил, только я не знаю, кто и как».
Пользуясь таким случаем, отец сказал сыну: «Ты прав, это не могло произойти само собой. Вот так-то и весь мир, который ты видишь, не мог образоваться сам по себе, если бы его не создал Бог, Которого мы и называем поэтому Творцом не только земли, но и неба».
Притча Спасителя о птицах и лилиях
(Промысл Божий. Учение о нем Спасителя)
К чему о пище, об одежде,
Живя, заботиться весь век?
Не о душе ль ты должен прежде
Помыслить, бренный человек?
Взгляни на птиц под небесами,
Не сеют и не жнут оне,
Но сыты Божьими дарами.
Не выше ль их ты на земле?
И кто себе, заботясь, может
Еще хоть локоть росту дать?
И для чего тебя тревожит
Забота, где одежду взять?
Взгляни на лилии, как в поле
Они красуются, растут:
Они в своей смиренной доле
Труда не знают, не прядут.
Когда ж так убран злак ничтожный,
Который завтра бросят в печь, –
О, маловеры! Как возможно,
Чтоб вас Господь не стал беречь?
Не говорите же в заботе:
«Во что одеться? Что нам есть?»
Вы не в язычестве живете,
У вас Отец всещедрый есть.
Я. Грот
«Скажи мне, родная...»
«Скажи мне, родная, откуда все это берется,
Что в мире является нашим глазам:
И эти деревья, и речка, что быстро так льется,
И эти плоды, и цветы по лугам,
И птицы, и рыбы под влагой серебряной пруда,
И все, что стремится, живет и цветет, –
Откуда все это берется, скажи мне, откуда?» –
«Все это от Бога, мой ангел, идет». –
«Куда ж исчезает все это, скажи мне, родная:
И запах цветка, и сияние дня,
И сумрак ночной, и заря, и волна голубая,
И пламя погасшего в поле огня,
И звук отзвучавший, и все, что нам радость и бремя,
Все, все, что встречаем дорогой идя,
И слезы, и грусть, и улыбки, и самое время?» –
«Все к Богу, все к Богу уходит, дитя».
Непостижимость тайны Пресвятой Троицы2
На африканском берегу моря в городе Иппоне блаженный Августин писал книгу «О Святой Троице». Утомленный чрезвычайным напряжением ума, силившегося проникнуть в глубочайшую из тайн, великий писатель вышел на морской берег для отдыха. Наслаждаясь вечерним воздухом, Августин, однако же, не переставал думать о предмете своих исследований.
Вдруг он заметил отрока на берегу, который небольшой серебряной ложкой черпал воду из моря и выливал в углубление.
– Что ты делаешь? – спросил его блаженный Августин.
– Хочу вычерпать море и вместить его в ямку.
– Но это невозможно! – сказал Августин.
– Разумеется, невозможно, но я скорее вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в свою книгу.
Как объясняют Святую Троицу
Однажды языческие мудрецы спросили у святого Константина Философа:
– Как вы, христиане, разделяете Единого Бога на три Бога?
– Не говорите напраслины, – ответил мудрец. – Отец, Сын и Дух Святой – не три Бога, а три лица единого Божества. Посмотрите на солнце, в нем три особенности: круг, сияние и теплота, и сравните это с Пресвятой Троицей. Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен; и как от солнечного круга исходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Сияние есть подобие Бога Сына, рожденного от Отца и просветившего весь мир Евангелием. А теплота есть подобие Духа Святого, Который предвечно исходит от Отца. Итак, рассмотрите солнце и познаете Пресвятую Троицу. Солнце состоит из трех составляющих, но разделяется ли оно на три солнца?
Так и Пресвятая Троица, хотя и имеет три лица, однако не разделяется на три Бога.
Священник П. Смирнов
Явление пастухам Ангелов в ночь Рождества Христова
Ночь тиха.
По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних.
Вот пропели петухи –
за Ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
А. Фет
Божий вестник
Второго декабря Церковь празднует память святого пророка Аввакума. Этот святой жил за шестьсот лет до Рождества Христова, в то время, когда евреи находились в вавилонском плену. Пророк же оставался на родине, в Иудее.
Аввакум был человек бедный и занимался земледелием. Было лето, и стояло время жатвы. Аввакум пригласил собратьев-евреев, оставшихся с ним на родине, помочь ему убрать хлеб. Когда наступило время обеда, он принес жнецам пищу.
Вдруг ему явился Ангел и сказал: «Аввакум! Отнеси свой обед некому Даниилу, что ныне находится во рву львином». С этими словами Божий вестник поднял Аввакума с земли и понес в Вавилон. Там он поставил его близ львиного рва и сказал: «Даниил, возьми обед, который посылает тебе Господь!» Заключенный пророк Даниил покорно принял пищу. Тогда Ангел снова взял Аввакума и отнес его на родину. Не ясно ли отсюда, что и мы должны глубоко чтить и слушать вестников божественной воли.
Ангелу-Хранителю
Я видела тебя души моей очами;
Ты радостен, ты чуден, светел был
И, окружен небесными лучами,
На небеса свой взор с любовью возводил.
Твой кроткий лик сиял святым приветом,
Ты осенял меня спасительным крылом...
Каким божественным, отрадным, дивным светом
Ты был проникнут весь в величьи неземном!
Я с тихим трепетом на светлого взирала,
И все в моей душе восторженной молчало.
Ю. Жадовская
Ангел-Хранитель
Видели вы такую картину: речной обрыв, на нем свежая зелень, малыш заигрался, засмотрелся в чистые струйки реки, тянется к ним, мгновение – и упадет, утонет?.. Но сзади светлый Ангел обнимает малютку белоснежными крыльями, и дитя – весело, цело, благополучно. Проста, но выразительна эта картина. От нее мысль невольно перебрасывается и на участь взрослых. Разве не окружены мы все опасностями? Болезни подстерегают, и смерть за плечами всегда стоит. На одного злой человек покушается, другого бедствие встречает... Стоит, например, показаться туче, блеснуть молнии – и смерть близка всякому...Мы не помним о том рое опасностей, что окружает нас, а потому и сравнительно спокойны. Но если бы открылись наши очи, если бы мы увидели, среди каких опасностей ходим! О, в какой ужас пришли бы тогда и поняли, что и наше положение небезопаснее положения малыша на обрыве. Кто же нас бережет от явных опасностей, а иногда неожиданно и отводит их? Кто же, как не Отец наш Небесный через верных слуг Своих, святых Ангелов-Хранителей. Ведь соблазны всякие так и кишат кругом! А влечения грешного сердца так и тянут нас к ним. И мы падаем... Кто же светит нам во тьме греховной, на путь добрый выводит, от погибели спасает? Опять Господь через наших невидимых друзей. Случается – сильно потянет ко греху, сердце уже услаждается, совсем готово согрешить... Но внезапно, как молния ночью, страх Божий проносится в душе и озаряет весь ужас, всю пропасть близкого греха... И ринешься от него прочь. Или идешь, равнодушный, холодный, не знаешь, куда себя деть. Вдруг тихим шепотом проносится в душе светлая, живая мысль, и сердце загорается желанием сделать доброе дело... Чей этот шепот? Святого Ангела-Хранителя, нашего верного друга... Но с друзьями мы обыкновенно имеем общение, шлем им письма, беседуем. Чем же мы ответим на заботы о нас Ангелов?.. Воспоминанием о них, молитвами к ним, чтобы они помогли нам благополучно пройти жизненный путь. Восходит день, мы готовы на труд. Не забудем сказать своему невидимому другу: «Сохрани нас от бед, помоги доброе творить, злого избежать». День кончился. Тьма ночная нас обступает. Скажем своему Ангелу: «Сохрани нас и в грядущую ночь от всякого зла. А когда тьма могильная, как эта ночь, обоймет наше тлеющее тело, помоги трепещущей душе пройти место грозное, страшное, доведи до пресветлого престола Божия». Так будем настраивать наши сердца, и наша дружба с Ангелами сохранится. Здесь она нам посветит и там, на Небе, защитит.
***
Преподобный Онуфрий, прозванный Великим за свою богоугодную жизнь, однажды увидел в пустыне необыкновенный свет. Испуганный таким видением, святой хотел бежать. Но вдруг из света послышался голос: «Не бойся, Онуфрий, я твой Ангел, приставленный к тебе со дня твоего рождения, чтобы охранять тебя».
И, действительно, когда, оставшись в пустыне, святой Онуфрий терпел голод, к нему являлся Ангел-Хранитель и приносил ему воду и хлеб. В дни же особых искушений Ангел помогал ему в борьбе с соблазнами.
Этот пример должен заставить нас верить, что и каждому христианину посылается при рождении особый Ангел-Хранитель, который бережет нас от всего злого и побуждает ко всему хорошему.
Злой дух
Однажды к святому Антонию Великому пришел диавол и начал рыдать.
– Кто ты и что с тобой случилось? – спросил преподобный.
– Святой отец, – ответил диавол, – я не человек, я – злой демон.
– Что же тебе нужно?
– Ничего более, – отвечал злой дух, – кроме того, чтобы ты спросил Господа, примет ли Он покаяние диавола?
– Иди домой пока, а завтра я тебе дам ответ, – сказал святой.
В тот же вечер преподобный Антоний молился Господу.
– Владыко Господи! Открой мне, недостойному рабу Твоему, простишь ли Ты человека, превзошедшего грехами демонов?
Антоний думал, что у него был грешник, назвавший себя демоном по смирению! Вдруг перед святым предстал Ангел Божий и сказал:
– Зачем ты молил Господа за диавола? Ведь он приходил искушать тебя!
– Я этого не знал, – ответил Антоний. – Почему же Господь не открыл мне этого?
– Не смущайся, – ответил Ангел. – Когда к тебе искуситель придет снова, то скажи ему: «Ты – древнее зло, ты – сама гордость. Как же ты можешь принести достойное покаяние? Древнее зло не делается новым добром!»
Сказав это, Ангел скрылся.
На другой день диавол снова явился в образе плачущего человека. Когда святой Антоний передал ему слышанное от Ангела, злой дух засмеялся и сказал:
– Если бы я считал себя древним злом, то я позаботился бы о спасении гораздо раньше, но не теперь. Теперь мне самому служат люди и даже трепещут предо мной. Возможно ли мне, господствующему над грешниками, сделаться ныне смиренно кающимся? Нет! Нет!
Сказав это, диавол исчез.
– Да, – подумал святой Антоний, – поистине древнее зло не может сделаться добром!
Протоиерей Г. Дьяченко. «Уроки христианской веры»
Господь из земли сотворил человека
Господь из земли сотворил человека
И вновь возвращает отжившего ей.
Единый Властитель вселенной от века
Всем людям назначил количество дней
И время их жизни и дал во владенье
И суши, и воды, и их населенье.
По образу их Своему сотворил,
Облек в Свою силу и крепость святую
И в каждую плоть перед ними вложил
И трепет, и страх, и покорность немую.
Чтоб было возможно господствовать им
Над птицей небесной и зверем земным,
Он дал им язык и способность мышленья
И зло от добра различать научил,
Дал слух, проницательность, разум, здоровье,
И око Свое Он в сердца их вложил,
Чтоб, видя величье и стройность творенья,
Немолчно Ему приносили хваленья.
В. Баженов
* * *
Когда Авраам уже собрался совершить заклание, он был остановлен явлением с Небес Ангела. Вместо Исаака Аврааму для жертвоприношения был послан ягненок. Повелевая принести Исаака в жертву, Господь лишь испытывал веру и послушание Авраама (Быт., гл.22).
В Библии, в книге Бытия (гл. 18), повествуется о том, что Господь явился Аврааму у дубравы Мамре в
образе трех странников. Авраам оказал Им благоговейный прием. Это место Священного Писания является одним из немногих в Ветхом Завете, где приоткрывается великая тайна о Боге, Едином в Трех Лицах. В память об этом явлении Бога Аврааму Православная Церковь приняла изображение Пресвятой Троицы в виде трех Ангелов.