Церковь
«Зачем ходить в храм, если можно и дома молиться?»
Дом Мой назовется домом молитвы. (Ис. 56:7).
Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку.
Дома спасайся, а в церковь ходи!
Русские пословицы.
Как дождь взращает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век).
Можно молиться дома, но там нельзя так молиться, как в церкви, где возносится единодушное молебное пение, где единомыслие, согласие, союз любви... Здесь возносятся молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы немощные молитвы народа, придерживаясь за их более сильные, взошли вместе с ними на небо.
Преподобный Иосиф Волоцкий († 1515).
Молитвословие церковное такую имеет силу и важность, что церковное едино «Господи помилуй» превосходит все келейные духовные упражнения, и потому-то Святые Отцы, предстоя во святом храме, воображали, что они предстоят на Небеси пред Престолом Божиим.
Преподобный Антоний Оптинский (1795–1865).
Как мать иногда ведет дитя за руку, иногда сидит около него и наблюдает за ним, а иногда берет в свои объятия его, ласкает, лелеет и питает, так и Господь во всех службах церковных и в домашней молитве как бы держит нас за руку, наблюдает за нами издали, а в Божественной Литургии Он берет нас в Свои объятия, сажает нас с Собой за стол и питает нас от Своей трапезы.
Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883– ок. 1937).
Кто лишает себя собрания верных, не сподобится орошения дождем небесной благодати. Кто говорит: «я, и молясь дома, могу привлекать к себе Небесный Дух», тот походит на человека, который надеется утолить жажду одним воображением воды.
Нигде так не раскрывается дух молитвенный, как в храмах, при внимательном и благоговейном в них пребывании.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).
Вас более смущает то, что вы не можете в церкви при всех мирно молиться, выходя из оной, чувствуете, что совсем не были, а дома молитесь лучше и возносите умиленные молитвы. Вы не понимаете, что это есть сильная прелесть, лишающая вас спокойствия; когда вы, молясь уединенно, думаете, что хорошо молитесь, то будьте уверены, что оная молитва Богу неприятна, хотя бы были и слезы, и чувство умиления; когда все сие не имеет глубокого смирение, то есть прелесть. В церковной же молитве вы, ища такого ж чувства и не находя оного, считаете себя немолившеюся и смущаетесь, а это есть последствие или плоды домашних ваших молитв; враг возводит вас до небес и низводит до бездн; там возвышает, а здесь низвергает и причиняет смущение, что и доказывает о основании молитвы вашей на высокоумии.
Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860).
Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях.
Преподобный Иларион Оптинский (1805–1873).