сост. Дмитрий Семеник

Как переносить оскорбления?

Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это. (Пс. 38:10).

У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. (Притч. 12:16).

Удерживайся от ссоры – и ты уменьшишь грехи. (Сир. 28:9).

Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую. (Мф. 5:39).

Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. (Иак. 1:19).

Будучи укоряем, Он не укорял взаимно. (1Петр. 2:23),

Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. (1Петр. 3:9).

Ругательство – не доказательство.

Огонь маслом заливать – лишь огня прибавлять.

Сердись не сердись, а лучше покорись.

Лучше самому терпеть, чем других обижать.

Держи кулак в кармане, а язык на аркане.

Русские пословицы.

Лучше печаль того, кто неправедно терпит, нежели радость того, кто неправедно действует.

Блаженный Августин (354–430).

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

Святитель Григорий Двоеслов (540–604).

Не очень раздражайся против оскорбляющего тебя, но раздражайся скорее против своего греха, который возбуждает твое сердце против оскорбителя.

Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709).

Как кротко Господь отвечал хулителям Своим, не укорял их в ответ, но с любовью обличал их и устрашал судом Божиим, чтобы покаялись, как видно из святого Его доказательства и учения. Отсюда учимся мы врагам нашим, которые хулят нас, кротко отвечать или молчать, а не хулить хулящих нас. Если Он, Господь наш и Бог наш, так кротко поступал с хулящими Его, то тем более мы должны делать то же. Мы, говорю, которые достойны всякой хулы, будучи грешниками.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783).

Обесчещенный, не возненавидь обесчестившего, скажи сам себе: я достоин того, чтобы вся братия осыпали меня бесчестиями.

Преподобный Антоний Великий (251–355).

Потерпишь – и будет мир. А станешь воздавать злом за зло – то и мир отступит, и Бог оставит.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894).

Если очень зацепят тебя, скажи себе: «не ситцевая, не полиняешь».

Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда: «зачем» и «почему». Этого нет нигде в Писании. Там сказано, напротив: ударят тебя по правой щеке, подставь и левую, т. е. вспомни свои неправые дела, и увидишь, что достоин наказания.

Сам Господь глаголет во Евангелии: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10:16). Змия, когда бьют ее, старается всячески сохранить голову. И христианин, когда поражают его, должен хранить главное – веру и незлобие.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).

Лучше быть хулимым, нежели хулить, быть битым, нежели бить, стерпеть обиду, нежели обидеть.

Не бери врага в учители себе; не ревнуй о том, что ненавидишь. Не будь для гневливого как бы зеркалом, показывая в себе его образ.

А если отмщаешь и на укоризны отвечаешь укоризнами: что скажешь в свое оправдание? То, что раздражил тебя начавший ссору? Но достойно ли это какого извинения? Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его к греху, не меньшему за это подвергается осуждению.

Святитель Василий Великий (330–379).

Всячески старайся смолчать, пока непрестанной молитвой не укротится сердце твое. И потом проси оскорбившего о прощении.

Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560).

Когда кто станет поносить тебя, помысли о том наказании, которому он подлежит, – и не только не будешь гневаться, но и прольешь слезы...

Но присутствующие, скажешь, будут обвинять в малодушии, если стану молчать. Не в малодушии будут обвинять, а подивятся любомудрию.

Скажем самим себе: это происходит не от вражды, а от немощи; когда нет мысли о вражде или злонамеренности, тогда оскорбляемый хотя бы претерпел тысячи оскорблений, может удержаться.

Видишь ли, что злополучие состоит в делании зла, а благополучие в перенесении зла?

Святитель Иоанн Златоуст († 407).

Настоящее терпение заключается в том, чтобы чувствовать свою вину за то состояние, в котором находится ближний, и ему сострадать.

Старец Паисий Святогорец (1924–1994).

Некоторые другие из братий приходили ежедневно и вытрясали свои постилки перед моей кельей, и я видел, что множество клопов набиралось в моей келье, так что я не в силах был убивать их, ибо они были бесчисленны от жара. Потом же, когда я ложился спать, все они собирались на меня и я засыпал только от сильного утомления, когда же вставал ото сна, находил, что все тело мое было изъедено, однако же я никогда не сказал кому-нибудь из них: не делай этого, или зачем ты это делаешь? И я не помню, чтобы я когда-либо произнес слово, могущее смутить или оскорбить брата.

Преподобный Дорофей Палестинский († 620).

Комментарии для сайта Cackle