сост. Дмитрий Семеник

Как удержаться от гнева?

Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

(Притч. 29:11).

Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его. (Сир. 28:1).

Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. (1Петр. 3:9).

Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. (1Фес. 5:15).

Язык держи, а сердце в кулак сожми.

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

Сила молчит, слабость кричит.

Господин гневу своему – господин всему.

Русские пословицы.

Каким образом можно не приходить в гнев? Если всегда будешь в той мысли, что ты пред очами Зрителя-Бога и близ тебя сущего Бога.

Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, чтоб другой какой человек был многим ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам бесчестия никогда не приведут нас в раздражение.

Святитель Василий Великий (330–379).

Не настаивай ни в каком случае, чтобы было по твоей воле, ибо от сего рождается гнев.

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век).

Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце.

Преподобный Иларион Оптинский (1805–1873).

Против раздражения – терпение, и самоукорение, и рассуждение о страстях Христовых.

Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860).

Как же мы смягчим свой гнев? Как погасим этот пламень? Если помыслим о своих собственных грехах и о том, сколь мы виновны перед Богом; если помыслим, что мы мстим не врагу, но самим себе; если помыслим, что враждой мы доставляем радость диаволу, этому врагу, этому истинному врагу нашему, ради которого мы наносим обиду своему ближнему.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).

Когда разворчишься, то укори себя, скажи: окаянная! что ты расходилась, кто тебя боится?

Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).

Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Господи, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается.

Преподобный Нектарий Оптинский (1853–1928).

Если не можешь пребыть безгневным, укори себя, когда погневаешься, и покайся пред Богом и пред тем, кто услышал от тебя или пострадал что злое. Ибо кто в начатках греха раскаивается, тот не дойдет до конца его: и кто о малых грехах не болезнует, тот чрез них впадет и в великие.

Святитель Григорий Палама (XIV век).

Если гнев вселится в душу твою, то им уже уничтожен день твоей жизни; по крайней мере, не дозволяй гневу переходить на другой день, чтобы не погубил он целой жизни твоей.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Не сердись на бездушные вещи и не ругай их, когда они не так, как нужно, складываются и бывают тебе помехой в деле. Привыкнешь сердиться на вещи – будешь сердиться и на людей, даже без причины, и от любви отпадешь, а любовь – сущность всего Закона Божия.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).

Враг обычно подбегает и твердит: не спускай, иначе заклюют. Врет он. Лучшее охранение от заклевания – смиренная уступчивость.

Гнев и обидчивость от самоцена, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение… Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом: 1) всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее, как жданную гостью; 2) когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо всё от чувств; 3) не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься; 4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас о их несправедливости.

Побеждающий гневливость не естество побеждает, а порчу естества уничтожает и возводит его в свой естественный чин.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).

Комментарии для сайта Cackle