Внимание к себе
Вы трудитесь, но не видите благих изменений в себе
Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. (Пс. 24:18).
Невозможное человекам возможно Богу.
(Лк. 18: 27).
Посеяно с лукошко, так и выросло немножко.
Лучше пребывать в дому плача праведных, нежели в дому радости беззаконных.
Русские пословицы.
Будьте снисходительны к душе вашей в ее немощах: излишняя строгость отвлекает от покаяния, приводит в уныние и отчаяние.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).
Ты ещё не подвизался против греха до пролития крови и уже расслабляешься духом уныния. Что ты претерпел? Что перенёс? Какие различные искушения претерпел с радостью?.. Покажи диаволу, что ты живёшь для Бога, прибегая к Нему, действуя руками и ногами, когда плывёшь среди обуревания мысленных волн, восходящих до небес и нисходящих до бездн.
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век).
Вдруг ничего не дается. Вспомните, как учились вязать, читать, писать? Сколько было трудов! А теперь все это – заурядное дело. Так и с душой будет. Теперь трудновато ладить с помыслами. А потом ничего. Легко станет. Только не надо пересекать борьбы с ними… А всё бороться и бороться.
Что не видите успехов, это не худо, а хорошо. Беда, когда увидите. Только не видя успехов, прилагайте ревнование и молитву об успехе, а беспечности не предавайтесь.
Чувство бессилия «самому» спастись в порядке вещей, но не чаяние спасения должно выбросить из словаря христианского… Ибо имеем Господа Спасителя, о нашем спасении пекущегося и нас к тому всячески располагающего и укрепляющего.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).
Кто стыдится и краснеет за свое несовершенство... тот горд мнимыми своим совершенствами.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).
А что страсти не отступают, то сие по смотрению Божию. Пишут Святые Отцы, что страсти и падения смиряют человека, приводят его в сокрушение сердечное и тем привлекают ему Божие милосердие.
Преподобный Иосиф Оптинский (1837–1911).
Если страсть тревожит нас, то мы не должны этим смущаться: смущаться тем, что тревожит нас страсть, есть дело неразумия и гордости и происходит от того, что мы не знаем своего душевного состояния и избегаем труда, как сказали Отцы. Потому мы и не преуспеваем, что не знаем меры нашей и не имеем терпения в начинаемых нами делах, но без труда хотим приобрести добродетель. Чему удивляется страстный, когда страсть тревожит его? Зачем смущается? Ты стяжал ее, имеешь в себе и смущаешься! Принял в себя и залоги ее, говоришь: зачем она тревожит меня? Лучше терпи, подвизайся и моли Бога.
Преподобный Дорофей Палестинский († 620).
Успех духовной жизни измеряется глубиной сокрушения сердечного и смирения, без коих все суета и прелесть.
Игумен Никон (Воробьев) (1894–1963).
Вам хочется не только быть хорошею и ничего не иметь худого, но и видеть себя таковою. Желание похвально, а чтобы видеть свои добрые качества, это уже есть пища самолюбию. Да хоть бы мы все повеленное сотворили – все должны считать себя неключимыми рабами, а мы, и во всем быв неисправны, не имеем в мыслях себя таковыми, а потому и смущаемся, вместо того, чтобы смириться. Потому нам Бог и не подает силы к исполнению, чтобы мы не возносились, а смирялись и приобрели бы залог смирения.
Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860).
Из твоих суждений и рассуждений ясно показывается, что ты желаешь видеть, как на ладони своей, свое спасение. Но такое ясное видение может приводить человека или к гордости, или к разленению, а неполезное и не дается людям.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).
Пишешь, что двадцать пять лет читаешь и слушаешь и питаешься словом Божиим, а толку нет. Какой же ты хочешь иметь толк? Или хочешь увидеть себя во всем исправной и святой? Но так в духовной жизни не бывает. Будь довольна тем, что видишь свои недостатки, ибо от этого незаметно, постепенно приходит, хотя и в малой степени, смирение.
Наш должен быть труд, а успех зависит от благодати; благодать дается не за труды, а за смирение: кто насколько смирится, настолько и благодать приходит.
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958).