Телолюбие
«Жить без удовольствий скучно»
Сластолюбивая заживо умерла. (1Тим. 5:6).
Не наслаждение – удел грешника; удел его – плач и покаяние.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).
Кто что любит и чем бывает связан в этом веке, на то, без сомнения, и обменивает Небесное Царство, а что всего хуже, то признает Богом.
Преподобный Макарий Великий (IV век).
Кто паче должного насладился телесными удовольствиями, тот отплатит за этот излишек сторичными болезнованиями.
Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)
Краткая греха есть сладость, но вечная смерть последует.
Святитель Тихон Задонский (1724–1783).
Не наслаждайся наслаждениями мира! Иначе умрешь несчастною смертью.
Человек сластолюбивый ни на какое дело не гож.
Не будь сластолюбив; ибо сластолюбивых Бог не слушает.
Преподобный Антоний Великий (251–355).
Да для чего же, говоришь ты, со злом сопряжено великое удовольствие, а с добродетелью великий труд и тягость? Но какая же была бы тебе и благодать, или за что ж бы ты получил награду, если бы это было дело нетрудное?
Скажи душе своей: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия; но радуйся, потому что сим я готовлю для тебя Небо. Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи же немного, и ты увидишь, сколь великая произойдет от сего польза; пребудь твердой в жизни настоящей, и ты получишь неизреченную свободу.
Святитель Иоанн Златоуст († 407).
Печалится непохвальной печалью не улучивший плотских утех; презревший же их беспечален пребывает.
Преподобный Фалассий (VII век).
Каждое веселье света оканчивается печалью.
Преподобный Иосиф Волоцкий († 1515).
Развлечения дают забыться на минуту: а потом с большею безжалостностию предают тоске и скуке.
Кто еще из желающих спасения станет говорить, что жестокое житие, скорбные лишения, трудные подвиги не нужны для спасения, что можно обойтись и без них, что если и избирали некоторые такой путь, то это зависело будто от их произвола, а не было необходимо? Такими мыслями прикрывается расслабление воли, сластолюбие сердца и самосожаление – враг всякого добра.
Сердце держите, чтоб оно было непричастно сластям века сего – чарующим и одуряющим.
За пределами сей жизни Спаситель обещает всякие утешения, такое обилие благ, которых мы обнять не можем, и таких благ, которых не можем изъяснить, а дотоле Он никому не позволяет искать утешений, и там возвеселит сердца верных своих только в награду за скорби, поднятые здесь, и потому предварительно ублажает Он только нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).
Сегодня наша жизнь безрадостна и тяжела, потому что умалился героизм, благочестие. Даже духовные люди думают, как мелочные торговцы, и доходят до того, что живут якобы духовной жизнью. Они стремятся урвать от жизни любое удовольствие, пока оно не перешло в грех. «Это уже грех? – просчитывают такие люди. – Нет, еще не грех. Значит, я могу этим насладиться».
Старец Паисий Святогорец (1924–1994).
Всё опротивеет нам и не будет приятно – ни театр, ни маскарад, никакое суетное собрание, никакая суетная вещь и никакой суетный разговор: всё это омерзеет, когда душа всеми чувствами возжелает искать Царствия Божия и радоваться о едином Господе.
Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский (1789–1836).
Воздержание и послушание многим принесло пользу, а необузданная свобода иным много повредила, а иных и совсем погубила. А мы ведь решились искать спасения, то и да держимся всего приводящего к спасению, а отводящего от оного всячески да удаляемся.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891).