Источник

Приготовление к смерти

Самый важный вопрос.

Что же такое «умереть по-христиански»?

Просительная ектения

Самый важный вопрос. Из многих вопросов, которыми может задаться человек о нашей жизни на земле, едва ли не самый важный для христианина – как лучше приготовиться к смерти.

Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23: 46), – таковы были последние слова Господа со Креста. Таковы ли будут наши последние слова? И что достанется нам перед нашей смертью? Мы всегда должны быть готовы к смерти и стараться отойти от этого мира так, чтобы самая кончина наша была свидетельством нашей веры и любви ко Господу и, по-возможности, поучением для наших ближних.

Спаситель наш подал нам наилучший пример. Он ли не страдал на Кресте? Его ли смерть не была ужасна и даже позорна в очах всего мира? И при этом какое терпение, какая любовь к ближнему, какое, бесконечное всепрощение, какая преданность воле Божией! Подобно этому надо умирать и каждому из нас.

Что же такое «умереть по-христиански»? Если мы почувствуем приближение смерти, то постараемся найти в себе мужество закончить свою жизнь достойно.

Пока еще окончательно не скрутила жестокая болезнь, немощь, подумаем о своей уже прошедшей жизни, вспомним то постыдное, в чем, может быть, забыли покаяться или все еще не решились. И тогда примем решение хотя бы три дня (или для тяжело больных один день) поститься, читать (или чтобы нам читали) молитвы покаяния, готовиться к причастию.

Перед причащением примиримся с тем, кто был для нас врагом, недоброжелателем, и попросим прощения у того, кого мы обидели сами.

Если есть еще силы прийти в церковь, покаяться в грехах своих, пособороваться, причаститься Святых Христовых Таин, то обязательно сделаем так.

В Таинстве соборования прощаются грехи, совершенные по незнанию или забытые. Как велико причащение и перед смертью, об этом говорит святитель Илия Минятий († 1714) в своей проповеди «Величие Таинства Святого Причащения»:

«Не сияет так звезда на небе, как сияет душа христианина от света благодати Божией в тот час, когда он причащается. И это потому, что когда мы причащаемся, тогда соделываемся Членами Тела Христова, соединяемся со Христом. И если бы душа наша в сей час разлучилась с телом, то она получила бы себе место с мучениками, девственниками и преподобными... Боже мой! Избавитель мой! Пусть я умру, если будет на то воля Твоя святая, в лесу ли глухом, или в ином каком пустынном месте: это для меня все равно, лишь бы прежде смерти сподобиться мне причащения пречистого Тела и Крови Твоей! Ведь если в тот час Ты будешь при мне, то я не боюсь погибели: с таким напутствием, как Тело и Кровь Твоя, я крепко надеюсь достигнуть Твоего Небесного Царствия».

Если мы тяжело заболеем, то попросим родных пригласить священника на дом.

Будем ожидать кончины своей без ропота, без возмущения, без зависти к тем, кто остается жить. В этом проявится и наше мужество, и наше достоинство, и упование наше (наша вера) на Господа, и предание себя всецело воле Божией.

Дадим детям и внукам своим последнее наставление, как жить, как молиться за нас после нашей смерти, как нас похоронить, во что облачить (одеть) нас после смерти, что читать при самой кончине нашей.

Разделим между родственниками свое имущество, чтобы не было между ними потом обид. Часть своего состояния передадим (или оставим) на пожертвование церкви или монастырю, на милостыню во имя свое.

Но это уже на самый конец. А пока мы еще живы, сильны, здоровы, не будем забывать о смерти: «Память смертная порождает молитву, слезы, раскаяние перед Богом», – так поучают нас святые отцы.

Просѝтельная ектения. Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. После каждого прошения хор поет: «Господи, помилуй!» или: «Подай, Господи». Это так называемые ектении (прилежное прошение – греч.).

Просительная ектения начинается словами: «Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) утреннюю (или вечернюю) молитву нашу Господеви (Господу)». После каждого прошения просительной ектении, кроме первых двух, хор поет:

«Подай, Господи!»

Когда в церкви диакон провозглашает: «Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим» (по-русски: «Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести»), – тогда от всего сердца, искренне вместе с певчими будем просить: «Подай, Господи!» Когда будет также провозглашено: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим» (по-русски: «Испросим у Господа, чтобы кончина наша была христианской, то есть с исповедью и причащением Святых Таин, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном суде»), – тогда и мы будем просить у Бога такой смерти.

И колена свои преклоним перед Богом, умоляя Его в тайне сердца своего, чтобы Он даровал нам последнюю в этой (и в той, будущей!) жизни велию (великую) милость: «Подай, Господи!»


Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Комментарии для сайта Cackle