О поминовении усопших
Загробное состояние душ по смерти тела не есть их окончательное состояние. Полное и совершенное мздовоздаяние они получат лишь после всеобщего воскресения и Страшного суда. Между тем известно, что после смерти нет покаяния (Пс. 6: 6). Но Святая Церковь бдит и над усопшими чадами своими и, провожая их ко сну смертному своими благословениями, не престает и после ходатайствовать за них, чтобы Бог избавил их от вечных мучений. По учению Святой Церкви, согласному со Священным Писанием и подтверждаемому непререкаемыми свидетельствами истории, поминовение, творимое нами по усопшим, действительно приносит им великую пользу, очищает их грехи, облегчает их муки за гробом, приближает их к Царству Небесному. Поминовение усопших должно заключаться в молитве за них (домашней и, преимущественно, церковной), особенно же соединенной с принесением бескровной жертвы на литургии, и в благотворениях в память их. «Когда весь народ и священный лик стоит с воздеянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?», – вопрошает свт. Иоанн Златоуст (Беседа 41 на Первое послание к Коринфянам). «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук», – пишет тот же святой отец (Беседа 42 на Евангелие от Иоанна). Особенно же спасительна молитва за умерших при совершении бескровной жертвы, когда частицы, вынимаемые из просфоры на Божественной проскомидии за поминаемые души усопших, погружаются в Животворящую Кровь Христову, причем священнодействующий иерей произносит: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих»... Сила такого поминовения велика и спасительна, ибо Кровь Иисуса Христа очищает от всякого греха.
И сегодня, и каждый день Святая Церковь напоминает нам о вечности, о том, что однажды и нам нужно будет оставить нашу земную храмину и отправиться в вечность; еще раз призывает задуматься о прохождении настоящей жизни, о соответствии ее заповедям Евангельским; научает не иметь пристрастия к временной жизни, но горняя помышлять и горняя мудрствовать.
«Чтоб помнить смерть, – говорит свт. Игнатий Брянчанинов, – надо вести жизнь сообразно заповедям Христовым. Заповеди Христовы очищают ум и сердце, умерщвляют их для мира, а оживляют для Христа. Ум, отрешенный от земных пристрастий, начинает часто обращать взоры к таинственному переходу в вечность».