Призови имя Мое

Содержание

Предисловие

Вступление Беседа первая. О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном, или трудовом, периоде, о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах Беседа вторая. Продолжение беседы о деятельной Иисусовой молитве: о способах обучения этой молитве, о трудностях, недоумениях и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной Беседа третья. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина и прп. Серафима Саровского Св. Василий Великий Св. Макарий Египетский Св. Иоанн Златоуст Ефрем Сирин Прп. Иоанн Лествичник Прп. Исихий Иерусалимский Прп. Филофей Синайский Свв. Варсонофий и Иоанн Прп. Исаак Сирин Прп. Серафим Саровский Беседа четвертая. Писания молдавских старцев – схимонаха Василия и схиархимандрита Паисия (Величковского) об умном делании и об Иисусовой молитве Предисловие, или предпутие, желающим читать иже во святых отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Предисловие на главы, блаженного Филофея Синайского Предисловие на книгу блаженного Исихия Надсловие на книгу блаженного отца Нила Сорского Главы об умной молитве старца Паисия (Величковского) Предисловие Глава 1. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно вначале обучаться действованию умом в сердце этой божественной молитвы Беседа пятая. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: епископы Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), оптинские старцы, валаамский старец Агапий, кронштадтский протоиерей о. Иоанн Сергиев и другие отечественные подвижники XIX века Заключительная беседа  

 
Предисловие

Едва ли кто решится утверждать, что в нашем светском обществе нет расположения к религиозной жизни. Храмы по праздникам почти всегда полны, да и по будням почти всегда бывают молящиеся. Умеют молиться горячо. Исповедуются искренно, горячо, со слезами. Некоторые часто причащаются. Интересуются религиозными вопросами. Большинство горячо стоит за строгое православие и осуждает всякие «ереси» и «новшества». Интересуются духовной литературой, жалуются на недостаток духовного чтения, и со вниманием следят за вновь выходящими духовными книгами; посещают духовные лекции и беседы, ходят на «акафисты»; очень любят посещать св. обители и вспоминают о них; многие считают долгом посещать больных в госпиталях и помогать им, чем могут; другие посещают бедных, собирают для них пожертвования деньгами и вещами; в каждом номере газеты можно найти фамилии или инициалы жертвователей на больных и нуждающихся; ни один призыв не остается без ответа, всякая заявленная нужда сейчас же находит усердный отклик. Многие работают для детей, в колониях, в лагерях и т. д.

Однако, наряду с этим, мы видим в том же обществе явления другого порядка – домашние неурядицы, сплетни, злословие, осуждение, вражду, злобу, ненависть, гордость, тщеславие и т. д.; утром горячо молятся в церкви, по выходе из храма злословят, осуждают, раздражаются, ссорятся, обманывают; вечером отправляются в кино, или еще куда; сегодня каются и плачут на исповеди, завтра снова злобствуют, ненавидят, лгут, клевещут. Не говорим уже о разных еще более темных сторонах личной, семейной и общественной жизни. Происходит какая-то чересполосица, какая-то неупорядоченность в нашей духовной и внешней жизни; религиозное, христианское начало не является руководящим двигателем жизни, а составляет лишь одно из явлений этой жизни, наряду с различными другими, даже темными и предосудительными, явлениями. Есть быт, в котором, несомненно, известное место занимает религиозная сторона, но нет христианской жизни, как планомерно осуществляемой христианской задачи, как христианского ответственного служения Богу. От такого двойственного характера жизни предостерегает Господь Иисус Христос, когда говорит: «Не можете Богу работати и маммоне» (Мф.6:24), а у нас эта работа Богу и маммоне является обычным и привычным явлением нашей жизни. Как относиться к этому явлению? Нужно ли признать его неизбежною принадлежностью человеческой жизни и примириться с ним, или же надо видеть в нем зло нашей жизни, с которым надо бороться? Но если бороться, то как? Проповедей у нас говорят много, имеются и книги духовного содержания, детей учат с ранних лет и молитвам, и закону Божию, но как-то все это мало влияет. Может быть, и влияет, но перемены не видно. Церковь, несомненно, обладает благодатными средствами благотворного влияния на человеческую душу, и эти средства оказывают свое действие – домашняя молитва, чтение слова Божия, посещение церковных служб и св. мест и особенно принятие св. таинств, исповеди и причащения св. Христовых Таин оставляют глубокий и благотворный след в душах верующих. Но у Церкви имеется и еще одно благодатное средство влияния на человеческую душу, на которое мало кто из светских людей обращает внимание, но которое имеет ту драгоценную особенность, что оно всегда находится в распоряжении человека, желающего им пользоваться, и дома, и в храме, и на пути, и за работой. Это средство заключается во внутреннем, молитвенном и покаянном призывании имени Господа Иисуса Христа. Призываемое с верою, это имя имеет великую спасительную силу. О нем сказано, что Бог «дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил.2:9,10) «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян.2:21). «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12).

Сущность призывания имени Иисуса Христа заключается не в произнесении только слов, а в постоянном молитвенном вспоминании Иисуса Христа, в постоянном молитвенном к Нему обращении, для какового молитвенного обращения самые слова молитвы Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)» являются лишь внешним выражением заключающейся в них мысли и чувства. Молитва Иисусова, постоянно творимая, сближает, сродняет и соединяет произносящего ее с Господом Иисусом Христом, и эта постоянная молитвенная память о Христе Спасителе становится как бы стражем нашей внутренней жизни, наших мыслей и наших чувств, не позволяющим водворяться в душе нашей ничему нечистому и недостойному. Внимание, приучаемое всегда быть с Господом Иисусом Христом, помогает преодолевать блуждание и рассеяние мыслей, очищает мысль от назойливых праздных помыслов, охраняет сердце от нечистых движений, водворяет внутри нас чистоту и благочиние мыслей и чувствований, укрепляет веру и молитву. Это внутреннее упорядочение души отражается на всех внешних действиях человека, на его речах и на его поступках. Мы приводим в эпиграфе замечательные слова св. Исихия, пресвитера Иерусалимского, ученика св. Григория Богослова: «Если внутри сердца не сотворит человек волю Божию и не сохранит заповеди Его, то он и во вне не сможет этого сделать». Эти слова ясно доказывают, в чем заключается зло нашей религиозной жизни и как нужно с ним бороться. Зло заключается в нашей внутренней беспорядочности и недисциплинированности. Если мы не овладеем своим сердцем и своими мыслями, не создадим единства и благочиния внутри себя, то не создадим их и в наших внешних действиях. В этом важнейшем деле нашей религиозной жизни незаменимую помощь может нам оказать священная Иисусова молитва, или, лучше сказать, Господь наш Иисус Христос, в этой молитве нами призываемый и чрез нее становящийся нам близким, постоянным обитателем нашего сердца.

Но как же научиться Иисусовой молитве? Ответом на этот вопрос и служит предлагаемая книга, дающая сводку того, что говорили и писали о молитве Иисусовой и вообще о внутреннем делании Святые Отцы и подвижники Православной Церкви.

Мы сейчас кратко скажем об этом молитвенном делании лишь несколько предварительных слов. К молитве Иисусовой надо приступать с благоговением и с покаянным духом, и совершать ее со вниманием, неспешно, и с великою простотою, не усиливаясь выжимать из своего сердца никаких особенных чувств. Молитва называется устною, когда она произносится словами, гласно или безгласно. Так она может произноситься и устами, и внутри персей и внутри сердца. Молитва называется умной, когда с ней неразрывно соединяется внимание ума, и сердечной или умно-сердечной, когда начинает твориться в сердце. При совершении Иисусовой молитвы не так важно количество, как качество молитвы. Но все же следует назначить себе на каждый день определенное число молитв, как постоянное правило, чтобы не было места произволу и случайности. Проходящий Иисусову молитву должен помнить, что он этим самым становится в особенную близость к Господу, и с этим своим особым положением должен согласовать свою жизнь – воздерживаться от всего, что недостойно его положения, и делать все возможное, что ему соответствует. Ставши в такое положение, необходимо терпеливо совершать свой молитвенный труд, предоставив себя всецело Господу и не мечтая ни о каких высоких достижениях, но всегда считая себя рабом непотребным. Вот, вкратце, вся сущность Иисусовой молитвы.

Начинать надо с устной молитвы, которая при благоговейном, в сокрушении сердца, и неспешном ее произношении сама собою переходит в умную, а умная в сердечную. Постепенно она овладевает душою и вносит в нее состояние мира, спокойствия, тишины, чистоты, порядка и радости, и постоянного внутреннего предстояния Господу.

Когда несколько лет тому назад появилась в печати увлекательно написанная книга «Откровенные рассказы странника», в которой он рассказывает о том, как он научился Иисусовой молитве, многие светские люди с увлечением набросились на эту книгу, и всюду шли разговоры о молитве Иисусовой. Прошло немного времени, и разговоры стихли. Об Иисусовой молитве как будто забыли. Может быть, и не забыли, но увидели, что делание Иисусовой молитвы не так легко дается, как это показалось сразу. А главное, оно требует терпения, смирения и времени. А на это не у всех хватает постоянства и возможности. Правда, и тот путь, которым шел странник, нельзя назвать общим путем. Это – его личный, индивидуальный путь, осуществимый при его особом странническом положении. Не каждый, по условиям своей жизни, может совершать в день по три, по шесть, по двенадцать тысяч Иисусовых молитв. Не каждый может применить к себе и те способы сведения ума в сердце, какие рекомендовались отцами-подвижниками афонским отшельникам в 14-м или 15-м веке. Но все это и не обязательно нужно, как учат более близкие к нам делатели и наставники Иисусовой молитвы – епископы Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов или Преподобный Серафим Саровский и другие. Иисусовой молитве можно обучаться гораздо проще и удобнее, как это видно из наставлений этих подвижников.

Мы придали настоящей книге форму беседы между иноком-старцем и мирским иереем, имея в виду, что эта форма, во-первых, оживляет рассказ, а во-вторых, дает возможность удобнее осветить тот или иной вопрос с разных точек зрения.

Книга оказалась значительно больше по размерам, чем предполагалось. Это произошло от того, что составителям трудно было удержаться от желания исчерпать с возможною полнотою ценные наставления о молитве Святых Отцов и подвижников Православной Церкви, как древнего, так и нового времени.

Дай Бог, чтобы книга, при всех недостатках своего изложения, принесла пользу читателям, ищущим спасения и внутреннего упорядочения своей духовной жизни!

Валаам, 25 марта 1838 г.

«Не можете Богу работати и мамоне».

Мф.6:24.

«От сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы. Сия суть сквернящая человека».

Мф.15:19,20.

«Если внутри сердца не сотворит человек волю Божию и не сохранит заповедей Его, то он и во вне не сможет этого сделать».

Св. Исихий Иерусалимский.

«Две силы, совершенно Противоположные между собою, влияют на меня: сила добрая и сила злая, сила жизненная и сила смертоносная. Как духовные силы, обе они невидимы. Добрая сила, по свободной и искренней молитве моей, всегда прогоняет силу злую, и сила злая сильна только злом, во мне скрывающимся. Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. Против невидимого (диавола) – невидимый Бог, против крепкого – Крепчайший».

Протоиерей И. Сергиев (Кронштадтский).

«Передать дело словом простым всякому по силам и удобно. Так, скажем, для примера, всякому легко сказать, что хлеб приготовлен из пшеницы; но, чтобы подробно описать его приготовление, не у всякого достанет знания, и могут сделать сие только люди опытные. Подобно сему сказать просто о бесстрастии и совершенстве не трудно и удобно, но дознать дело опытом значит то же, что самым делом и на самой истине постигнуть, как приобретается совершенство»

Св. Макарий Великий.

Комментарии для сайта Cackle