Андрей Голов (1954–2008)
Афон
Афон, не испивающий воды,
Ни ракии вплоть до литургии,
Свершает аскетически труды,
От коих мнози иноки в России
В смущение приходят. Се – плоды
Плакучия маслины наливные
И таинство Давидовой звезды
На смальтовых ступенях Византии.
...Дослушать службу, снесть святую снедь
И благодарственный псалом воспеть,
И – унести стопы под сень развалин,
Где бывый скит не погрузился в быт,
И нецый старец, присно достохвален,
Встав на молитву, над скалой парит.
Псалтирь
Давидовы псалмы... Какой роскошный,
Почти онтологический, припой
Для сварки свитков Ветхого завета
И фолиантов Нового! Вот – Ветхий,
Измучен ожиданьем исполненья
Пророчеств о Мессии на земле,
Уже не видит и не смеет видеть
Воплотшегося Господа – и только
Ему хвалу и славу воспевает.
А Новый, въяве созерцая Сына,
Любуется, немея от восторга,
Лучами Его Славы – и пока что
Произнести не в силах ничего
И принести благую жертву Слова
На жертвенник спасенья. Лишь Псалтирь
Горит, как стопятидесятисвещник,
И с двух сторон прихода Иисуса
Пророчествует всласть о Боге-Слове
И славит воплощение Его
На отстояньи трех квадратных шинов,
Связуя своим звоном два Завета
И ни один не попаляя пеплом,
Что пламенно дышал на Моисея
Из недр Неопалимой Купины
И в день Пятидесятницы сошел
На братский сонм апостолов. Псалтирь –
Грядущей «Филокалии» подруга
И строго бифокальное окно,
В которое, как свыше суждено,
Два истинных Завета друг на друга
Взирают неслиянно-нераздельно
И видят Славу, Свет – и Иисуса.
Метафраст
Все то, что недописано судьбой,
Молитвой, плотью, творчеством, дорогой,
Однажды посмеется над тобой
И подведет итог настолько строгий,
Что дрогнет закосневшая душа,
Не в силах с обреченностью смириться,
И – взмолится Христу, едва дыша: –
Чувств просвети простую пятерицу!
И мнози позовут твой дух во тьму,
И неции укажут тропку к свету –
А ты замрешь, не в силах ни тому,
Ни этому последовать завету.
И на краю никчемности чудес
Узреешь в страхе, вставши на котурны:
Господень ангел и невемый бес
Твой путь и жребий достают из урны.
И высока и осиянна высь,
И все земное тщетно и ничтожно,
И ты взыскуешь верить и спастись –
Но человеку это невозможно.
Ангел Златые Власы
Слава дольняя, вспыхнув, как встарь,
Кротко высушит капли росы.
В душу кесаря и на алтарь
Смотрит Ангел Златые Власы.
О, не плачь, Византия, не плачь,
Что так близок и яростен суд,
А над хрониками неудач
Бирюзовые очи цветут.
Пусть отъидут апостолы, пусть
Крест чалмой обмотает пророк:
Ты ведь ведаешь все наизусть,
Что Распятый Учитель прорёк.
Все ты знаешь об истинном времени –
и у стола твоего
Каждый арсис горит о Царе
Горним золотом славы Его.
Твои ратники, аки трава,
Полегли на османских мечах –
И уже не Босфор, а Москва
Отражается в скорбных очах.
И над орарями русскими рек,
Где Святая земля на весы
Возлегла – не смежай своих век,
Светлый Ангел Златые Власы...
Св. Ефрем Сирин
Великий Рим и в тоге готской тьмы
Иззябнув, сетует о крахе скором.
А мар Афрем поет себе псалмы
И бьется над почтенным женским хором.
Еще в глуши Европы племена
Бурлят и бродят на пороге Даты.
А Сирия Распятому верна
И Пешитто хранит верней Вульгаты.
Кто призван в пятый час, кто – во второй:
Да радуются все и да не плачут!
Благая вера двигает горой,
А судьбами избранников – тем паче.
Да сбудется реченное про суд!
Пока ты ратуешь с греховной былью,
Отцы-епископы тебе несут
Благословение с епитрахилью.
Ты ж в рубище смирения, как встарь,
Прейдешь всю меру бытия земного
И сам возложишь на Христов алтарь
Безценный дар – благую жертву слова.
И, на верблюжьем – сквозь ушко – горбе
Потщась в Христово царство протесниться,
Помолятся с тобою и тебе
Сослужницы твои все – головщицы.
И ты по благодати – ю же Спас
Ти даровах – прости им сбой скорее
И помолись Спасителю о нас,
Как только ты молить Его умеешь...
Романе Сладкопевче
Преподобие Романе Сладкопевче,
Поначаль мне воспети тропари
И обкласть поучительные речи
Изразцами Фаворский зари
Возгревания духа ради! Тропы
Несумнительно служат старине –
Но харизма обочины Европы
Византии не к цатам, сиречь – не
К духоносному лику. Бить поклоны –
Долг смирения, а не мастерства,
А благая метафора иконы
Упраздняет излишние слова.
Но опять возгорается с Востока
Многосвещная благость бытия.
– Славься, Матерь Господня! О края
Твоей ризы мы души отираем
И целуем следы от стоп Твоих,
Неразлучные с прореченным раем,
Где Тебе воспевает горний стих
Сладкоустый Роман, его же славы
Не вменить в суету и маяту
В горький час распадения державы,
Пламеневшей молитвой ко Христу.
Помоги ж, сопричтенный ко избранным,
В чужебесном узилище земном
Славить Господа делом неустанным,
Крепко помня о сотнике благом...
Тропарь ко Иверской
Из афонских калив колею проторив
В Третий Рим, ко святыням его куполов,
Ей, Владычица, встань на Неглинный обрыв,
Распахнув очеса на молитвенный зов.
Скоростопная слава твоя по Руси,
Как калики, пройдет, Светлый Лик возлюбя.
Аще ж недруг дерзнет – кто Бог Велий еси,
Яко Бог наш, творяй чудеса от тебя!?
Хрия русских акафистов рвется к твоим
Рдяным ризам и Сына стопам Твоего.
Аще прянет на Русь богоборческий дым –
Ни единый Твой образ не бросит сей Рим
И не вынесет нимбы свои из него.
Фонари не устанут сиять над Москвой
О изрядстве целений твоих и чудес:
Ты ж, Вратарница необоримая, стой
И блистай неизбывной своей лепотой
На воротах, взлетевших орленой главой
У российского края Христовых небес.
Стихира
Егда же возлепечут камыши
И храм изронит отсвет в окоем –
Твори стихиру на восход души
И осветляй пространство бытием.
Аскезы пир свершая гнилью фиг,
Бесам безделья нанеси урон,
Душой истаевая каждый миг
На глас «Христос анэсти эк некрон».
Тот старец, что тебя благословил,
Обноски плоти дотрепал о быт.
Благоуветлив глас древесных бил
Смиренье «Филокалии» творит.
И дух воспомнит мироносиц, чей
Извол о Господе благословен
И миром востекающих лучей
Смиренно помазует дольний тлен.
Прииди, припади, благословись
У ангела, на камени седяй.
Воскресший сочетает даль и высь
С пространством, утекающим за край
Теней тельца и льва, орла и ангела,
что к чаше жизни притекли.
И кровь Христова, каплюща из ран,
Небесная являет на земли.
Под звон
Под звон новогодней капели,
Затеплив евангельский свет,
Мы свечи зажгли и запели –
Последний раз в тысячу лет.
Прощально трещала лампада
И Лик проступал на доске,
И радовалось Божье стадо
На древлем святом языке.
И мир, непотребен и тонок,
Стекал стеарином с луча,
И рвался паршивый ягненок
Прочь, наземь с Господня плеча.
И звезд вавилонская стая
Творила пророческий блуд.
Господь восскорбел, отпуская
Сидевший у ног Его люд.
А те отошли без печали,
Как быть пред концом суждено,
И новые мехи прорвали,
И пролили наземь вино.
И капала вечность, отбросив
Благой покаянья удел –
Но чашу под капли Иосиф
Подставить уже не посмел.
Пресвятая Богородица
С предрождественского понедельника
Пост вступает в крутые права
И лампада сочится с сочельника
Неотмирным лучом Рождества.
И, воздевши препоны суровые
Для метельных взлохмаченных грив,
Веют ладаном лапы еловые,
Вифлеемский вертеп учинив!
А в Собор Пресвятой Богородицы,
Души высветлив пред бытием,
Прочитаем акафист, как водится,
Величальный тропарь воспоем –
И, вдали от содома московского
У купели, врачующей быт,
Строгий лик Серафима Саровского
Над Россиею выспрь воспарит,
Ибо, как византийские златницы,
Не разменянные на рубли,
Две пророческих пятидесятницы
С николаевской службы прошли,
И теперь у канавки-околицы
Рима, внявша душей Рождество,
Предстоят они вместе и молятся –
Император и старец его.
Сонет на Страстной Вторник
Слуха Твоего мним досягнуть мольбою
И о Твоем имени скрещиваем пути.
Господи, се предстоим пред Тобою,
Уповаем на Тя и веруем Ти.
Вся, елико исхищрено лукавой судьбою
И забылось в соблазнах – не вмени и прости,
И душу омытую птицею голубою –
Горлинкой чистой в дольний мир отпусти.
Скоро Ты хлеб и вино соделаешь Кровью
и Телом,
И праху в преторию позволишь Тебя отвести,
Ангелов легион не испросив у Отца.
А души наши останутся в мире осиротелом,
И от Креста незримо не восхотят отойти,
И – аще позволишь – при Гробе пребудут
с Тобой до конца.
«Алексий человек божий, пишущий написание жития своего»
Помолимся: лампада ведь горит,
Молитвенник раскрыт на возглашенье,
И пахнущий грибом и редькой быт
Глаголет о посте и о смиренье.
Мой Бог, как Божий человек стоит
Перед скамьей – и в покаянном бденье
Суд на собой творит ненарочит,
И у Благого Господа спасенье
Вымаливает. Веруй, яко он,
Молись Пречистой ради – не для вида.
И будешь несумнительно спасен,
И сбудется реченная планида!
Не сей ли верою стоит Афон
И русска Северная Фиваида?
Молись
Кого простить за то, что нас простят,
Кого просить, чтоб нам не отпускали
Без покаянья весь греховный чад,
Без искупленья – гордые печали?
Но вновь и нарочит, и пресловут
Обряд радения о судном часе...
Восстань, душа! Что спишь? Тебя зовут
Все восемь гласов, все Три Ипостаси.
Внимай, пока молчат колокола,
Молись, пока не возжжены кадила –
И да лежит стезя твоя светла
По камени и стеблям сухобыла.
Кого Господь упас, кому – открыл,
Кого – взлелеял в горнем вертограде.
У русской веры слишком много крыл,
Чтоб ползать долу кесарева ради.
То ледяна душа, то – горяча,
Святыни быта возложив к порогу.
Молись! И да горит твоя свеча,
Незрима людям, видимая Богу!
Переложение псалмов
Псалом 28
Воздайте Богу славу, сыны Божии,
Воздайте ныне честь и славу Господу.
Воздайте Богу славу Его имени,
Благоговейно поклонитесь Господу
В святилище Его благоукрашенном.
Раздался голос Господа над водами,
Бог славы возгремел над всеми хлябями:
Глас Господа силен, могуч глас Господа!
Глас Господа крушит стволы кедровые
И совергает кедры он ливанские
И, как тельца, скликать их заставляет он,
И Сириону и Ливану, прыгая,
Велит единорогу уподобиться.
Глас Божий высекает пламень огненный
Пустыню потрясает грозный Божий глас,
Пустыню Кадес оглашает Божий глас.
Глас Господа дарует разрешение
От бремени и скорби ланям трепетным,
И обнажает он леса от листвия
И в храме Божьем, полном благолепия,
Все возвещает о Его величии.
Над яростным потопом восседал Господь
И будет восседать Господь царем вовек.
Бог даст народу Своему могущество,
Господь благословит народ Свой избранный.
Псалом 46
Руками восплещите, все народы,
И гласом радости вскричите к Богу,
Ибо Господь всевышний в гневе страшен,
Господь – великий царь над всей землею:
Он покорил нам многие народы
И племена поверг под ноги наши,
Господь нам предызбрал наследство наше –
Иакова красу и благолепье,
Которого от века возлюбил Он.
Господь восшел на твердь при восклицаньях,
Господь вознесся ввысь при звуках трубных.
Воспойте славу Господу, воспойте,
Воспойте Богу нашему, воспойте!
Ибо Господь – царь всей земли от века –
Воспойте Господа единосущно.
Господь повелевает всем народам,
Бог восседает на святом престоле.
Князья земные собрались согласно,
Пришли к народу Бога Авраама,
Ибо щиты земные суть Господни
И наш Господь превознесен над ними.
Похвала Пресвятой Богородице
Воистину достойно ублажать Тебя,
Вечноблаженную, пренепорочную,
Мать Богородицу – Мать Бога нашего.
Честнейшую всех херувимов, славнейшую
Небесных серафимов без сравнения,
Тебя, от плоти девственной родившую
Нам Слово – Истинную Богородицу,
Тебя мы величаем, чтим и чествуем!
Тропарь Преображению Господню
Преобразился на Фаворе, Господи,
И Славу показал ученикам Твоим –
Насколько они зреть ее сподобились.
Да воссияет нам Твой присносущный свет
Молитвами Пречистой Богородицы,
Податель Света, слава и хвала Тебе!