Источник

Александр Круглов

Круглов Александр Васильевич (1852–1915) – поэт, прозаик, критик. Один из самых известных детских писателей конца XIX – начала XX века, издавший десятки книг для детей и цикл теоретических статей под названием «Литература «маленького народа» (1892–1895). Современники отмечали, что он «дал детям здоровую, свежую и обильную умственную пищу». Несколько вышедших поэтических сборников Круглова не имели успеха у критических мэтров, но получили читательское признание и привлекли внимание композиторов, среди которых были С.И. Танеев, Я.Ф. Пригожий, П.Г. Чесноков, С.В. Рахманинов и другие. Самым важным средством формирования положительных идеалов он считал религию, и сам был прежде всего религиозным прозаиком и поэтом, причисляя себя к писателям «малой прессы». В 1907–1914 годах он издавал и редактировал журнал «Дневник писателя», который, как отмечают современные исследователи, «подвергал резкой критике революционное движение, демократическую литературу», за что и был зачислен в «клерикалы и монархисты».

* * *

В детстве мать меня учила

Каждый день читать молитвы,

Но в соблазнах шумной жизни

И в пылу жестокой битвы

Разучился я молиться,

Находить отраду в храме,

В песнопениях священных,

В блеске свеч и фимиаме.

Но посеянное в душу

В те младенческие годы

Не погибло и ростками

Показалось в дни невзгоды;

И душа затрепетала,

И, свободная от плена,

Поняла, в чем сладость жизни,

Поняла, что выше тлена.

Полумрак в старинном храме...

Я молюсь под звуки пенья,

Полный сладкого восторга

И святого умиленья.

Из цикла «Сербские отголоски»

На прощанье

Не крушись, родная,

Помолись за деток

Пред святой иконой.

Пусть Христос-Страдалец

На пути и в битвах

Будет обороной.

Помолись, родная,

Да пошлет Всесильный

Помощь нам святую.

Разобьем мы цепи,

И вернем отчизне

Волю золотую.

Если же юнаки

Известят, родная,

Что мы пали в битве,

То, моляся Богу,

Павших за свободу

Помяни в молитве!

1876

Молитва матери

Тишь в селе немая –

Люд крестьянский спит...

Только в крайней хате

Огонек горит.

Пред святой иконой,

Ниц упав лицом,

Молится старушка

О сынке родном, –

О кудрявом Васе,

Что в чужом краю

Льет за Божью веру

В битвах кровь свою.

Крестится старушка,

На пол слезы льет...

Эта ли молитва

К Богу не дойдет?

* * *

Явися, Господи, нам, верой оскудевшим

Явися, Господи, нам, верой оскудевшим

Сомнения умов мятежных усыпи;

В исканье истины душою ослабевшим

Явись и помоги, наставь и укрепи!

Явися, Господи, и омраченным вежды

Раскрой, да видят свет, да верят небесам;

Явися, Господи, и воскреси надежды,

И утешение даруй больным сердцам.

Явися, Господи, да мир Тебя познает,

Тебя, пролившего за мир святую кровь;

И да живет во всех и миром управляет

Завещанная нам великая любовь!

Под впечатлением

Со всех сторон народ стекается к святыне,

И перед ним творятся чудеса...

Как прежде, говорят и ныне

С землею небеса.

И внемлет им земля с благоговеньем.

И голос благостных небес

Доходит до сердец, охваченных сомненьем

В возможность на земле чудес.

О, если речь земных звучит, как глас в пустыне,

То пусть творимые святыми чудеса

Заставят верить всех, что говорят и ныне

С землею небеса.

* * *

Не говори, что он напрасно пострадал..

Мне жаль его, но смерть его отрадна:

Он ею миру доказал,

Что к истине стремился жадно,

Что и теперь, среди пустых сердец,

Возможен доблестный боец,

Готовый следовать апостолов примеру:

Страдать и умирать за веру!

* * *

Не проклинай годины бед

Благослови твои печали:

Постигнуть ложь, увидеть свет

Они тебе возможность дали.

Сокрыт от многих правды свет,

Темны им Божии скрижали –

Не проклинай годины бед,

Благослови твои печали!

Св. Серафиму Саровскому

Новый Печальник святой на Руси,

Новый Предстатель за Русское Царство,

Родину нашу от зла и коварства

Убереги и спаси!

Новый Светильник Родимой земли,

Славу стяжавший в Господнем Чертоге,

Нашим смиренным моленьям внемли,

Мы заблудились в дороге.

К правде стремяся, мы мнили найти

Правду в разрыве с Небесным Законом;

Тьму омраченных умов освети –

Неугасаемым светом!

Новый Источник Великой земли!

Жаждая, к влаге Твоей, как святыне,

Мы припадаем и пьем, утоли

Нас, истомленных в пустыне!

Скорый Целитель болезней людских,

Всем – одержимым недугом сомненья –

Силой молитв чудотворных твоих

Даруй святое целенье!

20 июля 1903

Стихотворение написано в дни прославления мощей Серафима Саровского (1759–1833), состоявшегося в Сарове 19 июля 1903 года в присутствии императора Николая II и многих тысяч паломников. Среди паломников был и оптинский монах-поэт Варсонофий, написавший стихотворение «Богомолье». В 1927 году Саровская пустынь и Серафимо-Дивеевский монастырь были закрыты, мощи святого вывезены в город Ардатов и исчезли. Обретение мощей святого произошло в 1991 году. Всенародным крестным ходом они были возвращены в Серафимо-Дивеевский монастырь. Этому событию посвящены стихотворения Николая Рачкова «Возвращение Серафима Саровского», Владимира Нежданова «Мощи» и других современных поэтов.

Христос с тобою

...и се, Я с вами во все дни

до скончания века.

Мф. 28

Ты здесь не одинок: верь глубоко душою,

Что Тот, Кто обещал: «Я с вами до конца»,

Кому открыты все и тайны и сердца,

Всегда с тобою!

Когда ты к ближнему любовию горишь,

И с помощью идешь к страдающему брату

Не из корысти, не за плату;

Когда безтрепетно о правде говоришь,

Не помнишь зла, к врагу не дышишь местью,

И не возносишься кичливо пред толпой;

Когда в союз ты не вступаешь с лестью,

То знай и верь: Христос с тобой!

Когда глядишь на мир неомраченным оком,

Когда безгрешна мысль и речь твоя чиста,

Не миришься угодливо с пороком,

Не оскверняются хулой твои уста;

Когда твоей душе печаль других доступна,

И не завидуешь ты радости чужой;

Когда далек всему, что злобно и преступно, –

То знай и верь: Христос с тобой!

Когда, охваченный житейскими страстями,

Их голосу в безвольи подчинясь,

Отдашься ты греху и делом и мечтами,

Не думай, что уже порвал ты с небом связь.

В сознании вины, с раскаяньем, к подножью

Креста склонись покорной головой,

И выйдешь на борьбу опять с греховной ложью,

Христос останется с тобой!

Когда отчаянье всего тебя объемлет,

В душе царит глухая ночь,

Когда никто твоим рыданиям не внемлет,

Не хочет друг и брат тебе помочь, –

Не оскорбляй небес сомненьем и укором,

Но обратись к Тому с горячею мольбой,

Кто на тебя глядит с иконы с кротким взором

И Кто всегда, всегда – с тобой!

1905

* * *

Несть грех, побеждающ

человеколюбие Божие.

Нет человека без греха

Мы все порочны и греховны,

И наши добрые дела

И наши подвиги – условны.

Перед другими не хвались,

Гордясь, не ставь себя высоко:

Ведь даже праведник порой

Доступен голосу порока.

Нет человека без греха...

Грешат иные по безволью,

По темноте своей грешат

И – мудрствуя – по своеволью.

Но мир не ведает грехов,

Которым в Небе нет прощенья,

Когда, раскаяньем горя,

Душа возжаждет исцеленья.

* * *

В том нет греха, что в разных книгах

Ты ищешь правды и Христа;

То видишь свет в посте, в веригах,

То вдруг пытливая мечта

Тебя властительно уносит

К далеким, чуждым берегам...

Твоя душа ответа просит

И внемлет с жадностью речам

Об Искупителе, о Боге,

И благодатных чудесах,

И указуемой дороге

На трудных жизненных путях.

Здесь нет греха. Кто в дверь стучится,

Духовной жаждою томим,

Тому сомнение простится,

И будет Бог отыскан им.

Суд ждет того, кто мысль о Боге

Заботой суетной убил

И об «украшенном чертоге»

В душе тоски не пробудил.

* * *

Жизнь без любви и без тепла

Жизнь без молитв и упований...

Мир задыхается от зла,

Изнемогает от страданий.

И тщетно вопиют уста,

Ждут света плачущие очи!

Ночь все темней...

И без Христа

День не придет на смену ночи.

1908

* * *

Не бойся терний и креста

Не говори: темна дорога.

О, верь, что крестный путь Христа –

Награда высшая у Бога.

Сгибаясь низко под крестом,

Не омрачай души сомненьем,

Но горячо молись о том,

Чтоб крест твой был тебе спасеньем.

1909

* * *

Умилительные звуки

Покаянного псалма

Исцеляют сердца муки

И смиряют власть ума, –

И, волнуя и врачуя,

Приближают мир святынь:

О таинственном тоскуя,

Дух стремится в тишь пустынь,

В те подземные пещеры,

Где не знает неги плоть,

Где во тьме при свете веры

Чудеса творит Господь.

1909

Мольба

Покорный раб страстей, греховной суеты,

Лжемудрствуя, – Господь, я Твой закон отринул;

Но Ты, по благости, безумца не покинул:

Лучами истины с небесной высоты

Мрак сердца озарил, простер, Всещедрый, руку,

И пробудил в душе той жгучей скорби муку,

В которой кроется целение и свет

Для всех, нарушивших священный Твой завет.

Ты снизошел ко мне, явил благоволенье,

Дал мне постигнуть ложь и правде вразумил;

Но Ты мне не изрек за дерзкий грех прощенье:

Ты восхотел, чтоб я все жизнью искупил.

И я приял, Господь, крест, посланный Тобою,

Безропотно его на раменах несу:

Я верю горячо, что им себя спасу,

И в сокрушении, смиренною душою,

Как мытарь, каюсь я, как мытарь, – сознаю,

Что гнева Твоего и кары я достоин...

Но, Боже, я не тот великий стойкий воин,

Который закалил себя в святом бою,

В дыму костра Тебя победным гимном славит,

С любовию спешит к мучителю – врагу...

Господь, я трепещу, что я изнемогу

В борьбе и вера вдруг опять меня оставит.

Я не окреп еще... Моей мольбе внемли:

Карай и испытуй, но помощь ниспошли,

Да донесу я крест, ниспосланный Тобою,

Не оскверняя уст кощунственной хулою!

Перед картиной Айвазовского

В Крондштадтском Доме трудолюбия

Вели к Тебе идти мне по воде, Учитель! –

Воскликнул Петр. «Иди», –

ответствовал Спаситель.

И Петр пошел.

Но вдруг

Объял его испуг –

И начал он тонуть, и с воплем обратился

К Наставнику: «Спаси!»

– «Зачем ты усомнился?» –

Ученика Спаситель упрекнул –

И подошел к нему и руку протянул.

Измучен долгою и непосильной битвой,

Я обращаюся к Тебе, Господь, с молитвой,

С раскаяньем в душе, – желанием томим

Идти навстречу всем велениям Твоим;

Но, если, Господи, смутясь от бурь и горя,

В волнах житейского бушующего моря,

По маловерию, вдруг стану я тонуть, –

Благослови, по милости безмерной,

Как некогда Петру, мне руку протянуть.

Да не погибну я, – раб пылкий, маловерный,

Душой слабеющий в борьбе,

Но любящий Тебя и рвущийся к Тебе.

В скиту

Отрывок

Он не был знанием богат,

Тем скудным знанием, которым

Гордится мир. Но помни, брат,

Что Бог его духовным взором

Для нас незримое открыл,

Дал благодать его молитве, –

Он ею чудеса творил,

И нас, погрязших в злобной битве,

Он окрылял, чтоб мы могли

Бороться стойко с искушеньем.

Что значит мудрость всей земли

Перед небесным озареньем?

1911

Вечерний звон

Вечерний звон, вечерний звон!

Не сразу мир принес мне он;

У сердца связь крепка с былым,

И сердце жить хотело им.

Но не смолкая несся он –

Вечерний звон, вечерний звон,

И отблеск праздничных огней

Бледнел и гас в душе моей, –

И стал мне близок, дорог он –

Вечерний звон, вечерний звон!

1911


Источник: Молитвы русских поэтов XX-XXI : Антология / Всемирный русский народный собор ; [Авт. проект, сост. и биогр. ст. В.И. Калугина]. - Москва : Вече, 2011. - 959 с. : ил., нот., портр., факс. (Тысячелетие русской поэзии).

Комментарии для сайта Cackle