Источник

Иван Лопухин

Лопухин Иван Владимирович (1756–1816) – государственный деятель, поэт. Уже в 1782 году он входил в новиковское «Дружеское ученое общество» и вместе с ним руководил Типографической компанией, превратившей бывшего унтер-офицера Измайловского полка Николая Новикова в крупнейшего журнально-книжного магната своего времени. Бывший поручик Преображенского полка Иван Лопухин оказался одним из самых надежных его помощников. А основной вклад в их общее дело внес бывший кадет Сухопутного шляхетского корпуса Михаил Херасков, занимавший к тому времени пост куратора Московского университета. Он-то и передал Новикову в аренду на десять лет самое главное – университетскую типографию. Но Хераскова, Новикова и Лопухина сближала не только принадлежность к офицерской касте. К этому времени они были «братьями» по масонской ложе, а Иван Лопухин – главой московских розенкрейцеров. Он «курировал» Новикова точно так же, как Херасков – Московский университет. Николая Новикова арестовали в 1792 году. Лопухину тоже угрожала ссылка, но ему было разрешено остаться в Москве с запрещением «всяких связей по прежнему своему товариществу». Вскоре после смерти катерины II он был назначен статс-секретарем императора Павла I. Его придворная карьера не продлилась и двух месяцев. Но в отставку он ушел сенатором с генеральским чином тайного советника. В качестве сенатора он, как некогда Гавриил Державин, привлекался к разбору наиболее сложных дел. Так, например, в 1803 году, он был направлен в Крым «для разбора споров и определения повинностей», и пробыл там более трех лет – пока не урегулировал все конфликты. Все это закрепило за ним репутацию «уважаемого всеми мужа», слова которого не расходились с делами. Он вполне соответствовал строкам из своего переложения псалмов:

Тот, кто мыслит непорочно, –

Добрые дела творит;

И устами то же точно,

Что и в сердце говорит.

Яда льсти не изливает,

Мзды неправой не берет;

Злоязычным не внимает,

Не наносит братьям бед.

Ненавидит ложь – лукавства;

Любит Вышняго сынов;

Для тщеславья, для богатства

Не ввергает ближних в ров.

Эти идеалы выражали его нравоучительные книги, начавшие выходить еще во времена Новикова как образцы масонской литературы. И сам он предстал в глазах современников живым образцом нравственных достоинств «свободного каменьщичества». «Нечто для размышления о молитве и сущности христианства» – так называлась одна из его книг, в которой развивались идеи о «внутреннем христианстве». При этом Лопухин не отрицал «внешнее христианство», выраженное в церковных обрядах, и сам был примером благочестия. В 1810-е годы поэт Максим Невзоров, признавая себя питомцем старой школы Новикова–Лопухина, будет выступать против новых масонов за их приверженность к всевозможной каббалистике. В 1794 году в Москве вышла поэтическая книга Ивана Лопухина «Подражание некоторым песням Давидовым», переизданная в 1801 и 1802 годах. В предисловии он признавался, что до этого лишь изредка «упражнялся... в разных переводах и мелких сочинениях», но вдруг «нашел было на меня дух поэзии – и я, совсем не зная ее правил, переложил шесть псалмов, обращая все на внутреннюю жизнь обновленной души... Если бы ничто не отвлекало меня тогда – отчего пиитический дух этот во мне скрылся, то бы, думаю, переложил я всю Псалтирь в несколько дней, так сильно он действовал. После же не мог я написать ни одного стиха».

Подражание некоторым песням Давидовым

Блажен, кто злых бесед убегает,

Не хочет нигде путем греха ходить;

И кто совет безбожных низлагает,

Которы ближнего стремятся погубить;

Но воле Вышней предан он

И чтит святый Ея закон.

В душе его возникнет храм доброты,

Веселье вечно процветает;

Небесные прольются в ней щедроты,

Блаженства древо возрастает,

В делах своих получит он успех;

Все дни его исполнятся утех.

А вы, злодеи нечестивы!

Во тьме и горестях пребудете всегда;

Сердца жестокие, кичливы,

В обитель праведных не внидут никогда.

Благих пути Господь хранит, благославляет,

А злых в мучение и гибель повергает.

* * *

Когда Господь меня услышит,

Воспомнит о душе моей?

Она огнем страданья дышит –

Пучина мук разверзлась в ней!

Доколе будет мне терзаться,

Крушиться, плакать день и ночь?

Желаньем тщетно ополчатся –

Врага в себе не превозмочь!

Враг лютый, грех мной обладает,

Моих злодеев веселит;

Томится дух во мне, страдает –

Но покориться не велит.

Ко мне, мой Боже! обратися,

Прошу Тебя, молю стеня;

Воскресни в сердце, водворися –

Услыши, Господи, меня!

Да вечна смерть не торжествует,

Во жертву – злу не принесусь:

Но сонм святых да ликовствует,

И я к Тебе с ним вознесусь.

Исторгнутый из бездны ада

Мой дух взыграет, воспоет,

Воскликнет: Бог моя отрада,

Моя надежда, жизнь и свет.

* * *

Кто с Превечным обитает?

Кем красуется Сион?

Кто, как солнце, возсияет

Там, где Творчей славы трон!

Тот, кто мыслит непорочно,

Добрые дела творит;

И устами то же точно,

Что и в сердце говорит.

Яда льсти не изливает,

Мзды неправой не берет;

Злоязычным не внимает,

Не наносит братьям бед.

Ненавидит ложь – лукавства;

Любит Вышняго сынов;

Для тщеславья, для богатства

Не ввергает ближних в ров.

Все хранить обеты тщится,

В дружестве неколебим:

Сей в Едеме водворится,

Тверд всегда, непобедим.

* * *

Господня есть земля и все, что жизнь имеет!

Он воды, сушу сотворил,

Небесны круги учредил;

Всех промыслом своим блюдет, питает, греет:

Ему пределов нет нигде;

Живет Он в вышних – и везде.

Кто внидет во жилище вечно,

Царя всеобщего чертог?

И там, где в горней славе Бог,

Сиять с ним будет безконечно;

Небесных сладостей источники вкушать,

Лице Господне зреть и радостью дышать?

Тот, Божий кто закон всегда хранил:

Враг лжи был и пороку,

Премудрость чтил высоку

И ближнего, как сам себя, любил;

Чьи руки кровию невинной не багрились

И чувства чистотой Едемской убелились.

Расторгнитесь в душе все узы и оплоты

Грехов ея! исчезни мрак –

Явится в ней сокрытый зрак

Всеславного Царя и Господа щедроты.

Кто славы Царь, благий, невидимо в нас суший?

Творец всего, Господь, Владыко всемогущий.

Живи в сердцах любовь, источник просвещенья!

Вражда, неправда истребись –

Весь род Адамов покорись

Небесному Царю, вступи на путь спасенья!

Кто славный Царь небес, Владыко всемогущий?

Неизреченный Дух, чистейший, вездесущий.

* * *

Как жаждет пить воды елень

И к ней бежит, чтоб прохладиться,

Мой дух горит так всякой день

И алчет Богом насладиться.

Тогда блаженный только час

Свободы, жизни, утешенья,

Когда я слышу в сердце глас

Отца щедрот и просвещенья!

В отчаяньи я утопал,

Отринутый рукой Господней;

Повсюду ужасы встречал,

Везде быть чаял в преисподней.

И в самом солнце зрел я нощь,

Единой горестью питался;

Вселилась в сердце адска мощь –

Я плакал, мучился, терзался.

Враги мне, радуясь, рекли:

Где Бог Твой?., ты страдаешь,

В нещастьях дни твои текли,

Ты сохнешь – умираешь.

Страх, лютость бедства ощутив,

Подвигнулся я всей душою;

И слабый дух свой укрепив

Надеждой, верою моею –

Воззвал я к Господу всех сил,

К Нему всем сердцем обратился;

Молитвой дух в него излил –

Воскрес я в нем и обновился!

Господь подпора мне и щит!

Чего ж я буду ужасаться?

Господь блюдет меня – хранит!

Почто скорбеть мне и смущаться?

Воспой душа, возвеселись!

Взыграй с собором сил небесных,

В премирны круги вознесись,

Ликуи там в пиршествах чудесных!

Пролей себя в моря любви,

Блистай в источнике их вечно;

Омывшись в агнцовой крови,

В блаженстве плавай безконечно!

* * *

Отец любви наш Бог и Царь!

Земля и воды, веселитесь!

Ликуйте, Ангелы, вся тварь –

Ему служите – поклонитесь.

Окрест Его священный мрак;

Непостижимый свет и слава

Божественный скрывают зрак;

Прав суд, свята Его держава.

Когда придет спасенья час,

Предел времен когда свершится –

Услышат все Господень глас,

Лице Его тогда явится.

Он двигает землю, озарит –

Прольет повсюду огнь чудесной:

Сотрет, очистит, попалит

Противных благости небесной.

От пламени Его лица,

Как воск, растают камни, горы;

Сгорят, погибнут до конца

Нечистых, злобных дел соборы.

Последний враг исчезнет смерть.

Тогда натура превратится:

Прозрачная возникнет твердь

И небо новое явится.

Взыграет радостью Сион,

Сердца смиренных взвеселятся:

Везде любви увидят трон,

Ея все скиптру покорятся.

Возлюбим Бога паче всех!

Его хвалить и славить будем:

Прах суетных честей, утех,

Тщеты мирския – позабудем!

Да зиждут все Творцу алтарь –

Стыдясь кумирам поклоняться!

Воспой Единого, вся тварь!

Престань от щастья удаляться.

Блажен тот, Истину кто чтит,

Любовью чистой к ней пылает;

В нем Бог обитель сотворит,

И свет превечный возсияет.


Источник: Молитвы русских поэтов. XI - XIX : антология / Всемирный русский народный собор ; [сост. В. И. Калугина]. - Москва : Вече, 2010. - 799 с. : ил., портр.; 29 см. - (Тысячелетие русской поэзии).; ISBN 978-5-9533-3023-7

Комментарии для сайта Cackle