Николай Щербина
Щербина Николай Федорович (1821–1869) – поэт, переводчик. Щербина существует как бы в двух своих ипостасях, не имеющих никаких точек соприкосновения. Один из них – автор сатирических стихотворений и пародий на самые злободневные вопросы современности. Неизменной мишенью его, по выражению Ф.И. Тютчева – «блестящей желчи», – были славянофилы и поэты «чистого искусства». «Я слишком русский человек, чтоб сделаться славянофилом», – съязвил он о славянофилах-немцах Берге и Каролине Павловой. Особенно досталось Аполлону Майкову за его «верноподданическое» стихотворение «Коляска» и Федору Глинке вместе с Авдотьей Глинкой – за Гегеля проклинание и псалмов писание (высмеивая их религиозность, он даж е прибегнул к кощунственному пародированию акафиста). Второй Щербина – автор антологических стихотворений, которые, наряду с антологиями Аполлона Майкова, можно считать образцами «чистого искусства». Не кто иной, как «неистовый Виссарион», приветствовал в 1841 году первую книгу двадцатилетнего Аполлона Майкова, противопоставив его античную лирику «гримасам ш тукм ейстеров, потеш аю щ их тупую чернь». Совсем иную реакцию вызвала антологическая лирика у последователей Белинского. «Ш естидесятники» во главе с Н.Г. Чернышевским приветствовали сатиру Щербины, но его фавны, нимфы, наяды вызвали полное отторжение. Зато Тютчев писал, обращаясь к нему:
Вполне понятно мне значенье
Твоей болезненной мечты,
Твоя борьба, твое стремленье,
Твое тревожное служенье
Пред идеалом красоты...
Щербина выбрал тревожное служенье этим идеалам, что и стало причиной его ухода из так называемого «демократического лагеря». Антологическая лирика Николая Щербины нашла поддержку не только Федора Тютчева, но и великих русских композиторов – А.С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова. Романс «После битвы» Щербины – Гурилева послужил основой для одной из самых популярных матросских песен «Раскинулось море широко...». Не менее важное значение в его творчестве занимает религиозная лирика. Он, как и Огарев, Некрасов, Добролюбов, в 40-е годы начинал свой путь в поэзии с молитв, а уже позже, в 50-е, наступив на горло собственной песне, пополнил ряды поэтов-сатириков.
Предсмертная песнь поликаров119
Бросим в землю семя жизни:
Наше семя возрастет
И ликующей отчизне
Плод нетленный принесет.
Что завидней нашей доли:
Мы угасли не в цепях!..
Жизнь темна в земной юдоли,
Жизнь ясна на небесах...
<1843>
Утренняя молитва
Я пал под горем и бедами;
Мне тяжело нести свой крест, –
И ропот грешными устами
Душа готова произнесть...
Но в свете пурпурной денницы
Душе слетела благодать,
И пали слезы на ресницы,
И легче стало мне страдать...
В молитве теплой я излился,
Но благ себе не смел просить, –
Я только плакал и молился,
Я только мог благодарить.
1844
Услышанная молитва
Звезды в тумане мерцали,
Облаком месяц покрылся;
Полный глубокой печали,
Робко я Богу молился.
В счастии гордый, забывшись,
Милости Божьей не ждал я;
Так безкорыстно молившись,
Вечно молиться желал я...
Верю я, минут печали,
Месяц по небу катится,
Звезды светлей заблистали, –
Стал я теплее молиться!
< Первая половина 1840-х годов>
Тишина
В моей душе давно минули бури;
Уж мне чужда теперь их мрачная краса,
И надо мной, без туч и без лазури,
Как над пустынею, нависли небеса.
Спокойно все во мне и безмятежно,
Невозмутимая такая тишина,
Что мать бы мне завидовала нежно,
И счастия слезой заплакала б она...
Но, за врагов молившийся Спаситель,
К Тебе я возношусь сердечною мольбой:
Моим врагам, земной неправды Мститель,
За злобу не воздай подобной тишиной!
21 июня 1846
Истина молитвы
Когда обольщенный земными соблазнами,
Волнением крови, желаньями праздными
К Тебе возношусь я в мольбе, –
Не внемли ей... Слава Тебе!
Когда на тернистом пути испытания
Я крест свой тяжелый несу без роптания
И чужд я корыстной мольбе, –
Услышь меня... Слава Тебе!
15 декабря 1847
Современная дума
Когда Твое царство, Спаситель,
В величьи с небес низойдет
В юдольную нашу обитель
И всюду блаженство прольет?
Мы сами его отдалили,
Желанное царство Христа,
И столько мы зла совершили
Под чистой бронею креста!
Для чувства корыстно-земного
Купались мы в братней крови
Во имя Предвечного Слова,
Во имя Верховной Любви.
Мы слово Небес толковали
В угоду мирской суеты,
Потом мы его осмеяли...
Но благ нескончаемо Ты,
И суд Твой среди испытаний
Невидимо благо творит,
И в вопле глубоких страданий
Нам голос души говорит:
От знанья пришли мы к сомненью
И раненой пали душой,
Мы знаем, дойдем к примиренью
И к жизни родимся иной...
Тогда Твое царство, Спаситель,
В величьи с небес низойдет
В юдольную нашу обитель
И всюду блаженство прольет;
Все люди тогда будут братья,
Довольные должной судьбой,
И мысли единой объятья
Всю землю обнимут собой...
* * *
Наши очи малы,
Велика природа;
Их погасит время,
Но она безсмертна.
Наши очи малы,
Но безбрежность мира
Меряют собою
И в себе вмещают.
Наша жизнь лишь только
Вечности мгновенье, –
Мы ж порой в мгновенье
Проживаем вечность...
1848
* * *
Поликарами, т.е. удальцами, богатырями, называли себя бойцы греческих отрядов, сражавшиехся против турецкого господства.