Святогорец (С.А. Веснин)
Святогорец (Веснин Семен Авдиевич), в монашестве Серафим, Сергий (1814–1853) – поэт, религиозный публицист, автор путевых заметок. Сын дьячка. По окончании Вятской духовной семинарии (1828–1834) стал священником. В 1836 году, после смерти жены и дочери, отправился в странничество по святым местам. Посетил Соловецкий монастырь, святыни Киева и Москвы. В 1839 году в Вятке постригся в монахи с именем Сергия. В 1843–1845 годах совершил паломничество на Афон и в Палестину. В Пантелеймоновском монастыре на Афоне принял схиму с именем Сергия. В 1845 году в журнале «Маяк» были опубликованы его путевые заметки. В 1850 году вышла его книга «Письма Святогорца к друзьям своим о Св. горе Афонской, и стихотворения его», получившая широкий резонанс и за несколько лет выдержавшая четыре издания. Юный поэт-семинарист Николай Добролюбов запишет в 1852 году в своем дневнике: «Превосходная книга. Так просто, искренно, чистосердечно, наивно, но вместе с тем умно и благородно рассказывает Святогорец». Эти же черты ценили в паломнических письмах Святогорца и другие почитатели, среди которых был Н.В. Гоголь. Истории их взаимоотношений посвящена статья Владимира Воропаева, опубликованная в журнале «Православный паломник» (2007, № 1): «Гоголь познакомился со Святогорцем, по всей видимости, в конце 1849 или начале 1850 года в Москве. В середине декабря 1849 года Святогорец выехал из Вятки в Петербург, чтобы самому следить за изданием второй части своих писем, и вскоре прибыл в Москву. В конце апреля 1850 года, в письме, адресованном, по всей вероятности, иеромонаху Антонию (Бочкову), который тоже был духовным писателем, он вспоминает об одном литературном вечере: »...тут же мой лучший друг, прекрасный по сердцу и чувствам Николай Васильевич Гоголь, один из лучших литераторов. Суждения были о моем пере: все единогласно отдают честь моим талантам... Я в особенно близких отношениях здесь с графом Толстым, у которого принят как домашний... Граф Толстой прекрасного сердца и очень прост. По знакомству он выслал экземпляр моих писем одному из городских священников Тверской губернии, и тот читал мои сочинения в церкви вместо поучений на первой неделе Великого поста, о чем извещал графа». Священник этот, по всей вероятности, ржевский протоиерей Матфей Константиновский, духовный отец Гоголя и графа Толстого. С Гоголем Святогорец вел разговоры и об издательских делах, что видно из письма последнего к неизвестному адресату от 1 июля 1850 года из Петербурга: «Я редко выезжаю, потому что меня удерживает дома корректура 2-й части Писем. Впрочем, жалею, что взял на себя эту заботу. Справедливо мне говорил Гоголь Николай Васильевич, чтобы не брать на себя корректуры. Увлекаясь мыслию, я не вижу опечаток». Зиму 1850/51 года Гоголь провел в Одессе и снова встречался там со Святогорцем. В марте 1851 года, по пути на Афон, тот сообщал Гоголю, задумавшему поездку в Константинополь и Грецию: «Возлюбленнейший Николай Васильевич! Наскоро пишу вам, торопясь на почту и к отъезду сегодня из Константинополя в Солун на австрийском пароходе. Церквей православных в Константинополе сорок шесть. Это передал мне отец Софония (настоятель церкви при Русской миссии в Константинополе. – В.К.), и, верно, потому, что он и сам собирал сведения подобного рода». В последние годы жизни Гоголя среди его знакомых распространился слух, что он собирается ехать на Афон. 9 июля 1850 года Иван Сергеевич Аксаков извещал родных о письме Александры Осиповны Смирновой, которая сообщала, что «Гоголь, вероятно, поселится на Афонской горе и там будет кончать «Мертвые души"». В Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве хранится письмо Смирновой (от 28 июня 1850 года), которое имел в виду Иван Аксаков. В нем Александра Осиповна, в частности, говорит о Гоголе: «...если Бог поможет ему получить паспорт за границу, он, вероятно, поселится в Афинах или на Афоне и кончит там второй том. На Афон советую я и завлек его рассказами автор Писем Святогорца и слепый, с которыми он виделся в Москве». Из этих слов явствует, что Гоголь был знаком также и с упомянутым Смирновой Григорием Ширяевым, человеком судьбы необыкновенной. Происходил он из крестьян Пермской губернии; еще в отрочестве, на десятом году, потерял зрение. К счастью, крестный отец его, местный священник, принял в нем участие. Григорий жил у него, постоянно посещал церковь и уже в двенадцать лет решил странствовать по святым местам. Задумано – сделано. До четырнадцати лет были у него попутчики, а потом он начал ходить один, снарядившись по обычаю паломников посохом, котомкой, кружкой у пояса. Ширяев обошел едва ли не всю Россию, весь Православный Восток, посетил все замечательные места в Святой земле и дважды побывал на Афоне. Письма Святогорца и его устные рассказы, как видно, усилили интерес Гоголя к Святой горе, и он совсем было собрался ехать туда. Из письма Смирновой к Гоголю (осень 1850 года) можно заключить, что поездка его на Афон уже дело решенное. Это подтверждается и свидетельством Святогорца. Позднее, узнав о кончине Гоголя, он писал из Космо-Дамиановской келии на Афоне (в апреле 1852 года): «Смерть Гоголя – торжество моего духа. Покойный много потерпел и похворал, надобно и пора ему на отдых в райских обителях. Жаль только, что он не побывал у нас. Я очень любил его; в Одессе мы с ним видались несколько раз, и наше расставание было условное – видеться здесь. Судьбы Божии непостижимы! В последнее время его считали помешаным – за то, что он остепенился и сделался христианином. Вот ведь мирская-то мудрость! Толкуйте с миром!» В другом письме к тому же адресату от середины августа 1852 года, поблагодарив за присылку портрета Гоголя, Святогорец снова вспоминает о некогда данном Гоголем обещании приехать на Афон: «Покойный, расставаясь со мною в Одессе, дал слово – только съездить в Москву на лето, с целию издания своих творений, а потом к осени 1851 года прибыть на Афон. Таковы-то наши предположения! Думы за горами, а смерть за плечами! Жизнь Гоголя поучительна: в последнее время он был строгим христианином, – и это радует меня"».
Стихи Святогорец начал писать еще в вятской семинарии, подражая ершовскому «Коньку-Горбунку». Отдельно издание духовных стихов Святогорца вышло уже посмертно в 1861 году и неоднократно переиздавалось.
Молитвенные чувства
* * *
Как сладки сердцу те минуты,
Как каждый миг неоценим,
Когда я мирно и без смуты,
Под небом вечно голубым
В пределах дивной Палестины
Мечтал о родине моей;
Когда в краях святой чужбины
Молился с чувством за друзей;
Когда там, в скромный час молитвы,
Я за Россию говорил,
Чтоб в сладкий мир и в бурях битвы
Всемощный Бог ее хранил!..
Пред иконою Пресвятой Девы Богородицы
О, кто выше Херувимов,
Душою девственной своей
Чище светлых Серафимов,
Краше солнечных лучей, –
Выше неба, двери рая,
Дней таинственных заря –
О, Ты Дева Пресвятая,
Мать великого Царя!
Преклони Твой слух к моленью,
Отзовись на голос мой
Сладкой вестию спасенья!
Матерь Божья! удостой
Сердце грешное вниманья
И за исповедь мою,
И за слезы покаянья
Дай Ты милость мне Твою!
Тяжко мне сказать, как бурно
Юность жизни я провел,
Как безпечно и разгульно
В плен врагов моих летел...
Чужд я был надежд спасенья;
Самый жизненный мой путь,
Страстный жаждой наслажденья,
Полон был греховных смут;
Смерть и ад, – и все угрозы –
Я за шутки принимал
И смеялся им сквозь слезы,
Если глубже в них вникал...
Я не знал от них боязни!
Мне не страшен был мой Бог,
Мне не страшны были казни;
И когда б не превозмог
Сам Он жесткости сердечной,
Уж давно бы, может быть,
Должен чашу казни вечной
Я испытывать и пить!..
Но Твой Сын чадолюбивый,
Как заботливый Отец,
Как Судья и Бог правдивый,
Грянул с неба наконец...
Все я то, что в жизни мило,
Что усладой мне земной
И блаженством говорило, –
Схоронил в земле сырой...
И, теперь я безутешен,
Как безродный сирота:
Сознаю, что тяжко грешен,
Что угрозы – не мечта...
Смутно в совести тревожной!
Сердца сладкий мир далек!
О, я самый здесь ничтожный
И презренный человек!..
Есть и радости земные,
Есть сочувствие в друзьях,
Но все то мечты пустые, –
Все рассыплется как прах!..
Нет, не это мне здесь нужно,
Не того желаю я:
Для души моей недужной
Здесь, Заступница моя!
Я чуждаюсь ласки света,
Связей дружеских боюсь,
И участья и привета,
И к одной Тебе стремлюсь:
Ты пролей мне утешенье!
Сердцу милостью повей!
О, покров мой и спасенье!
Ты – надежда лучших дней!
Тяжелы мои страданья;
Горек опыт дней моих,
При растрате упованья
Сладких радостей земных;
Сердце боле не находит
Жизни в дружбе и любви,
И тоску ему наводит
Самый шум земной молвы...
Я люблю дышать пустыней;
Мысль с издавна занята
Богомольем и святыней;
Но я ветрен, как дитя...
Силы нет! я свыкся с волей!
Дай мне помощь и тронись
Ты страдальческою долей
И за грешника вступись!
Дай возможность, дай же силы
Выше всех искусов стать
И до самой мне могилы
Духов злобы побеждать;
А когда из здешней жизни
Я, смиренный, позовусь
В край загробной той отчизны
И пред Господом явлюсь:
Будь тогда Ты мне защитой;
Умоли Его, как Мать,
Чтоб душе, грехом убитой,
Райской жизнью дал дышать!
О Царица, Мать и Дева!
Вздох и слезы пред Тобой.
В звуках скромного напева
И с страдальческой мольбой:
Не отринь их, Пресвятая,
Но с превыспренней выси
Ты, как Мать, всему внимая,
К Богу прямо принеси.
Дай с тем вместе в поднебесной,
Как и в горней жизни, петь,
Как Невесте Неневестной,
Благовещенья привет:
«Радуйся, Благодатная!
Господь с Тобою!»
Пред иконою святого Архангела Михаила
Верховный Вождь и Воевода,
Архистратиг небесных Сил
И человеческого рода
Заступник теплый Михаил,
Завета Божия Хранитель,
И для враждующих духов
Гроза и пламенный Воитель
И Князь всех Ангельских чинов!
К Тебе страдальческой душою
От смут житейских я парю
И с умилительной слезою,
Таинник Божий, говорю:
Ты видишь жалкие растраты
Безценных всех моих даров,
Мне данных Духом благодати,
И брань со мной моих врагов;
От дней младенческих доселе
Враги мои меня теснят,
И я как в мысли, так и в деле
От них расхищен уж и смят.
Где путь, ведущий нас до Бога,
Нет чувств со мной, нет дел благих,
Тяжелый грех, – страстей тревога
Вот путь из всех путей моих!
Водясь в сердечном заблужденьи
Движеньем собственных страстей,
Я часто жертвой был растленья
В расцвете первых юных дней;
В искусах демонские битвы
Забыл и думать я, чтоб взять
Мне щит божественной молитвы
И с ним на славу отстоять
Невинность сердца, святость чувства,
Что все мне Бог в крещеньи дал,
И я от собственного буйства
В той вражьей брани смертно пал!..
Враги теснят меня... их пленом
Я целу жизнь мою томлюсь,
И скромно, в чувстве утесненном,
Тебе, мой Ангел, я молюсь:
Ты видишь, Ангел, – враг лукавый
Меня в пути житейском смял,
И я светильник вечной славы
Во тьме греховной потерял...
Я так уж демонскою силой
Охвачен, крепко так я взят,
Что сердце Бога разлюбило,
Не хочет слушать да и знать
Его законов, повелений,
И только просит каждый миг
Одних греховных наслаждений,
Найти мечтая счастье в них!..
Что ж будет мне, когда я снова
Дам волю сердцу моему,
Когда сверну с пути Христова
Я в ад и в демонскую тьму?..
Как я тогда от этой жизни
На небо светлое явлюсь
И к славе райския отчизны
Без крил духовных пронесусь!..
Тебе молюсь я в сокрушеньи,
Безплотных сил Архистратиг:
Меня храни Ты от паденья
Везде, во всех путях моих;
Блюди меня Ты от порока
Крилом хранительным Твоим,
И, как луч вечного Востока,
Здесь будь светильником моим!
Когда ж призыв от жизни тленной
Заслышу я, и час пробьет,
Душе моей, грехом растленной,
Тогда Ты будь и жизнь и свет;
Свети ей к небу путь воздушный,
Полки враждебные рассей,
Освободи темницы душной
И нестлевающих цепей!..
О, дай мне зреть мой рай желанный!
Будь Сам к нему вожатый мой,
И света славы трисиянной
Меня, мой Ангел, удостой!..