прот. Константин Борщ

Источник

Часть седьмая. Хроника афонского дела1176

Титульный лист

Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах Иларион

Беседа двух старцев-пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, через молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников

Издание четвёртое, исправленное Санкт-Петербург, 1998

От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, 7 (20) октября 1909 года.

Цензор протоиерей Николай Боголюбский.

Книга «На горах Кавказа» составлена из духовных бесед двух старцев-пустынников и прекрасно объединяет всё святоотеческое учение о молитве Иисусовой, содержащееся в различных местах Добротолюбия. Чудесное поэтическое описание природы Кавказа и образа жизни отшельников, уединившихся в неприступных горах – ода пустынножительству, цель коего – мистическое единение с Богом через призывание Его Имени в молитве Иисусовой.

Первые листы книги «На горах Кавказа»

Россия погибнет, если перестанет почитать Имя Божие!

Предупреждение Афонских подвижников в начале XX века

Составися книга сия во славу великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истинный приити (1Тим. 2:4)

Един есть Ходатай пред Бога за человеки – Человек Иисус Христос (1Тим. 2:5)

Яко Той есть нареченный от Бога Судия живым и мертвым.

О Сем ecu пророцы свидетельствуют, отпущение грехов прияти Именем Его всякому верующему в Онь (Деян. 10:42–43)

Будет Имя Его благословенно во веки. Прежде солнца пребывает Имя Его (Пс. 71:17)

Всяк, иже аще призовет Имя Господне, спасен будет (Деян. 2:21)

Яко превознесеся Имя Того Единого (Пс. 148:13)

Несть иного имени под Небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4:12)

Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть (Пс. 98:3)

От Восток Солнца до Запад хвально Имя Господне (Пс. 112:3)

Яко возвеличил ecu имя святое Твое (Пс. 132:2)

Христианин есть тот, кто носит в сердце своём Христа.

Леонтий, священноинок

обители Саввы Освященного

Духовное богословие, или же внутреннее любомудрие

...И что много глаголать? Молитва есть Бог, действуяй вся и во всем...

Святой Григорий Синаит

Непрестанно пребудь в имени Господа Иисуса, да поглотит Господь сердце, а сердце – Господа: и будут два едино.

Святой Иоанн Златоустый

Глагол сей – имя Иисус мужи, достигшие живого Богообщения, объемлют и лобызают, как и всю полную молитву, будучи исполняемы неизреченной радости, превыше всякого слова и разума. Но почему так?! Ради сочетания своего сердца с Самим Господом Иисусом Христом.

Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы

Восстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает: приидите ко Мне, ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:28).

Святой Иоанн Лествичник

(Далее идёт предисловие автора, а затем уже и содержание самой книги)

(Ну а теперь помещаем «Послесловие» к четвёртому изданию, написанное «Учёным Советом Русской Православной Академии Богословских Наук»)

Послесловие книги «На горах Кавказа». Изд. 4-е. Спб. 1998 г.

Краткий очерк жизни старца Илариона и история имяславия в России

И Слово было Бог (Ин. 1:1)

Как известно, наш Русский Кавказ издревле был заселён пустынниками-подвижниками, искавшими в его горах безмолвия и уединения – необходимых условий для практики умного делания, одной из составлявших особенностей древнего учения исихазма1177. Именно в этих местах появилась знаменитая книга «На горах Кавказа», вобравшая в себя опыт многих отцов-исихастов.

Автор предлагаемой читателю книги, схимонах Иларион, более 20 лет провёл на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре. Есть сведения, что он жил там ещё в 80-х годах. Затем вместе со своим старцем о. Дисидерием он удалился с Афона на Кавказ.

О причинах этого переселения и об истории появления книги так рассказывал старец Варсонофий Оптинский: «В Старом Афоне жил один старец по имени Дисидерий. Когда там поднялись волнения и жизнь Русских иноков стала слишком тяжела1178, тогда произошло совещание Русских афонцев, как быть дальше. Голоса разделились. Некоторые предлагали обратиться в Лондон к Английской Королеве с просьбой продать им землю в Австралии для устройства там новой обители, но это предложение было отвергнуто, а выбрано другое – переселиться на Кавказ. Здесь, на пожертвованном Императором Александром II участке земли, был основан «Новый Афон»1179. В числе иноков, переселившихся туда, был о. Дисидерий. Но вскоре шум общежития стал его тяготить и с благословения старцев он удалился в горы Кавказа для безмолвия. О. Дисидерий имел одного ученика, с которым вёл беседы о внутреннем делании, то есть об Иисусовой молитве. Когда о. Дисидерий умер, ученик1180 похоронил его святое тело. Беседы их он постепенно записывал»1181.

По смерти своего старца о. Иларион, хотя и был приписан к братии Ново-Афонского монастыря, возжелав ещё более глубокого уединения, удаляется дальше в горы и живёт здесь ещё четверть века, обходя весь Кавказ от Каспийского до Чёрного морей. С собой он имел лишь мешочек с сухарями, чайник и топорик для рубки дров. Известно, что долгое время жил он в Теберде (Домбай) на реке Гуначхир.

В 1899 году на Мархотском хребте Кавказских гор между Анапой и Новороссийском в местечке «Тёмные Буки» в буковом лесу старцем Иларионом была основана Покровская община, в 1904 году преобразованная в монастырь. В 1916 году под часовней этого монастыря, в которой совершались Богослужения, старец был погребён. До 1929 года там подвизались строгим уставом сестры во главе с игуменьей, но затем распоряжением советской власти община была разогнана.

Преп. Феодосий Кавказский, почитатель молитвы Иисусовой, подвизавшийся в те годы вблизи этих мест, очевидно, находился в духовном общении со старцем Иларионом1182.

Говоря о душевных качествах старца, подвижница нашего времени, начинавшая свою монашескую жизнь в Тёмных Буках, монахиня Пюхтицкого монастыря Сергия (Клименко), рассказывала, что «о его кротости и незлобии много ходило рассказов: был у него послушник о. Феопемт, обладавший ужасным характером, мучивший старца, не давая ему пищи и пития, всячески оскорбляя и унижая старца. По рассказам очевидцев, отец Иларион кротко всё терпел!»1183.

В конце жизни старец отдал свои рукописи о. Венедикту, также афонцу. Тот решил издать их и с этим предложением приехал в Оптину. Старец Варсонофий1184 благословил это издание. В 1907 году появилось 1-е издание этой книги. Деньги же для 2-го издания были даны Преподобномученицей Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной с благословения старца схиигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни1185. Книга была одобрена Духовной цензурой (за подписью цензора – профессора-протоиерея Киевской Духовной Академии) и встретила самые тёплые отзывы среди как Афонского монашества, так и духовно-просвещённых людей России: преп. Варсонофий Оптинский, Преподобномученица Вел. Княг. Елизавета Феодоровна, преп. Кукша, митроп. Киевский Флавиан, митрополит Вениамин (Федченков)1186, епископы Феодор (Поздеевский), Феофан (Быстров), Трифон (Туркестанов), священники Сергий Булгаков и Павел Флоренский, философ А. Ф. Лосев, богослов М. А. Новосёлов, В. Н. Лосский, математики проф. Д. Ф. Егоров, и Н. М. Соловьёв – вот лишь несколько известных имён, с большим вниманием и сочувствием встретивших труд старца Илариона.

За пять лет книга выдержала три издания, причём право на последнее издание было приобретено у автора Киево-Печерской Лаврой, и напечатана небывалым для того времени тиражом – 10 тыс. экземпляров. Старец Варсонофий Оптинский рекомендовал её своим духовным чадам: «Всё описанное в его (схим. Илариона – Ред.) книге заслуживает полного доверия, как дознанное им на опыте»1187. В книге изложено традиционное Православное учение об Иисусовой молитве и умном восхождении, причём подчёркивается, что вне Имени Иисуса спасение ни для монаха, ни для мирянина невозможно. На Афоне на эту книгу было написано несколько отзывов. Автор одного из них – иеросхимонах Андреевского скита о. Антоний (Булатович)1188 – стал впоследствии главным защитником имяславия.

Однако не все на Афоне смогли осознать тонкое учение о Имени Божием. И вот один из противников этого древнего учения (о. Алексий Киреевский) пишет своему покровителю, архиепископу Антонию (Храповицкому)1189, что пустынники Фиваидские (из Русского скита Новая Фиваида на Афоне), якобы следуя книге о. Илариона, обожествляют самые звуки и буквы имени «Иисус». Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), имевший авторитет среди членов Синода, написал ряд статей в журнале «Русский инок», в которых отрицательно и даже грубо отзывался о книге и её авторе. Эти статьи вызвали волнения на Афоне: «одни – а это были в основном представители администрации – учили, что Имя Божие – лишь звук пустой и не стоит ни в каком отношении к Самому Богу, что у него то же начало, что и у всего тварного, а потому обожествление его, – говорили они, – есть языческий пантеизм и магия. Другие, напротив, отстаивали Божественное начало имени Иисуса и утверждали, что в Имени Божием пребывает сила (энергия) Божия, неотделимая от Его сущности, и потому оно не может быть тварным, и в этом смысле Имя Божие есть Сам Бог. Представители последней точки зрения были, в основном, монахи-ревнители и отшельники, имевшие обыкновение творить молитву Иисусову и давшие обет молчания»1190.

Между тем до́лжно признать, что данный спор имеет очень глубокие корни. По сути, «имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений Православного Востока, заключающееся в особом почитании Имени Божия как необходимого догматического условия религиозного учения»1191. Представителями этого учения были величайшие отцы древней Церкви, начиная с апостола Ермы: Юстиниан Мученик, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый, Афанасий Великий, Григорий Нисский и многие другие.

«Суть имяславия наиболее полно проявляется у Восточного монашества в мистическом учении о единении с Богом через Его Имя в Иисусовой молитве»1192, то есть речь идёт о единении с Богом через призывание Его имени. Этому учению придал законченную форму в середине 14-го века Епископ Фессалоникийский, святой Григорий Палама.

В Афонском деле начала века просматривается своеобразная параллель с вопросами, поставленными в целом ряде Константинопольских Соборов 14 века. В течение десяти лет Константинопольская Церковь разбирала спор Варлаама и Акиндина, которые отказывались называть Свет Фаворский Богом. В 1351 году на Соборе была произнесена окончательная анафема ереси варлаамитов: «Анафема тем, кто думает, что только одному Существу Божию свойственно Имя Бога, а не энергии»1193. Таким образом, Церковь определила, что всякое действие Божие есть Бог, то есть неотделимо от Существа Божия, хотя и отлично от Самой Сущности. Фаворский Свет – не творение Бога и не Божественная сущность; она – «Сила (Энергия) Сущности, неразрывная с сущностью, и потому есть Сам Бог»1194.

Как же это древнее учение Церкви связано с имяславием XX века?

Самым непосредственным образом. Не имея возможности говорить о глубинах этого учения, приведём лишь несколько тезисов, означенных в рукописи А. Ф. Лосева для о. Павла Флоренского:

1) Имя Божие – энергия сущности Божией. И, как энергия сущности Божией, неотделимо от самой сущности и потому есть Сам Бог.

2) Имена Божии – таинственные символы реального действия Бога. Имя Божие есть Сам Бог, но Бог Сам – не есть имя (то есть Сущность Божия не есть имя. – Прим. Сост.).

3) Имя Божие не есть имязвучие (то есть тварное сочетание звуков и букв).

4) Имя Божие – место встречи Бога и человека. Его Именем очищаемся от грехов и спасаемся. Его Именем совершаются таинства. Сама молитва не есть человеческая тварная энергия, ни Божественная сила, которая есть Сам Бог, но это – место встречи двух энергий – Божественной и человеческой; слияние в одном Божественном имени двух сущностей – Божественной и человеческой1195.

Таким образом, когда Афонским пустынникам противники книги старца Илариона говорили, что, мол, имя Иисус есть простое человеческое собственное имя, как и другие имена человеческие, это лишь сочетание звуков, опытные старцы просто прерывали общение с подобными «учителями», ибо видели в словах их «тонкую ересь приравнения Имени Господня слову человеческому»1196, а ещё далее – ересь варлаамитов, отделявших энергию Божию (заключённую в Имени Призываемого) от Божества, то есть не признававших её Богом. Действительно, «Имя Божие, хотя и не может быть Богом по своим звукам или буквам, является Богом по энергиям»1197 или, как пишет о. Антоний (Булатович), «Имя Божие есть словесное действие Самого Бога и Сам Бог»1198.

Продолжая знакомиться с делом имяславцев, можно заметить сходство имяборцев (то есть тех, кто выступал против учения имяславия) с иконоборцами 8-го века. Последние отрицали, что икона, так же как и Имя, имеет общение с Первообразом и через общение с ней мы освящаемся. Более того, икона считается не освящённой без начертания на ней имени. Лишь после надписания в иконе признаётся реальное присутствие именуемых.

Так же, как противники иконопочитания попирали святые иконы, имяборцы позволяли себе хульные выходки против имени Господа Иисуса, как, например: «бросание наземь записок с именем Иисуса и топтание их»1199. А ведь Имя Божие и есть наиболее первичный вид иконы.

Кроме того, об иконоборчестве здесь уместно говорить ещё и потому, что при физической расправе над имяславцами было и поругание святых икон, которые также бросали на землю и топтали ногами1200.

Как видно из дальнейших событий, этот глубоко богословский спор, касающийся древней церковной практики умного делания, был разрешён административно-силовыми методами.

Краткая хроника событий такова1201

1912 год

13 августа иеросхимонах Андреевского скита Антоний Булатович в связи с гонениями на имяславцев от Игуменов Андреевского скита и Пантелеимоновского монастыря, запретивших даже на исповеди говорить с духовниками об Иисусовой молитве, пишет Константинопольскому Патриарху Иоакиму III письмо с просьбой защитить имяславие. За этим посланием следует письмо группы монахов-имяславцев Патриарху по тому же вопросу.

После осуждения в России книги «На горах Кавказа» архиепископом Антонием (Храповицким)1202, который назвал имяславие «хлыстовщиной», следует жалоба о. Антония (Булатовича) Патриарху и Обер-Прокурору Св. Синода с просьбой о защите от подобных нападок. Игумен Пантелеимоновского монастыря Мисаил, напуганный тем, что среди Русских афонцев имяславие приобретает авторитет, и знакомый с отрицательным отзывом архиепископа Антония (Храповицкого), представил книгу «На горах Кавказа» на суд Патриарха Иоакима III.

12 сентября тот в своём Послании осудил книгу, хотя есть сведения, что первоначально (в 1907 г. при первом издании) он её одобрил.

1913 год

9 января в Андреевском скиту братия в присутствии Ватопедских проэстосов1203, в полном соответствии с Уставом о внутренней жизни скита, сменила игумена Иеронима, не разделявшего их убеждения и намеревавшегося даже изгнать имяславцев из скита. Смена была произведена простым большинством голосов (302 против 70). Новым игуменом был избран о. Давид. Ватопед вначале письменно согласился признать результаты избрания, однако, по требованию Российского Посольства, в дальнейшем отказался от своего согласия. Вскоре рота греческих солдат заняла посты у скита.

27 января игумен Мисаил, опасаясь изгнания из монастыря, подписался под исповеданием имславцев, уничтожив свой прежний Акт о недостопоклоняемости Имени «Иисус». Этот день примирения всей братией праздновался как Пасха и был назван ими «Торжеством Православия».

Однако Игумен Иероним не захотел подчиниться требованиям братии и обратился в Русское Посольство в Константинополе. После этого светские дипломатические структуры стали грубо вмешиваться во внутреннюю жизнь скита. Вице-Консул Щербина потребовал от лица Императорского Правительства, чтобы братия скита приняла обратно смещённого игумена, объявив, что Правительство не признаёт (?) нового игумена – архимандрита Давида. Далее Щербина заявил, что если братия не выполнит требования посла Гирса и не вернёт смещённого игумена Иеронима, то в таком случае она будет «предана на растерзание Грекам»1204.

2 февраля Советом настоятелей Афонских монастырей принят «Запрет совершать Богослужения» сторонникам имяславия.

Февраль – июнь – блокада имяславцев на Афоне: их лишили почты, подвоза продовольствия, денежных переводов.

7 марта Русский посол в Константинополе Гире отправляет на Афон с миротворческой целью церковного деятеля, сенатора П. Б. Мансурова, по вопросу об устройстве политического положения Русских Афонитов. Не сумев убедить монахов в «неправоте», он отказался, однако, использовать против них военный стационер и быть судьёй в богословском споре.

30 марта Халкинская Богословская школа1205, по требованию Патр. Германа V, даёт отзыв о книге и имяславии. Преподаватели оной, «хотя и не дочитали книги «На горах Кавказа», но считают себя достаточно изучившими этот вопрос, чтобы сделать определённый отзыв»1206, и характеризуют имяславие как «пантеизм».

Великим Постом 1913 г. выходит «Апология веры во Имя Божие и Имя Иисус» о. Антония (Булатовича) с предисловием (неподписанным) о. Павла Флоренского и письмом (неподписанным) проф. МДА М. Д. Муретова1207, в которых они выступают как защитники имяславия.

5 апреля новый Константинопольский Патриарх Герман V, основываясь на суждении архиепископа Антония (Храповицкого), подтверждает мнение своего предшественника об имяславии как ереси и грозит упорствующим принятием определённых против них мер. О. Давида вызывают на суд, требуя отречения от игуменской власти, на что он даёт согласие, и отпускают обратно, не требуя, однако, «покаяния» и отречения от «ереси».

9 апреля Императорский посол в Константинополе сообщает в письме обер-прокурору Святейшего Синода В. К. Саблеру, «что Игумен Пантелеимоновского Монастыря на Афоне продолжает извещать о господствующей в среде братии обители смуте, которая ставит его в очень затруднительное положение. В связи с возникшими на Святой горе беспорядками по поводу религиозного учения об Имени Божием, Вселенский Патриарх уже высказывал намерение послать на Афон экзарха в архиерейском сане для принятия мер к водворению мира среди монашества»1208. Из этого же архивного дела следует, что Св. Синод хотел, по указанию П. Б. Мансурова, послать на Афон архимандрита Чудова монастыря Арсения, как лицо авторитетное в среде монашества и богословски образованное, но в связи с выставкой 300-летия Дома Романовых в Чудовом монастыре и грядущим прославлением патриарха Ермогена о. Арсения решено было оставить в Москве, а отправить члена Государственного Совета и Святейшего Синода архиепископа Вологодского Никона. На всеподданнейшем докладе В. К. Саблера о предстоящей поездке архиепископа Никона Государь Николай II написал: «Преосвященному Никону Моим именем запретить эту распрю».

18 мая – после предварительного слушания докладов архиепископов Антония, Никона и проф. МДА С. В. Троицкого1209, следует Послание Святейшего Синода с разбором имяславия. Учение имяславцев в нём признано «хлыстовством» ввиду идеи «перевоплощения Божества». В этом послании излагается три лжедогмата: Имя Божие есть «только имя, а не Сам Бог и не Его свойства, название предмета, а не сам «предмет» ...оно не есть и энергия Божия»; чудеса творятся не Именем Божиим, «а по молитве и вере Святой Церкви»1210.

Для урегулирования вопроса Министерством Иностранных Дел Российской Империи на Афон направлялись люди, не имевшие богословского образования, которые заведомо не могли разрешить этот вопрос.

4 июня на канонерской лодке «Донец» на Афон прибыл по распоряжению Св. Синода архиеп. Никон, которому в распоряжение были представлены военные транспорты с солдатами. Он, приняв на веру богословскую аргументацию архиеп. Антония, не сумел найти общий язык с афонцами и, таким образом, был использован как лицо, возглавившее разгром Русского монашества на Афоне1211, 1212.

11 июня Русский пароход «Царь» доставил на Афон 118 солдат и 5 офицеров.

13 июня Протат1213 заявил, что если «еретиков» не удалят с Афона Русские, то их удалят греки.

С 14 по 17 июня в Пантелеимоновском монастыре была произведена перепись: имяборцев – 661, имяславцев – 517, 360 – к переписи не явились. В общем, из 1700 насельников монастырей, участвовавших в этом догматическом споре, лишь одна четверть не присоединилась к имяславцам, а сами они насчитывали лишь 100 человек неприсоединившимися1214.

3 июля, при насильственном выселении имяславцев с помощью солдат на прибывший военный пароход «Херсон», часть монахов Пантелеимоновского монастыря оказала сопротивление. Тогда «безоружных, совершавших церковное служение иноков, подвергли неслыханному истязанию – их в продолжении целого часа окатывали в упор из двух шлангов сильнейшей струёй холодной горной воды, сбивая с ног, поражая, как сильнейшими ударами, лицо и тело... Для насильственного вывоза были поставлены два пулемёта: из солдат выбирали охотников «бить монахов», которых предварительно игумен Мисаил приказал за обедом усиленно напоить вином, и, наконец, полупьяных и осатаневших солдат бросили на безоружных иноков по команде – «бей штыками и прикладами!..» Били беспощадно!.. Хватали за волосы и бросали оземь!.. Били на полу и ногами! Сбрасывали по мокрым лестницам с четвёртого этажа! Били прикладами по голове и по чём попало!.. Если не было заколотых насмерть штыками, то только благодаря крайнему непротивлению и незлобию иноков, которые, скрестив руки, не оказывали никакого сопротивления!.. Однако было 46 раненых с колотыми, резаными... ранами, которых зарегистрировал судовой врач на «Херсоне». Без чувств скатывались многие иноки с лестниц, а внизу их подхватывали приспешники имяборца Мисаила и избивали их там большими железными кочергами из просфорни... Совершенно потерявших чувство и убитых оттаскивали в просфорню. В ту же ночь, как утверждают очевидцы, было похоронено четверо убитых... Наконец израненных, залитых водою иноков пригнали на пароход. Производились и кощунства над священными иконами, которые бросались на землю, топтались ногами и т. п.»1215. Из Андреевскаго скита имяславцы отправились на пароход без всяких принудительных мер (то есть не сопротивляясь. – Ред.).

Пароход с пленными монахами стоял возле Афона до 9 июля, а затем с 621-им монахом (418 из Пантелеимоновского и 183 из Андреевского скита) отправили в Одессу. 40 изувеченных солдатами монахов возвращено в монастырскую больницу с транспорта «Херсон», как не способных следовать в Россию1216. После допроса в Одессе 8 человек отправлены на подворье Андреевского скита, 40 – в тюрьму, остальные в мирском одеянии и с остриженными власами и бородами – для водворения на родину по местам приписки. 17 июля прибыли ещё 212 монахов на пароходе «Чихачев», которые временно были распределены по Афонским подворьям1217. Некоторых монахов переодевали в еврейские ермолки, что было, несомненно, ритуальным глумлением1218.

7 июля оставшаяся часть афонитов по указанию архиепископа Никона и проф. МДА С. В. Троицкого подписала отвержение от учения об Имени Божием. Миссия посланцев Синода была завершена. В результате этого русская часть Афона уменьшилась почти наполовину, так как на следующих пароходах выехало добровольно ещё большое число иноков, отказавшихся дать требуемую подписку о непризнании Божества Имени Божия.

Эта высылка была трагедией для русских иноков; многие из них прожили на Афоне по нескольку десятков лет, многие были схимники. По воспоминаниям ныне прославленного преподобного Кукши (память 16 (29) сентября), прожившего на Афоне семнадцать с половиною лет, накануне отъезда он побежал в пустыню к своему духовному отцу и сказал ему: «Отче, я никуда не поеду! Вот лягу на берегу под камнем или под лодкой, и умру здесь, на Афоне!» – «Нет, чадо, так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там тоже надо спасать людей»1219.

17 июля Государь слушал доклад Обер-Прокурора Св. Синода В. К. Саблера о событиях на Св. горе. В тот же день состоялась его встреча с Г. Е. Распутиным, безусловно, сочувствовавшим имяславцам.

29 июля архимандрит Мисаил телеграфирует Обер-Прокурору Святейшего Синода В. К. Саблеру: «Почтительнейше просим Ваше Высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Императорского Величества нашу усерднейшую благодарность за освобождение нашего монастыря от грозившей ему со стороны революционеров и сектантов опасности разорения». На Всеподданнейшем докладе об этом Государь сдержанно написал: «Желаю Пантелеимоновскому монастырю мира, тишины и благочестия»1220.

9 августа в Св. Синод от уполномоченного более чем от 600 высланных иноков подано Прошение о пересмотре их дела.

27 августа Св. Синод, выслушав доклады архиеп. Никона и проф. С. В. Троицкого об их командировке, решает просить Константинопольского Патриарха произвести суд над упорствующими.

11 декабря Патриарх передаёт весь суд над ними Св. Синоду и требует, чтобы высланные даже после раскаяния не присылались вновь на Афон. Это свидетельствует о неискреннем подходе греков к решению этой проблемы и вполне соответствует их планам эллинизации Афона. Русскими церковными властями прибывшие афонцы были встречены сурово. Их разослали по различным епархиям с запретом совершать Богослужения. Многих потом погребали по мирскому обряду. Так были погребены: схимонах Ионафан и схимонах Афиноген, прожившие на Афоне один 60 лет, а другой 45 лет1221. В последнем приобщении Святых Таин было отказано схимонаху Севастиану и схимонаху Афиногену. Причём первого священник лишил даже отпевания1222.

1914 год

После высылки с Афона о. Антоний (Булатович) уехал в имение своей матери при с. Луцыковка Лебедянского уезда Харьковской губернии. Там же начинает строить молитвенный дом для имяславцев, рассылает брошюру «Мысли отцов Церкви о Имени Божием». Некоторые имяславцы прибывают к нему на жительство1223.

5 февраля о. Антоний (Булатович) пишет прошение в Св. Синод с просьбой разрешить высланным предать себя духовному попечению Св. Синода и прекратить все догматические споры через разъяснение всех недоумений имяславцев.

13 февраля имяславцам была дана Высочайшая аудиенция в Царском Селе, о которой они просили Государя, считая себя обиженными. Приняты были иеросхимонах Николай, схимонахи Исаакий и Мартиниан, монах Манассия. В докладной записке от 14.02.1914 г. экзекутора Канцелярии Обер-Прокурора М. Шергина, сопровождавшего монахов на Высочайший приём в Царское Село, значится следующее:

«Монашествующие вернулись из Дворца в самом радостном настроении, глубоко растроганные оказанным им Высоким вниманием. По их словам, после получасового ожидания во Дворце, они были удостоены милостивой беседы с Государем Императором и Государыней Императрицей Александрой Феодоровной в продолжение приблизительно 40 мин., причём в комнате, где велась беседа, из свиты никто не присутствовал. В конце аудиенции, на просьбу монашествующих о даровании им Высокой милости лицезреть Наследника Цесаревича, в комнату вошёл Его Императорское Высочество и подал монашествующим руку, которую те поцеловали, а один из них, в благоговейном чувстве склонившись пред Царственным отроком, облобызал его в голову. Затем Высокомилостивая аудиенция была закончена»1224.

Таким образом, Государь «принял их очень милостиво, выслушал всю историю их удаления с Афона и обещал им Своё содействие к мирному урегулированию их дела, а Её Императорское Величество настолько была растрогана их печальной повестью, что не могла воздержаться от слёз». Иноки под впечатлением ласки Царской семьи надеялись, что им будет предоставлен скит Пицунда, где они выберут своего настоятеля по Афонскому уставу1225. По воспоминаниям С. Б. Белецкого, старец Г. Е. Распутин был сторонником этого течения в монашеской среде1226.

В феврале Св. Синод приглашает «для келейного увещания подсудимых Афонских монахов» Оптинских старцев архим. Агапита и иеромон. Анатолия, желая привлечь на свою сторону их безусловный авторитет. Однако старцы, сославшись на нездоровье, не приехали1227. В феврале же Св. Синод поручает Московской Синодальной Конторе принять к рассмотрению дело имяславцев.

18 марта афонские иноки подают в Св. Синод «Исповедание веры», с просьбой пересмотреть послание Св. Синода от 18 мая 1913 года и изменить высказанные в нём тезисы о Имени Божием. Однако Синод не стал рассматривать по существу догматический спор и предоставил Московскому Духовному Суду оправдать тех, кто подпишет мнение, выраженное в своём послании от 18 мая.

25 марта о. Антоний (Булатович) пишет первое письмо Государю с просьбой повелеть разобраться в учении имяславцев, назначив особую Богословскую комиссию. Промедление и действия Синода «наталкивают» Россию на бедствия: «К каким дальнейшим бедствиям это (то есть промедление и действия Св. Синода. – Сост.) приведёт Россию, это ведает один лишь Бог», – так пророчески заканчивает своё письмо о. Антоний1228.

В апреле Государь пишет письмо митрополиту Московскому Макарию, выражая благоприятное мнение об имяславцах.

11 апреля следует Заявление афонских иноков в Св. Синод, в котором говорится, что «в связи с тем, что неправильное учение о Имени Божием принято Синодом бесповоротно, они отлагаются от всякого духовного общения с Всероссийским Синодом и отказываются явиться на суд Московской Синодальной Конторы». Под заявлением стояло более трёхсот подписей.

15 апреля на Пасху, в Ливадии, Государь передал Обер-Прокурору В. К. Саблеру следующую записку: «В этот Праздников Праздник, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и к ближним, душа Моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость приобщения Святых Таин и утешение пребывания в храме. Забудем распрю: не нам судить о Величайшей святыне – Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на Родину (выделено нами. – Сост.), суд следует отменить и всех иноков по примеру митрополита Флавиана разместить по монастырям, возвратить им монашеский сан и разрешить священнослужение»1229. Записка была донесена В. К. Саблером в Св. Синод.

В мае происходит ряд встреч и бесед с имяславцами епископа Верейского Модеста, определённого к сему послушанию Московской Синодальной Конторой. Для избежания разделения церковного иноки предлагали Св. Синоду принять мнение, что имяславцы всегда пребывали в Православии, чтобы им были оставлены монашеские и священнические звания и передан скит Пицунда. Богословскую же сторону вопроса о почитании Имени Божия предлагалось отложить до созыва Собора1230.

7 мая последовало Определение Московской Синодальной Конторы, в котором говорилось, что «у иноков-имяславцев нет оснований к отступлению ради учения об Именах Божиих от Православной Церкви». Часть иноков была определена в Покровский монастырь, некоторым было разрешено служение в определённых московских приходах, отменено решение о церковном суде. Однако это Определение Св. Синод на заседании 10 мая утвердил лишь частично, «не изменив своего прежнего суждения о самом заблуждении». Подписано это решение было шестью архиереями, причём у подписей архиеп. Финляндского Сергия и архиеп. Никона стояли добавления: «без допущения их к Святым Тайнам» (но эти их заметки носили чисто редакционный характер и к исполнению не принимались).

24 мая Указом Св. Синода № 4136 утверждалось решение Суда Московской Синодальной Конторы о Православии имяславцев1231.

Несмотря на Определение Московской Синодальной Конторы, в епархиях имяславцев продолжали считать «еретиками», так как это решение не было обнародовано и не доходило до местных церковных властей.

14 мая Преосвящ. Модест, которому было поручено архипастырское попечение над имяславцами, пишет издателю журнала «Дым Отечества» А. Л. Гарязину: «Все иноки-имяславцы оказались истинными чадами Церкви... Разность мнений не должна мешать единению и любви...»1232.

18 мая следует Заявление от афонских иноков митрополиту Макарию (Невскому) с благодарностью за снятие обвинения в ереси: «Берём обратно заявление об отложении. Архиепископы Антоний и Никон – главные виновники Афонской смуты»1233. Действия митроп. Макария воспринимались иноками как «акт Православия, великодушия и справедливости»1234.

27 августа о. Антоний (Булатович) подаёт прошение обер-прокурору, где просит разрешить ему поехать в действующую армию в качестве священника. На прошении имеется ходатайство митроп. Макария и еп. Модеста, желавших «скорейшей ликвидации всего Афонского дела». Синодом желание о. Антония было удовлетворено.

1915 год

1 июля от схимонаха Илариона, находящегося в горах Кавказа, поступает прошение в Св. Синод, в котором он просит уведомить его, верны ли дошедшие до него слухи, что он отлучён от Церкви. Ответа, видимо, не последовало.

В ответе старца Илариона на письмо к нему одного из издателей звучат пророческие слова: «Я сильно обижен действиями в отношении меня духовной власти. Почему же она, когда разбирала мою книгу и осудила её, не отнеслась ко мне ни единым словом или вопросом... Мнится... что эта ужасная «пря» с Богом по преимуществу высших членов Российской иерархии есть верное предзнаменование близости времён, в кои имеет прийти последний враг истины, всепагубный антихрист"1235.

1916 год

4 марта архим. Давид, иеросхим. Николай (Иванов), иеромонахи: Викентий (Филатов), Сила (Ершов), схим. Исаакий (Грязев), Иларион (Федюков), Филодельфий (Орлов), монахи Ириней (Цуриков) и Манассия (Зенин), уполномоченные от всех афонских монахов-имяславцев, подали прошение Государю: «Покорнейше просим Ваше Императорское Величество об официальном опубликовании в «Церковных Ведомостях» данного уже почти два года тому назад Синодального распоряжения, дабы не было препятствий совершать священнослужение тем из нас, приехавшим с Афона монахам, кто имеет священный сан, и всем нам «монахам» приобщаться Святых Христовых Таин». На этом прошении Государь начертал: «Следует удовлетворить»1236.

2 июня – кончина схимонаха Илариона в возрасте 70 лет в урочище «Тёмные Буки».

7 октября о. Антоний (Булатович) пишет своё второе письмо Государю, в котором он мистически соотносит военные неудачи России на фронте с борьбой Синода с имяславием, например, гибель парохода «Донец», на котором прибыл на Афон архиепископ Никон, захват противником Почаевской Лавры, из которой раздались первые хулы архиеп. Антония (Храповицкого) на имяславие. На копии письма есть позднейшая приписка о. Антония: «Не внял Государь благому совету и духовному предупреждению (...) не восстановлена поруганная честь Имени Господня, и отступление от истинных догматов навлекло на страну и на народ великий гнев Божий и тяжкие кары...» Здесь же указывает о. Антоний знаменательные знаки, подтверждающие его пророческие строки: переворот совершился в Неделю св. Григория Паламы; страшной каре подвергся митроп. Владимир, «больше всех ответственный за всё Афонское дело, как первопастырь, санкционировавший все преступнейшие действия арх. Никона на Афоне, согласившийся с совершенно неправославными мнениями архиеп. Антония и упорно до самого последнего времени противившегося тому, чтобы Афонское дело было авторитетно пересмотрено и разобрано»1237.

1917 год

Созванный столь поздно, Поместный Собор Русской Православной Церкви наконец поставил вопрос об Имени Божием и выделил особую подкомиссию для рассмотрения этого вопроса, председателем которой был назначен епископ Полтавский Феофан (Быстров)1238. В состав подкомиссии вошли также С. Н. Булгаков, П. Б. Мансуров, кн. Е. Н. Трубецкой и другие. Среди членов её были как непримиримые противники имяславия, так и будущие его апологеты. Темы докладов, заявленные в программе работы (например, Общее философско-религиозное введение к вопросу о почитании Имени Божия» – докладчик епископ Феофан), говорят о том, что освещение вопроса имяславия предполагалось сделать максимально полным и всесторонним и лишь затем вынести соборное решение по данному вопросу. И, несмотря на то, что вследствие революционных событий как Собор, так и подкомиссия вынуждены были прекратить свою работу (состоялось всего три заседания подкомиссии), так, не приняв определения по вопросу имяславия, некоторые члены подкомиссии считали своим долгом продолжать работу уже в одиночку. Так, в защиту имяславия в эмиграции были написаны «Философия имени» прот. С. Н. Булгакова (закончена в 1942 г.), а также «Об именах Божественных» и «Имя Божие» епископа Феофана (Быстрова).

1918 год

В период, когда Кубань была свободна от большевиков, местные миссионеры встречались с Кавказскими имяславцами и подписали совместно ряд догматических положений.

С февраля о. Антоний (Булатович) после возвращения с фронта, где он около трёх лет прослужил священником1239, пишет ряд писем в Св. Синод с просьбой разрешить ему священнослужение в том монастыре, к которому он приписан. На его письма ответа не было до октября.

В октябре Св. Синод постановил, что прежнее решение Московской Синодальной Конторы о православности имяславия, отрицается. Для принятия в церковное общение от «имябожников» требуется отречение. О. Антоний и другие запрещаются в священнослужении. Подписан этот акт Патриархом Тихоном, митрополитами: Агафангелом, Арсением, Сергием Владимирским, архиепископами; Евсевием и Михаилом.

1919 год

8 января о. Антоний (Булатович) пишет в Св. Синод отложение от всякого духовного общения с Церковной властью «до разбора дела по существу». Он уезжает в имение своей матери при с. Луцыковка Лебедянского уезда Харьковской губ., где в ночь с 5 на 6 декабря был убит грабителями.

1928–1931 гг.

В Кавказских горах и в долине Псху (80 км от Сухуми) было отслежено, сослано и расстреляно свыше 300 имяславцев, высланных с Афона.

Заканчивая этот краткий хронологический обзор истории имяславия, хотелось бы сказать, что Патриарх Тихон, несмотря на своё запрещение, в 20-е годы лично служил в храме с игуменом Давидом, известным имяславцем.

В дальнейшем почти все имяславцы отложились от митрополита Сергия, который ранее, будучи членом Синода, составил синодальное Послание 1913 года, бросал на пол и топтал ногами разорванную бумажку с именем «Бог», доказывая этим, что Имя Божие никакого сущностного отношения к Самому Богу не имеет.

Свидетельством того, что учение имяславия продолжает занимать умы русских богословов, является ряд исследований по этому вопросу, появившихся как в 20–30-е годы XX века, так и в наши дни1240.

Так, в работе прот. С. Н. Булгакова «Философия имени» имяславие получило апологию, правда, в силу исторических событий не закреплённую Соборным решением. Над этой книгой о. Сергий трудился практически до конца жизни. Свою работу он закончил словами: «Имя Божие есть не только слово. Божественное слово, во всей глубине и неисчерпаемости его значения, но и Божественная сила и сущность. «Имя Божие есть Бог» в смысле Богоприсутствия, энергии Божией. В этом существеннейшем значении оно должно быть понимаемо в молитве и в жизни... Ему же слава во веки веков»1241.

Известны также труды по имяславию о. Павла Флоренского, А. Ф. Лосева, еп. Феофана (Быстрова), митроп. Вениамина (Федченкова), богослова В. Н. Лосского1242.

Таким образом, до момента разбора «Афонского дела» в Св. Синоде древнее учение об Имени Божием естественно и гармонично исповедовалось Русской Церковью в Её вероучении и молитвах. То, «что нельзя познать разумом» (св. Иоанн Златоустый) и что монахи-простецы постигали непосредственным подвижническим опытом, мудрствующие лукаво богословы попытались деловито «препарировать» ножом хирурга, и сами не заметили того, как впали в ново-варлаамитскую ересь1243.

Действительно, Промыслом Божиим России в начале XX века суждено было решить серьёзнейший догматический вопрос; она оказалась перед выбором принятия древне-отеческого почитания Имени Божия или отрицания этого почитания, усилиями некоторых влиятельных архиереев выбор этот склонился в сторону отрицания. Как подчёркивает современный исследователь В. М. Лурье, «сегодня есть все основания полагать, что истинной, хотя и тайной пружиной имяборческаго вдохновения, были неправославные воззрения архиеп. Антония Храповицкого»1244, 1245. Но окончательное решение впереди – ведь Соборное постановление ещё не вынесено1246.

А пока ограничимся лишь несколькими святоотеческими цитатами из их бесчисленного множества.

Св. Василий Великий: «Имя Божие называется святым, конечно, не потому, что в самих слогах имеет некую освящающую силу, но потому, что свято и чисто всякое свойство Божие (по которому Бог именуется)»1247.

Св. Иоанн Златоустый: «Имя Христово свято, поскольку творит бесчисленные чудеса»1248.

Св. Тихон Задонский: «Имя Божие Само по Себе как свято, так славно и препрославлено есть, того ради от нас не требует прославления нашего: равно всегда славно, свято и страшно пребывает и лучи славы Своея издаёт в созданиях... Слава бо Имени Божия вечна, бесконечна и непременяема есть, как и Сам Бог, того ради ни умножитися, ни умалитися в Себе не может... Великое Имя Божие заключает в Себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему Единому собственные, как то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правду, святость, истину, духовное существо и проч. ...Сии собственные свойства открывает нам Дух Святый в слове Своём»1249.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Имя Господа есть Сам Господь, Дух везде сый и вся исполняяй. Имя Бога всемогущего есть Сам Бог, – Дух вездесущий и препростый»1250: «Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь Имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь всё существо Господа: в нём Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верою и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять Имя Божие всуе, потому, то есть, что Имя Его есть Он Сам – Единый Бог в трёх Лицах, простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время – не заключаемое, то есть не ограничиваемое Им и ничем сущим. Великие имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, или Отец, Слово и Святый Дух, призванные с живою сердечною верою и благоговением, или воображённые в душе, суть Сам Бог, и низводят в душу Самого Бога в трёх Лицах... Само это бесконечно простое Существо может быть некоторым образом объято одною нашею мыслью, одним словом»1251.

Для Русского Православия пришло время осознания своих традиций. И восстановление древле-отеческого отношения к Имени Божию1252 представляется крайне необходимым.

Что же касается книги «На горах Кавказа», то хотелось бы последовать совету святого старца Варсонофия Оптинского, благословившего её издание: «Эту книгу надо прочесть несколько раз, чтобы вполне воспринять всю глубину её содержания. Она должна доставить громадное наслаждение людям, имеющим склонность к созерцательной жизни, дай Бог, чтобы чтение принесло вам не только высокое духовное наслаждение, но также и помощь в деле спасения своей души. Аминь»1253.

Оглавление книги «На горах Кавказа»

Предисловие автора

Здесь, прежде всего, показано высокое достоинство Иисусовой молитвы и её необходимость в деле нашего вечного спасения; частью показано значение имени «Иисус».

Старческое слово к юным подвижникам.

Общее замечание о молитве Исусовой.

Часть первая

Беседа двух старцев-пустынников о том, как через молитву Иисус Христову и прочие добродетели соединить свою душу Ипостасному Слову Божию, то есть Сыну Божию, и через это Быть причастным вечного живота ещё в сей временной жизни.

Глава 1. Восход пустынножителя на горы и поэтическое описание горной красоты, открывшейся его взору.

Глава 2. Замечательная встреча со старцем пустынножителем и начало беседы с ним о духовном деле.

Глава 3. Разъяснение о том, что в Имени Божием присутствует Сам Бог.

Глава 4. Доказательства тому – почему имени «Иисус» приписывается Божественное достоинство. И почему для верующего и любящего Господа Иисуса оно есть как бы Сам Он, Господь и Спаситель.

Глава 5. Объяснение того, в чём состоит действенность или же ощутимость для нашего сердца Иисусовой молитвы.

Глава 6. О плодах молитвы.

Глава 7. Разъяснение о том, что требуется для приятия ара Иисусовой молитвы, и почему она трудна. Как относятся псалмопение и Священное Евангелие к Иисусовой молитве. Естественное соотношение составных частей в человеке, и о правиле. Кто научил Старца Иисусовой молитве.

Глава 8. О зверях, птицах и видах Кавказской природы.

Глава 9. Краткая биография старца.

Глава 10. Вечная жизнь в Сыне Божием и разъяснение о том, что требуется для того. Чтобы быть её участником.

Глава 11. Подробное разъяснение о первой степени Иисусовой молитвы.

Глава 12. О второй степени Иисусовой молитвы.

Глава 13. О третьей степени Иисусовой молитвы.

Глава 14. Ещё о молитве вообще.

Глава 15. О том, что творящий молитву Иисусову нуждается в руководстве.

Глава 16. Общий вывод о молитве изо всего, доселе о ней сказанного. Откуда явилась Иисусова молитва и частью её содержание.

Глава 17 Неодобрительный взгляд современности на Иисусову молитву.

Глава 18. Извлечение из книги Старца Паисия Величковского, в котором особенно показано превосходство Иисусовой молитвы пред Псалмопением.

Глава 19. О душе человеческой и о силах её, заимствованное большею частью из учения о сем предмете святых Отец. Изречения высокие и многополезные. О Самопознании. В чём состоит сходство нашей души с Богом.

Глава 20. Разъяснение внутренних сил нашей души: что такое соединение ума с сердцем; какое различие между понятиями: ум и дух, и в которой из сих двух сил молитва вселяется.

Глава 21. О сердце человеческом.

Глава 22. О духе человеческом.

Глава 23. О достоинстве человеческом и ещё о духе нашем.

Глава 24. О чувстве Божия бытия, вложенном в душу человеческую.

Глава 25. Что такое духовный мир?

Глава 26. О воплощении Сына Божия и о том, что в имени Своём для верующих и молящихся Он Сам пребывает Своим Божественным Существом.

Глава 27. О чрезвычайной важности в деле нашего вечного спасения Иисусовой молитвы. Её объяснение; сравнение с прочими молитвами и её достоинство.

Глава 28. От чего внутренняя по Богу жизнь ото всех людей находится в Почитании и уважении?

Глава 29. Мои впечатления и чувства при зрении на Небо в тёмную ночь среди Кавказских хребтов.

Глава 30. Изображения воздушных явлений.

Глава 31. Вид гор осенью в пустынных дебрях Кавказа со слов пустынника.

Глава 32. Вид тех же гор в зимнее время.

Глава 33. Другие мои путешествия по горам Кавказа и разные случаи и Приключения, во время их со мною бывшие.

Глава 34. Похвала Кавказской пустыне. Что нужно иметь тому, кто желает жить в пустыне. В чём состоит внутреннее содержание этой жизни.

Глава 35. Мои чувства по лишению пустыни.

Глава 36. Мысли и чувства пустынника при его прощании с обителью, в которой Он прожил много лет; прощание с игуменом и братией.

Глава 37. Предостережение от ранней пустыни. Что нужно для правильного в неё вступления.

Глава 38. О сравнительном значении жизни монастырской (общежительной) и пустынной.

Глава 39. О вере в Бога, приобретаемой пустынником в опытах его жизни.

Глава 40. О применении веры к деятельности пустынника. О любви. О Христианской надежде.

Глава 41. О помыслах, – как их удерживать.

Глава 42. О бесовских привидениях, кознях и страхах, коим подвергаются Пустынножители, и о средствах избавления от них.

Глава 43. Прощание старца с горами, по причине его состарения и крайнего изнеможения своих телесных сил.

Глава 44. Наше последнее посещение Старца и его блаженная кончина.

Часть вторая

Здесь находится краткое описание некоторых частей из земной жизни Христа Спасителя и Его Божественного учения. Притчи Господни о Его последних днях и о страдании. Потом приложены 21 статья под заглавием: "В кратких картинах изображение Христовых страстей».

Часть третья

Духовные письма пустынного Старца к разным лицам, имеющие своим содержанием то же разъяснение Иисусовой молитвы. Потом приложено слово, иже во святых Отца нашего Иоанна Карпафийского о достоинстве монашеской жизни.

Заключение

Ответ на рецензию книги «На Горах Кавказа», в котором доказывается Божественность Имени Иисус Христова.

Послесловие от редакции. Краткий очерк о жизни старца Илариона и об истории имяславия в России.

Приложение.

Книга сия имеет всем своим содержанием добрую цель, как сказано и в её Предисловии: напомнить современному монашеству, а вместе и всем Православным Христианам забытое ими древле-отеческое учение о молитве Иисусовой, составившее в те блаженные времена, как известно из дошедших до нас писаний из того времени, славу, красоту и цвет Христианской жизни. И как Солнце, она озаряла своим невечерним, блистающим светом те первобытные времена Христианского мира.

Ныне же не то, но окружили нас печальные времена. И нужно сказать с уверенностью, что пока монашество не положит в основании своего духовного подвижничества Богоносного и священнолепного занятия Иисусовой молитвою, до тех пор не увидит пределов духовного совершенства и внутренней самостоятельности, и блаженного состояния.

Схимонах Иларион.

На горах Кавказа

* * *

1176

 Из послесловия к книге «На горах Кавказа» и краткий очерк жизни о. Илариона.

1177

 «Исихазм» – православное мистическое движение. Происходит от греческого слова «исихия», означающего «покой», «безмолвие», то есть состояние мистического покоя, когда человек освобождается от действий воображения и рассеянности мыслей и молитвенно весь сосредоточивается на внутреннем человеке, что содействует более чистому Богообщению и восприятию благодати Святаго Духа». Архиеп. Василий (Кривошеин). Богословские труды. Н. Новгород, 1996, стр. 46). Это древнее учение созерцательного молитвенного «праксиса», представленное в 4–5 веках аввой Евагрием и св. Макарием, с 5 века тесно связывается с практикой Иисусовой молитвы. Окончательное развитие оно получает в писаниях св. Григория Паламы, который в 14 веке вынужден был оставить Афонское пустынножительство и отправиться в Константинополь, чтобы защитить исихастское аскетическое учение от нападок ряда учёных монахов, среди которых главным был деятельный сторонник униатства Варлаам, объявлявший умную молитву делом прельщения. Впоследствии, после поражения св. Григорием Паламой на Соборе 1341 года в догматическом споре о Нетварном Божественном Свете и о Божественных энергиях, Варлаам бежал в Италию, где папа Климент 6-й посвятил его в епископа Калабрийского. Есть сведения, что преп. Сергий Радонежский интересовался этим догматическим спором и посылал в Константинополь своего ученика (см.: Широков О. С. «Надлом Русского Православия». Вестник Моск. Университета. Сер. 9. Филология. 1994. № 3, стр. 73–83). Это тем более вероятно, что в Константинополе существовало целое поселение русских «книжных» монахов, время от времени возвращавшихся в Отечество (См.: Топоров В. Н. «Святость и Святые в Русской Духовной культуре». Том 2. 1998, стр. 583–584). Кроме того, будущий митрополит Московский Алексий, близко общавшийся с преп. Сергием, также был паламистом, и его подпись, после рукоположения В Константинополе в 1354 г., несомненно, должна была «стоять под решением Собора» 1351 года (См.: Протопр. Иоанн Мейендорф. «Жизнь и труды святителя Григория Паламы», изд. 2, испр. и дополн. для Русского перевода. СПб., 1997, стр. 142).

1178

 В связи с политикой греческих властей по эллинизации Афона и вытеснению оттуда Русских монахов (с 1912 г. Афон вошёл в состав Греции после длительного пребывания под властью мусульманской Турции).

1179

 В 1875 году выборные иноки Русского Афонского Пантелеимоновского монастыря прибыли на Кавказ, в место, расположенное в 25 вёрстах от города Сухума, и избрали для построения новой обители развалины древнего храма Симона Кананита (подробнее см.: Православные Русские Обители. СПб., «Воскресение», 1994, стр. 667).

1180

 Речь идёт о схимонахе Иларионе, авторе книги «На горах Кавказа».

1181

 «Беседы схиархим. Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми». СПб., 1991, стр. 58.

1182

 Сведения взяты из книги: А. Ильинская. «Тайна старца Феодосия». М., 1997, стр. 50–52.

1183

 Монахиня Сергия (Клименко). «Минувшее развёртывает свиток»... М., 1998, стр. 10.

1184

 Преп Варсонофий, архимандрит Старо-Голутвинский, память 1(14) апреля. О его положительном отношении к книге «На горах Кавказа» и её совместном чтении и беседах о ней с учениками см. также «Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева)». СПб., 1994, стр. 132, 138, 144, 147, 160, 163, 165, 166.

1185

 Преподобномученица Великая Княгиня Елисавета, память 5(18) июля.

1186

 В 1938 г. митрополит Вениамин (Федченков), находясь в Балтиморе и занимая пост главы Патриаршей Церкви в Америке, написал Доклад о имяславии, по просьбе митрополита Сергия (Страгородского), который тем самым хотел выяснить позицию по этому вопросу Митроп. Вениамина. В этом докладе есть такие слова: «В 1907 г. «На горах Кавказа» появилась в печати. А напечатана была эта книга после просмотра её и, следовательно, одобрения старцами Зосимовой пустыни (о. Германом, а это был человек высокодуховный, делатель молитвы Иисусовой, бывший в общении с Епископом Феофаном Затворником) (...) Епископ Феофан (Быстров) (тогда ещё архимандрит) прочитал её, разумеется, основательно. И тоже не нашёл ничего соблазнительного». (Копию этого письма Митроп. Вениамина предоставил редакции П.Н. Роговой.) Старец Герман был заочно знаком с о. Иларионом, так как тот послал ему в 1911 г. письмо с просьбой о помощи и защите Кавказских пустынножителей (это письмо приводится ниже в приложении).

1187

 «Беседы схиархим. Оптинск. скита старца Варсонофия с духовными детьми». СПб., 1991, стр. 27.

1188

 Иеросхимонах Антоний (Булатович) (1870–1919), в прошлом гусарский офицер, трижды бывал в Африке с дипломатическими поручениями. В 1906 г. после пострига поселился на Афоне. В 1914–1917 годы – полковой священник в действующей Армии. По официальной версии, убит грабителями в с. Луцыковка Харьк. губ. Автор ряда работ в защиту имяславия.

1189

 Архиеп. Антоний (Храповицкий) (1863–1936). С 1902 г.  архиепископ Волынский и Житомирский. С 1906 г. – член Гос. Совета. В 1914 г. переведён на Харьковскую и Ахтырскую кафедру, а затем в 1918 г. – на Киевскую. В 1920 г. эмигрировал сначала в Грецию, где основал Высшее Церковное Управление за границей, опекавшее более чем трёхмиллионную русскую эмиграцию. В 1920 г. уехал в Сербию, где возглавлял Зарубежный Синод. Погребён в Белграде.

1190

 Лосев А. Ф. «Имя». СПб., 1997, стр. 11.

Кроме этого, в РГИА, в личном фонде Яцкевича В. И., директора Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода, хранится дело под названием «Записка Афонских иноков исповедников», в котором содержится следующий документ: «Лет десять тому назад жила в России некая прельщённая женщина Наталия, воображавшая, будто она ежедневно, когда только захочет, видит Божию Матерь, с Которой свободно, о чём ей вздумается, беседует. Её рассказам поверили некоторые должностные святогорцы: игумены, эпитропы, духовники и прочие, которые «для назидания к великой святой» ездили на пароход, когда та проезжала мимо Афона в Иерусалим и обратно, а также сами сопровождали её и проч.

1191

 Там же, стр. 7.

1192

 Там же, стр. 9.

1193

 Анафема 5-я против Варлаама. См. «Житие св. Григория Синаита».

1194

 Там же, стр. 9.

1195

 Как указывает архиеп. Василий (Кривошеин), «различие между недоступной и непостижимой сущностью и несозданными энергиями Божества, могущими быть причастными человеку, является традиционным в восточной патристике. Эта установка позволила св. Григорию Паламе «богословски основать и утверждать действительность единения с Богом и «обожения» по благодати без впадения в какое бы то ни было пантеистическое смешение тварного с Творцом» (см.: Архиеп. Василий (Кривошеин). Богословские труды. Н. Новгород. 1996, стр. 53). Там же, стр. 55, 56, 59, 67, 85.

1196

 Иеросхимонах Антоний (Булатович). «Моя борьба с имяборцами на Святой горе». Свято-Петроград, 1917, стр. 14.

1197

 Прот. Мейендорф И. «Жизнь и труды святителя Григория Паламы». СПб., 1997, стр. 393.

1198

 Иеросхимонах Антоний (Булатович). «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». М., 1913, стр. 45. См. также у проф. прот. С. Н. Булгакова: «Сам Господь есть воплощённое Слово и Имя» (Философия Имени. Париж. 1953, стр.178).

1199

 Иеросхимонах Антоний (Булатович). «Афонское дело». Пг., 1917, стр. 8.

1200

 Там же, стр. 8–9.

1201

 Излагается частично по архивным документам, частично по изданным источникам, преимущественно по журналу «Начало». М., 1995  г., а также по кн.: свящ. Павел Флоренский. Переписка с М. А.. Новосёловым. Томск, 1998.

1202

 Известно, что сам Владыка Антоний книги вовсе не читал: «Однажды, когда митрополит Антоний был уже митрополитом Киевским, с ним на обеде начала разговор Великий. Кн. Елизавета Феодоровна: почему он так сильно восстал против этой книги; а она была издана на её средства и после одобрения сведущими лицами. Митрополит Антоний, к великому удивлению и тяжкому смущению Елизаветы Феодоровны, ответил ей, что он сам-то не читал этой книги, а ему докладывал миссионер!». См. Жизнеописание и труды еп. Серпуховского Арсения (Жадановского). М., 1996, стр. 476.

1203

 Андреевский скит находился в подчинении Ватопедского Греческого монастыря.

1204

 Там же, стр. 3.

1205

 О. Халки с его множеством монастырей, в одном из которых патриарх Герман IV основал Высшую Богословскую Школу, находится в Мраморном море, в 20-ти вёрстах от Константинополя (после 1-й Мировой войны остров оказался на территории Турции). Школа действовала до 70-х годов нашего столетия, пока не была закрыта турецкими властями в связи с обострением греко-турецких отношений. В настоящее время получено предварительное согласие со стороны Турции на её открытие (см. Журнал Министерства Народного Просвещения, Декабрь-Январь 1997–1998 г.).

1206

 Кравецкий А. Г. «К истории спора о почитании Имени Божия. Богословские Труды». № 33. 1997, стр. 161.

1207

 См.: «Апология...», стр. I–XIV.

1208

 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. II отд. 3 ст. Д. 59, стр. 3–6.

1209

 Интересно отметить, что доклад Троицкого, призванный критиковать имяславие, на самом деле оказался в противоречии с Синодальным Посланием. Так, у Троицкого говорится, что «Имя Божие (...) есть вечная неотделимая от Бога энергия Божия», что к Имени приложимо наименование «Божество». В Синодальном же Послании утверждалось, как видно из последующего текста статьи, совершенно обратное. Так, разномыслие составителей Послания, по словам Б. Ф. Эрна, «есть достойное наказание за их неправое и нечестивое борение с Именем Божиим» (цит. по: Жизнеописание и труды еп. Арсения (Жадановского). М., 1996, стр. 477).

1210

 Это Послание составил, между прочим, митроп. Сергий (Страгородский), чем объясняется то, что многие имяславцы отложились от него, когда он стал Заместителем Патриаршего Местоблюстителя.

1211

 Что соответствовало планам греков по эллинизации Афона и показало неспособность Российского МИД противостоять их давлению.

1212

 Прот. Мейендорф Иоанн. Указ. соч. стр. 395.

1213

 Протат – верховное Правление Афона. В нём заседают проты, то есть игумены важнейших Афонских монастырей.

1214

 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. II Отд. 3 ст. Д. 59. Л. 78 об.

1215

 Иеросхимоах Антоний (Булатович). «Афонское дело». СПб., 1917, стр. 8–9.

1216

 См. Бирж. Вед. 18 июля 1913 г.

1217

 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Отд. 3 ст. Д. 59. Л. 78 об.

1218

 Иеросхимонах Антоний (Булатович). «Моя борьба с имяборцами». Пг., 1916, стр. 37.

1219

 Далее преп. Кукша рассказывает следующее: «Затем вывел его из кельи и спросил: «Хочешь увидеть, как стихии покоряются человеку?» – «Хочу, отче!» – «Тогда смотри». – И старец перекрестил тёмное небо, и оно стало светлым; перекрестив ещё раз – и оно раскрылось, и о. Кукша увидел Господа во всей славе в окружении сонмов Ангелов и всех Святых. Он закрыл лицо руками, упал на землю и закричал: – «Отче, мне страшно!» – Через некоторое мгновение старец произнёс: – «Вставай, не бойся». – Отец Кукша поднялся с земли – небо было обычным. На нём по-прежнему мерцали южные звёзды. На следующий день он простился с любимой обителью и отбыл в Россию. Так Афонский монах Ксенофонт (впоследствии схиигумен Кукша – Сост.) оказался насельником Киево-Печерской Лавры. Киевские монахи встретили афонских братьев недружелюбно; они знали только то, что с Афона их выслали за какое-то неповиновение или бунт и относились к ним с недоверием. Отец Кукша рассказывал, что первое время он (и другие афонцы) тосковал по Афону и, ходя по пещерам, со слезами молился, лобызая мощи святых угодников, а Киевские монахи говорили: «Вон, афонские воры пошли, надо следить, чтобы они не покрали деньги из кружек!» Слыша это, усугублялась скорбь афонских изгнанников. Но постепенно истина выяснилась, и на афонцев стали смотреть как на «изгнанных правды ради» (Житие преп. Кукши Нового. Житомир, 1995. С. 12–13).

1220

 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. II отд. 3 ст. Д. 59. С. 58, 62.

1221

 Епископ Василий (Зеленцов). «Общая картина отношений. Богословские Труды». № 33. М., 1997. С. 180.

1222

 Иеросхимонах Антоний (Булатович). «Афонское дело». Стр. 23.

1223

 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. II отд. 3 ст. Д. 59. Лл. 135–143.

1224

 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. II отд. 3 ст. Д. 59. Л. 133.

1225

 Епископ Василий (Зеленцов). Указ. соч., стр. 166.

1226

 Кравецкий А. Г. Указ. соч. С. 164.

1227

 Молчаливое неодобрение действий Св. Синода можно наблюдать в среде различных старческих центров, например: настоятель Глинской пустыни о. Исаакий принял у себя изгнанных имяславцев, построил им кельи в скиту во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны, где они могли жить в уединении. Митрополит Вениамин (Федченков) в упоминаемом ранее письме к митроп. Сергию в 1938 г. пишет, что молчаливое подчинение решению Синода заставило его «вот уже 25 лет ощущать в душе предательство страха ради». В этом же письме он утверждает, что, будучи в 1913 г. в Оптиной, лично слышал, что оптинцы внутренне были не согласны с Синодом». На указ. письмо см. ссылку в сноске № 1095).

1228

 См. журн. «Начала». 1995. №№ 1–4, стр. 178, 179.

1229

 Епископ Василий (Зеленцов). Указ. соч., стр. 164.

1230

 «Начала». Стр. 25.

1231

 Ещё до суда Московской Синодальной Конторы в Киевском епархиальном собрании епископов также было рассмотрено их исповедание и признано вполне православным.

1232

 Епископ Василий (Зеленцов). Указ. Соч. Стр. 195.

1233

 «Начала». Стр. 25–26.

1234

 До́лжно сказать, что митроп. Макарий в отношении имяславцев действовал по завету старца игумена Германа, настоятеля Смоленско-Зосимовой пустыни, который в ответ на запрос Св. Синода об Афонском споре ответил, что «молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому поднятый вопрос следовало бы покрыть любовию» (См.: «Свете Тихий». Жизнеописание и труды еп. Серпуховского Арсения Жадановского. М., 1996. С. 482; а также: Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский. М., 1996. С. LXXXVII).

1235

 Там же, стр. 27.

1236

 Епископ Василий (Зеленцов). Указ. Соч. С. 181.

1237

 «Начала». Стр. 180–182.

1238

 Святитель Феофан (Быстров) (1872–1940) – бывший Ректор СПб., Дух. Акад., духовник Царской семьи. С 1920 г. в эмиграции. В последнее десятилетие своей жизни отошёл от всякой церковно-общественной деятельности и посвятил себя молитве и аскетическим подвигам. Жил в затворе в районе Лимерэ под Парижем. В России недавно издан сборник его трудов (См.: Святитель Феофан Полтавский, Новый затворник. «Творения». СПб., 1997). Он написал редкую по глубине богословских мыслей магистерскую диссертацию об Имени Божием.

1239

 О. Антоний на фронте получил орден Владимира 3 степени с мечами за то, что поднял солдат в атаку.

1240

 См.: «Богословские труды» № 33; журнал «Начала» №№ 1–4. 1995; «Послесловие» Лурье В. М. к кн. прот. Мейендорфа Иоанна «Жизнь и труды св. Григория Паламы» (СПб., 1996); свящ. Флоренский Павел. «Переписка с М. А. Новосёловым». Томск, 1998; и др. Интересны также труды современных Греческих Богословов по имяславию см. – Κωνσταντινου К. Παπουλιδη. ОI ΡΩΣΟΙ ΟΝΟΜΑΤΟΛΑΤΡΑΤ TOY ΑΓΙΥ ΟΡΟΥΣ. Θεσσλονικη, 1977. В этой работе публикуются редкие архивные документы монастырей Св. горы, а также исследование иеросхимонаха Антония Булатовича: Η ΔΟΘΑ TOY ΘΕΟΥ ΕΙΝΑΙ О ΙΗΣΟΥΣ., изданную в Фессалониках в 1913 году. (Стр. 115–196).

1241

 Прот. Булгаков С. Н. «Философия имени». Париж, 1953 год.

1242

 Редакция располагает отрывком письма В. Н. Лосского, цитируемым митроп. Вениамином в своём докладе митроп. Сергию. Этот отрывок, как характеризующий отношение Вл. Н. Лосского к имяславию, мы и приводим здесь: «Вы ждёте от меня ответа по поводу имяславия. Постараюсь очень кратко, схематически ответить на ваш вопрос, вернее, – наметить только, что я хотел бы сказать (иначе пришлось бы писать тома: столь существенна эта тема). Вопрос (догматический) об Имени Божием, о словесно-мысленном выражении («символе») Божества, столь же важен, как и вопрос об иконах. Как тогда Православная формулировка Истины об иконах стала «торжеством Православия», так и теперь Православное учение об именах вместе со всеми, связанными с ним вопросами (забытое многими учение святого Григория Паламы, – благодать, молитва, подлинная «антропология», учение об уме и сердце, о «внутреннем человеке» и прочее), – должно привести к новому Торжеству Православия, к явлению новых благодатных сил и святости. Вопрос об «имяславстве» стоит где-то в глубине церковного сознания, ответа он ещё не получил (вернее формулировки: ответ у Церкви всегда есть, надо его услышать и выразить). Но «имяславские споры» наметили два тока в Русском богословии, сознательно или бессознательно определившихся по отношению к имяславству. Один ток – враждебный имяславцам, отрицающий самый вопрос о почитании Имени: это только «иконоборцы», рационалисты, видящие в религии только волевые отношения и слепые к природе (Божественной благодати); таков митроп. Антоний, как самый яркий пример. Другое течения, – не всегда прямо и открыто примыкающие к имяславию – представляют, тем не менее, крайнее, «имябожное» его выражение, где самая звуковая материя, так сказать, «плоть» имени уже становится Божественной по природе, некоторой естественной силой (всё равно, как если бы противники иконоборства стали утверждать Божественную «нетварность» доски и краски икон). Этот последний ток – в широком смысле – развёртывается как софианство, где смешивается Бог и тварь. И то и другое ложно. Путь к Православному разумению имяславства лежит через осторожную, ещё слишком бледную формулу архиепископа Феофана (Полтавского); «В Имени Божием ПОЧИЕТ Божество» (Божественная энергия). Когда будет ясная формула, исполненная духовного опыта и «очевидная» духовно, – многое вопросы сами собой отпадут, и многие сложности представятся детски простыми. Простите за краткость. 6–19 января 1937 г. (Письмо, из которого цитируется этот отрывок, – было написано в Балтиморе в 1938 г. Копию письма предоставил П. Н. Роговой).

1243

 Прот. Георгий Флоровский считал, что вывод: «в Имени Божием присутствует Сам Бог» для Илариона был «не столько Богословским утверждением, сколько простым описанием молитвенной реальности» («Пути Русского Богословия». Париж, 1937. Стр. 571). В свою очередь, о. Павел Флоренский сетовал, что «Имяславие – древняя священная тайна Церкви – вынесено на торжище и брошено в руки тех, кому не до́лжно касаться сего и кои, по всему складу своему, не могут сего постигнуть» (свящ. Павел Флоренский. «Переписка с М. А. Новосёловым». Томск, 1998. Стр. 99).

1244

 Осуждая имяславцев за «якобы новый догмат» об Имени Божием, архиеп. Антоний сам позднее изобрёл новый «догмат искупления», вызвавший немалое смущение среди русских богословов.

1245

 Послесловие к кн.: Прот. Мейендорф Иоанн. «Жизнь и труды святителя Григория Паламы», стр. 341–342.

1246

 Запретительные же Указы Св. Синода никак нельзя считать за окончательную установку. Интересно отношение к подобным Указам главного противника имяславия – митроп. Антония Храповицкого, который в одном из своих поздних писем так характеризует некоторые из них: «...Вы готовы, по-видимому, и за Синодальными постановлениями признать непогрешимость общеобязательную. Или я напрасно так заключил по Вашей статье? В таком случае очень рад. Ведь Синод же оправдывал Богопротивное упразднение патриаршества (вопреки 34 пр. Апост. и 9 пр. Антиох. Соб. и мн. др.), дозволили по нужде причащаться у пасторов (чего? – пищи демонов, как выразился преп. Феодор Студит)». (Письма Блаж. Митр. Антония (Храповицкого). Джорданвилл. 1988 Cтр. 169). Кроме этого, хотелось бы привести мнение митроп. Вениамина (Федченкова) о принципе защиты истины, который он относил к имяславцам: «Из (...) 15 правила Двукратного Собора видно, что защитники Веры не только не заслуживают осуждения, «хотя бы они даже и отделились от канонического епископа, но погрешившего открыто против Веры – «но и достойны чести, подобающей Православным, ибо они (...) не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранить Церковь от расколов и разделений». (На указ. письмо см. ссылку в сноске № 1095).

1247

 «Толкование. Пс. 32:21».

1248

 Евфимий Зигабен «Толкование на Псалтирь». 1898. Стр. 888.

1249

 «Творения». М., 1889, т. 3. Кн. 2, стр. 64–65.

1250

 «Моя жизнь во Христе». 1894, т. 1, стр. 237.

1251

 «Мысли христианина». СПб., 1903, стр. 46–47.

1252

 Отношение к Имени Божию является определяющим фактором для молитвенной практики. Для молящегося необходимо иметь осознание, что призывание Имени Божия ставит его в присутствие Самого Бога. Без этого осознания произнесение молитвы превращается в мертвящий набор звуков, о чём предупреждал Спаситель: «Приближаются ко Мне люди сии усты своими, сердце их далече отстоит от Мене» (Мф. 15:8).

1253

 «Беседы схиархим. Оптинскаго скита старца Варсонофия с духовными детьми». СПб. 1991, стр. 58.


Источник: Имяславие : cб. богослов.-публицист. ст, док. и коммент. / [общ. ред., сост. и коммент. : прот. Константин Борщ]. - М., 2003-. / Т. 1. - 2003. - 991 с. ISBN 5-88060-022-X

Комментарии для сайта Cackle