С.В. Ландышев

Некоторые сведения о церковной алтайской миссии1

Источник

Содержание

Круг действия Миссии Число инородцев: а) Бийского округа б) Кузнецкого округа Образ жизни инородцев Средства к пропитанию Суеверие инородцев Места жительства инородцев Пространство земли, no коему стойбища инородцев рассеяны Местность Проезды Станы Миссии и селения новокрещенных 1. Улали́нский стан Миссии Открытие стана Каменная церковь и приход в Майме а) Заведения в Улалинском стане Миссии б) Круг действий сего стана в) Селения новокрещенных, в ведении сего стана состоящие г) Вновь заводимые селения новокрещенных при попечении сего стана Миссии д) Заведения Миссии на случай приезда, в сем отделении 2. Мыюти́нский стан Миссии Учреждение стана а) Заведения в нем б) Круг действий сего стана в) Места поселения новокрещенных, в ведении сего стана Миссии г) Вновь заведенное селение кочевых инородцев 3. Чемальский стан Миссии Открытие стана а) Заведения в нем б) Круг действий сего отделения в) Места поселения крещаемых здесь Ануйский стан Миссии а) Заведения в нем б) Круг действий сего отделения в) Места поселения инородцев, крещаемых при служении сего стана Макарьевское отделение Миссии Заведение в сем стане Круг действий сего отделения Новые селения кочевых новокрещенных инородцев и цель заведения их Число восприявших св. крещение при служении Миссии Влияние христианства на нравы новокрещенных инородцев и на понятия их Влияние распространения христианства между инородцами на некрещенных соплеменников их Предметы деятельности Миссии Состав Миссии в настоящее время Нужды и потребности Миссии Нужды бедных из новокрещенных Ежегодные количества инородцев, принявших св. крещение  

 

Круг действия Миссии

Церковной алтайской миссии, открытой в 1830 году, духовным начальством первоначально определено было действовать в Бийском округе Томской губернии. поскольку же инородцы Бийского и Кузнецкого округов при кочевом образе жизни не удерживаются пределами своего округа, но переходят на жительство из одного округа в другой, и при действовании миссии в Бийском округе начали принимать св. крещение инородцы и Кузнецкого округа, то вскоре начальством дозволено было миссии распространить действия свои на Кузнецкий округ.

Число инородцев: а) Бийского округа

В Бийском округе, кроме оседлых инородцев, которые ныне уже почти все христиане, находится 16 волостей кочевых инородцев идолопоклонников шаманского суеверия, именно:      1) семь волостей Черновых татар, в коих считают 4,896 душ обоего пола; 2) семь дючин (волостей) алтайских калмыков, которых считается 10,351 чел. обоего пола, и 3) две волости калмыков двоеданцев, коих не менее 2,000 чел. обоего пола. В Бийском округе проживают и киргизы семипалатинской области, держащиеся и магометанства, и идолопоклонства; число их неизвестно; принявших же из них св. крещение при служении миссии ныне 70 душ обоего пола. Итого число кочевых инородцев в Бийском округе простирается (приблизительно) до 17,500 чел. обоего пола. Из них христиан до открытия миссии не было, ныне же более 3,000 душ.

б) Кузнецкого округа

В Кузнецком округе оседлых инородцев считается 6,154 чел. и кочевых 9,044 чел., итого 15,198 чел. обоего пола. Более половины из них до открытия миссии были крещены; но многие, не быв основательно утверждены в христианстве и живя в смешении с некрещенными, доселе пребывают в суеверии предков своих и в отчуждении от Церкви и детей своих воспитывают в прежнем суеверии некрещенными. И потому количество некрещенных, и вообще имеющих настоятельную нужду в проповеди евангелия и обучении христианском, в Кузнецком округе простирается примерно до 9,000 обоего пола.

Итого в Бийском и Кузнецком округах оседлых инородцев 9,967 чел. обоего пола; кочевых, кроме двоеданцев и киргизов, коих число официально не определено, считается 24,291 чел. обоего пола; а с двоеданцами и киргизами примерно 26,500 чел., а вообще оседлых и кочевых (примерно) до 36,467 чел. Из них некрещенных и вообще имеющих особенную нужду в проповеди евангелия всего приблизительно 23,500 чел. муж. и жен. пола.

Образ жизни инородцев

Из так называемых кочевых инородцев Кузнецкого округа не более как третья часть, или еще менее, ведет собственно кочевую жизнь, a прочие живут деревнями, и имеют хозяйство, подобное русским. В Бийском округе, напротив, почти все некрещеные кочевые инородцы в собственном смысле ведут кочевую жизнь в юртах из бересты или коры лиственничной, а некоторые в покрытых войлоком, и не живут обществами, кроме племени тогульцев и кумандинцев, которые, хотя живут улусами, но, кроме немногих, порядочного домоводства не имеют. Крещенные же из них обзаводятся оседло в христианских обществах и имеют хозяйство, подобное русским.

Средства к пропитанию

Большая часть ведущих кочевую жизнь инородцев крайне бедны и получают продовольствие от звериных промыслов и кедровых орехов; достаточные более содержатся скотоводством; крещеные же из них занимаются хлебопашеством, заводят и пчеловодство.

Суеверие инородцев

Монгольского и татарского происхождения инородцы – идолопоклонники, живущие в Бийском и Кузнецком округах, как в наречиях, так и в верованиях и нравах немного имеют разностей. Все они веруют в два начала: доброе и злое, давая имя первому Ульгэ́нь, второму Эрли́к. Более рассудительные признают единство Божества; но, несмотря на то, под именем Ульгэня почитая высшее существо, начало светлых сил (ару-нем), приносят кровавые жертвы, как Богу, и Эрлику, началу темных сил (кара-нем). А также множество других, подчиненных сим первым, духов чистых (ак-нем) и нечистых (пыртак-нем) чтут жертвами, как богов меньших.

Каждый род (сёок, собственно кость) инородцев, кроме множества общих всем богов, имеет своего фамильного бога. При жертвоприношениях призывают в мольбу умерших родственников, делают в честь них куклы и подвески, называя оные богами, поклоняются им. Покланяются также горам, озерам и рекам, и чтут жертвами духов хозяев их, веря, что всякий из них, падением с неба на сии места, получил оные во власть себе, и имеет право и силу вредить человеку на своем месте и умерщвлять его. Кланяются также солнцу и луне; уделяют часть всякой жертвы и всякой пищи и питья огню, и поклоняются ему. Поставляют лучшую пищу оспе и другим болезням, для умилостивления демонов, производящих оные. Свою веру считают они назначенною от Бога в удел их племени, почитая все веры, как и языки, происшедшими от Бога, и распределенными народам по воле Божией. Перемена веры, по их понятию, тоже, что и перемена подданства; потому случалось слышать от них, что они согласны были бы и креститься, но думают, что начальство сочтет это непостоянством и отступлением от общего положения, и это будет ему неприятно.

Места жительства инородцев

Бийские инородцы имеют свои кочевья при реках: Чарышу, Катуни, Бии, при озере Телецком, и речках, впадающих в оные. Кузнецкие инородцы обитают при реках: Томи, Мрасе, Кондоме, Чумышу и речках в оные впадающих.

Пространство земли, no коему стойбища инородцев рассеяны

Пространство, занимаемое кочевьями инородцев в Бийском и Кузнецком округах, имеет в протяжении от юга на север около 1,000 верст, в ширину же от 150 до 700 верст.

Местность

По всему этому пространству пролегают хребты и отрасли величественного Алтая; особенно южная часть сего пространства, по левую сторону р. Катуни и по правую от устья р. Самулты до Телецкого озера, по преимуществу называемая здесь Алтаем, отличается высотою каменистых гор, из которых многие являются в виде грозных утесов; на высоте некоторых растительности нет, а некоторые покрыты вечными снегами. Северная же часть пространства отличается топями и болотами между более отлогих гор, покрытых хвойным лесом, и изобилует дикими непроходимыми трущобами. Эта часть собственно называется Чернью. Здесь издавна кочуют Черновые татары бийские и кузнецкие выше города Кузнецка, а ниже его, где места более ровны и сухи, и горы идут низменными увалами, живут оседлые инородцы Кузнецкого округа.

Проезды

Кроме этой северо-западной части пространства, занимаемой оседлыми кузнецкими инородцами, проезды по всему этому краю весьма затруднительны; иногда они соединены бывают с опасностию лишения жизни, и вообще не иначе возможны, как на верховых конях и летом и зимою; а иногда вовсе невозможны, как например, весною, осенью и летом в ненастную погоду, по причине множества чрезвычайно быстрых рек, топей и болот, между горами, скоро наводняющихся. А в Черни проезды становятся невозможны и зимою всякий раз, по падении нового снега; в кузнецкой же Черни, по причине чрезвычайной глубины снега, во всю зиму сообщение бывает не иначе, как на лыжах. Это обстоятельство составляет весьма важную трудность в службе миссионерской.

Станы Миссии и селения новокрещенных

При сих условиях естественно Миссия могла основательно заниматься обращением язычников и утверждением в христианстве новообращенных, основавши свое местопребывание на известных пунктах, здесь же между инородцами, и оттуда распространять свои действия. В настоящее время таких пунктов, или станов своих Миссия имеет уже пять, имеино:      Улали́нский, Мыюти́нский, Чемальский, Ануйский и Макарьевский. Притом, для большего удобства в христианском обучении новообращенных, по их дикости, слабости характера и бессилию в сопротивлении укоренившимся привычкам, Миссия должна была всемерно стараться отделять крещенных от некрещенных, и поселять их оседло в христианских обществах; а впоследствии заводить новые христианские селения новокрещенных инородцев, близ стойбищ некрещенных соплеменников их, для доставления возможного облегчения приемлющим св. крещение в переселении их из кочевьев их. Таких селений заведено уже девять.

1. Улали́нский стан Миссии

Первым пунктом для постоянного местопребывания и действий Миссии основательно избран, указанный самим Провидением, улус Улала́ в 100 верстах к юго-востоку от Бийска, между гор Алтайских.

Открытие стана

Улалинский стан Миссии по правую сторону р. Катуни, при впадении р. Улалы в Майму, учрежден в 1831 году. Основатель Миссии о. Архимандрит Макарий, по прибытии сюда на проповедание евангелия кочующим в Бийском округе язычникам, по разным затруднениям и незнанию, где бы с выгодою для службы иметь постоянное пристанище, с 29 августа 1830 года имел квартиру в Бийске; отсюда по приглашению одного крещеного инородца, улалинского жителя, ездил в с. Улалу, и крестил там жившего у сего инородца кочевого татарина. О. Архимандрит Макарий по всем соображениям видел, что Улала́ есть самое удобное место для учреждения стана Миссии, и особенно потому, что впереди (на восток) и по левую сторону сего селения не в дальнем расстоянии находится область Черновых татар , a по правую – алтайских калмыков; но не мог на зиму переселиться сюда, хотя и желал, потому что не было возможности иметь здесь квартиру2. В то время здесь жили три русских пчеловода и семьи четыре крещеных инородцев (из кочевых татар), и некрещеных телеутов семейств до 15-ти, бывших тогда в кочевом состоянии.

О.Макарий до половины первой зимы имел пристанище в Бийске, а остальную часть зимы провел в Сайдыпском казачьем форпосте, где была часовня, в которой можно было поместить походную церковь. Весною в Мае 1831 года о. Макарий переехал в Улалу́, купив здесь избу у русского пчеловода (Ащаулова). Но вскоре узнав, что улалинцы, опасаясь быть крещенными, хотят откочевать отсюда в Кузнецкий округ, удалился от них, переселясь в с. Майму (в 8 верстах), где представлялось более удобств, коих в Улале Миссия тогда не могла иметь3. В это время здесь было до десяти домов крещеных оседлых инородцев. Из Маймы о. Макарий начал знакомиться с улалинскими телеутами и приобретать чад Христовой Церкви из Черновых татар и алтайских калмыков, поселяя их оседло в Майме и других деревнях. Живя в Майме у крещеного инородца в квартире, за которую, сверх платы, обучил грамоте детей его, претерпевая крайние неудобства и трудности; с 1832 г. о.       Макарий начал заботиться о построении дома, в котором можно было бы поместиться и с походною церковью. Но, поскольку последние скудные средства он с радостию употреблял на оседлое обзаведение приемлющих св. крещение и пособие бедным из новокрещенных, не оставляя для себя и своего магистерского оклада, отказывая себе даже в употреблении чая, который заменял он баданом, το постройка дома в Майме продолжалась до конца 1835 года. Между тем, улалинцы одумались; все действия о. Макария, исполненные любви, милосердия и сострадательности к бедным инородцам, убедили их в том, что он человек вовсе не опасный, но достойный всякого уважения и любви, полного доверия и покорности; и большая часть их, будучи проникнуты многократно слышанным от него словом истины, приняли святое крещение (1834 г.), и предались ему, как дети отцу. Тогда о. Макарий обратно переселился к ним в Улалу; впрочем, по временам жил и в Майме. В это время он имел два снаряда походной церкви, один в Улале, а другой в Майме; и, употребляя один св. антиминс, данный для церкви Всемилостивого Спаса, отправлял богослужение попеременно в обоих станах, до прибытия к нему сотрудников (в 1836 г.) и получения второго св. антиминса для церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери (в 1840 году).

Вскоре крестились и остальные улалинцы (1835 и 1836 гг.), а потом возвратились и те, которые сначала, убоявшись быть крещенными, откочевали отсюда, и также приняли св. крещение. С того времени и доныне церковная алтайская Миссия, имея главное местопребывание свое в Улале, часто посещает отсюда кочевых татар и калмыков, и сами они нередко переходят сюда, и, как блуждающие овцы, присоединяются к стаду Христову, при пособии Миссии селясь оседло в Улале и в других христианских и преимущественно инородческих обществах.

Каменная церковь и приход в Майме

В Майме в 1845 году построена томским 2-й гильдии купцом Мих. Еф.Шебалиным каменная Духо-сошественская церковь; в 1848 году приписан к ней приход и определен приходский священник и причт. Первому поставлено в обязанность иметь особенное попечение о новокрещенных, живущих в сем приходе, и исправлять у них все требы безмездно. Посему с этого времени майминский стан Миссии упразднен. Дом Миссии весною сего 1856 года перевезен отсюда в Улалу для училища и уже поставлен. Июля, 20 дня училищная зала освящена; и по звону колокола ежедневно стекаются в оную мальчики учиться грамоте; а в праздники после обеда мужчины и женщины приходят слушать катехизическое учение и чтение духовно-нравственных книг, и петь церковные песни и псалмы; заходят даже и некрещенные, и слушают внимательно.

а) Заведения в Улалинском стане Миссии

Таким образом, в Улале ныне имеется дом, в котором помещается походная церковь, два дома для жительства служащих и один для бесприютных, в коем, кроме того, инородческие дети мужеского пола обучаются русской грамоте. Здесь доныне Миссия имеет главный свой стан с первою походною церковию во имя Всемилостивого Спаса и училище для мальчиков и девочек.

б) Круг действий сего стана

Действия служащих в Улалинском стане Миссии главным образом простираются ныне: к востоку на Черновых татар до Телецкого озера, на двоеданцев кочующих при Телецком озере, и далее при реках Чумышмане, Башкоусе и Чуе до китайской границы (около 600 в.), также на ближние калмыцкие стойбища вправо на юг (до 50 верст), и влево на север (до 68 верст) на улусы кумандинцев. Служащие в сем стане посещают иногда и отдаленные места жительства алтайских калмыков, кочующих при реках Коксе и Абае, в верховье Катуни и при речках, впадающих в оную (до 700 верст), и оседлых инородцев в Кузнецком округе.

в) Селения новокрещенных, в ведении сего стана состоящие

Приемлющие св. крещение, при действии служащих в сем стане, кочевые инородцы оседло поселяются в христианских обществах, из коих в заведывании сего стана состоят следующие:

1) Улала́. До водворения Миссии здесь жили из крещеных инородцев семьи четыре и около 15-ти семейств некрещеных телеутов Кузнецкого округа, бывших тогда в кочевом состоянии. Ныне в Улале оседло живущих новокрещеных инородцев домов до 70, в них до 32-х семейств телеутов, включенных уже в разряд оседлых инородцев Бийского округа, и до 40 семейств из Черновых татар, алтайских калмыков и двоеданцев, остающихся в разряде кочевых.

2) Майма́, в 9 верстах от Улалы на с.-з., селение оседлых обрусевших инородцев, коих до открытия Миссии было около десяти домов. Здесь оседло живут 11 домов новокрещенных кочевых инородцев; всех же постоянно живущих здесь новокрещенных кочевых инородцев 17 семейств.

3) Верхний Карагу́ж, в 13 верстах от Улалы на с.-в. Здесь при обрусевших оседлых инородцах доныне поселено новокрещенных из кочевых инородцев 23 дома, и в них 30 семейств.

4) Нижний Карагу́ж, в 22 верстах от Улалы на север, селение заводских крестьян, в коем оседло живут 6 семейств кочевых новокрещенных инородцев, имеющих собственные дома, и два семейства, проживающие в чужих домах.

5) Билюля́, в 20 верстах от Улалы на юг, селение обрусевших оседлых инородцев, в коем с 1852 года поселено 8 семейств новокрещенных кочевых инородцев; 3 из них живут в домах и 5 в юртах.

6) Кроме сих, в 5-ти христианских инородческих селениях, близких к Улале, оседло живут новокрещеные из кочевых татар и калмыков,       10      семейств, имеющих собственные дома; и в двух крестьянских деревнях, и в городе Бийске 9 семейств, из которых 4 имеют собственные дома.

г) Вновь заводимые селения новокрещенных при попечении сего стана Миссии

При служении Улалинского стана Миссии заводятся следующие новые селения новокрещеных кочевых инородцев среди стойбищ их некрещеных единоплеменников в Черни от Улалы на восток и с.-в.

1) Ташта, в 22 верстах от Улалы. Здесь живут 15 семейств из кочевых новокрещеных инородцев с 1851 года; 9 из них обзавелись домами, а прочие живут вместе с другими и в юртах. Новокрещеные жители д.Ташты согласились в следующую зиму навозить в свое селение бревен, и уже нарубили для построения храмины (12 арш. длины), в коей Миссия, приехавши с походною церковию, могла бы служить литургию, что особенно нужно в великий пост. Но для постройки сей храмины средств в виду еще нет (Авг. 4. 1856).

2) Кабыжа́к в 26 верстах от Улалы. Здесь с 1855 года поселено уже 4 дома новокрещеных кумандинцев, и два семейства, проживающие в юртах.

3) Сары-Кокшинское, в 80 верстах от Улалы, при устье реки Ангырги, впадающей в реку Сары-Кокшу. В начале 1848 года один из новокрещеных кочевых инородцев завел здесь пчеловодство и поселился оседло; к нему, с согласия кочевых некрещеных инородцев, в 1852 году поселились 2 дома обрусевших инородцев христиан; к ним в 1853–1855 г. поселены Миссиею еще три семейства вновь крещеных кочевых инородцев; все новокрещеные живут в домах.

4) Кебезе́нь, около 130 верст от Улалы, в 12 верстах ниже Телецкого озера при р. Кебезени. Из вновь крещенных здесь с 1852 года, кочевых инородцев три семейства обзаведены, при пособии Миссии, домиками; и одно еще проживает в юрте. С ними живут и обзаводятся имеющие здесь пчеловодство три дома оседлых инородцев – христиан из обрусевших.

К утешению имеющих читать сии сведения присовокупляю: вчера (Авг. 3-го д. 1856 г.) я возвратился из поездки по аилам кумандинцев (коих на расстоянии 100 верст от Улалы к северу и с.-з. на левой стороне р. Бии до Макарьевского стана девятнадцать, и в них более 300 домов и около 1220 душ жителей некрещеных), и при Божием благословении, к числу новых христианских селений присовокупил аил Кылта́ш; семь семейств в нем мною крещены августа 1-го д.; домы их освящены; на четырех сторонах селения поставлены кресты в ограждение крещенных и в побуждение к обращению некрещеных, коих в аиле еще шестнадцать семейств. Сюда уже изъявляют желание переселиться обрусевшие инородцы с пасеками, для чего селение Кылташ, находящееся подле самой Черни, представляет все удобства. – Кылташ от Улалы в 67 верстах к северу.

д) Заведения Миссии на случай приезда, в сем отделении

В селениях Сары-кокшинском и Кебезени Миссия имеет домики свои на случай приезда туда с походною церковию.

2. Мыюти́нский стан Миссии

Второй стан Миссии находится в Мыюте́, в 130 верстах на юг от Улалы и в 150 верстах от Бийска, по левую сторону р. Катуни, при впадении р. Мыюты в Семю.

Учреждение стана

Мыютинский стан Миссии учрежден в 1845 году. Еще в 1834 году приобретенные здесь для Церкви Христовой о.Макарием, кочевавшие близ сего места в числе нескольких семейств, алтайские калмыки, имея значительное скотоводство, не могли переселиться в христианское селение, и чтобы иметь зимнее пастбище для скота, поселились оседло при Мыютинском аиле, где жили тогда около восьми семейств некрещеных телеутов, которые имели уже бревенчатые теплые юрты, и вскоре включены были в разряд оседлых инородцев. О.Макарий охотно дозволял сим новокрещенным селиться здесь, имея в виду обращение и самых мыютинцев ко Христу, что и исполнилось в 1835 году. Мыютинские телеуты, подобно улалинским, познакомились с о.Макарием при его посещениях, и с преданностию ему, предались Христу, и приняли святое крещение. По умножении новокрещенных, в 1839 году здесь устроен был домик для служения литургии в походной церкви, в приезд сюда сотрудников Миссии. Но отдаленность Мыюты от Улалинского стана Миссии и трудность в то время проездов сюда, составляли важное препятствие к частому посещению сего поселения. Между тем, близость к нему с одной стороны раскольников дер.Черги́ (15 верст) заводских крестьян, а с другой единоплеменных мыютинцам калмыков, требовала постоянно бдительного хранения и делания. Посему с 1845 года служащие при Миссии имеют здесь постоянное пребывание и вторую походную церковь, во имя Божией Матери Одигитрии.

а) Заведения в нем

Сначала сотрудники Миссии жили здесь на квартире в доме новокрещенного инородца. Но ныне и здесь устроены (1847–1849 г.) три хороших дома: 1) для походной церкви, 2) для жительства служащих и 3) для помещения на время бесприютных и больных из новокрещенных.

б) Круг действий сего стана

Действия сего стана Миссии простираются на калмыков, кочующих к востоку (примерно) на 35 верст, на юг внутрь Алтая, вверх по р. Катуни и впадающим в оную с северной стороны на 350 верст, и к северу на 80 верст; также на телеутские аилы, Чергу и малую Мыюту (15–20 верст) к с.-з., где уже немногие остаются некрещеными.

в) Места поселения новокрещенных, в ведении сего стана Миссии

Приемлющие св. крещение, при служении сего отделения Миссии, заселяются в христианских обществах, из коих в ведении сего стана состоят следующие:

1) Мыюта́, расстоянием от г. Бийска на юг около 150 верст. В настоящее время здесь имеют оседлое жительство до 65 семейств новокрещенных, из которых до 15 по бедности живут в юртах и в домах вместе с другими; все они до крещения принадлежали к разряду кочевых, и ныне, кроме телеутов, коих около 15 домов, состоят в том же разряде.

2) Черга́ и 3) Малая Мыюта́, селения оседлых телеутов в 4-х верстах одно от другого, a от с.Мыюты примерно в 17 верстах. В них до 10 новокрещенных телеутским семейств и 3 семейства из кочевых инородцев, живут в домах Телеутов.

4) В одной инородческой и в 5-ти крестьянских деревнях живут 18 новокрещенных семейств, из кочевых инородцев; 10 из них обзавелись домами, а прочие живут в юртах и в чужих домах.

г) Вновь заведенное селение кочевых инородцев

5) При служении Мыютинского отделения Миссии заведено в 1854-м году и новое селение из кочевых новокрещеных инородцев, близ кочевых их соплеменников в 15-ти верстах от Мыюты на юг при р.Шибелихте; в нем шесть семейств уже обзавелись домами и два живут в юртах.

3. Чемальский стан Миссии

Третий стан Миссии находится в новозаведенном селении Чемале, в 80 верстах от Улалы на юг, в 35 верстах от Мыюты на восток, при устье реки Чемала, на правом берегу реки Катуни.

Открытие стана

Когда надлежало избрать нам новый пункт для миссионерского действия прибывшему из Москвы, в конце 1849-го года, сотруднику Миссии иеромонаху Иоанну, и по скудости средств и другим обстоятельствам нельзя было заезжать в отдаленное от Улалы место для жительства, Чемал привлек нас к себе 1) необыкновенно прекрасными и величественными видами природы, 2) многочисленностью кочующих в окрестностях его калмыков и татар, 3) успехом обращения ко Христу двух душ из них, принявших св. крещение в первый приезд наш сюда с о. Иоанном, 4) обещанием других здешних калмыков – бросить свою худую веру и обратиться к истинному Богу, хотя и с условием, чтобы Миссия защитила их от угнетения крестьян-раскольников, которые своевольно поселились здесь в числе 13 домов, согнали их и самого зайсана их с мест жительства их, и отняли у них пастбища и пашни. Наконец, Миссия привлечена была к избранию сей местности 5) самыми жалобами сих беспомощных бедняков. 0.Иоанн лучше пожелал остаться здесь на тернистом месте, нежели в деревне Каже́, куда прежде того мы ездили с ним, и где также можно было иметь пристанище, с надеждою успехов обращения ко Христу здешних кумандинцев, при постоянном общении с ними. По общему обычаю здешних инородцев, допущенному законом, споры и неудовольствия между ними словесно разбираются и решаются иногда частным человеком, при доверии к нему с обеих сторон. По особенной преданности и отношению новокрещенных к нам, как детей к отцам, Миссия большею частию не отказывает в подобных просьбах сих детей своих; миссионеры часто принимают на себя труд мирить враждующих между собою, защищать обижаемых, ходатайствовать об удовлетворении обиженных и о воспрещении обижающим; и эта мера христианского деятельного участия нередко благословляется успехами в деле обращения язычников ко Христу. Тоже было и в Чемале. Начальство нашло жалобы чемальских новокрещеных калмыков и татар справедливыми и удовлетворило их по нашей просьбе; и хотя эта борьба с чемальскими раскольниками, для которых умножение и оседлое здесь водворение кочевых новокрещеных инородцев весьма не нравилось, много у нас отнимала времени, была препятствием в служебных действиях и причиною многих беспокойств и неприятностей; но, несмотря на то, Миссия имела успех в своем служении здесь. Сие отделение Миссии с третьею походною церковию во имя Иоанна Крестителя, как близкое к Мыюте, по обучении и утверждении поселенных здесь новообращенных из кочевых татар и калмыков, предполагается перевести или в Кузнецкий округ, или в южный край Алтая, на Абайскую долину, где при р.Абае калмыки кочуют во множестве, – впрочем, в таком только случав, когда Миссия будет иметь на то средства.

а) Заведения в нем

Здесь имеются три дома Миссии: 1-й для походной церкви, в коем есть кельи и для жительства, 2-й для помещения служащих и 3-й для бесприютных и больных из новокрещенных.

б) Круг действий сего отделения

Сие отделение Миссии продолжает действовать на окружающих калмыков и Черновых татар, кочующих по обеим сторонам реки Катуни вблизи, также вниз (до 45–55 в.) и вверх по р. Катуни (до 80 в.), и при реках, слева впадающих в оную, Чемале, Куюме и Эликмонаре (до 30 в.) и далее до Телецкого озера; посещает также инородцев Кузнецкого округа, выше и ниже Кузнецка живущих.

в) Места поселения крещаемых здесь

При служении сего отделения Миссии с 1850 года поселено в Чемале новокрещенных кочевых калмыков и татар до 25 семейств, по большей части бедных и диких, из которых, при помощи Миссии 10 обзавелись домиками, a 13 живут в юртах, и вместе с другими; да в 3-х ближних крестьянских деревнях семь семейств, из коих четыре живут в собственных домах и три у русских.

Ануйский стан Миссии

Четвертый стан Миссии устроен в Черно-Ануйском селении, вновь заведенном во 150 верстах от Мыюты, при реке Черном Ануе (1849–1851 г.), усердием новокрещенной вдовы, жены убитого калмыками новокрещеного телеута Π.Ф.Тюдюнекова, для временного пребывания здесь Миссии с походною церковию. До 1856-го года оно находилось в ведении Мыютинского отделения Миссии, но по отдаленности от оного, по многочисленности кочующих здесь калмыков и умножению новокрещенных из них, ныне имеет свою походную церковь и особый св. антиминс во имя Св.Живоначальной Троицы, и стало особым отделением и постоянным местопребыванием сотрудников Миссии.

а) Заведения в нем

Здесь Миссия имеет два хорошо устроенные дома с прислугами, один для походной церкви и другой для жительства служащих.

б) Круг действий сего отделения

Сие отделение Миссии простирает свои действия на близкие стойбища калмыков, которых здесь много, и имеет назначение действовать и на отдаленные, находящиеся при реках Песчаной, Урсуле, Кане, Ябагане, Чарыше, Коксе, Абае и других, к с.-в. около 60 верст, к ю.-в. и ю.-з. до 600 верст и более, до пределов Семипалатинской области и границы китайской. Впрочем, чтобы иметь влияние на весь этот край, весьма обширный, самый гористый, трудный для проездов, и более всех удаленный от городов и русского народонаселения, нужно быть здесь, на Абайской долине, или в другом месте особому отделению Миссии.

в) Места поселения инородцев, крещаемых при служении сего стана

В ведении сего отделения Миссии состоят следующие селения новокрещеных инородцев, в которых они, при помощи сего отделения, преимущественно и поселяются:

1) Черный Ануй, расстоянием от Улалы около 180 верст на ю.-з., селение вновь заведенное. До 1848 года здесь жил один вышеозначенный, убитый в том году калмыками, новокрещеный телеут. Ныне поселено уже здесь до 32 семейств; до 20 из них обзавелись домиками, а прочие живут в юртах.

2) Ильинское при реке Песчаной, от селения Ануйского на восток примерно в 35 или 40 верстах, в 1854 году вновь заведенное селение. До восьми семейств, кочевавших близ сего места, приняли св. крещение в прошедшем и настоящем году, и обзаводятся здесь домиками. Новокрещенная вдова

Тюдюнекова, о которой выше упомянуто, и здесь устрояет дом для временного пребывания Миссии с походною церковию.

3) Купча, в 60 верстах от Ануя на с.-в., селение давно уже составившееся из кочевых новокрещеных инородцев. Ныне десять семейств их живут оседло в девяти домах; до поселения их была здесь одна изба русского пчеловода.

4) Кокся, примерно в 250 верстах от Ануя на ю.-в., селение оседлых обрусевших инородцев, в коем поселились пять семейств новокрещенных кочевых инородцев, и обзавелись домами.

5) Кроме сих в пяти крестьянских деревнях проживают до 10 новокрещенных семейств из кочевых инородцев, состоящих в ведении сего отделения Миссии, четыре из них обзавелись домами, прочие живут у крестьян и в юртах.

Макарьевское отделение Миссии

Все вышеозначенные отделения Миссии находятся в правой стороне от Улалинского стана. Пространство в левую сторону от Улалы, на север, с.-з. и с.-в., занимаемое улусами кумандинцев (2 волости), тогульцев и кузнецких кочевых татар, по обеим сторонам р.Бии, и в пределах Кузнецкого округа, представляя обширный круг для постоянных миссионерских действий, со времени заселения в этом краю очень значительного количества крестьян-раскольников (с 1849 по 1853 r.), требовало ближайшего ограждения живущих здесь в деревнях Каже, Пильне, Сайдыпе и др. (от 80 до 106 верст от Улалы) новокрещенных инородцев. Для сего с 1854 года один из священников Миссии с походною церковию имеет постоянное пребывание в Сайдыпе. поскольку же ни одно из означенных селений не представляет удобств для поселения новокрещенных в значительном количестве, кроме д.Кажи, наполненной раскольниками, то вследствие представления моего, по распоряжению начальства, в нынешнее лето отведено здесь, на левой стороне р. Бии при реках Каже и Черновом Бугачаке, в 100 верстах на север от Улалы, пустопорожнее удобное место (до 1,395 десятин) для заведения нового селения Макарьевского и оседлого водворения в нем кочевых новокрещенных инородцев. Восемь семейств из них уже обзавелись домиками; многие готовятся к тому же, и семейств до десяти беднейших, ожидая помощи Миссии в обзаведении, живут пока в других христианских селениях и в прежних своих аилах.

В заведывании сего отделения Миссии находятся вышеозначенные селения:

1) Кажа́, в 9 верстах от селения Макарьевского на юг; в нем ныне оседло живут 7 семейств, из которых 6 имеют собственные дома.

2) Пильня, в 20 верстах от селения Макарьевского на ю.-з.; в нем оседло живут 8 семейств из кочевых новокрещеных инородцев, имеющих ныне собственные дома.

3) Сайдып, в 8 верстах от сел. Макарьевского на с.-в., где живут 5 новокрещенных кочевых семейств, два в собственных домах, a три в юртах.

4) Живущие в четырех близких к сел. Макарьевскому крестьянских деревнях 7 кочевых новокрещенных семейств в собственных домах, и

5) В трех улусах некрещенных кочевых инородцев до семи новокрещенных семейств, имеющих переселиться в селение Макарьевское.

Заведение в сем стане

В сем новозаводимом селении устрояется также дом для жительства служащих при Миссии и для помещения походной церкви, для которой (18 ноября) получен особый св. антиминс во имя препод. Макария египетского.

Круг действий сего отделения

Действия Макарьевского отделения Миссии простираются вверх по р.Бие до устья р.Кебезеня (около 130 верст на ю.-в.), и вниз до Елейских улусов (около 30 верст на запад), к югу на улусы кумандинцев (верст на 50) , и к с.-з. и с.-в. на улусы тогульцев, ачкиштимцев и кузнецких черновых татар до самого Кузнецка и далее (примерно до 350 верст), где, впрочем, по отдаленности, многочисленности инородцев, трудности проездов и особенной потребности утвердить уничтожающееся между тамошними инородцами христианство, нужно особенное отделение Миссии.

Новые селения кочевых новокрещенных инородцев и цель заведения их

Кроме своих станов и селений христианских, Миссия заводит новые поселения новокрещенных среди кочевых татар и калмыков, для устранения важного препятствия, преграждающего им путь к христианству, и для переселения их в христианские селения, отдаленные от их кочевьев и промыслов. Эту меру Миссия признает самою легкою и надежною для распространения христианства и развития гражданственности вдруг во всем Алтае. Но при сем необходимо, чтобы в сии новые заселения Миссия могла переводить избираемых ею честных земледельцев, по добровольному их согласию и желанию, из оседлых инородцев христиан, а еще лучше из обрусевших новокрещенных. Это нужно: 1) для легчайшего наглядного обучения кочевых инородцев домоводству и земледелию; 2) для непринужденного и скорого обучения их русскому языку; 3) для облегчения сих бедняков в получении продовольствия и всех жизненных припасов за умеренную цену; 4) для помощи Миссии:

а) в обучении христианским обычаям в семейном быту и порядку в быту общественном, a также и благочинию в исполнении обрядов церковных;

б) в трудах при совершении крещений и погребений, в чем Миссия терпит иногда большие затруднения;

в) в добровольном успокоении больных и служении им;

г) в перевозке желающих креститься бедных семейств иногда из отдаленных кочевьев их, и больных;

д) в защите желающих креститься от преследования некрещеных родственников и зайсанов их, и предотвращении ссор и драк при сих случаях;

е) в разбирательстве ссор и разных претензий между новокрещенными; и

ж) в надзоре за христианским благоповедением новокрещенных, и в ограждении их от соблазнов уклонения к прежним суеверным обычаям.

В настоящее время вся эта тяжесть лежит почти на одних миссионерах.

Число восприявших св. крещение при служении Миссии

Количество всех обращенных из идолопоклонства в христианскую веру инородцев, над которыми совершено таинство крещения собственно членами Миссии, не считая семейств их, происшедших уже от крещеных родителей, простирается ныне до 2087 душ мужеского и женского пола.

Влияние христианства на нравы новокрещенных инородцев

и на понятия их

Оглашаемые из инородцев, вначале часто и почти обыкновенно, бывают, как бы совершенно глухи к самым простым и внятным словам и истинам христианского учения, так что, высказав каждую полную мысль, нужно спрашивать: «Слышишь ли?»; и, вместо ответа, бывает только отклик, как бы спящего или совершенно глухого человека. Первоначальное обучение пред крещением мало-помалу возбуждает их от этой дремоты, собирая, устрояя и просветляя влающийся и ни на чем не утвержденный ум их; постепенно делает их внимательными и способными к принятию истин евангельского учения и христианского благочестия, сообразно с возрастом их и степенью приемлемости.

Первоначальное действие христианства на инородцев по принятии ими св. крещения, по сознанию многих из них и собственному замечанию нашему, есть умиротворение совести их. Сколь ни мало развиты умственные способности их, но, как сами они сказывают, совесть осуждала их за идолопоклонство до того, что им всегда бывало стыдно, когда входил в юрту русский человек во время их суеверных действий камланья (шаманства) или потчиванья кукол, изображающих их божества, и прочее. Принявши же св. крещение, они чувствуют, что стали как бы на твердом камне; и таковое сознание превосходства и истинности восприятой веры, уверенность в освобождении от ужасной для них власти и влияния на них демонов в здешней жизни, и в избавлении от сообщества их в будущей, чувство свободы от постыдных, разорительных и бесплодных обязанностей суеверия естественно рождают в их духе непринужденную радость, довольство и мир совести.

Более и более познавая истины христианской веры, часто и при самом крещении, многие жалеют, что не познали ранее, и с истинным сокрушением раскаиваются в прежних нечестивых поступках.

Почти все крещающиеся инородцы, чувствуя свою слабость и удобопреклонность к прежним привычкам и желая совершенно отстать от них, вообще сознавая свою худость и неисправность во всем, и желая приучиться к доброму и полезному, немедленно переселяются в христианские общества на постоянное жительство, и почитают уже предосудительным проживать крещеному с некрещеными.

Некрещенные кочевые инородцы, особенно в Бийском округе обитающие, большею частию не любят жить обществами; они не терпят ни малейшего стеснения; говорят, что у них ни одно общественное собрание не проходит без драк; но приняв св. крещение и поселясь в христианских обществах, они добровольно подчиняются порядку и обязанностям гражданственным; и из этих неуживчивых звероловов ныне составились уже, и вновь составляются, отдельные значительные селения мирных христиан-земледельцев.

Живя в христианском обществе, среди людей уже приучившихся к трудам, домоводству и порядку, и самые ленивые невольно возбуждаются к сельским работам, и незаметно, наглядным образом, обучаются русскому домохозяйству и семейным христианским обычаям. Многие даже из тех, которые до крещения были довольно дики, не умели сделать себе порядочной юрты, которые, кроме звероловства и ежедневного приготовления самосушных дров (валежнику), по хозяйству не занимались ничем, выучились плотническому мастерству; сами себе делают земледельческие орудия и все нужное по хозяйству. От довольства и удобства в жизни они стали здоровее и способнее на всякое доброе дело. Таким образом, кочевые дикие инородцы, не умеющие жить по-человечески, от беспечности и беспорядочности во всем погибающие и телом, и душой, становятся довольно хорошими домохозяевами, опрятными и во всем добропорядочными людьми, имеющими попечительность о себе и о своих семействах.

С принятием христианства инородцы оставляют и все неприличные христианству и вообще вредные обычаи, особенно касающиеся супружества, как-то: 1) многоженство, 2) обычай отпускать и прогонять от себя жен по несогласию и капризам, и брать других, а иногда и прежде отпущенных, что у некрещенных производит расстройство и повреждение нравов в детях. Таинство брака, освящая и укрепляя супружества, все это отсекает, а вместе с тем ослабляет и постепенно уничтожает 3) разорительный и вредный обычай взыскивать с зятя непомерную плату (калым) за выданную дочь или родственницу, часто без предварительного назначения количества, каковой взыск у некрещенных переходит даже ко внукам, и производит фамильные распри, притеснения, грабежи и насилия; 4) уничтожает обычай запродавать еще в младенчестве, и даже в утробе матери, будущую невесту иногда за возрастных и пожилых женихов и выдавать за стариков, или пожилую невесту за малолетнаго жениха, по воле родителей или старших родственников, без добровольного согласия брачущихся; также уничтожает обычай 5) запродав невесту, много лет не выдавать ее, пока жених заплатит или заработает калым; 6) брать жену умершего старшего брата или ближайшего родственника за себя по его смерти, или снова продавать ее в замужство и без ее согласия; даже иногда выдавать вдову народом за ближайшего из младших родственников умершего мужа ее, без добровольного согласия жениха; 7) детей у овдовевшей отбирать в наследство ближайшему из старших родственников умершего, а с ними и имущество; a иногда делить их между родными, особенно девочек, как имение и родовой капитал, и 8) вообще иметь женский пол, как рабочий и продажный скот, и матерей лишать естественного права и власти над детьми, а детей – законных отношений к матери; и вместе с сим уничтожает в характере их дерзость, суровость и непочтительность детей к родителям.

Христианские истины и св. таинства веры, священные обряды христианского Богослужения, действие молитвы, частной и общественной, постепенно очищают ум и сердце новокрещенных4.

Мрак глупости заметно исчезает; благоразумие уже не так редко; вообще они становятся людьми довольно рассудительными и более твердыми в характере. Скотоподобная нечувствительность спадает и с лица, и с сердца: нравственное чувство возбуждается. Уже не только страх наказания удерживает их от худых поступков и преступлений, что бывает и у некрещеных; но и не очень значительные погрешности и проступки зазирает совесть, возбуждаемая и очищаемая страхом Божиим, чего у некрещеных незаметно.

Таким образом, действием христианства вообще в этом народе

1) ослабляются и постепенно уничтожаются господствующие их пороки: леность и беспечность; вольность, самоуправство, дерзость и жестокость; воровство, лукавство и неверность; бесчиние, пьянство, бесстыдство, забвение Бога и прочее, и

2) возрождаются, укрепляются и очищаются противоположные им и другие добродетели: трудолюбие и попечительность, покорность и послушливость, добросовестность, верность, бескорыстие; кротость и добродушие; трезвость, скромность, стыдливость, благоговение, страх Божий и проч.

Новокрещеные инородцы к христианскому обучению более расположены и внимательны, нежели здешние крестьяне; равно и в исполнении христианских обязанностей большею частию гораздо исправнее. Долг очищения совести исповедью исполняют большею частью ежегодно, а некоторые и не один раз в году, с полною верою приступая к приобщению св. Тайн Тела и Крови Христовой. Новорожденных детей своих немедленно приносят крестить, и весьма часто приобщают св. Тайн Христовых. Больные обыкновенно спешат позвать священника, как для очищения совести покаянием, освящения и соединения со Христом приобщением Тела и Крови Его, так и для врачевания телесных болезней. При сем, особенно в смертных случаях, новокрещенные, при всей своей необразованности, нередко миром совести, преданностию воле Божией и упованием на милосердие Иисуса Христа, иногда светлым и радостным взглядом в вечность безболезненную и беспечальную для любящих Спасителя, представляют разительные примеры безмерного различия крещенного от некрещенных. Новокрещенные с охотою приучаются к церковному пению. Многие из них, не только малолетние, но и взрослые и уже семейные, мужчины и женщины, обучились и обучаются русской грамоте, стараются обучать и детей своих. С удовольствием читают новый завет на русском языке, священную историю и другие книги; а некоторые с понятием читают и жития Святых на славянском языке, и рассказывают крещенным и некрещенным.

Вообще новокрещенные богаты верою и детским послушанием оной и простотою; хотя удобопреклонность и слабость их характера и требует еще бдительной поддержки и обоюдного охранения, как от увлечения силою привычки к прежнему суеверию5, так и от вредного влияния худых примеров на нравы их. Есть между новокрещенными, хотя немногие, столь дикие, огрубелые и непонятливые, что во многие годы по крещении, никак не могут приучить себя к тому, чтобы правильно перекреститься. Но есть напротив и столь острые и понятливые люди, которые легко усвояют самые высокие истины христианского учения. Вообще же, хотя новокрещенные инородцы по необразованности своей, очевидно, не могут иметь обширных сведений об истинах веры христианской, впрочем, все христианское учение приемлют с верою, отвращаясь и стыдясь прежних суеверных мнений, как нечистых, ложных и смешных.

Влияние распространения христианства между инородцами на некрещенных соплеменников их

Некрещеные кочевые инородцы, не слыхавшие, или мало слышавшие о христианстве, имеют столь грубые и превратные понятия о добре и зле, и о самих себе, что не редко при явно собственной виновности в каком-либо умышленном преступлении (напр. в обличенном воровстве), они винят Бога, говоря: «Кутай андый мха иштеп-салды», т. е. Бог так сделал надо мною; и за честь себе считают то, что после смерти, по их мнению, они будут бесами; некоторые же думают, что за смертию телесною нет более жизни; а камы (шаманы) их хвалятся тем, что они имеют друзьями самых сильных дьяволов, и по смерти будут в их сообществе. Под влиянием этих, и по их понятию, безотрадных верований6, нередко между ними бывают случаи самоубийства, в особенности посредством удавления, как легчайшего способа, по трусости их. Ныне, по умножении новокрещенных, большая часть некрещенных соплеменников их сознают и откровенно высказывают, что их вера худая, что вера крещеных людей есть лучшая; впрочем, по большей части судят они, таким образом, видя улучшение гражданского быта новокрещенных, что в особенности сильно действует на них; но не смеют и боятся оторваться от худого, опасаясь своего бессилия, худости и неспособности к хорошему, не имея в виду средств к поправлению своего внешнего состояния, и страшась мщения ныне чтимых ими демонов7. Случается ныне встречать и таких из некрещенных, которые уже знают и пересказывают другим, что истинный Бог Иисус Христос для спасения людей от диавола и вечной муки за грехи, был на земле человеком, родился от Св. Девы Марии чудным образом, без мужа; что Он снял со всех людей грехи на Себя, и добровольно мучился за них; был распят на кресте, умер и воскрес, – и много других христианских истин; многие из них уверены, что будет страшный всемирный суд Божий и праведное воздаяние, и перестают представлять душу свою в виде ниточки, с порванием которой все кончается. Впрочем, все сии лучи евангельского света истины, проникающие в эти души, еще исполненные мрака, проявляются в них только в благодушные минуты, и тотчас поглощаются господствующею в их духе тьмою, пока Солнце правды не привлечет их.

Предметы деятельности Миссии

Кроме обращения инородцев в христианство, обучения, утверждения и ограждения их, кроме хлопот и пособий при переходе их из кочевого состояния и оседлом водворении, кроме попечений об улучшении их быта помощию и побуждениями к земледелию, разведению овощей, скотоводству, кроме старания и забот о благоустройстве новокрещенных обществ, и каждого семейства и человека, Миссия имеет постоянно труды и успехи:

1) в обучении русской грамоте инородцев и детей их обоих полов (число детей ныне обучающихся 30 муж. и 28 чел. жен. пола); 2) в призрении, пропитании, обучении и устроении бесприютных сирот и упокоении больных и престарелых; 3) в лечении больных и оспопрививании, к чему приучает и самих новокрещенных; 4) в изучении языка здешних инородцев, на который перевела символ веры, десять заповедей Господних, некоторые молитвы, пространную и краткую исповедь, краткое изложение веры для оглашаемых, избранные места св. Писания из книг ветхого и нового заветов; составила и усовершает словарь здешних татарско-калмыцких наречий и проч.; 5) в приобретении и укреплении знакомства, доверия и расположения к себе некрещенных, так что ныне они нередко прибегают к нам в нуждах своих за помощию, именно:

а) за предохранительною оспою и лекарствами для больных, особенно когда видят, что камланье их (т. е. лечение камами или шаманами) не приносит им ничего, кроме разорения;

б) иногда за насущным хлебом и старыми одеждами для прикрытия наготы;

в) для получения защиты от обид, справедливого разбирательства распрей, доброго совета и проч.

г) даже иногда помолиться Богу в каком-либо несчастном случае, – тогда как в начале служения Миссии и денег не брали даже беднейшие из них.

Состав Миссии в настоящее время

В настоящее время церковная алтайская Миссия состоит из шести лиц священнического сана, в числе коих: 1 протоиерей, начальник Миссии, 2 иеромонаха и 3 священника, – и из семи причетников, из коих 2 рясофорных послушника, 4 одиноких и 1 женатый (недавно прибыли в Миссию еще два послушника). При Миссии находятся 2 лица женского пола, и участвуют в трудах служения, особенно хождением за больными женщинами, помощию при обучении и крещении оглашенных женского пола, и учением грамоте инородческих девочек. Итого служащих при Миссии 15 человек мужеского и 2 женского пола, а с семействами их, которые также участвуют в трудах служения Миссии, всего 19 мужеского и 11 женского пола, итого 30 человек.

Нужды и потребности Миссии

Миссия пользуется определенною по штату суммою и усердною помощию некоторых благотворителей. Но при всевозможном ограничении своих потребностей в содержании, Миссия нередко входит в долги в счет следующего года, тем более что с умножением новокрещенных умножились и случаи, необходимо требующие пособия беднейшим из них, и служебные потребности самой Миссии довольно разнообразны и значительны.

Кроме содержания служащих пищею, одеждою и другими вещами, Миссия производит расходы на следующие нужды и потребности служебные:

1) На потребы церковные для пяти походных церквей.

2) На необходимые вещи при крещении инородцев.

3) На годовую плату за труды 6-ти толмачам.

4) На экипажи и дорожные вещи.

5) На канцелярские и почтовые издержки и книги.

6) На училищные потребности.

7) На отопление и освящение домов, и годовую плату за квартиру в г. Бийске.

8) На постройки и поддержание заведений.

9) На лекарства для Миссии и новокрещенных.

10) На необходимое пособие бедньм из новокрещенных.

Нужды бедных из новокрещенных

Большая часть из приемлющих святое крещение кочевых инородцев, по состоянию дикости жалких, часто не имеющих никаких средств к пропитанию, по крещении, при перемене образа жизни, необходимо требуют пособия Миссии: нередко в перевозке семейств из кочевьев на жительство в христианское селение, – часто в теплой одежде и пище; иногда в пропитании целого семейства, в заведении домика, посуды и других домашних вещей, в покупке скота, земледельческих орудий и семян для посева. Почти каждому от Миссии дается при крещении рубашка, а женщинам, которые будучи некрещенными, обыкновенно носят шапки, дается и платок. Часто является необходимость несколько раз помогать одному и тому же семейству, а иногда и постоянно подавать способы к содержанию, например, находящимся в бессильной и бесприютной старости, или сиротстве и младенчестве, или в беспомощном болезненном состоянии. И ныне во всех селениях новокрещенных есть семейства, не имеющие собственных домов, и много таких бедных, которым трудно и почти невозможно отказать в помощи, хотя и сама Миссия часто бывает в затруднительном положении.

Ежегодные количества инородцев, принявших св. крещение

С открытия Миссии до 1856 года, ежегодные количества инородцев, принявших святое крещение при служении Миссии, были следующие:

1) При начальстве о. архимандрита Макария (с сентября 1830 года по 8-е Мая 1844 года), в продолжение 13-ти лет и 8-ми месяцев.


Годы Муж.пол Жен.пол Обоих полов
1830 5 1 6
1831 19 8 27
1832 21 25 46
1833 12 7 19
1834 66 64 130
1835 68 59 127
1836 22 24 46
1837 15 13 28
1838 27 25 52
1839 10 11 21
1840 34 26 60
1841 25 23 48
1842 23 10 33
1843 13 9 22
1844 6 4 10
Итого 366 309 675

2) При моем заведывании Миссиею (с 8-го Мая 1844 г. до 1856 г.), в продолжение 11 лет и 8 месяцев:


Годы Муж.пол Жен.пол Обоих полов
1844 15 9 24
1845 11 4 15
1846 32 26 58
1847 82 56 138
1848 26 18 44
1849 24 27 51
1850 38 34 72
1851 105 110 215
1852 63 42 105
1853 84 65 149
1854 104 106 210
1855 140 109 249
1856 по 6 авг. 40 42 82
Итого 764 648 1412
Всего: 1130 957 2087

Успешнейшему распространению христианства в последние годы, между прочим, содействовало умножение станов Миссии.

* * *

1

Сообщены начальником Миссии протоиереем Стефаном Ландышевым Московской Спиридоновской церкви. Н.Л-ву. 1856 года.

2

Христиан. Чт. Июнь и декабрь. 1834.

3

Христиан. Чт. Сентябрь 1836 г. стр.130–133.

4

У некрещенных же общественной молитвы нет. А мучение жертвенного скота, глупое и отвратительное пачканье идолов при жертвоприношениях, сопровождаемые скотстким обжорством, пьянством и кощунством; дикие, исступленные, раздирающие душу действия кама (шамана), все и всех, и самого себя, как бы повергающего в пропасти адские, невольно производят в душах зрителей болезненное терзание и осквернение ума и сердца. Печать мрачности в лице, зверской дикости в глазах с краснотою, дерзости, упорства, глупости и лживости в словах и поступках, тупости в рассуждении, непонятливости в обучении доброму и истинному, бедности и беспорядочности в домоводстве, – обыкновенно отличает кама, а большей частию, и род его от прочих единоплеменников их.

5

Впрочем, ныне примеры подобного рода редки и только тайные; примеров же совершенного отпадения от веры христианской нет.

6

То, чем они хвалятся, не потому для них важно, что хорошо и приятно; а потому что ужасно.

7

Веру свою они считают назначенной от Бога в удел их племени, почитая все веры, как и языки, происшедшими от Бога и распределенными народам по воле Божьей. А некоторые говорят,что вера их древняя, что первый начал камлать (шаманить),по научению Эрлика, какой-то Тангара́́, для излечения от болезни Кар-уула (черный или злой сын), третьего сына Намы(Ной), общеизвестного здешним инородцам под названием Яик-Ха́на (царь потопа); что Ульгэнь за это осудил Тангару, а он в оправдание стал камлать и самому Ульгэню; что, по разделении одного наречия на 77 языков, по числу 77станов тогдашних людей, строивших каменную гору до неба, после неудачи их в исполнении сего богопротивного предприятия, каждому из 77 народов,происшедших от 77 станов, Эрлик определил по одному особому еткерю(дух, производящий напасти), и по одной особенной болезни, чтобытаким образом завладеть всеми народами; что Ульгэнь, в отвращениесего, 74 народам грамотность и средства уничтожать действия еткерей, а трем народам: Соионцам, Калмыкам (Урянха или Ойрот) и Татарам (Туба) не дал,потомучто они приняли от Эрлика бубен и камланье,и сказал: «У вас есть камы (шаманы) вместо лекарей и лекарства, и бубен вместо книги; как хотите, так и ведайтесь со своими еткерями».


Источник: Некоторые сведения о церковной Алтайской миссии / [Сообщ. нач. Миссии прот. Стефаном Ландышевым...]. – Москва : тип. В. Готье, 1856. – 43 с.

Комментарии для сайта Cackle