Марк Мангано (протестант)

Источник

1 и 2 книги царств. Дейл Мейнор

Изначально первая и вторая книга Царств были единой книгой. Об этом в Масоретском тексте говорит заметка на 1Цар.28:24, указывая на этот стих как на центр композиции. Почти во всех современных английских переводах, как и в иудейской Библии, книга была известна под названием «Самуил» (ивр.). В русских же переводах принято называть книгу первой и второй книгами Царств, что отражает перевод Септуагинты – 1 и 2 ивр. (Басилейон).

Еврейское название происходит от имени главного персонажа первых двух книг. Самуил был пророком, помазавшим на царство первых двух монархов Израиля, которые, в свою очередь, также являются основными героями первых двух книг. Однако в повествовании второй книги Самуил вообще не появляется. В каком-то смысле, Септуагинта дает более подходящее название, ведь 1‒4 книги Царств являют собой последовательное повествование, рассказывающее о более чем четырехсотлетнем периоде развития монархии Израиля – от дня ее основания и до полного падения в 586 году до н.э.

Исторический и культурный фон

Хронологию событий, описанных в 1 и 2 Книгах Царств, можно подсчитать, оттолкнувшись от известной даты сражения Ахава с ассирийским царем Салманасаром II, которое произошло при Кваркаре в 853 г. до н.э. Это позволяет датировать события 1‒2 Книг Царств 1100‒970 гг. до н.э., а восшествие Давида на престол 1010 г. до н.э.

В этот период область Восточного Средиземноморья остается относительно спокойной, по сравнению с всеобщим беспорядком. Хетты окончательно исчезают из этого региона, а ассирийцы и египтяне не проявляют здесь никакой активности. Единственным противником израильтян становятся филистимляне, не так давно пришедшие в эти земли и осевшие вдоль южного побережья Восточного Средиземноморья. Остальные Народы Моря обосновались в городах, разбросанных вдоль побережья.405

Бог мог использовать это временное политическое затишье для того, чтобы закрепить молодую разрозненную группу племен406 в этом регионе и позволить им перейти от родовой организации общества к монархии. Угроза со стороны филистимлян (1Цар.4‒8) и аммонитян (1Цар.12:12) подтолкнула Израиль к введению монархии и образованию государства.

Текст и автор

Поверхностное чтение книги выявляет трудности перевода первоисточника. Множество примечаний указывают на неясность еврейского текста, а также на исправления и добавления из других источников, таких как Септуагинта, Вульгата или свитки Мертвого моря. Достаточно привести пару примеров, чтобы продемонстрировать эту проблему. Ее легко увидеть, сравнивая продолжительность правления Саула, о которой повествует 1 Книга Царств 13:1, в различных чтениях этого стиха. Основные переводы (англ. RSV и NRSV) ясно показывают потерю данных в этом стихе: «Саулу было ... лет, когда он стал царем, и он правил ... и два года над Израилем». Чтение перевода KJV, как и NKJV, довольно запутанно – «Саул правил один год, и через два года его правления над Израилем...», и далее повествование продолжается, как событие, которое произошло по истечении двух лет правления Саула. Перевод ASV добавляет возраст Саула – 40 лет – после чего продолжает повествование так, как будто оно произошло через два года после начала его правления. В переводах NIV и NASB (1995) Саулу было тридцать лет, когда он взошел на престол, после чего он правил в течение 42 лет.407

Использование данных из свитков Мертвого моря сильно повлияло на исправления, которые были сделаны в 1 Книге Царств 10:27 в переводе NRS V, куда были добавлены данные, благодаря которым стих стал почти в три раза длиннее. Данные были добавлены из рукописи «а» из четвертой Кумранской пещеры (сокращенно: 4QSama). Следует признать, что это добавление не встречается ни в одной из имеющихся древних рукописей,408 но возникает вопрос, является ли это чтение более ранним, по сравнению с другими переводами и другими еврейскими рукописями?409

Итак, Масоретский текст, который обычно датируется X веком н.э. и Септуагинта имеют значительные расхождения в ряде мест. До открытия свитков Мертвого моря, ученых волновали следующие вопросы:

(1) Отражает ли Септуагинта искаженные еврейские оригиналы?

(2) Отражает ли Септуагинта более точный еврейский текст, который впоследствии был искажен?

(3) Поскольку создатели Септуагинты иногда толковали еврейский текст, можно ли считать различия в основном результатом таких переводов?410

Эти вопросы так и остались без ответов, а свитки Мертвого моря только добавили еще один вопрос. В четвертой пещере были найдены фрагменты трех рукописей книги Самуила – одна из них датированная III веком до н.э., а две другие ― 1 веком до н.э. Это свидетельствует о том, что мог существовать еще один, похожий текстуальный источник. Маккартер утверждает, что существует целый ряд других текстуальных свидетельств, которые нужно учитывать, давая оценку тексту книги Самуила.411

Этот обзор может где-то разочаровать, но есть и некоторые полезные выводы. Современные Библии делят книгу примерно на 1472 стиха. Смит указывает, что большая часть текста не подвергается сомнению, и замечает, что переводчики NIV избрали чтение свитков Мертвого моря только в пятидесяти случаях.412 Во всех этих местах речь идет только о паре слов, не больше. Целостность текста, тем не менее, сохраняется, и потому не стоит тревожиться из-за редких разночтений – тщательные и точные сноски, помещенные на поля большинства хороших Библий для самостоятельного изучения, предупредят проницательного читателя об этих разночтениях.413

Назвать автора книги было также сложно. Большую роль в ответе на этот вопрос играют предрассудки исследователей и вопросы, которые их интересуют, когда они берутся за изучение текста.414

Сама Библия не дает ясной информации об авторе книги. Ранняя раввинская традиция считает, что автором был Самуил.415 Но такой вывод в кажется надуманным, поскольку о смерти Самуила рассказывается в Г Цг 25:1, что делает невозможным его участие в создании второго тома. Возможно, что Самуил составил и записал несколько событий, очевидцем которых был сам, но в этом случае довольно большая часть первой книги вся вторая книга должны принадлежать перу другого автора. Библия утверждает, что Самуил, Нафан и Гад – пророки, жившие в дни Давида, все писали о правлении Давида (1Пар.29:29, для Самуила этот период, скорее всего, длился, начиная от момента коронации Давида до смерти пророка).

Поскольку Самуил, похоже, не был единственным автором этих книг, поскольку он непосредственно встречается только в первой половине первой книги, возникает вопрос, почему эти книги названы его именем? Тек ни разу не дает повода для такого названия, но ход повествования рису Самуила главным действующим лицом периода перехода от хаотично родового строя Израиля к введению монархии, человеком, который помазал не только первого израильского царя, но, что важнее, царя, имеющее династическое обещание. В 1 и 2 книгах Царств описана жизнь только этих двух царей – Саула и Давида.

Поскольку невозможно доподлинно определить, кто написал 1–2 книги Царств, невозможно и сказать, когда точно были написаны эти книги. I современного вида, они, скорее всего, были доведены после смерти Дав да, о которой рассказывается уже в начале 3 книги Царств. Однако их собрание и/или переработка могли быть проведены значительно позднее

История толкования

С появлением и популяризацией вельгаузенского Документарного по хода к Писанию, 1 и 2 книги Царств попали под тот же самый внимательный взгляд критики, что и Пятикнижие. Из-за ряда повторяющихся повествований,416 ученые второй половины XIX, начала XX века попытали подойти к изучению 1‒2 книг Царств с инструментами анализа критики источников, деля их на продолжения документов J и Е – господствовавший тогда метод в изучении Пятикнижия.417 В результате был сделан вывод, что книги были составлены в период вавилонского пленения.

Вполне ожидаемый результат такого подхода стремится разрушить целостность повествования и, обычно, так сильно дробит текст, что отдельные отрывки становятся бессмысленными. Более того, большое число свидетельств и согласованность копий превращают предполагаемые источники в лучшем случае безосновательными.

Более удачный подход был впервые разработан Мартином Нотом, который считал, что все книги, начиная с Второзакония и Иисуса Навина до книг Царств, были созданы как единая композиция во времена вавилонского пленения, чтобы показать недовольство Бога отступничеством Израиля и Иуды, которое, в результате, и привело их к пленению.418 Этот подход известен под названием «Девтерономистская история». В ней Второзаконие служит богословской предпосылкой, которая прослеживается через весь период упадка Израиля, начиная от истории родового устройства и заканчивая историей монархии и последующим пленением. По его мнению, при составлении использовались ранние источники, но все они были собраны вместе во время пленения, чтобы объяснить причины падение Израиля.419

Соглашаясь только с основными принципами Девтерономистской теории Нота, фон Рад420 и Кросс,421 тем не менее, указывают на присутствие позитивного элемента в Девтерономистской истории – включение завета Бога с Давидом. Кросс выступает за двухступенчатую композицию, где первая ступень, завершенная в VII веке до н.э., ведет к рассвету правления Иосии, а вторая – позднее, в VI веке – к пленению.422 Обычно европейцы, которые придерживаются многоступенчатого подхода к развитию Девтерономистской истории, считают, что до разрушения Иерусалима в 587 году до н.э. книги еще не было.423

Усовершенствование Девтерономистской истории, которое включает взгляды фон Рада и Кросса о позитивном элементе, называется «Пророческой историей».424 Сторонники этого подхода считают, что отдельные части исторических книг были извлечены из материалов, изначально написанных пророками; они были позднее переработаны в Пророческую историю, чтобы проследить происхождение, развитие и достижения израильской монархии. В результате монархия стала

«...уступкой распутным желаниям людей. Кроме этой, явно негативной, цели, история была написана, чтобы изложить, в соответствии с Пророческой историей, основные элементы новой системы, по которой должен был управляться Израиль. Пророк, который по примеру Самуила мог бы управлять в одиночку, продолжал бы оставаться посредником между Яхве и людьми. Царь становился главой правительства, но он должен был бы подчиняться не только указаниям и предостережениям пророка, действующего как голос Яхве, но даже пророческому избранию или отвержению, в соответствии с волей и желанием Яхве. Таким образом, любой новый царь должен был быть (как Давид) человеком, избранным «по сердцу» Яхве».425

Связь исторических книг с пророческими (ср. 1Пар.29:29) указывает на пророческое влияние. К тому же, еврейский канон традиционно называет книгу Иисуса Навина, книгу Судей, книгу Самуила и книгу Царств «Древними пророками»426 предваряя развитие этой теории. В 1 и 2 книгах Царств главными лицами, направляющими развитие монархии были пророки – Самуил и Нафан.427 Эти пророки были важными игроками в основных разделах 1 и 2 книг Царств: повествовании о Самуиле (1‒7), повествовании о Сауле (8‒15) и повествовании о Давиде (от 1Цар.16 до 2Цар.24). Таким образом, предполагается, что истории, которые использовались для составления этих повествований, могли появиться значительно раньше, чем были написаны эти книги, но книги впоследствии были серьезно переработаны с тем, чтобы их невозможно было достоверно датировать.

Другая точка зрения состоит в том, что литературная составляющая книг не претерпела изменений, но внимание стоит обратить на богословское послание книг.428 Текст, разделенный на источники, теряет свой смысл. Балдвин далее замечает, что при отсутствии важной группы аналогичной древней литературы, с которой можно было бы сравнить Библию, нам нужно быть осторожными, и не делать скоропалительных выводов.429

Все эти теории имеют свои достоинства и недостатки, особенно это касается тех исходных предпосылок, с которыми подходят к исследованиям современные ученые. Хотя текст, как таковой, является первоосновой нашего исследования, иудейская Библия сама указывает на то, что при ее создании авторы пользовались дополнительными источниками. Но это не значит, что все повествование было написано с чистого листа во время вавилонского пленения. Повествование произошло из источников, которые в свою очередь высоко ценились в те времена, когда были созданы.

Более того, основные доводы концепции Девтерономистской истории имеют под собой хорошую основу. Благодаря водительству свыше, сверхъестественному вмешательству, или богодухновенности,430 безошибочность заявлений Второзакония,431 которые прослеживаются через всю Девтерономистскую историю, заставляет признать, что Второзаконие было создано позднее (т.е. в VII веке до н.э.), а это значит, что исторические заметки отражают основную идею Второзакония. В противном случае, если придерживаться Моисеева авторства Второзакония, Девтерономистская история становится исполнением слов Моисея, которые он передал Израилю перед своей смертью, слов, которые пророки пытались донести до народа Израиля. Смит заключает, что «Девтерономисткий дух – это пророческий дух. Наследие пророков, живших до периода вавилонского пленения, некоторые из которых, возможно, были современниками описанных событий, произвело на свет труд, отмеченный печатью богословия Моисея».432

Структура

I. Самуил судит Израиль – 1Цар.1:1‒12:2

A. Рождение и детство Самуила – 1:1‒2:36

B. Призвание Самуила на служение – 3:1‒4:1а

C. Повествование о ковчеге – 4:16‒7:17

1. Израиль берет ковчег в бой – 4:16‒22

2. Филистимляне захватывают ковчег – 5:1‒12

3. Филистимляне возвращают ковчег Израилю – 6:1‒7:2

4. Самуил упрекает Израиль в Массифе – 7:3‒17

D. Самуил и Саул – 8:1‒12:25

1. Израиль требует царя – 8:1‒22

2. Самуил тайно помазывает Саула – 9:1‒10:16

3. Самуил представляет Саула Израилю – 10:17‒27

4. Саул проявляет себя как царь – 11:1‒15

5. Прощальное слово Самуила к Израилю – 12:1‒25

II. Саул правит Израилем – 13:1‒31:13

A. Саул порочит свое правление – 13:1‒15:35

1. Саул незаконно совершает жертвоприношение – 13:1‒22

2. Ионафан одерживает победу над филистимлянами – 13:23‒14:46

3. Саул сражается с соседними народами ― 14:47‒52

4. Саул пренебрегает указаниями Господа и сохраняет жизнь царю Амаликитскому – 15:1‒35

B. Успешное восхождение Давида – 16:1‒19:17

1. Самуил помазывает Давида – 16:1‒13

2. Давид при дворе Саула, чтобы усмирять его дух – 16:14‒23

3. Давид побеждает Голиафа – 17:1‒58

4. Ионафан и Давид заключают соглашение – 18:1‒5

5. Саул замышляет убить Давида – 18:6–30

6. Ионафан, Мелхола и Самуил защищают Давида – 19:1‒17

C. Саул преследует Давида – 20:1‒30:31

1. Давид возобновляет соглашение с Ионафаном – 20:1‒42

2. Ахимелех ненамеренно помогает Давиду совершить побег ― 2Г.1‒9

3. Давид находит убежище в Гефе – 21:10‒15

4. Давид в Одолламе и Моаве – 22:1‒5

5. Саул убивает священников, оказавших помощь Давиду – 22:6‒23

6. Давид спасает Кеиль от филистимлян – 23:1‒14

7. Давид ускользает от Саула в пустыне – 23:15‒29

8. Давид щадит Саула – 24:1‒22

9. Навал отказывается помогать Давиду и умирает; Давид берет в жены Авигею – 25:1‒44 10. Давид второй раз щадит Саула – 26:1‒25

11. Давид ищет убежища в Гефе – 27:1‒28:2

12. Саул советуется с волшебницей перед сражением – 28:3‒25

13. Филистимляне отказываются от помощи Давида в сражении с Саулом – 29:1‒11

14. Давид преследует амаликитян, разграбивших Секелаг, – 30:1‒31

D. Саул и его сыновья погибают – 31:1‒13

III. Давид царствует над Израилем – 2Цар.1:1‒24:25

А. Давид начинает свое правление в Иудее – 1:1‒4:12

1. Давид оплакивает смерть Саула и Ионафана – 1:1‒27

2. Иуда помазывает Давида на царство – 2:1‒7

3. Иевосфей царствует как соперник в Израиле – 2:8‒4:12

В. Давид царствует над всем Израилем – 5:1‒24:25

1. Старейшины помазывают Давида царем – 5:1‒5

2. Давид занимает Иерусалим и делает его своей столицей – 5:6‒16

3. Филистимляне пытаются свергнуть Давида с престола – 5:17‒25

4. Давид переносит ковчег в Иерусалим – 6:1‒23

5. Давид пытается построить Храм Господу – 7:1‒29

6. Давид защищает царство от врагов – 8:1‒18

7. Давид исполняет обещание, данное Ионафану – 9:1‒13

8. Давид сражается с аммонитянами и сирийцами – 10:1‒12:31

9. Правление Давида деградирует – 13:1‒20:26

10. Давид мстит Гаваонитянам – 21:1‒14

11. Люди Давида убивают гигантов – 21:15‒22

12. Давид сочиняет хвалебную песнь – 22:1‒51

13. Давид сочиняет последнюю песнь – 23:1‒7

14. Тридцать семь сильных мужей, окружавших Давида – 23:8‒39

15. Перепись Давида приносит смерть Израилю – 24:1‒25

Жанр

1 и 2 книги Царств называются историческими, но их нельзя назвать историей в современном понимании этого слова. Обычно мы описываем историю на основе социальных, политических и экономических критериев. Ясно, что ни книги Царств, ни любые другие, так называемые, исторические книги Библии не сосредоточены вокруг этих вопросах. Они представляют собой «богословскую» историю и в основе их лежат Божьи действия и ответные поступки Израиля. И это не умаляет точность повествования.

На историческую достоверность Библии смотрят с все возрастающим скептицизмом. Основными сторонниками этих атак стали Нилз Петер Лемш,433 Томас Л. Томпсон,434 Филипп Дэйвис435 и Израэль Финкелыптейн и Нил Ашер Силберман.436 Они уверяют, что Саул, Давид, Соломон и сама идея единого монархического государства Израиль, в лучшем случае, легенды в историческом здании Израиля, и что те рассказы, которыми мы пользуемся, были сочинены уже после вавилонского пленения. Поскольку они были созданы значительно позднее описываемых событий, мы не можем полагаться на их данные, пытаясь восстановить какую бы то ни было историческую картину событий, происшедших до времен Езекии, а для большинства авторов, даже сам Езекия являлся вымышленным героем.437

Вывод Томпсона характеризует взгляды всей группы:

«Не существует свидетельств того, что когда-либо существовала единая монархия, нет свидетельств того, что ее столицей был Иерусалим, нет свидетельств того, что в те времена в западной части Палестины господствовала, связанная с Иерусалимом, единая политическая сила, защищавшая империю, территориально соответствующую той, что описана в легенде. У нас нет свидетельств, подтверждающих существование царей по имени Саул, Давид или Соломон, и ничто не свидетельствует о том, что в этот ранний период в Иерусалиме был построен храм».438

Чрезвычайно предвзятое мнение этих авторов становится очевидным, когда читаешь их отзывы о находке колоны Дана, на которой упоминается «дом Давидов». Надпись датируется IX веком до н.э., это значит, что она была сделана менее чем через столетие после смерти Соломона. Ученые скептики либо не принимают ее во внимание, относясь к ней как к подделке, либо считают, что она говорит о «доме Дода», малоизвестном божестве, поклонение которому мало чем подтверждается, или говорят, что эта фраза описывает некое нереальное существо.

Такому историческому цинизму нашлось немало возражений. Масса ученых, многие из которых неверующие, осудили такие перегибы439 и показали, что выдвинутые аргументы безосновательны или подобраны под влиянием методологии и/или идеологии.

Богословские темы

1 и 2 книги Царств показывают развитие Израиля с точки зрения реализации Божьего плана построения династии Давида, через которую в конечном итоге суждено прийти Мессии (ср. 2Цар.7). Повествование рассказывает о переходе от теократии царей «которых вы избрали себе» (ср. 1Цар.8:18) к царю, которого «Господь найдет себе... по сердцу Своему» (1Цар.13:14). Более того, повествование показывает, что переход от Саула к Давиду произошел потому, что Саул восстал против Бога, а Давид не участвовал в отстранении Саула от власти. Подчеркивается способность Бога осуществить Свой план, несмотря на людские слабости и несовершенства, включая и те пороки, которые пришли в монархию вместе с Давидом.

Сюжет книги Царств отражает Девтерономистскую историю в ее пророческом осуществлении. Второзаконие предупреждало об опасностях, которые влечет за собой монархия (Втор.17:14‒20). Но Израиль, все же, просил себе царя (1Цар.8:6,19‒20), и Самуил, послушный долгу, предупредил Израиль о последствиях такого руководства (1Цар.8:10‒18).

Второзаконие 12 подчеркивает, что после того, как Израиль войдет в землю и Господь даст ему отдых от врагов (12:10), Он определит для Израиля место поклонения. Когда Давид преждевременно решил построить постоянный дом для Господа (2Цар.7), Господь запретил ему, но через богоявление определил, где построит храм сын Давида Соломон (2Цар.24; ср. 1Пар.21:28‒22:1; 2Пар.3:1). Пока же главная задача Давида заключалась в том, чтобы защищать землю, применяя военную силу (2Цар.8:10).

Предупреждения о благословениях и проклятиях, которые подчеркиваются во Второзаконии (28), отражаются в речи Самуила, адресованной к Израилю в день восшествия Саула на престол (1Цар.12:6‒18). Однако Саул служил себе больше, чем следовал наставлениям Господа, что, в конце концов, выразилось, сначала, в уничтожении его династии (1Цар.13:13‒14), а вскоре после этого, в свержении его с царского престола (1Цар.15:23‒26). Давид услышал такие же обещания благословений и проклятий, когда Господь запрещал ему строить храм, но Господь также обещал навеки укоренить династию Давида (2Цар.7:7‒16).

Связи с Новым Заветом

Главное тема Нового Завета – исполнение обещания, данного Давиду об устроении вечного престола, на котором будет сидеть потомок Давида (2Цар.7:11‒16). Чувства, которые выражены в песни Анны о младенце и праведном, помазанном царе, отражаются в песни ликования Марии в ответ на объявление о том, что она родит того, кто будет сидеть на престоле Давида (Лук.2:30‒33, 46‒55). Ибо тот, кто воссядет на престоле Давида, будет Мессией – «помазанником».440 Об этой коронации говорил Петр в день Пятидесятницы: «Господом и Помазанником сделал Бог Иисуса – того самого Иисуса, которого вы распяли!» (Деян. 2:36).

Новозаветные авторы уделяли большое внимание тому, что Иисус был представителем царского рода Давидова (Мф.1:1‒20, 12:23; Лук.1:27‒32, 2:4; Деян.2:25‒36; Рим.1:3; Тит.2:8; Откр.22:16). А Петр даже указывал, что все пророки, начиная с Самуила, предвещали эти события (Деян.3:24).

* * *

405

Среди других Народов Моря были Тевкры, которые захватили Дор (см. COS1:90). Ср. Суд. 1:27, где говориться о том, что израильтяне не могли захватить город. Текст также говорит о том, что жителями города были хананеи. «Хананеями», возможно, называли всех жителей этой земли, а не отдельную этническую группу.

406

Ссылка на Израиль на колонне Мернептаха (ок. 1207 г. до н.э.) указывает на то, что Израиль был народом, не имеющим территории или царства.

407

В Синодальном переводе читаем: «Год был по воцарении Саула, и другой год царствовал он над Израилем...». Перевод NASB имеет другое чтение: «Саула было сорок лет, и он правил тридцать два года». Обзор различных переводов этого стиха можно найти у P. Kyle McCarter Jr., 1 Samuel, AB 8 (Garden City, NY: Doubleday, 1980), pp. 222–223; and James E. Smith, 1&2 Samuel College Press NIV Commentary (Joplin, MO: College Press, 2000) pp. 171–173.

408

Похоже, что у Иосифа Флавия была рукопись с этой информацией (ср. Древ. 6.68–71), но книги Иосифа Флавия не в ходят в традиционную рукописную традицию.

409

Находка рукописей Мертвого моря позволила получить копии рукописей, которые были древнее на тысячу лет, а значит ближе к своим оригиналам.

410

Большая часть этого материала – выжимка из McCarter, 1 Samuel, pp. 5–7.

411

Оценку различных еврейских, греческих, латинских, сирийских и других источников см. там же стр. 8–11. Также хороший обзор проблем, достижений и направлений исследований можно найти у VcCarter, 1 Samuel, pp. 5–11, и Ralph W. Klein, 1 Samuel, WBS 10 (Waco, TX: Word Books, 1983), pp. xxv-xxviii.

412

CM. Smith, 1&2 Samuel, p. 24, 24 n 9. Введение к переводу New American Bible защищает широкое использование различных текстов, и они приняли более четырех сот исправлений (там же р.24 п 9).

413

Хорошую работу в этом отношении ведет Российское Библейское Общество. Новый перевод Ветхого Завета, который используется по возможности при переводе этого учебника, действительно содержит немало полезных ссылок и толкований. Полную версию перевода Ветхого Завета сотрудники РБО обещают издать в 2010 году. – прим перевод.

414

См., напр., такое допущение в его дискуссии в James W. Flanagan, «Samuel, Book of 1–2: Text, Composition, and Content,» ABB, 5:957–958.

415

Babylonian Talmud, Baba Bathra, 14b-15.

416

См., напр., два предупреждения о конце дома Илия (1Цар. 2:31–36; 3:11–1» Давид дважды представлен Саулу (16:18–21; 17:55–58), дважды Давид избегает убийства от рук Саула (18:10–11; 19:8–10) и дважды Давид отказывается забрать жизнь Саула (24:26) и др.

417

Среди других см. Karl Budde, Die Bucher Samuel erklart, KHC 8 (Tubingen a Leipzig: J.C.B. Mohr, 1902).

418

См. страницы 1–110 книги Noth, Uberlieferungsgeschichtliche Studien (1943), которая была переведена на английский язык под названием The Deuteronomistic History (1981; 2nd ed., JSOTSupp 15 [Sheffield: JSOT Press, 1991])

419

Современный комментарий, который приписывает авторство всей Девтерономистской Истории одному автору – T.R. Hobbs, 2 Kings, WBC 13 (Waco, TX: Word Books, 1985), p. xxiv.

420

Gerhard von Rad, Old Testament Theology trans, bv D.M.G. Stalker (New York: Harper & Row, 1962), 1:334–347.

421

Frank Moore Cross, Canaanite Myth and Hebrew Epic (Cambridge, MA: Harvard, 1975), pp. 276–277.

422

Ibid., pp. 274–289; см. также R.D. Nelson, The Double Redaction of the Deuteronomistic History, JSOTSupp 18 (Sheffield: Sheffield Academic Press, 1981).

423

Walter Dietrich, Prophetie und Geschichte: Eine redationsgeschichtliche Untersuchung zum deuteronomistischen Geschichtswerk, FRLANT 108 (Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1972); Rudolf Smend, «Das Gesetz und die Volker: Ein Beitrag zur deuteronomistischen Redaktionsgeschichte,» in Probleme biblischer Theologie, Gerhard von rad zum 70 Geburtstag, ed. by H.W. Wolff (Munich: Chr. Kaiser Verlag, 1971), pp. 494–509; Timo Viejola, Das Konigtom in der Beurteilung der deuteronomistischen Historiographie: Ein redaktionsgeschichtiliche Untersuchung, AASF, Series В 198 (Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1977).

424

Хороший обзор пророческой истории см. у McCarter, 1 Samuel, pp. 18–23.

425

Ibid., р. 21.

426

Книги Исайи, Иеремии, Иезекииль и двенадцати «малых» пророков в еврейских кругах традиционно называются «Поздними пророками».

427

Пророки продолжали играть ключевую роль в направлении развития монархии, как видно из поведения Ахии, Илии, Елисея, Михея, а также многих пророков, именами которых названы книги.

428

Joyce G. Baldwin, 1&2 Samuel, ТОТС 8 (Leicester, England: Inter-Varsity Press, 1988). По сути здесь изложена позиция Walter Brueggemann, «Samuel, Books of 1–2: Narrative and Theology,» ABD, 5:965–973. См. также Jesse С. Long Jr., 1 &2 Kings, College Press NIV Commentary (Joplin, MO: College Press, 2002), pp. 22–30, и источники, указанные там. У Лонга можно найти хорошее обсуждение подхода к литературному анализу на основании книг Царств, хотя принципы, которыми он делится, можно применять и в других книгах.

429

Baldwin, 1&2 Samuel, pp. 15–16.

430

Современная светская историография не любит допускать сверхъестественных вторжений в свою толковательную схему. В книге J. Maxwell Miller and John H. Hayes (A History of Ancient Israel andfudah [Philadelphia: Westminster Press, 1986], p. 59) находим следующие слова: «Хотя современные историки не всегда отвергают возможность божественного участия в истории, общее предположение современной историографии состоит в том, что главные причины и следствия истории можно объяснить, не ссылаясь на уникальные разрывы в естественных условиях (такие как расхождение вод Красного моря или остановка солнца) или любое явное божественное участие в человеческой истории. Говоря короче, у современных историков не все ладно с чудесами».

431

Не соглашаясь со всеми допущениями книги Moshe Weinfeld (Deuteronomy and the Deuteronomic School [Oxford: Clarendon Press, 1972; repr., Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1992], pp. 320–359), все же признаем, что она дает полезную сводку фраз и слов из Второзакония, которые отражаются в большей части остальных книг еврейской Библии, что указывает на Второзаконие, как на важную книгу, с которой сверялись остальные библейские авторы.

432

Smith, 1&2 Samuel, p. 17.

433

Neils Peter Lemche, Early Israel: Anthropological and Historical Studies on the Israelite Society before the Monarchy (Leiden: E.J. Brill, 1985); id., The Israelites in History and Tradition (Louisville, KY: Westminster John Knox, 1998).

434

Thomas L. Thompson, Early Histoiy of the Israelite People: From the Writtem and Archaeological Sources Leiden: E.J. Brill, 1992); id., The Mithic Past; Biblical Archaeology and the Myth of Israel (New York: Basic Books, 1999).

435

Philip R. Davies, In Search of «Ancient Israel,» JSOTSupp 148 (Sheffield: JSOT Press, 1992).

436

Israel Finkelstein and Neil Asher Silberman, The Bible Unearthed: Archaeology's New Vision of Ancient Israel and the Origin of Its Sacred Text (New York: Touchstone, 2002).

437

Keith W. Whitelam, The Invention of Ancient Israel: The Silencing of Palestinian History (London Routledge, 1996). Этот автор зашел слишком далеко, утверждая, что израильская история была составлена после периода вавилонского пленения. В академическом мире эта идея была возведена в ранг абсолюта и стала инструментом замалчивания настоящей палестинской истории. Такой подход во многом подогревался политическими страстями.

438

Thompson, Early History, p. 164

439

Очень полезная работа William G. Dever, What Did the Biblical Writers Know and When Did they Know It? What Archaeology Can Tell Us about the Reality of Ancient Israel [Grand Rapids: Eerdmans, 2001]). Она демонстрирует, что библейские тексты отражают многие стороны жизни, относящиеся к периоду предшествующему вавилонскому пленению. Другие полезные работы на эту тему – это книги Китчена, (Kitchen, Reliability) и серия эссе, под редакцией James К. Hoffmeier and Alan Millard, The Future of Biblical Archaeology: Reassessing Methodologies and Assumptions [Grand Rapids: Eerdmans, 2004]).

440

Еврейские термин мессия (ГРФй) переводится на греческий как Христос (...). Повествование 1 и 2 книг Царств часто упоминает о «помазаннике Господа», предупреждая читателя, что в помазанном таким способом человеке есть нечто особенное (см. 1Цар. 16:3,6,12–13; 24:6; 26:9,11,16,23; 2Цар. 1:14,16; 19:21).


Источник: Введение в Ветхий Завет. С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии / [Раднал Бэйли и др.] ; под ред. Марка Мангано ; [пер. с англ. и ред. К. Назаров]. - Москва : Духовная акад. Апостола Павла, 2007. - 520 с.

Комментарии для сайта Cackle