Марк Мангано (протестант)

Источник

Книга пророка Иеремии. Гари Холл

Исторический и культурный фон

Времена Иеремии (приблизительно начиная с 640 и до 587 гг. до н.э. или позднее) совпадают с политическими волнениями, которые не имеют аналогов в древней истории Ближнего Востока. В этот период сильная Ассирия, разрушившая Северное Царство Израиль и более века контролировавшая всю Месопотамию, Палестину и время от времени Египет, пришла в упадок. Новая Вавилонская Империя, которая, напротив, переживала период рассвета, потеснила Ассирию и вела почти непрекращающиеся бои с Египтом за господство на Ближнем Востоке.

После воцарения Езекии на троне Иудеи, в 715 году, Ассирия переживала период спада. Поэтому Езекия вместе с другими вассалами решил, что пришло самое подходящее время для бунта. Но ассирийский царь Сеннахирим оказался в силах справиться с волнениями и вскоре, усмирив взбунтовавшиеся провинции, направил свои войска в Палестину. Иудея была опустошена нашествием Сеннахирима, но Иерусалим, благодаря чудесному вмешательству Бога, избежал всеобщей участи и устоял (Ис. 36 и далее). Так Бог вознаградил царя Езекию за его праведность и покаяние. Однако, его сын, Манассия, посчитал, что в разорении страны виновен его отец, отвернувшийся от альянса с Ассирией и обратившийся за помощью к Богу. Взойдя на трон, он изменил политический курс, жестоко мстя своим противникам (4Цар.21). Он старался изо всех сил стереть из памяти иудейского народа веру в Завет с Богом и укоренить язычество, в результате чего улицы Иерусалима наполнились реками невинной крови (4Цар.21:16). Помимо этого, он вернул Иудею в подчинение Ассирии и перенял много религиозных обрядов ассирийцев. Автор книги Царств обвиняет именно Манассию в окончательном захвате страны и последующем пленении (4Цар.21:11‒15). Тем не менее, Иосия, сын Манассии, унаследовал характер деда, Езекии, и поощрял проведение религиозных реформ.

Иосия воцарился в возрасте восьми лет, в 640 году, после убийства его отца Амона и последующей расправой над заговорщиками. Всего через восемь лет, к 631 году, он начал реформы, и когда ему исполнилось двадцать лет, он стал очищать страну от языческих культов (2Пар.34:3).

Ашурбанииал, последний великий царь Ассирии, умер в 627 году, в год, когда был призван на служение пророк Иеремия. Ассирия стала терять свою былую силу и уже не могла контролировать Палестину, позволив, таким образом, Иосии провести религиозные реформы. Другие страны стали оказывать давление на ассирийский двор, требуя независимости. Среди них были Киммерийцы и Скифы на Северном Кавказе, Мидийцы на территории западного Ирана, Вавилоняне с царем Набопаласаром на юге и Египет с фараоном Псамметихом.

В восемнадцатый год царя Иосии во время очищения храма, которое производилось в рамках религиозных реформ, был найден свиток закона (возможно, часть или большая часть Второзакония, хотя это мнение оспаривается; 4 Царств 22; 2Пар.34:8‒21). Это привело к дальнейшим реформам, включая проведение большого праздника Пасхи (4Цар.23).

Год 612 до н.э. стал поворотным для истории всех ближневосточных народов. После многолетней борьбы против союза Мидии и Вавилона, пала Ниневия – столица Ассирии. Спасшиеся после поражения скрылись на западе, в Харане, где в войну с ними в рамках коалиции вступил фараон Псамметих. В 610 году Харан пал, а с ним завершила свое существование и Ассирийская Империя. Псамметих умер в том же году; его место занял сын Нехо И, решивший закрепить господство Египта в Палестине. Для этого он направил войска в Кархемис, чтобы помочь остаткам ассирийского войска в войне против Вавилона.

Иосия решил вмешаться в войну и встретил армию Нехо близ города Мегиддона (который Иосия контролировал), очевидно, чтобы воспрепятствовать растущему могуществу Нехо. В этом бою Иосия был убит, а его тело было перевезено в Иерусалим (4Цар.23:28‒30). Трон занял сын Иосии Иоахаз II, но три месяцы спустя Нехо сместил его и отправил пленником в Египет. (Кстати, Нехо так и не успел помочь остаткам ассирийского войска.) На трон Иудеи, вместо Иоахаза, Нехо в качестве вассала поставил Елиакима (брата Иоахаза), дав ему имя Иоаким. Египетское господство в Палестине и Сирии продолжалось несколько лет, в течение которых Вавилон укреплял свои восточные рубежи.

В 605 году Нехо выдвинулся к Кархсмису, на севере Сирии, очевидно, для того, чтобы консолидировать свои силы, но был полностью разбит вавилонским войском, находящимся под командованием Навуходоносора П. В 604 году Навуходоносор направил войска к прибрежным равнинам Палестины и разграбил Аскелон. Иоаким покорился Вавилону. Позднее, в 601 году, Вавилон выступил против Египта, но получил сильное сопротивление. Иоаким же воспользовался моментом, чтобы восстать против Вавилона (2Цар.24:1).

В 598/597 годах вавилонское войско направилось в Палестину. Иоаким умер перед самой атакой на Иерусалим и царем стал его сын Иехония. Царствование Иехонии продлилось всего три месяца, после чего он был взять в плен, в Вавилон, где провел в темнице несколько лет, пока не был освобожден и взят на содержание царем Вавилона (4Цар.25:27‒30). Захватив Иерусалим, Навуходоносор вынес из страны ее сокровища и захватил в плен многих людей. Па троне был оставлен дядя Иехонии, Матфания, которому дали имя Седекия.

Седекия был слабым правителем, который боялся своих советников и был близок к Иеремии. Его правление отмечено непрекращающимися политическими интригами и борьбой между сторонниками провавилонского и проегипетского курса и приверженцами независимого развития страны. Каждая партия пыталась оказать влияние на политику двора. Вавилонский мятеж 595‒594 годов, очевидно, стал причиной встречи представителей правящих кругов Едома, Моава, Амона, Тира и Сидона, которые собрались в Иерусалиме, чтобы составить заговор против Вавилона (Иер.27:1‒3). Встреча завершилась ничем, но Иудея избрала путь борьбы за независимость. В ответ на это Навуходоносор, вернувшись в 588‒587 году, осадил Иерусалим, захватил, разграбил и разрушил город и храм и увел в плен огромное число горожан. Иеремия, который в это время находился под стражей (Иер.38), был отпущен вавилонянами на свободу. Вавилоняне обходились с ним весьма учтиво (Иер.39:11‒14). Так начался период вавилонского пленения, хотя некоторые жители страны к тому времени уже были уведены в плен (среди них были Даниил и Иезекииль). Гедалия был поставлен областеначальником, столица была перенесена в Мицфу. Иеремия поддерживал Гедалию, но группа иудеев вскоре составила заговор и убила Гедалию, захватила Иеремию и скрылась в Египте (Иер.41‒43). В 581 году в Вавилон была уведена еще одна группа местных жителей, а Иудея была передана иод юрисдикцию Самарии.

Итак, книгу пророка Иеремии следует толковать на основе этих исторических событий. Датировка многих проповедей и событий из жизни пророка, а также определение их исторического контекста не составляют большого труда. Благодаря этому жизнь и проповедь Иеремии наполнены конкретикой, чего не скажешь о других пророках.

Текст и автор

Место Иеремии в длинной традиции ветхозаветных пророков подтверждается тем, что слово Господа пришло к нему (Иеремии 1:2:4). Часто в имени пророка отражается основная идея его проповеди, но этого нельзя сказать о Иеремии, ибо происхождение его имени неясно. Оно в одинаковой степени может быть производной от глаголов «возвышать», «ослаблять» или «бросать». В книге Иеремии его имя пишется двумя способами: (Иремъяху, 114 раз) или ивр. (Иремъях, 9 раз, все в отрывке 27:129:1). Ветхий Завет рассказывает еще о девяти Иеремиях, трое из них были воинами царя Давида (1Пар.12:4,10:13), а двое – близкими современниками пророка Иеремии (4Цар.23:31; Иер.35:3).782

О жизни пророка Иеремии нам известно значительно больше, чем о любой другой фигуре Ветхого Завета, за исключением, пожалуй, царя Давида. Благодаря своим «исповедям», Иеремия более других пророков позволяет нам заглянуть к себе в душу, открывая свои мысли и намерения. Поэтому Иеремию мы должны понимать лучше остальных пророков Ветхого Завета.783

Отцом Иеремии был Хилкия, священник из деревни Анатот (1:1). Это был не тот Хилкия, который нашел свиток закона при очищении храма в ранние годы правления Иосии (4Цар.22:3‒10). Маленькая деревушка Анатот находилась в пяти километрах севернее Иерусалима на территории колена Вениаминова (Иис.Нав.21:18), где располагалось владение священника Авиафара. Будучи первосвященником при царе Давиде, Авиафар был сослан в Анатот Соломоном, потому что поддержал воцарение Адонии (3Цар.2:26‒27). Хилкия и Иеремия, возможно, были потомками Авиафара. Позднее жители Анатота выступят против Иеремии (Иер.11:18‒23).

Иеремия услышал призыв в тринадцатый год правления царя Иосии (162), то есть в 627 году до н.э. Он пережил нескольких царей, а также был свидетелем падения Иерусалима и начала Вавилонского пленения в 586 году до н.э. После падения Иерусалима Иеремия был насильно увезен в Египет, где и умер (Иер.43). Таким образом, служение Иеремии захватило один из самых волнующих и критических периодов в истории Иудеи (см. далее). По свидетельству самого Иеремии, он был призван еще юношей (1:6). Это значит, что он родился около 640 года до н.э., примерно в то же время, когда Иосия взошел на трон Израиля в возрасте восьми лет (2Цар.22:1).

Некоторые ученые сомневаются в том, что Иеремия был призван в 627 году. Они считают, что этот год был годом рождения Иеремии. И тогда служение пророка началось позже, возможно только в 609 году, после смерти Иосии.784 Их точка зрения основана на нескольких аргументах от противного. В книге нет пророчеств, которые можно было бы с уверенностью приписать времени правления Иосии, нет конкретных ссылок на реформы Иосии. Также в 627 году до н.э. не было бы подходящего кандидата на роль «врага с севера», о котором рассказывает глава 4 и 6. Кроме того, первое, поддающееся датировке событие в книге пророка Иеремии – проповедь в храме (глава 26), которая датируется первым годом царя Иоакима в 609 году. Тем не менее, ни один из этих аргументов нельзя назвать сильным. Большинство ученых не рассматривают их серьезно, и традиционная датировка остается наиболее распространенной.

Ответ Иеремии на призыв к служению мало отличается от ответов других библейских героев – то же нежелание и попытка найти какой-нибудь повод (сравните с призывом Моисея в Исх.3‒4 и Исайи в Ис.6). Иеремия не умеет говорить в силу своего юного возраста (1:6). Но дело было не только в возрасте; против него была настроена вся культура того времени. В древнем Израиле у юноши была только одна обязанность – учиться у старейшин. Только речь старейшин заслуживала чести и уважения.

Господь быстро отвечает на возражение Иеремии (1:7‒10). Тем не менее, его призыв завершается на угрожающей ноте. Он должен смело проповедовать людям и не бояться их, ибо, в противном случае, Бог уничтожит его (1:17). Бог даст ему сил, чтобы он мог победить своих противников (1:18‒19). Эти зловещие предсказания подтвердились в жизни и служении Иеремии. С ним часто спорили, его жизнь была под угрозой, многократно его бросали в темницу (11:18‒23, 18:18‒23, 20:1‒6, 26, 36, 37:38). Впоследствии мы часто будем слышать сердечную боль Иеремии, в которой нашли выход все его переживания во времена гонений и страданий. Он взывал к Господу, просил Его уничтожить всех своих врагов (12:1‒4), открыто желал им смерти (18:19‒23), обвинял Бога в обмане (20:7‒12) и жалел, что появился на свет (20:14‒18).

Иеремия зовется «плачущим пророком», потому что часто страдает от презрения людей и переживает за свою страну (4:19). Но такое прозвище лишь отчасти характеризует пророка, ибо его книга – значительно больше чем плач. Тем не менее, благодаря этому материалу, нам известно, что жизнь Иеремии была наполнена душевными страданиями и гонениями. Быть верным представителем Бога – тяжелый труд.

Текст книги пророка Иеремии

Книга пророка Иеремии уникальна тем, что дошла до нас в двух версиях. Еврейский или Масоретский текст – тот, с которого сделаны современные переводы Библии. Греческий же текст или Септуагинта значительно отличается от еврейского. Он короче еврейского на одну восьмую и отличается расположением глав. В нем не найти многих слов и фраз, которые встречаются в еврейском тексте, а иногда он пропускает целые стихи и даже отрывки (например, 10:6‒8, 33:14‒26 и 39:4‒13). Кроме этого, так называемое «Пророчество против народов», которое в еврейском тексте записано в главах с 46 по 51, начинается в греческом тексте в 25 главе (25:13) и имеет другой порядок. После того, как были найдены свитки Мертвого моря, среди которых оказалось несколько фрагментов из еврейского текста книги Иеремии, стало ясно, что существовала еврейская текстуальная традиция, поддерживающая греческую версию книги.785 Греческую версию можно охарактеризовать как «неровную». Греческий язык, на котором написаны главы 1‒28, отличается от языка глав 29‒52 и явно представляет собой различные уровни редакции текста.786 Ученые придерживаются разных точек зрения. Одни считают, что более оригинальным следует считать более короткий греческий текст (Janzen), другие называют оригинальным более длинный еврейский текст (Althann).787 Однако, в практических целях, было бы рискованно изучать книгу пророка Иеремии, опираясь только на греческий текст, поскольку в наших руках есть только один фрагмент еврейского текста, который явно стоит за греческой версией. Поэтому большинство ученых принимают иудейскую и христианскую канонические формы Иеремии, которые основаны на еврейском тексте.788

История толкования

Среди пророческих книг книга Иеремии – одна из наиболее трудных для толкования. Причины этого – в сложности текста и в уникальности литературных жанров, используемых пророком. За последние столетие было предложено немало теорий, объясняющих структурную композицию книги, одни из которых были слишком запутанными, а другие противоречили друг другу. Большие расхождения между еврейским и греческим текстом книги только усложнили процесс толкования. Короткий обзор очевидной структуры книги выявит некоторые из этих сложностей.

Главы 1:1‒25:14

Похоже, что это – единый раздел, включающий самые ранние проповеди Иеремии. В главе 25 осуществляется переход к следующему разделу. Первые тринадцать стихов главы служат заключением предыдущих глав и содержат связующие ссылки на первую и последующие главы. Стих 13 говорит о словах, произнесенных против «той земли» и записанных в «этой книге». Глава 36 рассказывает историю о свитке проповедей Иеремии, который был составлен Барухом по наставлению Бога в четвертый год Иоакима (605 г. до н.э.). Логично заключить, что в этой главе речь идет о материале первых 24 глав. Но даже в этом разделе существуют сложные взаимосвязанные отрывки, которые требуют деления на подразделы. Главы 2 и 3 связаны единой темой брака (как метафоры отношений между Богом и народом Божьим) и привязаны к дням правления Иосии (3:6). Они завершаются призывом к покаянию 3:22‒4:2). В главах 4‒6 развивается тема угрозы со стороны «северного врага» и последующего сильного опустошения Иудеи во время иноземного нашествия. Главы 14‒15:4 озабочены «засухой». Главы 21:11‒23:8 обращены к «дому царя Иудеи». Глава 23 (стихи 9‒40) обращена к пророкам. В главах с 11 по 20 разбросаны «исповеди» Иеремии, из которых мы узнаем о гонениях на пророка и о внутренней борьбе Иеремии. Такие исповеди мы встречаем в следующих отрывках: 11:18‒23, 12:1‒6, 15:10‒21, 17:14‒18, 18:18‒23 и 20:7‒18. Глава 24, рассказывая об иудеях, плененных Навуходоносором в 598‒597 годах, использует образ доброй и худой смоковницы. Притча являет собой подходящее завершение первого раздела книги.

Первый раздел книги Иеремии довольно сложен, но, похоже, поднимает одну общую тему суда над Иудеей и Иерусалимом. Тем не менее, здесь же присутствуют намеки на грядущую надежду, делается попытка заглянуть в будущее и увидеть возвращение из плена. Добрые смоковницы главы 24 олицетворяют иудеев, оказавшихся в плену. Большая часть материала, скорее всего, написана до 605 года до н.э.789

Главы 25:15‒33:26

Раздел начинается с традиционного отрывка, обращенного к другим народам (25:15‒38). Иеремия заставляет их испить чашу Божьего гнева. В еврейском тексте Иеремии эта тема вновь поднимается только в 46‒51 главах. Тем не менее, в греческой версии пророчества о народах начинаются в Иеремии 25:14, что кажется логичнее и, к тому же, соответствует композиционной схеме книги пророка Исайи. Главы 26‒33 помещают рядом суд и надежду. Главы 26‒29 продолжают тему суда Божьего над Иудеей и, в письме Иеремии (глава 29), предвещают плененным иудеям продолжительное пребывание на чужой земле. Здесь мы видим конкретные примеры сопротивления служению Иеремии. Глава 26 завершает цикл проповедей в «Доме Господнем», начавшийся в главе 7. Главы 27‒28 поднимают тему истинного пророка (которая затрагивается в главе 23) и доказывают, что радостная проповедь о скором спасении еще не означает, что говорящий – истинный пророк Божий. Тем не менее, главы 30‒33 описывают времена возвращения и восстановления Иудеи после пленения. Эти главы содержат и поэтическую часть (главы 30‒31) и прозаический отрывок, рассказывающий о символических поступках Иеремии (глава 33). В поэтическом отрывке дается хорошо известное обещание наступления нового завета (31:31‒34).

Главы 34‒45

Главы рассказывают о событиях из жизни Иеремии и о последних днях Иерусалима. В главах 34‒36 нет хронологической последовательности. Глава 34 писалась, буквально, за несколько дней до падения Иерусалима, о чем более подробно повествует глава 37 и последующие главы. Глава 36, однако, возвращается к ранним годам правления Иоакима – 605 году (четвертый год Иоакима, 36:1) и время от времени повествует о происхождении конспектов ранних проповедей Иеремии. Тем не менее, главу объединяет общая тема – неприятие слов Иеремии.

Главы с 37 по 39 повествуют о тюремном заключении Иеремии незадолго до падения Иерусалима и об окончательном падении города под натиском вавилонского войска. Предупреждения Иеремии оказались небезосновательными. Главы 40‒42 рассказывают о приключениях Иеремии после падения Иерусалима, о его поддержке начинаний Гедалии – нового областеначальника, об убийстве Гедалии и насильственном вывозе Иеремии в Египет. Главы 43‒44 – проповедь Иеремии пленникам в Египте. Глава 45 завершает этот раздел коротким обращением к Баруху о том, что он выживет в грядущих бедствиях.

Главы 46‒51

Этот раздел – логическое продолжение разговора, начатого в главе 25, в стихах 14‒38, начинающих обращение Господа к народам. Все народы, окружающие Иудею, осуждаются за свое поведение. Обращения к Египту и Моаву значительно длиннее, чем к другим народам. Исключение составляет лишь Вавилон, о котором повествуют главы 50 и 51. Яхве, который руками этих народов наказал Иудею, теперь призывает их к ответу за их собственные грехи. Несмотря на то, что Бог использовал их для ведения священной войны против Божьего народа, он не снял с них ответственность за их поступки и осудил их наравне со всеми.

Глава 52

Книга Иеремии завершается рассказами об окончательном падении Иерусалима и об освобождении Иоакима из вавилонской тюрьмы – событии, которое произошло много лет спустя. Эта глава, в сущности, дословное повторение отрывка 4 книги Царств 24:18‒25:30.

Приведенный выше обзор показывает структурную сложность книги Иеремии. В то время, как одни разделы построены в строгой хронологической последовательности, другие заставляют толкователя потрудиться. Разнообразие книги также проявляется в использовании поэзии и прозы. В свою очередь, меняется также и жанр прозы; в книге можно найти биографические заметки, длинные проповеди в прозе и исторический материал.

Бернард Дум первый современный ученный, предложивший объяснение происхождения книги Иеремии.790 Он видел в книге собрание подлинных пророчеств Иеремии, биографических рассказов Баруха и большой объем материала, появившийся в результате позднейших редакций, привнесенный в книгу под влиянием богословия книги Второзаконие. По его мнению, подлинных слов Иеремии в книге осталось немного и почти все они были записаны в поэтической форме.

Зигмунд Мовинкель предположил, что книга была составлена из трех основных источников, которые прошли через длительный редакторский процесс.791 Источники он назвал материалами трех типов: А, В и С. Для Мовинкеля материал типа А содержал наиболее подлинные пророчества Иеремии, составленные в поэтической форме и содержащиеся в основном в главах 1‒25. В этих пророчествах Яхве – главный оратор. Некоторое время эти пророчества передавались устно и уже потом были записаны. Важным подтипом этого материала Мовинкель считал «исповеди» Иеремии. Далее, материал типа В носил, восновном, биографический характер; его можно найти в главах 26‒29 и 34‒45. Этот материал передан от третьего лица и содержит исторические даты. Здесь же можно встретить автобиографические отрывки. Ученых интересовало, мог ли Барух быть автором этой части книги? Мовинкель верил в то, что этот материал был написан не Барухом, а имеет египетское происхождение и был написан между 580 и 480 годами до н.э. Третий тип материала С поднял наиболее спорный вопрос книги. Этот материал предположительно содержит рассуждения в прозе, записанные монотонным, многословным, и в то же время высоким риторическим стилем. Он близок по мысли и слову к книге Второзаконие. Обычно его считают автобиографическим. Материал разбросан по всем главам книги и может быть найден как в поэтических, так и в прозаических разделах. Мовинкель не верил в то, что эту часть книги написал Иеремия и считал, что ее составили позднейшие редакторы.792 Позднее Джон Брайт предположил существование автобиографического материала типа D, в котором Иеремия либо поясняет опыт получения божественного откровения, либо рассказывает о своем участии в символических деяниях и объясняет их значение.793

Предположения Мовинкеля о происхождении, структурной композиции и дате создания книги Иеремии вызвали в ученых кругах большие споры. Э. Николсон выразил сомнения по поводу связи Баруха с материалом типа В.794 Он не видел большой разницы между материалами типа В и типа С и считал, что оба они берут начало в кругах, создавших прозаическую часть книги. По его мнению, этот материал стал конечным выражением традиции, разработанной на основе служения Иеремии в ответ на нужды современников.795 Тем не менее, многие продолжали считать Баруха автором биографического материала книги. Кто же еще, как ни Барух, особенно в Египте, куда был вывезен и Иеремия, мог бы сохранить эти данные?796

Материал типа С, предложенный Мовинкелем, также вызвал много споров. Оказалось, что он написан в стиле, очень напоминающем стиль исторических книг (от Иисуса Навина до 4 книги Царств) и стиль Второзакония. Чем можно объяснить этот феномен? В соответствии с одной из точек зрения, книга Второзаконие оказала влияние на группу книжников, которые в годы пленения создали окончательный вариант иудейской истории, в том числе конечную версию книги Иеремии.797 Благодаря этому появилось сходство в стиле и тематике обеих книг.

В этом случае цель девтерономических авторов/редакторов, названных «проповедниками в плену», была двоякой. Они пытались объяснить, почему избранный парод Божий – Израиль и Иуда – прошел через катастрофу 722 и 587 годов, и возродить надежду в сердцах плененных иудеев.798

Но, с другой стороны, почему Иеремия в юные годы, живя в Анатоте, не мог развить собственный стиль письма под влиянием той же книги Второзаконие. Джон Брайт попытался доказать, что сходство между стилем прозы книги Иеремии и девтерономических материалов исторических книг начиная с книги Иисуса Навина и до 4 книги Царств – не столь очевидно, как кажется на первый взгляд. Иеремия пользуется большим числом уникальных слов и выражений, кроме того, многие из них также встречаются в поэтической части книги.799 Уильям Холладей утверждал, что многие так называемые девтерономические фразы Иеремии имеют прототипы в поэзии Иеремии.800 X. Уиперт поддержала выводы Холладея. Она показала, что язык речей типичен для прозы шестого века, что особенности языка типичны для времени Иеремии, а то, что пророк мог вполне читать проповеди и стихами и прозой.801

К тому же МакКонвилл показал, что Иеремия и 3 и 4 книга Царств смотрят по-разному на будущее нации. В книгах Царств не слышно надежды на будущее, единственная их цель – объяснить, почему народ Божий пал (что противоречит выводам Николсопа). В словах Иеремии, с другой стороны, звучит надежда на великое будущее. Израиль ожидает возвращение из плена и новый завет с Богом.802

Тем не менее, в умах современных ученых продолжают жить идеи противоположного направления. Некоторые из них сильно поражены сложностью структуры книги и внутренней непоследовательностью материала и не могут поверить в то, что книга была написана одним автором. Уильям МакКсйн говорит об «обкатке сочинения», под которой он подразумевает непрекращающееся редактирование и дополнение книги пророка Иеремии. В этом процессе ранние редакции книги Иеремии дополнялись по мере того, как новые обстоятельства требовали переосмысления и нового толкования. Такими новыми обстоятельствами могли быть падение Иерусалима и опыт, приобретенный иудеями в пленении, в Египте и в послепленный период.803 Р. Карроль также верил в то, что книга изначально была составлена из совершенно несопоставимых отрывков, которые были созданы в разных обстоятельствах послепленного и даже персидского периодов.804 Возможно, что Иеремия – это «скорее не создатель традиции, а результат ее развития».805

Такой скептицизм заходит слишком далеко. Даже Карроль признает, что так называемый девтерономический материал Иеремии, который, по идее, должен отражать девтерономические разделы книг, начиная с книги Иисуса Навина и до 4 книги Царств, имеет свои неповторимые особенности.806 Если это так, то полезно ли вообще говорить о наличии девтерономистского языка у Иеремии? Выводы, основанные на сходстве стиля и теологии, неосновательны и неубедительны. Что означают найденные сходства? Целостное чтение книги Иеремии может вполне привести и к другим заключениям.807

А потому логичнее считать, что, несмотря на возможную редакторскую правку книги Иеремии, основная часть текста все же написана самим пророком. Из книги Иеремии мы узнаем, что он был знаковой фигурой времени. Он служил в течение многих лет, в самые критические годы иудейской истории. Такой человек был способен оказывать огромное влияние, как на своих современников, так и на последующие поколения читателей. Было бы странно, если бы он не произвел сильного воздействия на тех, кто сплотился вокруг него и сохранил его слова, и на тех, кто взялся за составление истории иудейского народа. Пленение доказало, что пророчества Иеремии были истиной, что помогло ему приобрести большое доверие и влияние. В условиях продолжительного служения, при наступлении новых времен и новых обстоятельств, пророк должен был обращаться к новым темам, а иногда даже пересматривать свои ранние проповеди.808

Структура

I. 1:1‒25:14 – Пророчества о судном дне

A. 1:1‒19 – Призвание

B. 2:1‒6:30 – Пророчества времен Иосии

C. 7:1‒20:18 – Пророчества времен Иоакима

D. 21:1‒25:14 – Против царя и пророка

II. 25:15‒38, 46:1‒51:64 – Пророчества о пародах

III. 26:1‒33:26 – Разрушение и восстановление (главы 30‒33 – книга утешения).

IV. 34:1‒45:5 – Иеремия и последние дни Иерусалима

V. 52:1‒34 – Историческое дополнение (ср. 2 Царств 25).

Жанр

Книга Иеремии богата разнообразием устных форм и жанров пророческой речи. О многих из них мы уже упомянули в предыдущих разделах.809 Здесь же мы только подведем краткий итог сказанному. Книга Иеремии уникальна большим количеством биографической информации о пророке. Речь идет о так называемом материале типа В, который мы находим в главах 19‒21,24,26‒28 и 34‒45. Еще одна отличительная черта книги Иеремии – количество проповедей в прозе, то есть так называемого материала типа С, который мы находим в главах 7,11,16,18 и 23:25 и далее. Ряд отличий Иеремии продолжает большой объем автобиографического материала, так называемые «исповеди», в которых Иеремия рассказывает о своих непростых взаимоотношениях с Богом. Эти сведения, которые Джон Брайт называет материалом типам D, мы находим в следующих отрывках: 1:4‒19, 13:1‒11, 16:1‒8, 18:1‒18, 19:1‒3 и 20:7‒18.

В книге Иеремии также присутствует обычная для большинства пророков проповедь в поэтической форме, которая носит название «Материал типа А». Больше всего таких проповедей мы встречаем в главах 1‒25. Среди них обличительные речи (5:1‒6), обвинительные приговоры (2:2‒13), объявления о спасение (30:18‒22, 31:1‒6), споры (3:1‒5), символические действия (27), притчи (18:1‒11) и пророчества о наказании народов (46‒51). Главы 30‒34 содержат ряд важных обещаний о возвращении и восстановлении народа и носят название «Книга утешения».

Богословские темы810

Пророческие книги – это не систематическое изложение пророческой мысли, а собрание проповедей, составленных в контексте вдохновения, откровения, жизни пророка и исторических и социальных обстоятельств жизни народа. Даже если удается выявить основные темы, они оказываются разбросанными по всему объему книги, преподносимые в разных контекстах и обстоятельствах. Потому и богословский анализ имеет некоторую искусственность и может использоваться скорее для восприятия общей тематики книги.

1. Бог. Восприятие Бога лежит в основе всех пророческих речей и проявляется во всех последующих основных темах. И все же кое-что можно сказать об исключительно Иеремиевом взгляде на божество.

Многие основные темы книги уже появляются в первой главе. Это же верно и для понимания Бога. Он – Бог всего мира, и это становится ясно уже во время первого призвания Иеремии к пророческому служению, ибо Иеремия призван стать пророком для всех народов (1:5, 10, 15, ср. 25:15‒26, 27:2‒8). Иудея, конечно, была не на последнем месте, но все же пророческая миссия охватывала весь мир. Поэтому довольно большая часть книги посвящена обращению к различным народам (главы 46‒51). Бог – это Господь всей земли, потому что создал весь этот мир и все его наполняющее (5:22, 8:7, 10:12‒13, 27:5‒6, 31:35‒36). Он одновременно близок к каждому (вездесущий) и пребывает над всей землей (трансцендентный) (23:23‒24). Таким образом, Ему известны помышления каждого (11:20, 16:17, 29:23). В особенности же, Он – Бог Израиля, что подтверждается многочисленными напоминаниями на заключенный завет (см. далее). Но Он также Господь истории; все народы подотчетны ему (главы 46‒51), а Навуходоносор даже служил Ему (27:6). Для Израиля Он – источник живой воды (2:13), Бог, который избрал его и ввел его в землю (2:1‒7). Он – муж и отец этой нации (2:2, 3:1‒5,19, 31:9:32), ибо возлюбил ее (31:3) и был терпелив к ней (9:24, 31:3, 32:18, 33:11).

Поэтому другие «боги» было вовсе и не богами, а бесполезными идолами (2:5:11). Они подобны расколотым водоемам и бессильны что-либо изменить (2:13:28).

2. Завет. Пророков обычно называют посредниками завета. Это особенно верно для Иеремии. Везде книга подразумевает завет и наполнена лексикой завета, в особенности из книги Второзаконие. Иеремия знал, что Израиль был избран во время Исхода (2:2‒7, 7:21‒22, 16:14‒15). Сильную тему суда можно понять только в контексте 28 главы Второзакония и проклятий завета (см. далее в разделе «Грех»). В книге есть многочисленные ссылки на закон (2:8, 6:19, 8:8, 18:18), заповедь (32:11, 35:14,16:18), избрание (33:24), покорность (3:13, 7:23, 11:4, 17:24), на непослушание («не слушали» 7:24,26, 11:8, 19:15) и «Мой народ» (2:11,13, 5:31, 8:7, 14:17). Тема завета особенно подчеркивается в 11 главе (ст. 1‒13), потому что они нарушили его (см. также 14:21, 22:9, 32:40, 33:20,21, 50:5; слова «этот завет», 11:1 встречаются во Втор.5:3, 29:9:14). Иеремия восторгается царем Иосией, который привел народ к обновлению завета (22:15‒16; 4Цар.22‒23). В будущем Иеремия видит заключение нового завета (31:31‒34, см. ниже).

3. Грех и отступничество. В призыве Иеремии Господь употребил четыре глагола, передающих идею суда, которые в дальнейшем неоднократно используются на страницах книги (1:10). Причиной суда над Израилем и Иудой было нарушение завета, которое выражалось в совершении различных грехов, которые Иеремия подробно описал. Все их можно назвать одним общим словом – отступничество – противление Богу завета и обращение к лжебогам. Иудея отвергла Божье слово (5:12‒13, главы 26,34‒36), которое пришло к ней через Иеремию, поверила лжи и лгала сама (3:10, 5:31, 6:13, 7:4,8, 9:5,6, 27:17). Вместо поклонения истинному Богу, Иудеи стали служить лжебогам или намеренно нарушать заповеди завета (главы 2, 7:9, 18‒20, 30‒34, 8:12, 16:18). Среди их мерзостных поступков был отвратительный обряд жертвоприношения детей (7:31, 19:5, 32:35). Они с легкостью доверяли материальным структурам и обрядам, но не следовали или нарушали Десять Заповедей (глава 7). Они, очевидно, считали обещания Исайи о том, что Бог защитит Сион, вечными и независящими от верности завету (глава 26). Ни один начальник не справился со своими обязанностями. Священники оказались неверными (2:8, 5:30‒31, 6:13‒15), и не учили народ закону. Пророки лгали и обещали мир, когда времена требовали призыва к покаянию и объявления суда (см. далее). Цари притесняли бедняков и думали только о себе, не заботясь ни о Боге, ни о Его завете (главы 21‒22, 23:1‒8). Любого можно было без ошибки назвать безрассудным и глупым (4:22).

Потому единственным возможным божественным ответом остался суд. В большинстве проповедей Иеремии, в той или иной степени, присутствует тема суда. Иногда он говорит о некоей надежде покаяния и возвращения (3:13‒14,22‒25, 4:1‒4, 18:11). Но к главе 25 пропадают последние отголоски надежды. Становится ясно, что народ никогда не покается. Рано или поздно они окажутся в плену, и надежда сохранится только для послепленных времен.811 Суд предстанет в виде врага, идущего с севера, чтобы уничтожить этот народ (4:5‒31; глава 6). Ужасающие картины разрушения рисуются в главах 19 и 25 (стихи 1‒13). Добрые люди – это те, кто уже был уведен в вавилонский плен (глава 24). Теперь их ждет семьдесят лет пленения (25:1‒14, 28:1‒14). Главы 37‒45 в подробностях рассказывают о последних годах Иудеи и Иерусалима, когда Иеремия часто встречал сопротивление и даже был заключен в темницу, но, в конце концов, оправдан, ибо слова его нашли подтверждение в последующих событиях.

4. Истинный пророк. Иеремии всегда приходилось бороться за место в ряду истинных пророков. Среди людей было немало тех, кто называл себя пророком. Оставалось только разобраться, кого послал Сам Бог, а кто был простым обманщиком (см. 3 Царств 22). Похоже, что Иеремии в этом смысле досталось больше, чем остальным ветхозаветным пророкам. С одной стороны, он знал о божественном происхождении своего пророческого дара. С другой стороны, он предрекал не мир и утешение, а разрушение и смерть. Хотя Иеремия был уверен в своевременности своей проповеди, он все же сомневался в необходимости столь неумолимого подхода (20:7‒8). Все остальные пророки его дней предрекали мир и процветание (23:17, глава 28) и снискали любовь и уважение людей. Но они проповедовали ложь, за что Иеремия беспощадно обличал их (23:9‒40). Это были безнравственные, безбожники, поклонники Ваала, выдумщики, обуза для людей и для Бога, лжецы и ворожеи (14:14‒16). Их проповеди были бесполезны и никчемны, ибо жизнь вокруг была не такой уж прекрасной, а будущее не сулило мира. Но им это было неизвестно, потому что они не были «на совете Господнем» (23:18). Ярким примером стала смерть пророка Ханании – не прошло и года, как он был наказан за лжепророчество (глава 28). Другой случай повествует о пророке, который сказал истину, а затем сбежал в Египет, чтобы сохранить свою жизнь, но был возвращен из Египта и казнен (26:20–23). Иеремия сражался с пророками и людьми не на жизнь, а на смерть, ибо на карту была поставлена не только его судьба, но судьба всего народа.

5. Покаяние. Проповедуя, в основном о суде и разрушении, Иеремия не забывал и о надежде. Бог не осуществит страшные планы (глава 18), если народ покается и обратится (3:13‒14,22‒25). Используя многогранное слово ивр. (шув) Иеремия призывает Иудею предпринять шаги, которые изменят ее судьбу. Он использует то же самое слово, говоря об отступничестве, их отвращении от Бога (3:14,22, «отступники», ср. 4:1‒4, 8:4‒5). Они отвернулись от Бога, перестали доверять Ему, но они в состоянии измениться. Такое двойственное взаимодополняющее использование слова шув встречается в книге Иеремии чаще, чем у других пророков. Эта часть пророчества Иеремии указывает на Божью справедливость и сострадание. Судьба Иудеи не выбита на камне (18:7‒8). Она может побороться за будущее. Иеремия даже сочинил молитву покаяния, которую Иудея могла бы использовать для возвращения к вере (3:22а‒23, 14:7‒10).

6. Надежда на будущее. Проповедь о грядущем разрушении занимает большую часть книги. Падение Иудеи и Иерусалима порой рисуется в самых ярких красках. Тем не менее, у людей есть надежда, о чем Иеремия услышал еще в самом начале, ибо он был послан также, чтобы «строить и насаждать» (1:10, ср. 24:6, 31:4‒5:28). Пленение было неизбежным и даже необходимым, но жизнь на этом не прекращалась. Главы 30‒33 показывают, как Иеремия, основываясь на Второзаконии 30:1‒6, превращается в пророка спасения. Но и в предыдущих главах можно найти немало намеков на светлое будущее. Глава 3 (стихи 14‒18) рассказывает о будущих временах, когда народ Божий возвратится в землю и умножится числом, а другие народы начнут стекаться в Иерусалим. Время будет настолько славным, что ковчег завета уже не понадобится. Предречение прихода праведной отрасли Давида, которая будет царствовать справедливо и мудро, должно было воспламенить в людях мессианскую мечту (23:5‒6, 33:15‒16). Такое обещание было хитроумной игрой слов с использованием имени последнего несчастного царя Иудеи, Седекии («господин – моя праведность» станет «Господь – наша праведность», 16:6). Возвращение из пленения станет новым Исходом (16:14‒15). Пленение будет продолжительным, но обязательно закончится через семьдесят лет(25:12, 29:10‒14). Иеремия продемонстрировал свою веру в обещания Господа, вложив материальные средства в будущее страны (32:6‒15). Пленники вернутся с радостью и несказанным весельем (31:1‒14). Надежда на будущее включает одно из самых важных обещаний, относящихся к церкви – обещание нового завета, который будет записан в сердцах, а не на каменных скрижалях (31:31‒34). Это – продолжение обещания нового сердца (24:7, см Иез.11:19, 36:26). Это обещание – проявление Божьей благодати и подтверждение Его желания: всегда иметь на земле людей, называемых Его именем (31:35‒37).

7. Жалобы Иеремии. Одна из уникальных сторон книги Иеремии – большое число отрывков, в которых Иеремия высказывает свои личные жалобы Богу. Из них мы многое узнаем о внутренней борьбе Иеремии. Он не раз сомневался, верит ли сам в послания Божьи; и свои сомнения никогда не держал внутри. Жалобы Иеремии ограничены отрезком с 11 по 20 главу. Он вопрошает Бога о природе своего служения и о причинах неприятия его проповедей и сталкивается со своими неприятелями на предмет их неспособности ответить на Божье слово (12:1‒4, 15:10‒11, 15:15‒21, 18:19‒23, 20:7‒18). Иеремия сомневается в Божьей теодицее (12:1‒4, 18:19‒23), в полезности своей жизни (15:10‒11, 20:14‒18) и содержании своих проповедей (20:7‒12). Его жалобы похожи на те, что мы встречаем в псалмах. Бог предупредил Иеремию о грядущем трудном служении (1:17‒19), но от этого предупреждения гонения не сократились, а переносить их не стало легче.

Связь с Новым Заветом

Иеремия цитируется в Новом Завете несколько раз, за то ссылок и намеков на текст книги не счесть. Возникает ощущение, что многие новозаветные авторы, возрастали на языке и мыслях пророка.

Новый Завет учит, что новое соглашение, обещанное в Иеремии 31:31‒34 было установлено Иисусом Христом и подтверждено Его смертью и воскресением. Это новое соглашение – основополагающий элемент Царства Божьего, введенный в действие благодаря воплощению Сына Божьего. Поэтому и Иисус ссылается на «новый завет», когда вводит обряд вечери господней во время последней Пасхи (Луки 22:20).812 Павел также ссылается на «новый завет», когда передает учение о Вечере Господней (1Кор.11:25). Автор послания к Евреям недвусмысленно говорит о важности обещания нового соглашения и его осуществления в воплощении. Он цитирует весь отрывок из Иеремии 31:31‒34 в Евреям 8:8‒12 и стихи 33‒34 в Евреям 10:16‒17. Иисус – это ходатай лучшего завета, поскольку первый завет был несовершенен. Его совершенная жертва смыла грехи раз и навсегда.813

Матфея 2:18 применяет Иеремии 31:15 к стону младенцев Вифлеема, убитых царем Иродом. Иисус очищает храм и цитирует часть Исайи 56:7 и Иеремии 7:11, чтобы удостоверить Свое поведение. Иисус также бранит учеников за недостаток веры и понимания, цитируя Иеремии 5:21 в качестве вопроса. Павел цитирует Иеремии 9:24 дважды, сначала, чтобы противостать человеческому высокомерию и хвастливости (1Кор.1:31), а затем, чтобы защитить себя перед «сверхапостолами» (2Кор.10:17).

Матфей помещает смерть Иуды в контекст ветхозаветных пророчеств, ссылаясь на Иеремию, хотя цитата больше соответствует тексту Захарии (Мф.27:9). Тем не менее, недавние исследования показали, что Матфей имел в виду более обширный отрывок из Иеремии 19:1‒13 и воспользовался некоторыми оборотами Захарии 11:12‒13.814

На страницах Нового Завета можно отыскать много ссылок и аллюзий на Иеремию, хотя следует признать, что некоторые из них несколько необоснованны. Иисусова молитва в Гефсиманском саду о том, чтобы чаша прошла мимо Него – аллюзия на ветхозаветную идею чаши Божьего гнева за грехи, о которой говорит Иеремия 25:15‒29 и 51:7, а также Исайя 51:17‒23. Чаша гнева также упоминается в Откровении 14:10, 15:7, 16:19, 17:2,4, 18:3.

Ученые утверждают, что апостол Павел строил свое служение по примеру Иеремии. Они указывают на связь между книгой Иеремии (1:5,7‒8) и Посланием к Галатам (1:15) и Деяниями Апостолов (26:17, 18:9‒10). Павел был избран до рождения, был уверен в том, что Бог силен избавить его от опасности, и получил от Бога увещание не бояться.

Иисус и апостолы знали Ветхий Завет, поэтому неудивительно, что в их трудах так много цитат и несчетное число ссылок на него. Книга Иеремии сильно повлияла как на богословие, так и на лексику Нового Завета.

* * *

782

«Jeremiah,» IDB, р. 822. Имя также встречается в небиблейских источниках: на трех глиняных печатях, две из которых датируются серединой VIII века, а одна – серединой VII века до н.э. и на остраконах Лахиша (черепке от кувшина), датированного второй половиной VI века.

783

Я говорю «должны», потому что существует большое разнообразие мнений относительно полезности материала в книге для понимания настоящего пророка Иеремии. С одной стороны Уильям Холладей считает, что мы можем многое узнать о пророке (William Holladay.JeremiaA, Hermeneia [Minneapolis: Fortress Press, 1989], 2:25), с другой стороны P. Карроль считает Иеремию, в основном, выдуманным персонажем, созданным писателями послепленного периода (R.P. Carroll, Jeremiah [Sheffield: JSOT Press, 1989], p. 75). Разговор об этом пойдет далее в разделе «История толкования».

784

HolladayJeremiaA, 2:25–26; J.P Hyatt, «Jeremiah,» IB, ed. by G.A. Buttrick et al. (New York: Abingdon-Cokesbury Press, 1951–57), 5:779–780.

785

Фрагмент, подтверждающий этот факт называется 4QJerb. Он содержит лишь часть текста Иер. 9:22–10:18. Это – один из четырех фрагментов, найденных в пешерах 2 и 4 в области Кумрана. Остальные три фрагмента поддерживают еврейскую версию текста. Всестороннее обсуждение вопросов текста книги см в книге J.Gerald Janzen, Studies in the Text ofJeremiah (Cambridge: Harvard University Press, 1973).

786

Peter Craigie, Page Kelley, and Joel Dnnkardjeremiah 1–25, WBC (Waco: Word, 1991), p.xlii.

787

Robert Althann, A Philological Analysis of Jeremiah 4–6 in the Light of Northwest Semitic (Rome: Biblical Institute, 1983).

788

Существование двух традиций, вероятно, можно объяснить тем, что Иеремия и Барух, перед уходом в Египет, взяли с собой копии материалов, которые были завершены на тот момент, оставив одну незавершенную копию в Иудее. В результате последующей редакционной работы, которая проводилась в двух географически разнесенных местностях, на свет произошли две разные версии книги. После изучения 4–6 глав книги Роберт Алтан пришел к выводу, что греческий перевод книги отличается от еврейского текста, потому что переводчики не понимали природы семитской поэзии и не придавали значения параллелизмам и другим повторениям.

789

J.A. Thompson, Jeremiah, NICOT (Grand Rapids: Eerdmans, 1980), pp. 27–29; J.G. McConville, Judgment and Promise: An Interpretation of the Book of Jeremiah (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1993), ch. 2.

790

В. Duhm, DasBuch Jeremia (Tubingen, 1901).

791

Sigmund Mowinckel, Zur Komposition des BuchesJeremia (Kristina, 1914).

792

Thompson, Jeremiah, pp. 33–37.

793

John Bright, «The Prophetic Reminiscence: Its Place and Function in the Book of Jeremiah,» Biblical Essays, Proceedings: Die ou Testamentiese Werkgemeenskap (1966), pp. 11–30.

794

E.W. Nicholson, Preaching to the Exiles (New York: Schocken Books, 1970).

795

Thompson, Jeremiah, p. 42.

796

Eissfeldt, The Old Testament, p. 355; Thompson, Jeremiah, p. 39; John Bright, Jeremiah, AB (Garden City, NY: Doubleday, 1965), p. lxx.

797

Nicholson, Preaching to the Exiles.

798

Thompson./eremiaA, pp. 48–49.

799

John Bright, «The Ddate of the prose Semons of Jeremiah.yB/.. 70 (1951): 15–35.

800

W.L. Holladay, «Prototype and Copies: A New Approach to the Poetry-Prose Problem in the Book of Jeremiah,» JBL 79 (1960): 351–367; and «Style Irony and Authenticity inJeremiah,"JBi 81 (1962):44–54.

802

WicCon\"\\\e, Judgment and Promise.

803

W. McKaneJeremiah 1–25 (Edingurgh, Т. and Т. Clark, 1986), pp. 1-lxxxiii.

804

Carroll,Jeremiah, pp. 57–72.

805

Там же, стр. 77. Карроль выразил свое мнение в двух основных книгах, помимо книги небольшого объема, на которую мы ссылаемся. См. R.P. Carroll, From Chaos to Covenant (New York: Crossroad, 1981); и Jeremiah: A Commentary, OTL (Philadelphia: Westminster, 1986). Подобный скептицизм по отношению к книге Иеремии не объясняет, почему весь биографический материал помещен в книге на первое место. Нам мало что известно о других пророках, и, тем не менее, их проповеди были сохранены. Знания о жизни Иеремии не так уж необходимы для правильного понимания книги. Почему же тогда информация о его жизни была включена в книгу, если она не имела под собой никакого фактического основания? См. Craigie et al.,Jeremiah 1–25, pp. xxxviii-xl.

806

Цитата из McConville./ere/ráaA and Promise, p. 22.

807

Там же, стр. 24–25.

808

McConville, Judbment and Promise, pp. 14, 24, 27.

809

См. выше в разделе «История толкования».

810

См. House, Old Testament Theology, ch. 12; и Zuck, Biblical Theology, ch. 9

811

См. McConviJle, Judgment and Promise.

812

Все эти отрывки из синоптических Евангелий имеют текстуальные расхождения. Матфея 26:28 и Марка 14:24 в принятых текстах говорят только о «завете», но существуют и другие чтения, где добавляется слово «новый». Есть также и другие чтения отрывка Луки 22:20, где отсутствуют стихи 19Ь-20.

813

См. также аллюзию во 2Кор. 3:3 (скрижали сердца и скрижали каменные) и ссылку на вечный завет в Послании к Евреям 13:20, которая есть цитата из книги Иеремии 32:40.

814

См. D.A. Carson, «Matthew,» in The Expositor's Bible Commentary, ed. by Frank E. Gaebelein (Grand Rapids: Zondervan, 1984), 8:563.


Источник: Введение в Ветхий Завет. С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии / [Раднал Бэйли и др.] ; под ред. Марка Мангано ; [пер. с англ. и ред. К. Назаров]. - Москва : Духовная акад. Апостола Павла, 2007. - 520 с.

Комментарии для сайта Cackle