Марк Мангано (протестант)

Источник

Книга пророка Исайи. Гари Холл

Исторический и культурный фон

Служение пророка Исайи захватывает довольно длительный промежуток времени. Заголовок книги упоминает о четырех царях: Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии (см. Ис.1:1). Царь Озия умер в 742 году до н.э. (год, когда Исайя был призван на служение – Ис.6:1), а Езекия жил до 687 года. Исайя проповедовал большую часть этого срока, хотя дата его смерти неизвестна. В соответствии с иудейской традицией, он был убит Манассией, сыном Езекии.

Годы, прошедшие со смерти царя Озии до последних лет правления Езекии, были временем политических потрясений, которые стали результатом укрепления Ассирии. Начиная с 810 года и до 750 года до н.э. Израиль и Иудея жили в мире и благополучии.738 Но Феглаффелласар, воссевший на троне Ассирии в 745 году, начал стремительно расширять границы империи на юг, восток и запад. Он овладел северными землями Израиля в 732 году, а его наследник, Салманассар V, захватил Самарию и в 722 году до н.э. окончательно уничтожил Северное царство. Война между Сирией и Ефремом, о которой упоминает 7 глава книги Исайи, была развязана в 733 году. Хотя царю Ахазу удалось избежать прямой угрозы, его обращение за помощью к царю Ассирии (4Цар.16:7 и дал.) привело к потере независимости, и Иудея стала вассалом Ассирии. Сын Ахаза, Езекия (715‒687) несколько раз пытался вернуть Иудее потерянную независимость. Он надеялся, что вавилонское восстание на юго-востоке Ассирийской империи и возрождение египетского государства помогут ему осуществить эти планы. В последней четверти восьмого столетия вавилонский генерал Меродах Валадан дважды восставал против власти Ассирии. И хотя оба раза восстание подавлялось, западные монархи, включая Езекию, вдохновленные этими героическими попытками, переставали платить дань в ассирийскую казну и делали попытки обретения независимости. Меродах Валадан даже посылал к царю Езекии своих представителей (Ис.39), и было это, возможно, после смерти Саргона, в 705 году до н.э.739

Тем не менее, Ассирия справилась с восстанием вавилонян, а Египет оказался ненадежным союзником, в результате чего вся сила Ассирии оказалась направленной против Иудеи. В 710 году Сеннахирим отправился в поход против Иудеи. Он разрушил Лахиш (Лахис), второй по неприступности город-крепость Иудеи и осадил Иерусалим.740 В записях Сеннахирима остался отчет о захвате 46 иудейских городов-крепостей и осаде Иерусалима, в котором, «как птица в клетке» оказался запертым царь Езекия.741 И хотя, как и предсказывал Исайя (Ис.37:5‒7), благодаря вмешательству Бога, Иерусалиму удалось устоять, Езекия заплатил за свое неверие огромной данью и потерей семьи (4Цар.18:16).742

Текст и автор

Исайя был сыном Амоса (Амоца) (1:1), человека, о котором нам более ничего неизвестно, кроме того, что он был отцом пророка Исайи. Имя «Исайя» означает «Яхве – спасение», что как нельзя лучше отражает тематику проповедей Исайи.743 Пророк, очевидно, жил в Иерусалиме (глава 7), а традиция утверждает, что он происходил из царского рода. Он, безусловно, был вхож во дворец (главы 7 и 36‒39). Эпизод с его призванием в храме (глава 6) намекает на его участие в богослужениях. Его ответ на призыв Бога выдаст в нем духовную зрелость и смирение. Он был призван к пророческому служению в 742 году до н.э., в год смерти царя Осии, и проповедовал, по крайней мере, до наступления кризиса 701 года, при царе Сеннахириме, а может быть даже до самой смерти царя Езекии, то есть до 687 года. Исайя был женат на «пророчице» (8:3) и имел, по меньшей мере, двух сыновей: Шеар-Яшув (буквально «остаток вернется», 7:3) и Магер-Шалал-Хаш-Баз (буквально «спешит к добыче, торопится на грабеж», 8:3). Оба сына были живыми свидетельствами проповеди Исайи царю Ахазу (глава 7). Шеар-Яшув напомнил Ахазу, что кризис его дней не был концом Израиля, а рождение Магер-Шалал-Хаш-База удостоверили его, что враги – Сирия и Израиль – вскоре будут побеждены (7:3‒9, 8:1‒4). Значение обоих имен еще не раз повторяется в других проповедях Исайи (9:2, 10:6,20,21,22, 11:11, 33:23).

Исайю считают одним из величайших богословов Ветхого Завета, открывшего глубочайшие идеи о природе и характере Бога. Он также заслужил внимание как один из лучших стихотворцев Ветхого Завета, он назван мастером образов и метафор, игры слов и каламбуров, великолепным оратором.7 Он был изобретательным и прямым, но, в то же время, зрелым и основательным.

Текст книги пророка Исайи

Находка книги Исайи среди рукописей Мертвого моря помогла сделать важный шаг в исследовании текста книги. Найденная рукопись отодвинула нижнюю планку датировки почти на 1000 лет, во времена, предшествующие возникновению христианства. Четвертая пещера сохранила полный текст книги Исайи, датированный II веком до н.э. Теперь в нашем распоряжении есть три текста книги Исайи: еврейский масоретский текст, Септуагинта и еврейский ивр..744 Хотя в кумранской рукописи трудно найти стих, абсолютно совпадающий с масоретским текстом, большинство разночтений незначительны и связаны с различием в написании огласовок.745 Чрезвычайное сходство масоретского текста с кумранской рукописью восстановило доверие к масоретскому тексту и положило конец стремлению ученых к исправлению масоретского текста. Вновь выросло уважением к работе книжников. Тем не менее, было найдено несколько мест, где кумранский текст помог разъяснить некоторые трудности масоретского текста, поскольку, вероятно, сохранил первоначальное чтение.746 В современном переводе Российского Библейского Общества учтены все отличия кумранского текста от масоретского.747

История толкования

Природа и композиция книги пророка Исайи – одна из наиболее сложных тем ветхозаветных исследований. Даже при беглом чтении можно заметить, что книга делится на две большие части – до и после 40 главы отличающиеся тематикой и выразительностью. Но традиция считала, что первый стих книги указывает на единого автора, и это мнение не подвергалось сомнению до конца XVIII века.748 Схожие слова и темы, имеющиеся во всех частях книги, предположения о богодухновенности, точные предсказания будущего, и частое использование книги пророка Исайи в Новом Завете были основными причинами принятия Исайи как единого автора книги. И только когда эпоха Просвещения усомнилась в богодухновенности Библии и отделила Ветхий Завет от Нового, происхождение книги пророка Исайи стало подвергаться критике. Впервые теория о двойном авторстве книги была предложена Дж. Эйчхоном в 1783 и Дж. Додерлейном в 1789 годах.

Позднейшие споры возникли на основе трех основных факторов, которые приписывали главы 40‒60 другому автору, сначала – современнику Исайи, а позднее – человеку, живущему в VI веке до н.э.749 1. Исторический фон глав с 40 по 66 выдает период пленения, когда Иерусалим был разрушен, а его жители уведены в плен. Главы с 1 по 39 предполагают господство Ассирии над странами Ближнего Востока и часто упоминает о присутствии ассирийских сил в Палестине. Вновь, главы 40‒66, похоже, допускают, что первые читатели книги Исайи находились в пленении в Вавилоне (48:20), и ожидают их будущего освобождения. Иерусалим и храм лежат в руинах (44:26, 58:12, 61:4) и ожидают восстановления (54:11‒14). В дни пророка Исайи Вавилон даже не считался мировой державой, а Кир появился на политическом горизонте только через 150 лет (44:28, 45:1). Исайя предсказывает пленение (11:11), но главы 40‒66 подразумевают это как свершившийся факт. Таким образом, содержание второй части книги было бы не интересно читателю, жившему во второй половине восьмого столетия. Более того, Иеремия и другие пророки VII века не ссылаются на пророчество Исайи о предстоящем пленении, ибо жили незадолго до него и должны были бы обратить внимание на предшествовавшие проповеди великого пророка.

2. Сильные расхождения в языке, стиле и идеях между двумя частями можно объяснить только тем, что они были написаны разными авторами. Ученые указывали на то, что имя Исайи даже не упоминается во второй части книги. Также и Бог представлен по-другому. Могущественный и святой в начале книги, и создатель, и искупитель в конце. Идеи второй части более передовые и вдумчивые. Мессия первой части – это царь из рода Давидова, Мессия второй части – страдающий раб. Многие слова и фразы первой части более не встречаются во второй. Среди них такие слова как выбор, хвала, желание, добрая воля и радость.750 Некоторые слова используются с другим значением, например такие как «праведный» и «суд». Язык второй части, кажется, более поздним. Отличается и стиль письма. Во второй части он более лиричный, плавный, пылкий, с повторяющимися словами и частой игрой слов.751 Обе части имеют и некоторые сходства, но различий в них все же значительно больше.752

3. Еврейский пророк, в первую очередь, был призван обращаться к современникам со словом Божьим, и обращение к будущим поколениям, которые должны были только появиться на свет через 150 лет, было неслыханным делом. Пророк всегда обращается к современникам, и слова из глав 40–66 были бы непонятны людям восьмого столетия. Пророк может говорить о будущем, но о ближайшем будущем. Как Исайя из Иерусалима говорил о спасении от нашествия Сеннахирима, которое должно было свершиться в ближайшем будущем, так и автор второй части говорил об освобождении от пленения, подразумевая ближайшие годы. Поскольку эпоха Просвещения заключила, что Библия – это книга, целиком написанная людьми, без участия высших сил, любые сверхъестественные предсказания далекого будущего считались недопустимыми. Более того, поскольку ни один другой пророк не делал столько далеких предсказаний, то, следуя аналогии, считалось, что и Исайи это было не под силу.

Занявшись изучением глав 1‒39 и 40‒66, ученые-критики к тому же обнаружили недостаток единства между этими частями. Главы 1‒39, так называемый первый Исайя, были разделены, на основе литературного анализа, на несколько разделов в соответствии с периодом написания и авторством. Например, по мнению Эйсфельда, главы 15‒16, 19, 23, 24‒27 и части глав 2,9,11,12 и 21 не были написаны Исайей.753 Другие видели книгу, в основном, как творение Исайи, к которому затем его ученики сделаны добавления. Позднее получил развитие анализ критики формы различных традиций.754

При исследовании глав 40‒66 также возникло много вопросов об их единстве. Некоторые видели эту часть как несколько устных проповедей, позднее сведенных вместе. Другие же находили развивающуюся литературную композицию. Так называемые песни раба (42:1‒7, 49:1‒6, 50:4‒9, 52:13‒53:12) также оказались проблематичными для исследователей. Существовали ли эти отрывки независимо и как они вписываются в общий контекст? Ответы на эти вопросы так и не были найдены, но наметилась тенденция смотреть на песни раба, как на неотделимую часть книги.

Была также попытка отделить главы 56‒66 от остальной книги из-за предполагаемого отличия исторического и тематического контекстов, назвав эту часть книги «третьим Исайей». Ученые посчитали, что эти главы были написаны для пленников, теперь вернувшихся в Палестину. После возвращения на родину, в настроении читателей наметилась нотка разочарования, и в главах 56‒66 отмечены религиозные и экономические проблемы, с которыми столкнулись возвратившиеся из плена иудеи. В этих главах предполагается строительство нового храма, а эсхатология выходит на новый виток. Меняется также и полемика вокруг греха идолопоклонства; взгляд на Бога уже не столь возвышенный. В дальнейшем некоторые исследователи пришли к выводу, что и «третий Исайя» – состоит из нескольких отдельных отрывков.755

С самого зарождения современного подхода к изучению книги Исайи, ученые консервативного крыла защищали традиционный взгляд на книгу.756 В защиту своего взгляда они предложили следующие аргументы.

1. Имеющаяся у нас в распоряжении каноническая форма приписывает всю книгу пророку Исайе. То же можно сказать о Новом Завете и раввинских писаниях. Если читатель верит в богодухновенность и авторитет Нового Завета, то эти факты должны иметь для него определенный вес. Новый Завет упоминает о книге пророка Исайи 20 раз, цитируя и первую и вторую части книги. Интересен случай, когда Иоанн (12:38‒41) цитирует обе части Исайи одновременно (Ис.6:10 и Ис.53:1). К тому же кумранская рукопись Исайи содержит всю книгу, не отделяя главу 39 от 40.

2. Между двумя частями все же сохраняется множество похожих слов, фраз и понятий, а это поддерживает идею единого автора. И речь здесь идет о сотнях схожих слов и выражений.757 Что же касается различия в стилях, то консервативные ученые посчитали его слишком субъективным и отчасти второстепенным. Различие между двумя частями Исайи проще объяснить разной тематической окраской, другой читательской аудиторией, более зрелым возрастом Исайи, новыми обстоятельствами, и новым авторским замыслом. Служение Исайи продолжалось более двух десятилетий – достаточный срок для перемен в писательском стиле и появления новых исторических обстоятельств. Одно из самых ярких свидетельств единства – уникальное для Исайи наименование Бога: «Святой Израилев», фраза, которая встречается в обеих частях одинаковое количество раз. Обе части также упоминают о Вавилоне, подразумевают, что события развиваются в Палестине, ставят Сион в центр повествования, используют одинаковый язык при описании разрушений, и поддерживают единство темы и структуры мысли, что также может служить аргументом в пользу единого автора. Ученые-критики признают, что обе части Исайи имеют сильное стилистическое сходство.758 Мотьер предположил, что первая часть книги включает ранние проповеди Исайи. Когда же, после смерти царя Езекии, пришли темные дни правления Манассии, Исайя полностью перешел к литературному творчеству, о чем свидетельствует вторая часть книги.759 Освальт заявляет, что сама природа проповеди в главах 1‒39 «требует» включения глав 40‒66 в книгу для завершения и подтверждения послания Исайи. Он утверждает, что главная тема книги – сущность и судьба народа Божьего. Как грешные люди могут стать служителями Бога? Проблема сформулирована в первых шести главах, и оставшаяся часть книги рассказывает о решении этой проблемы. Главы 7‒39 неоднократно призывают к вере в Бога, а не в силу международных альянсов. Иуде, похоже, не достает мотивации, и мотивация дается ему в главах 40‒48. Хотя Бог избавил Иуду от Ассирии, он не станет избавлять его Вавилона. Тем не менее, находясь в пленении, Иуда поймет, что Бог был рядом всегда. Более того, через раба Божьего Иуда познает идею служения (главы 49‒55). Это не решит всех проблем (главы 56‒66), но решение придет с явлением славы Божьей.760 Таким образом, Освальт призывает ученый мир сосредоточить усилия на толковании книги как единого произведения. Мотьер поддерживает этот подход. Без второй части, Исайя первой части оказался бы неудачником, его заявления о вере в Бога и надежде оказались бы ложью, а повествование книги завершалось бы Вавилонским пленением.761 Продолжительная полемика Исайи состоит в том, что Яхве уже определил будущее и способен осуществить его (40:21, 41:4,21‒29, 43:12, 44:6‒8,24‒28, 45:11‒13)».762 Пленение и последующее возвращение уже предвидятся в ранних главах Исайи (Ис.6:11‒12, истребление жителей Иерусалима; 7:3, «Шсар-Яшув», то есть «остаток вернется»), и пророк понимает, что его предсказания относятся к далекому будущему, которое будут передано в надежные руки его учеников (8:1 б).763

Более того, трудно увидеть обстоятельства, при которых имя другого великого пророка, который, как полагают некоторые, написал главы с 40 по 66, потерялось в веках, а его труд был приписан другому великому пророку. Если в течение сотен лет над книгой трудились разные авторы и редакторы, то, как же она сумела приобрести настоящее единство? Разве советы и комитеты создают великие произведения?

3. Третий аргумент связан с происхождением книги. Если вторая часть была создана во времена Вавилонского пленения, почему в ней отсутствуют подробности о жизни в Вавилоне?764 Иеремия, Иезекииль и Даниил писали перед и во время пленения, и детали их книг ясно подтверждает это. Если пленение исцелило Израиль от идолопоклонства, то почему оно вновь возникает в 57 главе? Почему грехи, перечисленные в 59 главе созвучны тем, что перечислены у Амоса, Михея и в главах 1‒39 книги Исайи? Почему в этих главах мы читаем про деревья, ландшафт, дожди, климат и море Палестины, а не Месопотамии?765

Современные исследования книги Исайи постепенно уходят от тенденций прошлого, стремящихся раздробить книгу на отдельные части. Теперь ученых привлекает поиск основных тем и связей, объединяющих книгу. В 1979 году Чайлдс766показал бессодержательность мнения ученых-критиков о контексте глав 40‒66. Мы продолжаем считать эту часть книги единой с главами 1‒39, приписывая авторство второй части пророку Исайи из Иерусалима. Если во второй части и были исторические ссылки, то они были изъяты. (!) Мы можем понять эти главы, только исходя из их настоящего контекста, а тщательный анализ показывает, что главы 40‒66 играют ключевую роль для понимания глав 1‒39 и наоборот. Важная идея книги, связывающая пророчество с его исполнением будет безнадежно утеряна, если книгу разделить на две несвязанные части. Слова и дела прошлого, описанные в первом Исайи, находят подтверждение во втором Исайе. Если же связь между этими частями труднообъяснима, то позднейшая часть превращается лишь в «случайный фрагмент». В противоположность стремлению одних ученых исследовать отдельные малые отрывки, другие ученые ныне считают, что древние книжники и школы книжников целенаправленно соединили книгу и придали ей современную композицию.767 Однако эти мнения поддерживают больше редакторское, а не авторское единство.

Начиная с первой половины 1980-х годов были выведены несколько предложений, подтверждающих единство книги. Вот некоторые из них.

1) Падение Иерусалима – основополагающий и объединяющий центр книги; первая часть книги предсказывает его падение, вторая предлагает слова новой жизни и восстановления Божьего правления в Иерусалиме.

2) Социальная динамика, в которой текст взаимодействует с обстоятельствами времени, предлагая надежду там, где она, очевидно, отвергается.

3) Первый и второй Исайя следуют одной основной теме: слепота и глухота Израиля и Божье избрание Израиля.

4) Второй и третий Исайя связаны воедино школой Исайи, которая придерживается богословских воззрений второго Исайи, в противоположность политическим лидерам того времени. Третий Исайя – это комментарии к Ис.56:1.

5) Некоторые тексты носят программный характер (главы 1, 35:1‒48:8 и 65‒66), очерчивая собою структуры книги. В них обнаруживается некоторый макроструктурный потенциал.

6) Вся книга имеет жанровую структуру завета-диспута. Цель книги призвать читателя к покаянию и поиску мира с Богом. Автор/составитель, скорее всего, жил в VI веке до н.э.768

В. Браунли предложил идею о том, что книга Исайи была изначально задумана как двухтомник (главы 1‒33 и 34‒66), целенаправленно поделенный на параллельные части:

1. Главы 1‒5 и 34‒35 (разрушение и восстановление)

2. Главы 6‒8 и 36‒40 (биография)

3. Главы 9‒12 и 41‒45 (пути благословения/освобождение и суд)

4. Главы 13‒23 и 46‒48 (проповеди против других народов/проповеди против Вавилона)

5. Главы 24‒27 и 49‒55 (всеобщий суд/освобождение и всеобщее искупление)

6. Главы 28‒31 и 56‒59 (этические проповеди)

7. Главы 32‒33 и 60‒66 (восстановление Иуды и великолепие нового Иерусалима/небес/земли)769

Современный интерес к редакционному единству Исайи происходит из интереса к эволюции письменной, а не устной традиции. Ученые теперь считают, что записанные речи пророков создавались для ответа на новые исторические обстоятельства. В случае с Исайей были приложены целенаправленные усилия, чтобы соединить книгу в связанное целое. Ученые также заметили, что при создании книги, во время редакционного процесса, ранние материалы истолковывались в поздних, а поздние добавления осознанно вторили ранним. Эти выводы подтверждают единство книги, и подчеркивают ее «каноническую» форму.770

Структура

Структура этой сложной книги требует многих усилий толкователя. Даже если существует согласие относительно макроструктуры книги, незначительные детали вызывают множество споров. Предложение Браунли, изложенное выше, поддерживает лишь малая часть ученого мира.771 Деление книги на две части – с 1 по 39 главы и с 40 по 66 – приобрело широкую популярность, о чем можно судить по большому числу комментариев на Исайю, выпущенных в виде двух томов (к этому списку следует присоединить даже комментарии Освальта). Отталкиваясь от этого деления, макроструктура книги может выглядеть в виде плана, представленного ниже и снабженного короткими обзорами каждой части.772

I. Главы 1‒6. Ранние проповеди о грехах Израиля (Иуды) и о Божьем суде завершающиеся рассказом о призвании Исайи, что подготавливает основание для понимания многих идей книги.

II. Главы 7‒12. Показано неверие со стороны Иуды и последующее представление надежды через личность мессианского царя из рода Давидова (7:14, 9:1‒7, 11:1‒9); завершается гимном надежды в главе 12. Этот отрывок имеет параллель в главах 36‒39, где Езекия противопоставляется Ахазу из главы 7.

III. Главы 13‒23. Верность Бога показана в Его способности держать в руках судьбы целых народов, и представлена в серии приговоров, выдвинутых против самых разных народов от востока (Вавилон) и до запада (Тир).

IV. Главы 24‒27. Общие видения разрушения земли и городов мира (24) и песнь о восстановлении города Иуды (26), в еще большей степени демонстрирующие всемогущество и всесилие Бога.

V. Главы 28‒35. Еще одна серия приговоров против Иуды и других народов, названная «Горе вам». Подобно главам 1‒12, эта часть завершается гимном надежды об искуплении Сиона (35).

VI. Главы 36‒39. Езекия, в отличие от Ахаза (глава 7), доверяется Господу во время нашествия Ассирии.

VII. Главы 40‒48. Объявление о восстановлении и искуплении Иуды придает нужную основу для атаки на идолов языческих народов и введения темы о страдающем рабе. Кир становится инструментом в руках Божьих; гибель Вавилона предвещается.

VIII. Главы 49‒55. Восстановление, освобождение и служение раба через последние три так называемые «Песни раба». Раздел завершается приглашением к изобильной жизни, адресованным всем людям (55).

IX. Главы 56‒66. Общество так и не решило проблемы святости и покорности Богу. Но это не остановит Бога, и Он исполнит данные обещания. Людям остается только ждать.

Жанр

Исайя искусно владеет еврейским языком, и потому его книгу отличает различие жанров, богатый словарный запас и яркие образы. Ему принадлежат многие прекрасные метафоры и образы, в книге часто можно встретить игру слов, аллитерации и созвучия. Обычная пророческая проповедь сочетается с отрывками в форме приговоров, соглашений, видений, гимнов, объявлений и воззваний о спасении. В тексте Исайи можно встретить пословицы, сатирические высказывания, проклятия, сарказм и образы, граничащие с образами апокалиптической литературы. Из всех остальных пророков, именно Исайя в своих проповедях в полной мере воспользовался богатством еврейского языка. Описанные Исайей образы царя-Мессии (глава 9), мирного царства (глава 11), благословений искупленного Сиона (глава 35), страданий раба (глава 53) породили самые запоминающиеся отрывки Ветхого Завета.

Богословские темы773

С помощью простых слов трудно выразить всю глубину и широту послания такой сложной книги как книга пророка Исайи. Тематический разбор – типичный метод исследования книг, но он всегда будет отдавать некоторой искусственностью, потому что ни одна библейская книга не имеет четкого тематического плана, построенного в соответствии с запросами систематического богословия. Поэтому здесь мы последуем хронологическому методу, отмечая темы и идеи книги по мере того, как они появляются в ее канонической форме, начиная с первой главы. Книга является богословским единым произведением, что следует иметь в виду при любом подходе к изучению книги.774 Но даже это единство непросто представить, ибо богатый богословский механизм книги породил множество парадоксов и противопоставлений.

Главы 1‒6. Исайя начинает с картин-описаний грехов Иуды, которые он называет «бунтом». В форме договора-соглашения он рассказывает о том, как народ отвернулся от Бога из-за недостатка знаний и презрения к Господу (1:3‒6). Он также называет это грехом, злом и беззаконием (ст. 4). Природа этого греха в дальнейшем описывается как уклонение к другим богам и к другим странам за защитой и самоуверенной гордыней (2:5‒11). Они также грешны в несправедливости, оставлении нуждающихся и потому в пренебрежении праведных требований закона. Из-за недостатка сострадания их формальное поклонение Богу бесполезно, оно не больше чем простое повторение заученных ритуалов (1:10‒20). А потому Иерусалим это вероотступница и блудница (1:21). Безнравственный характер Иуды проявляется повсеместно: в отъеме земли, пьяных пирушках, притуплённом чувстве добра и зла и несправедливости, проникшей даже в суды (5:823). Все эти обвинения можно суммировать под единым именем: нарушение завета (особенно если сравнивать их с требованиями, изложенными в книге Второзаконие). Иуда – это бесплодный виноградник, посаженный милосердным и оптимистичным хозяином, который пожинает лишь плохие плоды, несмотря на проявляемую заботу (5:1‒7). Поэтому Божье решение о наказании Иуды полностью оправдано (1:24‒31, 2612‒4:1, 5:5‒6,24‒30). Бог – не раздражительный и не деспотичный, а любящий и заботливый, как отец или садовод. Но они восстали против Него и потому Он, святой Бог, проявит Себя в суде как «святой в праведности» (5:16).

Но, поскольку Бог – свят, у Израиля есть надежда и светлое будущее. Возможно, что народ покается и обратится (1:18‒20). Но как бы там ни было, Бог все равно восстановит его (1:24‒26) и Иерусалим вновь станет верным городом. Настанет время, и Бог сотворит совершенно новую, верную ветвь, новую защиту для Сиона, но только после того, как большинство нынешних жителей будут уничтожены (4:2‒6). Он будет защищать этот новый Сион также, как когда-то он защищал Израиль в пустыне (4:5). А потом придут времена, когда все народы придут к восстановленному Сиону, ища мира и надежды (2:1‒4). Эти глубокие темы звучат на каждой странице книги.

Рассказ о призвании Исайи (глава 6) описан в конце первой части, а не в самом начале книги (как у пророков Иеремии и Иезекииля). Рассказ объясняет, откуда взялась в Исайе страсть по святости Бога и пессимизм относительно духовного состояния Израиля. Исайя видит Святого Бога, сидящего на троне, и осознает свою греховность (6:1‒5). Теперь становится ясно, почему Исайя так любил называть Бога «Святой Израилев», именем, которое встречается одинаково часто и в первой и во второй части. Исайя беспощаден к грехам Иуды, потому что Бог свят. Народ Божий должен жить в страхе и покорности, но вместо этого живет в невежестве, заносчивости и совершенном непослушании. Так не должно быть и не может долго продолжаться. Но люди настолько ожесточились и очерствели, что проповедь Исайи только ухудшит положение, и они продолжат стоять на своем (6:9‒12). Стихи 9‒10 с отрицанием слышания и видения, определяют важный двойственный лейтмотив всей книги. Израиль, как и идолы, слеп и глух, но Израиль также призван на суд, чтобы услышать и увидеть (особенно после главы 40). Раб – это образец того, кто слышит, видит и проявляет покорность.775

Главы 7‒12. Эти главы, помещенные в исторический контекст, поднимают насущный вопрос: верен ли Бог и доверится ли Богу Иуда? Глава 7, следующая сразу за главой 6, иллюстрирует ожесточение сердца Иуды на примере царя Ахаза. Перед нависшей угрозой, он не желает довериться Господу, не обращает внимания на знамение и получает заслуженное наказание Божье. Но Бог все же показывает знамение, и через обещанного Еммануила (7:10‒17, 8:5‒8), обещанного царя (9:2‒7) и обещанного потомка Давида (глава 11), дает уверенность в том, что остаток спасется и будет восстановлен в земле. В этих словах звучит самое важное мессианское заявление всей книги. По описанию пророка Исайи, Мессия будет потомком Давида, исполненный Святого Духа, Он принесет с собой новую эру мира и праведности и станет основателем новой общности людей. В этих словах звучит критика существующего царя и преобладающей политики царского двора.776

Важная тема святого остатка уже поднималась в книге Амоса (5:3). В ней подчеркивается Божья милость даже в намерениях Бога поразить грешный народ заслуженной карой. Даже посреди разрухи, после нашествия ассирийской армии, остаток народа спасется (10:20‒27).

Этот раздел также раскрывает взгляд Исайи на историю. Бог держит в своих руках судьбы всех народов и даже способен использовать силу и мощь таких государств, как Ассирия, для осуществления Своих планов (глава 10). По этой причине Иуда может доверять Господу. Эта тема становится центральной в главах с 13 по 23. Но и Ассирию за ее высокомерие и жестокость, однажды постигнет гнев Божий.

Раздел завершается гимном хвалы за спасение, дарованное Богом (глава 12). Подобные вставки со словами хвалы будут регулярно появляться и дальше.

Главы 13‒23. Эти главы дополняют рассказ о богословских воззрениях Исайи на историю. Ответственна за свои действия не только Ассирия, но и все народы, окружающие Иудею. По очереди звучат пророчества о Вавилоне, Ассирии, Моаве, Дамаске (Сирии), Куше и Египте, вновь о Вавилоне, Едоме, Аравии, Иерусалиме (!) и Тире. Урок ясен и прост: любой народ процветает или бедствует по воле Божьей, и потому каждый должен держать ответ перед Богом. Он – Бог вселенной и потому Он решает, что справедливо, а что нет, и Он будет судить каждого по делам. Из-за вероотступничества Иудея (Иерусалим) будет судима наравне с остальными народами. Но даже в этих продолжительных судных речениях слышаться несколько отголосков надежды (14:1‒3,32, 16:5, 19:18‒25).

Глава 24‒27. Эти главы часто называют «Малым апокалипсисом», и считают поздней добавкой к книге. Но при внимательном чтении оказывается, что в разделе мало общего с литературой апокалиптического жанра. Есть продолжение темы суда и кары, начатой в предыдущем разделе, но теперь речь идет о суде в более широком смысле слова – он постигнет все творение и всех его обитателей (глава 24). Однако, даже из самых руин звучит надежда и хвала, ибо зло наказано (24:14‒16а). Спасенных Господом ожидает великий пир (25:6‒8), ибо они доказали свою верность Богу (25:9). Они станут новым, сильным градом, воздвигнутым для мира, градом, в котором будут оживать даже мертвые (глава 26). Они также станут плодоносной виноградной лозой (срав. с главой 5), где Израиль еще раз расцветет после поношения и плена (глава 27). В этом и состоит эсхатология Исайи: наступит день, когда Господь восстановит и укрепит Свой народ.

Главы 28‒35. Главы продолжают обвинять Израиль и Иуду в гордыне, в том, что они полагаются на политику, военные союзы и богатство, а не на завет с Господом. Эти обвинения прописаны в виде шести пророчеств, каждое из которых начинается со слов «Горе вам» (28:1, 29:1,15, 30:1, 31:1 и 33:1). Интриги Иуды вновь вытекают из недостатка доверия Господу, в чем он уже обвинялся в 2:6‒9 и что было отражено в поведении Ахаза в главе 7.

Глава 35 завершает этот раздел гимном (подобно тому, как гимном завершает первый раздел глава 12). Гимн рисует живую картину восстановленной земли, общества, в котором нет больных и инвалидов, и мира, который приходит благодаря Божьей милости и восстановлению Его народа. В этом – основа надежды Исайи на будущее: спасение, искупление и восстановление, следующие за наказанием и судом. Искупленные увидят чудеса Божьи и воскликнут от радости, когда горечь и боль пройдут (35:9‒10). Начатая тема продолжается в главах с 40 по 66.

Главы 36‒39. С помощью исторического повествования эти главы возвращают нас к главной теме: можно ли доверять Богу? Езекия в дни национального кризиса доверяет Богу защиту Иерусалима, и Бог спасает Иерусалим. Это повествование завершает первую часть книги пророка Исайи и намеренно показывает, как вера Езекии отличается от неверия Ахаза, о котором речь шла в главе 7. Здесь также указано на истинность стихов 2:5 и 2:22. Святой Израилев верен Своему слову, Он – Господь всех народов, Он может спасти и спасет Свой народ, несмотря на самые невероятные препятствия. И дело здесь не в политической, экономической или военной мощи, а силе Божьей, которая противостоит силам всех народов. Однако даже в этой проповеди о силе Божьей Езекия слышит предупреждение: вся страна будет захвачена Вавилоном (39:6). Да, на Бога можно положиться в том, что Он спасет Свой народ, но Его безусловная верность также приведет к тому, что Он осудит и накажет Израиль за грехи. Он – последовательный и святой Бог, который вселяет в душу каждого и надежду и страх.

Главы 40‒48. В главах 40‒55 преобладает тема раба Божьего. Похоже, что главный вопрос звучит так: станет ли Израиль рабом Божьим или нет?777 Часто идею раба изучали в рамках четырех так называемых « Песней раба»: 42:1‒9, 49:1‒6, 50:4‒9, 52:13‒53:12. Но такой взгляд кажется слишком узким, ибо весь раздел посвящен теме и словам раба.778 Под рабом иногда подразумевается Израиль (41:8, 44:1,21, 49:3), а иногда, очевидно, неназванный человек (42:1‒4, 52:13 и далее). У раба есть несколько задач: он помазан Богом для того, чтобы принять участие в суде, он также помазан, чтобы быть пророком, он послан, чтобы расширить служение и проповедовать язычникам, поставлен служить Израилю, избран для того, чтобы стать откровением и спасением для всего мира, и избран, чтобы стать невинной жертвой для всего человечества. Христиане обычно воспринимают этого раба в смысле Мессии. В противоположность, мессианской фигурой первой части книги Исайи был Царь, подобный Давиду (Ис. 9:6‒7). Возможно, переходом от одной идеи к другой можно считать стих из Исайи 37:35, где встречается ссылка на «Давида, раба моего».

Глава 40 известна звучащей в ней темой утешения. Времена трудностей для Иуды закончились, пришло время восстановления Божьего царства на земле (40:9‒11). Так начинаются многочисленные пророчества о спасении, которые мы находим в главах с 40 по 48, с типичной для них темой «не бойся»: 41:10,14, 43:1,5, 44:2, 54:4. Пророчества предполагают, что суд Божий, обещанный в первой части книги, свершился, Иуда пережил наказание и пленение, и теперь пришло время его восстановления.779 Это – действительно, добрая весть и рассказ о намерениях Бога напоминает нам о восхитительных видениях главы 35.

Бог, способный сотворить такое – несравненный создатель, которому нет равных (40:12‒31). Вот почему Иуда может довериться Ему и взлететь ввысь как орел. По этой же причине людям нечего бояться, вне зависимости от обстоятельств, в которых они окажутся. И, напротив, языческие идолы – есть ничто, они не могут устоять перед Богом. Они – бессильные и ложные творения рук человека (41:21‒29, 44:9‒20). Они не в состоянии прервать исполнение Божьих обещаний.

Раздел также продолжает приводить доказательства всевластия Бога. Бог избрал Кира своим пастырем и поставил его на царство (44:28, 45:1). На некоторое время Кир станет слугой Божьим, чтобы вывести Израиль из плена. Это подразумевает уничижение могущественного Вавилона, ибо его будущее также находится в руках Божьих. Богословский взгляд Исайи на историю остается неизменным, и Бог продолжает действовать так же, как это было во времена рассвета Ассирии (главы 10 и 36‒37). То, что Бог может осуществить свои обещания – еще один пример Божьего могущества, по сравнению с идолами, которые не способны ни на что подобное (41:22, 42:9, 43:9‒13, 44:8, 45:21, 46:10, 48:3).

Главы 49‒55. Тема восстановления продолжается, особенно в рассказе о служении раба. Здесь раб – это Израиль (искупленный остаток?), который должен вернуть Израиль к Богу (49:1‒5). Божья благодать к Израилю переизбыточествует в Божьей верности и преданности. Он не позволит Своим рабам исчезнуть навсегда. Он постоянно обновляет Свои отношения с ними. Главная тема этих глав – восстановление отношений между Израилем и Богом. Сион расцветет по мере того, как Божий народ будет возвращаться на родину (49:8‒26). Пение и торжество станут знаками Божьей верности и любви (49:3, 52:9, 54:1). Заброшенная земля наполнится жителями. Перед ними склонится вся царская власть, и они уже никогда не испытают бесчестие. Небо и земля могут исчезнуть, но Божье спасение пребудет вовек и не упраздниться (51:6). Добрая весть о Божьем правлении будет провозглашаться (52:7).

Теперь миссия оставшихся выйдет за границы Израиля и будет связана с проповедью всем народам земли. Бога вселенной нельзя ограничить одним народом; для Него это – слишком простая задача (49:6). Израиль, по замыслу Бога, должен был стать светом для всех народов, чтобы все могли испытать спасение Божье.

С другой стороны, Исайя описывает Божий гнев с помощью запоминающегося образа, который позднее раскрыл Иеремия (ср. Ис.51:17‒23 и Иер.25). Божий гнев – это чаша, которую должны испить грешники. Испивши ее, они станут шататься и потеряют контроль над собой, подобно пьяному, который не в состоянии контролировать себя, ни физически, ни умственно. Этот образ имеет прямое отношение к святости Бога, ибо святость ведет к осуждению греха, ибо Бог справедлив и праведен и не может оставить грех без внимания. Бог не мстителен, а праведен, и ради Себя и своего народа не оставит грех без наказания.

Окончательное спасение наступит после незаслуженных страданий раба (52:13‒53:12). С помощью самого сильного из всех встречающихся в Библии высказываний об искупительном страдании, Исайя объявляет о намерении Бога возложить грех всех людей на одного человека. Через покорного, презренного раба/агнца придет примирение с Богом. Христиане видят в этом рабе Мессию, Христа, ибо никто другой не в состоянии выполнить эту миссию. Через этого страдальца придет новый Божий «завет мира», который умножит Израиль, допустив в его ряды другие народы (54:1‒10).

Этот раздел завершается одним из самых сильных призывов Библии: приглашением на пир к богатствам, которые Бог безвозмездно предлагает каждому (глава 55). Божьи планы выходят за рамки человеческого понимания, но каждый из нас все же способен радоваться великодушному святому дару. И даже природа с радостью примет этот дар (см. также Псалмы 95‒97).

Главы 56‒66. Книга пророка Исайи завершается повторением тем, уже поднятых в первых 39 главах. Благословения спасения, изложенные в главах 40‒55, не изменят основополагающих законов о взаимоотношениях с Богом. Израилю нужно стремиться к праведной жизни, чтобы свидетельствовать о Божьей славе.

Греховность человека требует постоянной дисциплины. Если этот раздел был посвящен вернувшимся из плена иудеям, то он означает только одно: в их жизни мало что изменилось. Дар Божий не дает им право игнорировать обязанности накладываемые заветом. Божьи предостережения Израилю составлены в виде двух блоков: 56:1‒57:13 и 58:1‒59:14. Из этих строк следует, что соблюдение субботы все еще важно (56:2.6), идолопоклонство также непозволительно (57:1‒13), соблюдение религиозных обрядов не должно ставиться выше соблюдения справедливости (глава 58), грех и беззаконие препятствуют праведности и справедливости (59:1‒14), а непослушание влечет за собой Божий суд (63:10‒14, 64:5Ь‒12). Эти отрывки – мрачное напоминание о том, что в этом веке человечество все еще остается пойманным в силки грехопадения. Выход из создавшегося положения приходит к Исайе во время видения нового неба и новой земли (65:17‒25).

Описание Бога в этом разделе похоже на описания Его в первых главах. Израиль – это народ, через который Бог явит Свою славу, чтобы все народы земли могли прийти и жить под этими благословениями (56:1‒8, 60:1‒3, 66:18‒24). Бог избрал Израиль, чтобы все народы получили знание о Боге. Более того, все народы подотчетны Богу. Едом за свои грехи получит свою долю гнева Божьего (63:1‒6) и станет парадигмой подотчетности всех народов перед Богом. В этом отчасти выражается и защита Сиона, чтобы Божья слава могла явиться через Его дела (глава 62). Благодаря характеру Бога, который не станет гневаться вечно, Израиль все еще сможет обрести спасение (57:14‒21). Дух Божий помазал его посланника, чтобы принести благую весть об освобождении пленных и наказании грешных (61:1‒4). Ко всему сказанному делается еще одно важное добавление. Чтобы образовать место, где окончательно и совершенно будет исполнена воля Божья, Бог творит новое небо и новую землю, место, где не будут тщетными любые людские дела, где, наконец, все люди смогут восхищаться Богом, где все конфликты и слезы исчезнут, и где все вечно будут поклоняться Богу (65:17‒25, 66:22‒23). Сокрушенные духом и смиренные сердцем окончательно насладятся Божьим миром (57:14‒21). Видение, описанное в Исайе 2:1‒5 будет осуществлено. Эсхатологические представления Исайи станут реальностью.

Связь с Новым Заветом

Читателю Нового Завета будут знакомы многие темы и тексты Исайи, из-за сильного влияния книги на учение и служение Иисуса и на богословскую мысль апостола Павла. В Новом Завете встречается более 40 прямых цитат и около 390 ссылок на пророка Исайю. Исайе приписывается почти четверть всех ветхозаветных цитат. Более 60% цитат и ссылок на Исайю взяты из глав с 40 по 66.

Понять служение и учение Иисуса без знания книги Исайи невозможно. Цитаты из Исайи объясняют служение Иоанна Крестителя (Ис.40:3; Мф.3:3), важность рождения Иисуса (Ис.7:14; Мф.1:23), цель служения Иисуса (Ис.61:1‒2; Лк.4:18‒19), ожесточенность иудеев к учению Иисуса и причину, по которой Иисус учил в притчах (Ис.6:9‒10; Мф.13:14‒15; Мк.4:12; Лк.8:10; Ин.12:39‒40; Деян.28:26‒27; см. также Ис.29:13 и Мф.15:8‒9). Исайя также объясняет причины начала служения Иисуса в Галилее (Ис.9:1; Мф.4:15‒16) и роль Иисуса как смиренного раба (Ис.42:1‒4; Мф.12:18‒21). Безусловно, страдающего Мессию Иисуса, можно понять только в контексте 53 главы Исайи (Ин.12:38; Мф.8:17; Лк.22:37, а также многочисленные ссылки).780 Иисус поистине был Мессией, которого предсказывал Ветхий Завет. Петр увидел в страданиях Иисуса пример для всех христиан (Ис.53:9; 1Пет.2:18‒24).

Павел почерпнул из Исайи важные идеи для своих сложных споров о взаимоотношениях между иудеями и язычниками (Римлянам 9‒11). Идея святого остатка помогла ему понять путь спасения иудеев (Ис.10:22‒23; Рим.9:27‒28). Размышления Исайи о Сионе объяснили причину, по которой Иудеи не смогли поверить в Иисуса (Ис.28:16; Рим.9:33), хотя в вере нет никакого стыда (Рим.10:11). Идея всенародности Бога, направила Павла к дальнейшему развитию христианской миссии к язычникам (Ис.65:1; Рим.10:20), а идея несравненного Бога помогла ему увидеть возможность спасения и иудеев (Ис.59:20‒21; Рим.11:26‒27; Ис.40:13‒14; Рим.11:34‒35). Исайя даже предвидел победу Иисуса над смертью (Ис.25:8; 1Кор.15:54).

Цитаты из книги Исайи, конечно же, не единственное доказательство его влияния на формирование Нового Завета. Новозаветные авторы пользовались языком Ветхого Завета, ибо были окружены его учением. А потому намеки на Исайю можно найти в Евангелии от Луки и Деяниях Апостолов, в Евангелии и Откровении Иоанна.781 Великолепные Иоанновы образы, с которыми он сравнивает Иисуса – свет мира, вода живая, добрый пастырь, путь, виноградная лоза – коренятся в книге пророка Исайи. Эсхатология Исайи породила сотни образов книги Откровения (сравните Ис.60 и 65 с Откр.21‒22). Поэтому неудивительно, что Исайя снискал особое уважение у христиан, которые часто называют его книгу «Евангелием от Исайи».

* * *

738

См. дополнительную информацию в обзоре книги пророка Амоса на стр. (413).

739

Принято считать, что главы с 36 по 39 в книге пророка Исайи расставлены не в хронологическом порядке. События главы 39 разворачиваются до вторжения Сеннахирима, описанного в главах 36–37, но помещены в книге после, чтобы сделать плавный переход к главам 40–66.

740

Археологи обнаружили страшное свидетельство, подтверждающее падение Лахиша – массовое захоронение с останками 1500 тел.

741

Это опустошение вполне могло оказаться основанием описания данного в Ис. 1:4–9. Хороший источник ассирийских записей см. у D. Winton Thomas, ed., Documents from Old Testament Times (New York: Harper and Row, 1958), pp. 66–67.

742

Эти события записаны и в 4 книге Царств, главы 18–20, и в книге пророка Исайи, главы 36–39. По требованию Сеннахирима, несколько дочерей Езекии были взяты в Ниневию, куда вместе с ними были отправлены также наложницы, музыканты и немалые сокровища. Сеннахирим также соорудил комнату в центре своего дворца в Ниневии, стены которой украсил рисунками своего победоносного сражения при захвате Лахиша. Эти рисунки можно и сегодня увидеть в британском музее, в Лондоне. Исследование дворца Сеннахирима и обзор барельефов см. в книге Hershel Shanks, «Destruction of Judean Fortress Portrayed in Dramatic Eighth Century B.C. Pictures,» BAR 9 (March/April, 1984): 48–65.

743

Имя «Иисус» произошло от того же еврейского корня и имеет то же значение. Слово «спасение» и производные от него, однокоренные с именем пророка встречаются в книге 53 раза.

744

Например, чтение 24 главы на иврите помогает увидеть удивительную игру слов.

745

Joseph Rosenbloom, The Dead Sea Isaiah Scroll (Grand Rapids: Eerdmans, 1970). Например, в Ис. 5:28 написание масоретского текста ~1ХЭ, а написание кумранского текста: TI2D; или же в Ис. 21:11, там, где масоретский текст имеет ГгУˆр, кумранский свиток помещает V'pQ. То есть различие состоит лишь в использовании или неиспользовании согласных букв для обозначения огласовок.

746

John N. Oswalt, Isaiah 1–39, NICOT (Grand Rapids: Eerdmans, 1986), pp. 29–30. Например, в Ис. 21:8 масоретского текста читаем: «и воскликнул лев», в то время как кумранский текст исправляет: «и воскликнул глядевший». Кумранский текст оказывается наиболее логичным, и потому многие современные переводы приняли его чтение.

747

Разночтения масоретского и кумранского текстов книги пророка Исайи можно найти у Oswalt-a (там же).

748

Ученые спорят о важности замечаний, высказанных иудейским ученым XX столетия Ибн-Эздрой, который написал о тайнах второй половины книги. Но в своей работе он ясно указал, что считает Исайю единственным автором книги. Вавилонский Талмуд, Баба Батра 15:1а, утверждает, что книги Исайя, Притчи, Песнь Песней и Экклезиаст были написаны Езекией и его окружением. Возможно, речь идет о том, что они редактировали эти книги.

749

Критическая позиция полностью изложена в многочисленных введениях. Общепризнанной считается уже не новая работа Otto Eissfeldt-a, The Old Testament: An Introduction, trans. By Peter Ackroyd (New York: Harper and Row, 1965), pp. 303346.

750

Более длинный список можно найти у S.R. Driver (An Introduction to the Literature of the Old Testament [1891; New York: Meridian Books, 1956; a recent printing of the second edition from 1897], pp. 238–240).

751

Объем этой работы не позволяет нам дать обширные комментарии. Развернутые аргументы можно найти у Eissfeldt-a и Driver-a.

752

Driver, Introduction, pp. 243–244.

753

Eissfeldt, Introduction, pp. 317–328. См. также Driver, Introduction, pp. 229–230.

754

Gerhard von Rad, Old Testament Theology, trans. By D.M.G. Stalker (New York: Harper and Row, 1965), 2:155–175.

755

Elizabeth Achtemeier, The Community and Message of Isaiah 56–66: A Theological Commentary (Minneapolis: Augsburg, 1982) pp. 11–16.

756

Среди христианских ученых консервативного крыла можно назвать: J.A. Alexander, The Prophecies of Isaiah (1846–47; repr. Grand Rapids: Zondervan, 1953:1971); Oswald T. Allis, The Unity of Isaiah (Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1950); E.J. Young, Who Wrote Isaiah? (Grand Rapids: Eerdmans, 1958); среди иудейских ученых известны: R. Margalioth, The Indivisible Isaiah (New York: Yeshiva University, 1964). Из последних работ см.: J. Alec Motyer, Isaiah: An Introduction and Commentary, TOTC (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1999); и Oswalt, Isaiah Chapters 1–39.

757

R.B. Dillard and Tremper Longman III, An Introduction to the Old Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1994), p. 271 (ссылаясь на работу Margalioth-a). Ученыекритики объясняют эти сходства редакцией учеников Исайи, соединивших материал, который не принадлежал перу пророка.

758

Wiliam Sanford LaSor et al., Old Testament Survey (Grand Rapids: Eerdmans, 1982), pp. 373–374.

759

Motycr, Isaiah, p. 31.

760

Oswalt, Isaiah, p. 21–23.

761

Motyer, Isaiah, p. 33.

762

Dillard and Longman, Introduction, p. 274. Следует также учитывать вопрос жанра. Возможно ли, чтобы большинство глагольных отличий, встречающихся между частями Исайи, произошли по причине того, что многие пророчества глав 1–39 повествуют о суде, а пророчества глав 40–55 – о спасении? Каждый жанр требует определенного стиля и языка.

763

Там же.

764

Для тех, кого интересуют серьезные свидетельства, существует одно, предполагающее, что во второй половине VIII века у Израиля и Иуды уже был значительный опыт пленения, что объясняло бы, почему вторая половина книги была написана в контексте пленения. В результате вторжения Сеннахирима в 701 году, в Иудее появились десятки разрушенных городов и тысячи беженцев. См. Stphen Stohlmann, «The Judean Exile after 701 B.C.E.,» в Scripture in Context II: More Essays on the Comparative Method, ed. by W.W. Hallo, J.C. Moyer, and L.G. Perdue (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1983), pp. 147–175; J.B. Payne, «Eighth Century Israelitish Background of Isaiah 40–66,» WTJ 29 (1966–67): 179–190; WTJ 30 (196768): 50–58,185–193.

765

Motyer, Isaiah, p. 32.

766

Childs, Introduction, pp. 325–333.

767

Р. Клементе сомневается в том, что две части книги вообще могли существовать независимо друг от друга (R. Clements, Isaiah 1–39, NCB [Grand Rapids: Eerdmans, 1980], p. 2).

768

CM. David Carr, «Reaching for Unity in Isaiah,» J SOT 51 (1993): 61–80.

769

W.H. Brownlee, The Meaning of the Dead Sea Scrolls for the Bible (New York: Oxford, 1964), pp. 247–259.

770

Этот взгляд изложен в новейших комментариях на книгу Исайи: Brevard Childs, Isaiah, OTL (Louisville, KY: Westminster John Knox, 2001); и Walter Brueggemann, Isaiah 1–39 (Louisville, KY: Westminster John Knox, 1998).

771

Но ее поддерживает также John Goldingay, Isaiah, NIBCOT (Peabody, MA: Hendrickson,2001)p. 6.

772

Oswalt, Isaiah 1–39, p. 54; Willem VanGemeren, Interpreting the Prophetic Word (Grand Rapids: Zondervan, 1990) pp. 253–254.

773

См. Paul. R. House, Old Testament Theology (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1998), ch. 11; и Roy B. Zuck, ed., A Biblical Theology of the Old Testament (Chicago: Moody, 1991) Ch. 8.

774

Oswalt, Isaiah 1–39, p. 31. Обычно Освальт разбирает богословие книги в соответствии со следующими категориями: Бог, Человек и Мир, Грех и Искупление.

775

Корень глагола «слышать» встречается в книге 106 раз, а корень глагола «видеть» – 84 раза.

776

VanGemeren, Prophetic Word, pp. 262–263.

777

Oswalt, Isaiah 1–39, p. 57.

778

В главах 40–55 слово «раб» встречается 21 раз и лишь один раз – во множественном числе. В главах 56–66 слово встречается девять раз и всегда во множественном числе.

779

Хотя обычно контекстом этих глав считается Вавилонское пленение, первичной аудиторией могли быть тысячи беженцев, оставшиеся без крова после вторжения Ассирии, о котором мы читаем в Исайи 36–37. Позднее эти слова были повторно применены к опустошительному пленению 587 года до н.э.

780

Джеймс Флеминг, тем не менее, указывает на небольшое число цитат и ссылок на Исайю 53, объясняя это как раз большой значимостью данной главы в понимании смерти Христа. Он предполагает, что глава оказалась слишком удобной, и ранних христиан могли бы обвинить в подгонке событий смерти Христа к тексту этой главы (James Flamming, «The New Testament Use of Isaiah,» SwJT 11 1968: 99, n. 25).

781

Там же, стр. 101.


Источник: Введение в Ветхий Завет. С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии / [Раднал Бэйли и др.] ; под ред. Марка Мангано ; [пер. с англ. и ред. К. Назаров]. - Москва : Духовная акад. Апостола Павла, 2007. - 520 с.

Комментарии для сайта Cackle