Вопрос 99. О милости и справедливости Божией по отношению к проклятым
Мы должны рассмотреть милость и справедливость Божию по отношению к проклятым. Относительно этого исследуется пять положений: 1) будет ли наложено вечное наказание на грешников Божественной справедливостью; 2) прекратятся ли все наказания и людей, и бесов по милости Божией; 3) закончится ли наконец-то наказание людей; 4) закончится ли наконец-то наказание христиан; 5) закончится ли наказание тех, кто совершал дела милосердия.
Раздел 1. Будет ли наложено вечное наказание на грешников Божественной справедливостью?[*Cf. FS, Q [87], AA [3],4]
Возражение 1. Представляется, что вечное наказание не налагается на грешников Божественной справедливостью. Поскольку наказание не должно превышать вину: «то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету» (Втор. 25,2). Вина временна. Следовательно, наказание не должно быть вечным.
Возражение 2. Далее, из двух смертных грехов один больше другого. Следовательно, один должен получить большее наказание, чем другой. Но никакое наказание не может быть больше, чем вечное наказание, потому что оно бесконечно. Следовательно, вечное наказание не полагается за каждый грех; и если он не подобает одному, то он не полагается никому, потому что они не бесконечно далеко друг от друга.
Возражение 3. Далее, справедливый судья не наказывает, кроме как для исправления, поэтому сказано, что «наказание – это лекарство» (Ethic. II, 3). Вечное наказание грешников не приводит к их исправлению, и кого-то другого, поскольку никого не будет в будущем, кто мог бы быть им исправлен. Следовательно, вечное наказание не накладывается за грех согласно Божественной справедливости.
Возражение 4. Далее, никто не желает того, что нежеланно для него, если только может получить преимущество. Бог не желает наказания ради наказания, Он наслаждается не наказанием [*Ссылка на «Бог … не радуется погибели живущих» (Прем. 1,13), что можно найти в FS, Q [87], A [3], OBJ [3]]. Поскольку никакое преимущество не может произойти из вечности наказания, представляется, что Он не должен возлагать такое наказание.
Возражение 5. Далее, «ничто случайное не длится вечно» (De Coelo et Mundo I). Наказание – это одна из тех вещей, которая происходит случайно, поскольку оно противоположно природе. Следовательно, оно не может быть вечным.
Возражение 6. Далее, представляется, что справедливость Бога требует, чтобы грешники были разрушены: потому что, ввиду неблагодарности, человек заслуживает потерять все выгоды, и среди других выгод Бога есть «быть/существовать». Следовательно, представляется, что грешники, которые были неблагодарны Богу, должны потерять свое существование. Если грешники разрушены, их наказание не может быть вечным. Следовательно, представляется несовместимым с Божественной справедливостью, что грешники должны быть наказаны навечно.
Этому противоречит, Написано: «Сии», а именно грешники, «пойдут в муку вечную» (Мф. 25,46).
Далее, как награда – за добродетель, так наказание – за вину. Согласно Божественной справедливости вечная награда подобает за временные заслуги: «Каждый, кто видит Сына и верит в Него имеет [Вульгата: «каждый … может иметь»] жизнь вечную». Следовательно, согласно Божественному суду вечное наказание подобает за временную вину.
Далее, согласно философу (Ethic. V, 5), наказание назначается в соответствии с достоинством человека, который согрешил, человек, который ударяет другого, имея власть, получает большее наказание, чем тот, который ударяет кого-то еще. Кто грешит смертными грехами против Бога, Чьи заповеди он нарушает, и Чьи почести отдает другому, полагает свой конец в чем-то другом, а не в Боге. Величие Бога безгранично. Следовательно, тот, кто грешит смертными грехами заслуживает безграничного наказания; Следовательно, представляется, что за смертный грех человек должен быть наказан навечно.
Отвечаю: Наказание измеряется двумя способами, а именно, согласно степени его строгости и согласно его продолжительности, мера наказания соответствует мере вины относительно степени строгости, так что чем горестнее человек грешит, тем мучительнее он наказан: «Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей» (Откр. 18,7). Продолжительность наказания не соответствует продолжительности вины, как говорит Августин (De Civ. Dei XXI, 11), например, прелюбодеяние совершается в короткий период времени и не наказывается мгновенно даже в соответствии с человеческими законами [*Cf. FS, Q [87], A [3], ad 1]. Но продолжительность наказания касается расположения грешника: иногда человек, который совершает преступление в городе, за это преступление оказывается достоин быть совершенно отрезанным от гражданского общества, либо вечным изгнанием, либо даже смертью: поэтому иногда он не оказывается достойным быть совершенно отрезанным от общества, чтобы он мог стать достойным членом Государства, его наказание пролонгируется или сокращается и, соответственно, это целесообразно его исправлению, он может жить в городе прилично и тихо. Также согласно Божественному суду грех способствует человеку быть отрезанным от Божьего Града, в этом действие каждого греха против милости, которая соединяет все с городом. Следовательно, за смертный грех, который противоположен милости, человек изгоняется навечно из общества святых и обрекается на вечные мучения, потому что, как говорит Августин, «как люди отрезаются от этого тленного города наказанием первой смерти, так же они изгоняются из этого нетленого города наказанием второй смерти» (De Civ. Dei XXI, 11). То, что наказание, возложенное земным судом, не считается вечным – это случайно, либо потому что человек живет невечно, либо потому что государство само прекратит свое существование. Если бы человек жил вечно, наказание изгнания или рабства, которое вынесено человеческим законом, осталось бы в нем навсегда. С другой стороны, относительно тех, кто грешит таким образом не заслуживают быть совершенно отрезанными от общества святых, как те, которые грешат простительно, их наказания будут короче или продолжительнее, соответственно, они более или менее подходят для очищения: это прослеживается в наказаниях этого мира и чистилище согласно Божественному суду.
Мы также находим у святых причины, почему некоторые справедливо обречены на вечное наказание за временный грех. Согласно первой причине они грешили против вечного добра, презирая вечную жизнь. Об этом упоминается у Августина: «Он стал достоин вечного зла, кто разрушил в себе добро, которое мого бы быть вечным» (De Civ. Dei. XII, 12). Можно назвать и другую причину, которая заключается в том, что человек грешил в своей собственной вечности [*Cf. FS, Q [87], A [3], ad 1]. Григорий говорит (Dial. IV), это принадлежит великой справедливости судьи, что те, кто в этой жизни никогда не прекращал желать грешить, никогда не прекратят мучиться. И если возразить, что некоторые, которые грешат смертными грехами, предлагают изменить их жизнь, и что соответственно эти не заслуживают вечного наказания, должно ответить в соответствии с тем, что Григорий говорит о желании, которое становится очевидным с помощью поступков. Поскольку тот, кто впадает в смертный грех своего собственного желания, ставит себя в то положение, когда он не может быть спасен, если только Бог не поможет ему: следовательно, из самого факта, что он желает грешить, он желает оставаться в грехе вечно. Человек – это «дыхание, которое уходит», а именно к греху «и не возвращается» (Пс. 77,39). Таким образом, если бы человек бросился в яму, из которой без помощи он не сможет выбраться, можно сказать, что он желает оставаться здесь вечно, чтобы он там еще ни думал о себе. Другой и лучший ответ заключается в том, что совершая смертный грех, он полагает конец в создании; и поскольку вся жизнь направлена к концу, следует, что по этой причине он направляет всю свою жизнь к этому греху и охотно желает оставаться в грехе вечно, если бы он мог сделать так безнаказанно. Вот, что говорит Григорий в глоссе на Иов. 41,24 «Он оставляет за собой светящуюся стезю; бездна кажется сединою»: «Грешники прекращают грешить, потому что их жизнь подошла к концу, они хотели бы жить вечно, грешить, чем жить могли бы продолжить грешить вечно, они желают скорее» (Moral. XXXIV). Можно привести еще одну причину, почему наказание за смертный грех вечно: потому что кто-то оскверняет Бога, Который бесконечен. Поэтому наказание не может быть бесконечным по интенсивности, потому что создание не способно на бесконечное свойство, оно должно быть безграничным, по крайней мере, по продолжительности. И четвертой причиной является тот факт, что вина остается навечно, потому что она не может быть прощена без милости, и люди не могут получить милость после смерти; наказание не должно прекратиться пока остается вина.
Ответ на возражение 1. Наказание не должно быть равно вине по продолжительности, как нам видится, есть тот же случай, что с человеческими законами. Мы также можем ответить с Григорием (Dial. XLIV), что грех временен в действии и вечен в желании/воле.
Ответ на возражение 2. Степень интенсивности наказания соответствует степени серьезности греха; поэтому смертные грехи, неравные по серьезности, получат наказание не равное по интенсивности, но равное по продолжительности.
Ответ на возражение 3. Наказания, наложенные тем, кто не исключен из общества своих сограждан, направлено на их исправление: поэтому эти наказания, которыми некоторые люди полностью изгнаны из общества своих собратьев, не направлены к их исправлению; хотя они могут быть нацелены на корректировку и спокойствие других, кто остается в этом государстве. Соответственно, проклятие грешников – это испрвление тех, кто сейчас в Церкви; поскольку наказания направлены на исправление, не только когда они налагаются, но также когда они отдаются в распоряжение.
Ответ на возражение 4. Вечное наказание грешников не будет бесполезным. Оно полезно относительно двух целей. Во-первых, потому что охраняется Божественной справедливостью, которая приятна Богу ради нее. Григорий говорит: «Всемогущий Бог, ввиду Его любящей доброты, не радуется мучениям несчастных, но ввиду Его справедливости, Он навечно не успокаивается наказанием грешников» (Dial. IV). Во-вторых, они полезны, потому что избранные радуются, когда они видят справедливость Бога в них и осознают, что они избежали этих наказаний. Написано: «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение» (Пс. 57,11) и «Они», а именно грешники, «увидят трупы людей» (Ис. 66,24), а именно святых, как говорит толкование [*«видение святых», которое св. Фома обозначает как нечто насыщенное радостью; Cf. Q [94], A [3]]. Григорий выражает ту же самую мысль: «Все грешники обречены на вечное наказание и наказаны за свою собственную греховность. Они будут гореть с целью, чтобы справедливые могли видеть в Боге радости, которые они получают, и осознавать, каких мучений они избежали. По этой причине они осознают себя навсегда должниками Божественной милости еще больше от того, что они увидят как зло, которое они победили Его помощью, наказано навечно» (Dial. iv).
Ответ на возражение 5. Хотя наказание имеет отношение к душе случайно, оно имеет существенное отношение к душе, испытывающей вину. Поскольку вина останется в душе навечно, ее наказание будет также длиться вечно.
Ответ на возражение 6. Наказание соответствует вине относительно чрезмерности вины, а не достоинства обиженного человека: поскольку, если бы последнее было обстоятельством, наказание бесконечной интенсивности соответствовало бы каждому греху. Соответственно, человек заслуживает потерять свое существование из-за самого факта, что он грешил против Бога, Создателя своего существования, в отношении чрезмерности самого действия, потеря существования ему не подобает, поскольку предполагается, что существование должно быть достойным и недостойным, существование не теряется или портится чрезмерностью греха [*Cf. FS, Q [85], A [1]]. Следовательно, лишение существования не может быть наказанием, подобающим за любой грех.
Раздел 2. Прекратятся ли наказания и людей, и бесов по милости Божией?
Возражение 1. Представляется, что по милости Божией все наказания проклятых и людей, и бесов, подойдут к концу. Ибо написано: «Ты всех милуешь, потому что все можешь» (Прем. 11,24). Среди всех вещей есть и бесы, потому что они тоже создания Бога. Следовательно, все их наказания завершатся.
Возражение 2. Далее, «Ибо всех заключил Бог в непослушание [Вульгата: «неверие»], чтобы всех помиловать» (Рим. 11,32). Бог заключил бесов в непослушание, так сказать, Он позволил им быть заключенными. Следовательно, представляется, что в свое время Он проявит милость и к бесам.
Возражение 3. Далее, как говорит Ансельм Кентербирийский «это несправедливо, что Бог должен допустить полную потерю создания, которое Он создал для радости» (Cur Deus Homo II). Следовательно, поскольку каждое разумное существо было создано для счастья, представляется, что несправедливо позволить этому погибнуть.
Этому противоречит: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25,41). Следовательно, они будут наказаны навечно.
Далее, так же, как светлые ангелы стали счастливы, обратившись к Богу, так и злые ангелы стали несчастны, отвернувшись от Него. Следовательно, если несчастье грешных ангелов должно прекратиться, то и радость праведных ангелов тоже подойдет к концу, что недопустимо.
Отвечаю: Как говорит Августин «ошибочно признавать, что бесы наконец милостью Божией будут осовобождены от наказания» (De Civ. Dei XXI) Origen [*Cf. FP, Q [64], A [2]]. Эта ошибка осуждена Церковью по двум причинам. Во-первых, потому что очевидно противоположность Святому Писанию: «Дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20,9, 10), которое есть Библейское выражение вечности. Во-вторых, потому что это мнение преувеличивает милость Божию с одной стороны и уменьшает с другой. Потому что представляется разумным, что праведные ангелы остаются в вечной радости, а грешные ангелы пребывают в вечном наказании. Поэтому, как он поддерживает мнение, что бесы и души проклятых должны быть избавлены от страданий наконец-то, так он поддерживает, что ангелы и души святых будут наконец переходить от состояния счастья в состояние несчастья этой жизни.
Ответ на возражение 1. Бог распространяет Свою милость на всех. Поскольку Его милость руководствуется Его Мудростью, то в результате она не достигает определенных людей, которые оказались недостойны Его милости, как бесы и проклятые, которые упрямы в своей греховности. Мы также можем сказать, что даже в них есть место Его милости, потому что они наказаны меньше, чем заслуживают, а не полностью избавлены от наказания.
Ответ на возражение 2. В процитированных словах распространение (утверждения) относится к роду, а не к индивидууму: утверждение применяется к людям в состоянии странников, у Него есть милость и для каждого язычника, и для каждого еврея.
Ответ на возражение 3. Ансельм говорит о несправедливости в значении подобающего великодушия Бога и о создании в общем. Поскольку это не Божественное великодушие, что целый род созданий – недостаток конца, ради которого он был создан: не подобает всем людям и всем ангелам быть проклятыми. Нет причины, чтобы люди или некоторые ангелы умирали навечно, потому что намерение Божественной воли реализовалось в тех, кто спасен.
Раздел 3. Позволит ли милость Бога людям быть наказанными вечно?
Возражение 1. Представляется, что милость Бога не позволит людям страдать вечно. Ибо написано: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт. 6,3); где «дух» обозначает негодование, как говорит толкование. Следовательно, поскольку негодование Бога не отличается от Его наказания, человек не будет наказан вечно.
Возражение 2. Далее, милосердие святых в этой жизни заставляет их молиться за своих врагов. В этой жизни они будут иметь более совершенное милосердие. Следовательно, они будут молиться за своих врагов, которые прокляты. Молитвы святых не могут быть тщетны, потому что они наиболее приятны Богу. Следовательно, молитвами святых со времене Божественная милость освободит проклятых от их наказания.
Возражение 3. Далее, предсказание Бога о наказании проклятых принадлежит пророчеству мести. Пророчество мести не всегда выполняется: как очевидно из того, что было сказано о разрушении Ниневии (Ион. 3); и он не был разрушен, как говорил пророк, который тоже был этим огорчен (Ион. 4,1). Следовательно, представляется, что намного больше угроза вечного наказания будет смягчена милостью Божией на более снисходительное, когда это желание не может дать печаль никому и радость всем.
Возражение 4. Далее, слова псалмов уместны здесь, ибо сказано: «и не будет более благоволить?» [*Вульгата: Неужели навсегда отринул Господь?'] (Пс. 76,8). Гнев Бога – это Его наказание. Следовательно, и.т.д.
Возражение 5. Далее, толкование на высказывание «А ты повержен вне гробницы своей» (Ис. 14,19) говорит: «Хотя все души должны отдыхать наконец, но они никогда не будут», и это относится к дьяволу. Следовательно, представляется, что все человеческие души будут наконец-то будут отдыхать от своих мучений.
Этому противоречит написанное об избранных и проклятых: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25,46). Это недопустимо, что жизнь праведников когда-либо подойдет к своему концу. Следовательно, недопустимо, что наказание проклятых когда-либо прекратится.
Далее, как говорит Дамаскин «смерть для людей, что падение для ангелов» (De Fide Orth. II). После своего падения ангелы не смогли восстановиться [*Cf. FP, Q [64], A [2]]. Следовательно, не сможет и человек после смерти: и, таким образом, наказание проклятых не будет иметь конца.
Отвечаю: Как говорит Августин (De Civ. Dei XXI, 17,18), некоторые избежали ошибки Оригена, предположив, что бесы наказаны навечно, придерживаясь мнения, что все люди, даже неверующие, будут наконец освобождены от наказания. Но это утверждение нелогично. Поскольку бесы упрямы в своей греховности, и, следовательно, должны быть наказаны навечно, также и души людей, которые умерли без милосердия, поскольку «смерть для людей, что падение для ангелов» как говорит Дамаскин.
Ответ на возражение 1. Это высказывание относится к человеку в плане рода, потому что негодование Бога было удалено от рода человеческого пришествием Христа. Те, которые не желают быть включенными или остаться в этом примирении, которое принес Христос, сохранили в себе навсегда гнев Божий, поскольку никакое примирение не дается нам во спасение как только через Христа.
Ответ на возражение 2. Как говорят Августин (De Civ. Dei XXI, 24) и Григорий (Moral. XXXIV), святые молятся в этой жизни за своих врагов, чтобы они могли обратиться к Богу, пока это еще возможно для них быть обращенными. Если бы мы знали, что они знают наперед о смерти, мы не должны молиться за них больше, чем за бесов. И поскольку для тех, кто покидает эту жизнь без милосердия, не будет более времени для обращения, не будет предложена молитва за них ни Церковью воинствующей, ни Церковью торжествующей. То, о чем мы должны молиться за них, есть, как говорит апостол: «Не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола» (2Тим. 2:25, 26).
Ответ на возражение 3. Наказание, предсказанное пророчески, только тогда смягчается, когда есть изменение в добродетелях человека, которого запугивают. Следовательно: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его. Но если народ этот … обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» (Иер. 18:7,8). Следовательно, поскольку добродетели проклятых не могут быть изменены, угрожающее наказание когда-нибудь будет исполнено в них. Тем не менее, пророчество обличения/угрозы наказания всегда выполняется в определенном значении, потому что, как говорит Августин: «Ненивия была уничножена, это было зло, и добродетельная Ненивия построена, и это не зло: пока стены и дома продолжали стоять, город был уничтожен в своей порочности/безнравственности» (De Civ. Dei. XXI, 24).
Ответ на возражение 4. Эти слова псалма относятся к сосудам милости, которые не сделались недостойными милости, потому что в этой жизни (которая может быть названа гневом Бога ввиду ее несчастья) Он изменяет сосуды милости в нечто лучшее. Псалом продолжает: «Изменение десницы Всевышнего» (Пс. 76,11). Мы можем также ответить, что они относятся к милости как к дару смягчения/ослабления, но не освобождения, если отнести их еще и к проклятым. Псалом говорит: «Неужели во гневе затворил щедроты Свои?», но «в Его гневе», потому что наказание не будет отменено полностью; Его милость будет действовать, уменьшая наказание, пока оно продолжается.
Ответ на возражение 5. Это толкование говорит не совершенно, но из невозможных предположений, чтобы облегчить величину греха дьявола или Навуходоносора.
Раздел 4. Закончатся ли страдания христиан милостью Божией?
Возражение 1. Представляется, что, по крайней мере, наказание христиан закончится милостью Божией. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мр. 16,16). Это оносится ко всем христианам. Следовательно, все христиане будут наконец спасены.
Возражение 2. Далее, написано: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6,54). Христиане участвуют в Евхаристии (в этой плоти и крови) совместно. Следовательно, все христиане будут наконец спасены.
Возражение 3. Далее, «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор. 3,15), здесь это касается тех, кто имеет основание христианской веры. Следовательно, таковые будут спасены в конце.
Этому противоречит: «…неправедные Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6,9). Некоторые христиане неправедны. Следовательно, не все христиане войдут в Царство Небесное, и, следовательно, они будут наказаны навечно.
Далее, написано: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2Пет. 2,21). Те, которые не знают пути правды, будут наказаны навечно. Следовательно, христиане, которые вернулись назад, познав истину, будут также наказаны на муки вечные.
Отвечаю: Согласно Августину были те, которые предсказали освобождение от вечного наказания не для всех, но только для христиан, хотя они утверждали, что есть разные мнения по этому вопросу (De Civ. Dei XXI, 20,21). Некоторые говорят, что те, которые получили святость веры, будут защищены от вечного наказания. Но это противоречит истине, поскольку некоторые получают святость веры, и не имеют веры, без которой «угодить Богу невозможно» (Евр. 11,6). Другие говорят, что только те будут освобождены от вечного мучения, кто получил святость веры и исповедуют католическую веру. В противовес этого мнения можно сказать, что некоторые исповедуют католическую веру, а после оставляют ее, и они заслуживают не меньшее, но большее наказание, согласно посланию святого апостола Петра: «лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад» (2Пет. 2,21). Более того, очевидно, что иерархи, которые отказываются от католической веры и придумывают новые ереси, грешат горестнее, чем те, кто согласуется с некоторыми ересями с самого начала. Следовательно, некоторые придерживаются того, что только те освобождены от вечного наказания, кто пребывает в католической вере до конца, однако, они могут иметь вину за другие преступления. Но это противоречит Святому Писанию, потому что написано: «Вера без дел мертва» (Иак. 2,20) и «Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7,21). И во многих других евангельских отрывках Он угрожает грешникам вечным наказанием. Следовательно, те, кто продолжает упорно пребывать в вере до конца, не все будут освобождены от вечного наказания, если только в конце не окажется, что они свободны от других преступлений.
Ответ на возражение 1. Наш Господь говорит здесь о сформировавшейся вере [*Cf. SS, Q [4], A [3]], «действующей любовью» [Вульгата: «милосердием»] (Гал. 5,6), в которой кто умирает, тот спасен будет. Этой вере противопоставляется не только заблуждение неверующих, но также и смертный грех.
Ответ на возражение 2. Высказывание нашего Господа относится не к тем, кто принимает участие только клятвенно, и кто иногда «ест и пьет недостойно» (1Кор. 11,29), но к тем, кто духовно вкушает Плоть и соединяется с Ним в делах милосердия, соединение это есть действие священного вкушения Плоти в тех, кто приближается достойно [*Cf. TP, Q [80], AA [1],2,3]. Поэтому пока действует сила причастия/таинства, она дает нам вечную жизнь, хотя грех может нас лишить этого плода, даже после того, как мы получили его достойно.
Ответ на возражение 3. В этом отрывке апостола основание обозначает сформировавшуюся веру, на основе которой у человека образуются простительные грехи [*Cf. FS, Q [89], A [2]] «потерпит урон», потому что он будет наказан за них Богом; «он спасется» и в конце «из огня», или от временного несчастья, или от наказания чистилища, которое будет после смерти.
Раздел 5. Будут ли все, кто творит дела милосердия, наказаны навечно?
Возражение 1. Представляется, что все, кто творит дела милосердия, не будут наказаны на вечные муки, но только те, кто пренебрегает этими делами. Поскольку написано: «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2,13); и: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5,7).
Возражение 2. Далее, в Евангелии (Мф. 25,35–46) мы находим описание разговора нашего Господа с проклятыми и избранными. Но этот разговор только о делах милосердия. Следовательно, вечное наказание будет уготовано только тем, кто не упражнялся в делах милосердия. Следовательно, следует тот же вывод, что и ранее.
Возражение 3. Далее, написано «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6,12) и далее «ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6,14). Следовательно, представляется, что милостивые, которые прощают своих обидчиков, сами получат прощение грехов, и, следовательно, не будут наказаны на вечные муки.
Возражение 4. Далее, толкование Амвросия на послание апостола: «Благочестие на все полезно» (1Тим. 4,8) говорит: «Общая сумма христианского принципа жизни состоит в милости и благочестии. Пусть человек следует этому, и хотя он должен страдать от непостоянства своей плоти, несомненно, он будет наказан, но он не умрет. Поэтому тот, кто не может похвастаться ничем, как только упражением в теле, будет страдать вечными муками». Следовательно, те, кто продолжает упорно упражняться в делах милости, хотя и обременены плотскими грехами, не будут наказаны навечно, и, таким образом, следует то же заключение, что и ранее.
Этому противоречит, написано: «Ни блудники … ни прелюбодеи … Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6,9, 10). Многие из таковых упражняются в делах милосердия. Следовательно, не все милостивые войдут в Царство Небесное, и, некоторые из них будут наказаны на муки вечные.
Далее, написано: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2,10). Следовательно, тот, кто соблюдает закон относительно дел милосердия и пренебрегает другими добрыми делами, и, следовательно, они будут наказаны навечно.
Отвечаю: Как говорит Августин в своей книге (De Civ. Dei XXI, 22), некоторые придерживаются мнения, что не все, исповедующие католическую веру, будут освобождены от вечного наказания, но только те, кто упорно продолжает пребывать в делах милосердия, хотя они будут виновны в других преступлениях. Но это не так, потому что без милосердия ничего не приемлемо Богу, и никто не приобретет вечную жизнь при отсутствии милосердия. Случается, что некоторые люди продолжают делать дела милости без милосердия. Поэтому ничто не способствует им получить жизнь вечную или освободиться от вечного наказания, о чем пишет апостол (1Кор. 13,3). Наиболее очевидно, что это касается тех, кто присваивает себе бедность других, и, овладев многими вещами, они ничего не тратят в делах милости. Следовательно, мы должны заключить, что всех тех, кто умирает в смертном грехе, ни вера, ни дела милосердия не освободят их от вечного наказания, даже спустя какое-то время.
Ответ на возражение 1. Те получат милость, кто проявляет милость обычным образом. Те, которые милостивые к другим, пренебрегая собой, не проявляют милость обычным образом, они наносят удар себе своими злыми действиями. Поэтому такие люди не получат милость, которая освобождает, даже если они получили эту милость, которая смягчает полагающееся им наказание.
Ответ на возражение 2. Причина, почему разговор относится только к делам милосердия, заключается не только в том, что вечное наказание будет уготовано тем, кто пренебрегает этими делами, но потому что вечное наказание будет уменьшено тем, кто после смерти получит прощение за свои дела милосердия, приобретая себе «друзей богатством неправедным» (Лк. 16,9).
Ответ на возражение 3. Наш Господь сказал это тем, кто просил Его простить их грехи, а не тем, кто продолжает жить в грехе. Поэтому только кающийся получит своими делами милосердия прощение, которое освобождено для них.
Ответ на возражение 4. Толкование Амвросия говорит о непостоянстве, которое состоит в простительном грехе, от которого человек будет освобожден делами милосердия после наказания чистилища, которое он называет карой/наказанием. Или, если он говорит о непостоянстве смертного греха, смысл заключается в том, что те, которые пока еще в этой жизни впадают в грехи плоти, склонены к покаянию делами милосердия. Поэтому такой человек не умрет, так сказать, он будет склонен этими делами не для того, чтобы умереть, милость даруется ему нашим Господом, Который свят во веки. Аминь.