Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 89. О тех, кто будет судить и о тех, кто будет судим на страшном суде

Мы должны рассмотреть вопрос о том, кто будет судить, и кто будет судим на Страшном Суде. Относительно этого исследуется восемь положений:1) будут ли люди судить вместе с Иисусом; 2) соответствует ли судебная власть добровольной бедности; 3) будут ли ангелы также судить; 4) понесут ли демоны приговор Судьи на муки вечные; 5) все ли люди придут на Суд; 6) будут ли все праведники судимы; 7) будут ли все грешники судимы; 8) будут ли также судимы Ангелы.

Раздел 1. Будут ли люди судить вместе с Иисусом?

Возражение 1. Кажется, что никто из людей не будет судить вместе с Иисусом. Написано: «Отец... весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына» (Ин. 5,22, 23). Следовательно, и.т.д.

Возражение 2. Далее, кто бы ни судил, имеет власть над тем, что он судит. Эти вещи, которые предстоит судить на предстоящем Суде, такие как человеческие достоинства и недостатки – подчинены только Божественной власти. Следовательно, никто не вправе судить их.

Возражение 3. Далее, этот суд будет проходить не устно, а ментально. Отпечаток достоинств и недостатков в сердцах всех людей (которые, как обвинение или оправдание), или наказание и награда (которые, как произнесение приговора) – дело только одного Бога. Следовательно, никто кроме Иисуса, Который есть Бог, будет судить.

Этому противоречит: «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,– в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых...» (Мф. 19,28). Следовательно, и.т.д.

Далее, «Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его…» (Ис. 3,14). Следовательно, другие тоже будут судить с Иисусом.

Отвечаю: «Судить» имеет несколько значений. Во-первых, оно используется в первоначальном значении, когда мы говорим, что человек должен быть судим. В этом смысле выражение используется для определенных людей в сравнении, поскольку некоторые заслуживают суда в сравнении с другими, например: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12,41). Воскреснуть в день суда, таким образом, возможно и праведникам и грешникам. Во-вторых, выражение «судить» используется эквивалентно, так сказать; согласие на действие рассматривается как эквивалент сделать это. Посему тем, которые согласятся с Иисусом-Судьей, одобряя Его приговор, будет сказано судить. В этом значении всем избранным надлежит судить, посему написано: «Будут судить племена и владычествовать над народами» (Прем. 3:7, 8). В-третьих, человеку говорят судить как заседателю, потому что он как судья, о чем свидетельствует его место, которое возвышается над другими, и, таким образом, заседателю сказано судить [* «заседатель» – это тот, кто «сидит позади» судьи]. Некоторые говорят, что те, кому обещана судебная власть (Мф. 19,28) будут судить в этом смысле, а именно, что они возвысятся до экспертов, потому что они возвысятся над другими на суде, и отправятся в путь «встретить Христа в воздухе». Но очевидно этого недостаточно для выполнения обещания Нашего Господа: «Вы сядете… судить» (Мф. 19,28) потому что представляется, что Он сотворит суд, добавив нечто особенное, чем просто восседание. Следовательно, есть четвертый способ судить, который будет предназначен для идеальных мужей, как содержащий решения Божественной справедливости, согласно которой люди будут судимы: таким образом, книге, содержащей закон, может быть сказано судить, написано (Откр. 20,12): «(Суд занял свое место*) и книги раскрыты были» [*Слова в скобках не из Вульгаты. В Откр. 20,4 мы находим: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить»]. Ришар Сен-Викторский объясняет этот суд следующим образом, он говорит: «Те, которые упорно добиваются Божественного созерцания, которые читают ежедневно книгу мудрости, транскрибируют, как говорить, в своих сердцах, что бы они не постигли ясным пониманием истины»; и далее: «Что есть сердца тех, которые судят, божественно обученные всем истинам, как не свод законов?» (De judic. potest.). Поскольку суд означает действие, которое производится над другим человеком, следует, что говорят судить тому, кто произносит суд над другими. Но это происходит двумя способами. В первом, по его собственному праву: и это принадлежит тем, кто доминирует и имеет власть над другими, и тем, кто управляет теми, которые судимы, подчиненными, ему принадлежит власть передать суд им на вынесение решения. В этом смысле судить может только один Бог. Во-вторых, судить – это значит ознакомить других с приговором, вынесенным другой властью, то есть объявить об уже вынесенном вердикте. В этом случае совершенные люди будут судить, потому что они поведут других к познанию Божественной справедливости/Божьего суда, эти могут знать, что происходит, благодаря их достоинствам: так что это самое откровение справедливости и называется судом. Поэтому Ришар Сен-Викторский говорит, что «судьи открывают книги своих постановлений в присутствии тех, которых предстоит судить – означает, что они открывают свои сердца, чтобы пристально оглядеть всех тех, которые под ними, и чтобы открыть знания, относящиеся к суду» (De judic. potest.).

Ответ на возражение 2. Это возражение рассматривает право суда, которое принадлежит только Иисусу: этот же ответ применим и для второго возражения.

Ответ на возражение 3. Нет причин, почему некоторые святые не могли бы раскрыть определенные вещи другим, либо с помощью просвещения, подобно тому, как высшие ангелы просвещают низших [*Cf. FP, Q [106]], либо с помощью речи, как низшие ангелы разговаривают с высшими [*Cf. FP, Q [107], A [2]].

Раздел 2. Соответствует ли судебная власть добровольной бедности?

Возражение 1. Кажется, что судебная власть не соответствует добровольной бедности. Поскольку было обещано не всем, а двенадцати апостолам: «сядете и вы на двенадцаит престолах судить» (Мф. 19,28) и.т.д. С тех пор те, которые добровольно бедные, не все апостолы, кажется, что судебная власть не для всех.

Возражение 2. Далее, принести жертву Богу в виде собственного тела больше, чем принести жертву, отказавшись от материальных/внешних вещей. Мученики и девственники предлагают жертву Богу в виде своих собствееных тел, в то время как добровольно отказываюшиеся от всего жертвуют материальными/внешними вещами. Следовательно, величественность судебной власти состоит более в мучениках и девственниках, нежели в добровольной бедности.

Возражение 3. Далее, написано: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете – потому что вы не поверили ему» (Ин. 5,45) в соответствии со славой, и: «…слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12,48). Следовательно, факт, что человек предлагает на обсуждение закон или уговаривает людей словом вести правильный образ жизни, дает ему право судить тех, кто презирает его высказывания. Но это принадлежит врачам. Следовательно, это более присуще врачам чем тем, кто добровольно отказался от богатства.

Возражение 4. Далее, Иисус будучи осужден несправедливо заслужил как человек быть судьей всех в Своем человеческом обличии [*Cf. TP, Q [59], A [6]], согласно евангелию от Иоанна: «И дал ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5,27). И теперь те, которые подвергаются гонениям ради справедливости, судятся несправедливо. Следовательно, судебная власть полноправна для них более, чем для тех, которые добровольно отказались от всего.

Возражение 5. Далее, начальник не может быть судим подчиненным. Многие, которые использовали законно богатство, будут иметь больше заслуг, чем многие добровольно отказавшиеся от богатства. Следвательно, бедные по своей воле не будут судить там, где должны быть судимы другие.

Этому противоречит написанное: «Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным» (Иов.36,6).

Далее, «Вы, которые, оставили все» [*Вульгата: «Вы, которые последовали за мной»]» говорит: «Вы последовавшие за Мною,– в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19,28), таким образом, следует то же самое заключение как и ранее.

Отвечаю: Судебная власть должна особенно внимательно относиться к добровольной бедности. Во-первых, по причине совместимости, поскольку добровольно отказавшиеся от богатства принадлежат к тем, которые презрели все блага сего мира и прилепились к Иисусу. Следовательно, нет в них ничего, чтобы отвратило их суд от справедливости, так что они будут судимы, поскольку возлюбили истину справедливости более всего. Во-вторых, по причине достоинства бедности, от которой происходит возвышение в смирении. Из всех вещей, которые делают человека презренным в этом греховном мире, смирение – это главное: и по этой причине преимущество судебной власти обещано бедным, так что те, которые смирили себя ради Господа, будут возвышены. В-третьих, потому что бедность располагает человека к вышеизложенному способу суда. Причиной, почему некоторым из святых будет сказано судить, как упоминалось ранее [*Cf. A [1]], является то, что они будут иметь сердца, которым известна Божественная Истина, которую они, таким образом, смогут донести до других. И чтобы приблизиться к совершенству, первое, от чего нужно отказаться – это от внешнего богатства, потому что это последнее, что должно приобретать. И то, что последнее для порождения, то первое для разрушение: почему среди блаженств, с помощью которых мы движемся к совершенству, первое место отдано бедности. Таким образом, судебная власть соответствует бедности, потому что это расположение к вышеупомянутому совершенству. Следует также, что одна и та же власть не обещана всем, кто добровольно отказался от богатства, но тем, кто оставил все и последовал за Христом в соответствии с совершенством жизни.

Ответ на возражение 1. Согласно Августину «мы не должны думать об этом, потому что Он говорит, что они сядут на двенадцати престолах, и только двенадцать мужей будут судить с Ним. И еще мы читаем, что Матфий был назначен апостолом на место предателя Иуды, Павел, который потрудился более остальных, не будет иметь престол, чтобы судить» (De Civ. Dei XX). Следовательно, «цифра двенадцать», как он заявляет, «обозначает целое множество тех, которые будут судить, потому что две части семи, а именно три и четыре, будучи умноженными составляют двенадцать» (De Civ. Dei XX). Более того, двенадцать – это идеальная цифра, если удвоить цифру шесть, которая тоже идеальная цифра.

Или, говоря буквально, Он говорил двенадцати апостолам, в чьих лицах Он дал обещание всем, кто последует за Ним сам лично.

Ответ на возражение 2. Девственность и мученичество не располагают человека держать в памяти/помнить законы Божьего Суда в сердце в той же степени, что и бедность: несмотря на это, с другой стороны, «богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8,14). Или же мы можем ответить, что одной только бедности недостаточно, чтобы заслужить судебную власть, но она является фундаментальной частью того совершенства, которой соответствует судебная власть. Почему и среди вещей, касающихся совершенства, следующими за бедностью мы можем рассматривать и девственность, и мученичество, и все виды совершенства: и еще, они не занимают столь высокого места как бедность, поскольку начало вещи – это ее основная часть.

Ответ на возражение 3. Он, который предлагает закон или побуждает людей к хорошему, будет судить в причинном значении (Cf. A [1]), потому что другие будут судимы в соотвтетствии со словами, которые они произнесли или предложили. Следовательно, судебная власть по сути не соотносится с проповеданием или обучением, или мы можем ответить, что, как некоторые говорят, три вещи необходимы для судебной власти: первая, когда человек отрекается от мирских забот, чтобы не мешать уму созерцать премудрость; вторая, когда один обладает Божественной справедливостью по привычке, как знания, так и соблюдения; третья, когда следует обучать других этой справедливости; и это обучение будет совершенством, с помощью которого человек заслуживает судебной власти.

Ответ на возражение 4. Иисус смирил Себя в том, что Его осудили несправедливо; поскольку «Он истязуем был, но страдал добровольно» (Ис. 53,7): своим смирением Он заслужил право судебной власти, поскольку все стало подвластно Ему (Флп. 2,8, 9). Следовательно, судебная власть более принадлежит тем, кто смирил себя своей волей, отрекаясь от временных вещей, потому что люди почитаются людьми, поглощенными мирскими делами и заботами более, чем те, которые смиряются другими.

Ответ на возражение 5. Подчиненный не может судить начальника по своей власти самостоятельно, он может поступить так, если начальник даст ему такое право, как в случае представителя судьи (судьи-делегата). Следовательно, это неуместно, чтобы бедным даровали случайную награду судить других, даже тех, которые имеют больше достоинств касательно существенной награды.

Раздел 3. Будут ли судить ангелы?

Возражение 1. Кажется, что ангелы будут судить. Поскольку написано: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним…» (Мф. 25,31). Он говорит о Своем пришествии судить. Следовательно, ангелы тоже придут судить.

Возражение 2: Далее, чины ангельские получают имена в соответствии со службой, которую несут. Так один из ангельских чинов – это Престол, который как нам представляется, входит в область судебной власти, поскольку престол – это «скамья судьи, королевское место, профессорский стул» [*Cf. St. Isidore, Etym. vii, 5]. Следовательно, некоторые ангелы будут судить.

Возражение 3. Далее, равенство с ангелами обещано святым после этой жизни (Мф. 22,30). Если людям будет дана власть судить, более этого ангелы имеют право судить.

Этому противоречит: «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5,27). Но ангелы не имеют человеческой природы пообно Ему. Соответственно, они не разделят с Ним Его права судить.

Далее, один и тот же человек не может быть и судьей, и слугой судьи. В таком суде ангелы будут действовать как служители Судьи и, согласно евангелию от Матфея: «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» (Мф. 13,41). Отсюда следует, что ангелы не будут судить.

Отвечаю: Заседатели судьи должны соответствовать судье. И теперь суд приписывается Сыну Человеческому, потому что Он придет ко всем, праведникам и грешникам, в человеческом облике, хотя вся Троица будет судить единолично. Соответственно, надлежит и заседателям судьи иметь человеческую природу, чтобы быть видимыми для всех, и праведников и грешников. Следует, что не подобает ангелам судить, хотя в определенном смысле мы можем сказать, что ангелы будут судить, а именно, что касается одобрения приговора [*Cf. A [1]].

Ответ на возражение 1. Как толкование этого отрывка замечает, ангелы придут со Христом не судить, но «как свидетели поступков людей, потому что это было под их попечением, сделал человек хорошо или плохо».

Ответ на возражение 2: Имя «Престол» дано ангелам относительно суда, который Бог выносит, управляя всеми вещами Верховным судом: на этом суде ангелы выступают в роли судебных исполнителей и объявляющих приговор. С другой стороны, суд над людьми Сыном Человеческим потребует заседателей в человеческом обличии.

Ответ на возражение 3: Равенство с ангелами обещано людям в отношении существенной награды. Но ничего не мешает случайной награде быть подаренной людям, за исключением ангелов, как в случае с венцами девственников и мучеников: то же самое можно сказать и о судебной власти.

Раздел 4. Понесут ли демоны приговор судьи на муки вечные?

Возражение 1. Представляется, что демоны не понесут приговор Судьи на муки вечные после дня Суда. Так, согласно апостолу: «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» [*Вульгата.: «Когда Он предаст Царство Богу и Отцу», и.т.д.] (1Кор. 15, 24). Следовательно, все господство прекратится тогда. Но исполнение приговора Судьи подразумевает своего рода господство. Следовательно, после судного дня демоны не понесут приговор Судьи.

Возражение 2. Далее, бесы согрешили мучительнее, чем люди. Следовательно, не только люди должны быть мучимы бесами.

Возражение 3: Далее, точно так же, как бесы предлагают злые дела людям, так и добрые ангелы предлагают хорошие дела. Не будет обязанностью добрых ангелов давать награду праведникам, это будет сделано Богом, непосредственно Им Самим. Следовательно, не смогут и демоны наказывать грешников.

Этому противоречит, грешники подчинились дьяволу в грехе. Следовательно, справедливо, что они должны подчиняться ему в наказании, и быть наказаны им, как и полагается.

Отвечаю: Мастер в тексте Сентенции (Sentent. IV, D, 47) упоминает о двух мнениях по этому вопросу, оба кажутся совместимыми с Божьим Судом, потому что справедливо для человека подчиняться дьяволу в грехе, и несправедливо для бесов быть над ним. Согласно мнению, которому придерживается, что после судного дня демоны будут поставлены над людьми, чтобы наказывать их, рассматривает чин Божьего Суда со стороны бесов наказывающих; в то время как противоположное мнение рассматривает чин Божьего Суда со стороны людей наказанных.

Мы не можем сказать с уверенностью, какое из мнений наиболее близко к истине. Я считаю, что правильнее будет сказать, что точно так же, как среди спасенных чинов будет заметно, что некоторые будут просветленные и совершенные (потому что все чины небесной иерархии будут существовать вечно) [*Cf. FP, Q [108], AA [7],8], так будет очевиден и чин при наказании, люди, будучи наказуемы бесами, а не Божественным чином, ангелы, помещенные между человеческой природой и Божественной, будут полностью удалены. Поскольку Божественное озарение приносят людям добрые ангелы, таким же образом бесы исполнят Божий Суд над грешниками. Это ни в коем случае не уменьшает наказание демонов, поскольку даже мучая других, они сами мучаются, потому что братство несчастных не уменьшит, а увеличит несчастье.

Ответ на возражение 1. Верховная власть, которая, как заявлено, будет передана Христу во время пришествия, должна быть дана в значении верховной власти, которая соответствует состоянию этого мира: где люди поставлены над людьми, ангелы над людьми, ангелы над ангелами, бесы на бесами, бесы над людьми; в каждом случае либо приводят к концу, либо уводят от него. Но затем, когда все вещи достигнут этого конца, не будет верховной власти, чтобы увести от этого конца или привести к нему, но только то, что сохранится в конце, добро или зло.

Ответ на возражение 2. Хотя недостаток демонов не требует, чтобы они были поставлены над людьми, поскольку они заставили людей подчиниться им несправедливо, и еще это требуется по их природе/сущности в отношении человеческой природы: поскольку «естественные вещи остаются в них неповрежденным», как говорит Дионисий (Div. Nom. IV).

Ответ на возражение 3. Добрые ангелы не являются источником главной награды избранных, потому что все получают это непосредственно от Бога. Тем не менее, ангелы могут быть источником/причиной случайной награды для человека, так как высшие ангелы просвещают тех, которые ниже, и ангелов и людей, относительно некоторых вещей скрытых Богом, которые не принадлежат сущности блаженства. Подобным образом проклятые получат наказание непосредственно от Бога, а именно вечное изгнание из Божественного видения/замысла: но нет причины, почему бесы не должны мучить людей другими благоразумными наказаниями. Есть, тем не менее, различие: добродетель возносит, грех унижает. Поскольку ангельская природа выше человеческой, некоторые за счет превосходства в достоинстах будут настолько вознесены, что будут возвышены над ангелами и по природе, и относительно награды [*Cf. FP, Q [108], A [8] ], так что некоторые ангелы будут просвещены некоторыми людьми. С другой стороны, ни один грешник, в счет определенной степени добродетели, не достигнет высокого положения, которое прикрепляется к природе демонов.

Раздел 5. Будут ли все люди присутствовать на суде?

Возражение 1. Представляется, что не все люди будут присутствовать на суде. Ибо написано: «Вы … сядете на двенадцати престолах судить, судить двенадцать колен Израелевых» (Мф. 19,28). Но не все люди принадлежат к этим двенадцати коленам. Следовательно, представляется, что не все люди будут присутствовать на суде.

Возражение 2. Далее, то же самое очевидно следует из Псалтыри: «Не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных» (Пс. 1,5).

Возражение 3. Далее, человек предстает пред судом, на котором обсуждаются его достоинства. Но есть такие, которые не приобрели добродетелей, например, дети, которые умерли, не достигнув совершенного возраста. Следовательно, им не нужно присутствовать на суде. И таких много. Следовательно, представляется, что не все люди будут присутствовать на суде.

Этому противоречит то, что Иисус «есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10,42). Это разделение включает всех людей, независимо от того, как живые будут отделены от мертвых. Следовательно, не все люди будут присутствовать на суде.

Далее, написано: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» (Откр. 1,7). Не будет так, пока все не соберутся на суд. Следовательно, и.т.д.

Отвечаю: Власть судить была дарована Христу как человеку в награду за смирение, которое Он проявил в Своих страданиях. В Своих страданиях Он достаточно пролил Свою кровь за всех, не возможно всем (включая неверующих) воспользоваться Ее заслугою. Следовательно, это соответствует тому, что все люди должны собраться на суд, чтобы увидеть Его возвышение в человеческом облике, что касается «Он был определен Богом судить живых и мертвых».

Ответ на возражение 1. Как говорит Августин: «не следует из высказывания «судить двенадцать колен Израелевых», что колено Левия, которое тринадцатое по счету, не подвергнется суду, или, что они будут судить только этот народ, а не другую нацию» (De Civ. Dei XX, 5). Причина, почему все другии нации отмечаются двенадцатью коленами, потому что они призваны Христом занять место, чтобы судить двенадцать колен.

Ответ на возражение 2: Слова, «Грешники не встанут на суд», если относить ко всем грешникам, означают, что они не восстанут на суд. Но если грешники означают неверующих, смысл в том, что они не восстанут на суд, потому что они «уже осуждены» (Ин. 3,18). Все, тем не менее, восстанут снова на суд и засвидетельствуют славу Судии.

Ответ на возражение 3. Даже дети, которые умерли, не достигнув совершенного возраста, будут присутствовать на суде, не для того, чтобы быть судимыми, но чтобы увидеть славу Судьи.

Раздел 6. Будут ли судиться праведники на суде?

Возражение 1. Представляется, что никто из праведников не будет судим на суде. Поскольку говорится, что «верующий в Него не судится» (Ин. 3,18) все праведники верили в Него. Следовательно, они не будут судиться.

Возражение 2. Далее, те, которые не уверены в своих блаженствах, не благословляются: таким образом, Августин доказывает (Gen. ad lit. XI), что бесы никогда не благословлялись. Но святые уже сейчас благословлены. Следовательно, они уверены в своих блаженствах. То, что уверено, то не подлежит суду. Следовательно, праведники не будут судиться.

Возражение 3. Далее, страх не совместим с блаженством. Но последний суд, который описывается как страшный, не может проходить без вдохновляющего ужаса в тех, которых будут судить. Григорий замечает в книге Иова «Когда он поднимается, ангелы в страхе» (Иов. 41,16) и.т.д.: «Представьте, как совесть грешников будет встревожена, если даже праведники обеспокоены их жизнью» (Moral. XXXIV). Следовательно, блаженные не будут судиться.

Этому противоречит то, что все праведники будут судимы, поскольку написано: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5,10). И нет ничего, чтобы судить. Следовательно, все, даже праведники будут судимы.

Далее, «общий» включает все. Это называется общим судом. Следовательно, все будут судимы.

Отвечаю: Суд включает две вещи, а именно, обсуждение достоинств и воздаяние награды. Относительно воздаяния наград все будут судимы, даже праведники, поскольку Божий приговор назначит каждому награду соответственно его заслугам. Но нет рассмотренияия защиты добродетелей, где бы хорошие и плохие заслуги были смешаны. Те, которые строят на основании веры, «из золота, серебра, драгоценных камней» (1Кор. 3,12), посвящая себя полносносью служению Богу, и которые не имеют значительной смеси злых качеств, не подлежат обсуждению их достоинств. Это те, которые полностью отступились от мирских вещей и заботятся о том, что Божье: по этой причине они будут спасены, но не будут судимы. Другие, однако, строят основание веры из дерева, сена, соломы [*Cf. FS, Q [89], A [2]]; они, фактически, любят мирские вещи и заняты земными заботами, чтобы предпочесть ничто, по сравнению со Христом, но стараются искупить свои грехи с тревогой, и эти имеют как добрые, так и злые дела Поэтому они подвержены обсуждению их добродетелей, и в соответствии с ними они будут судиться, или спасутся.

Ответ на возражение 1. Поскольку наказание – это результат справедливости/суда, в то время как награда – это результат милости, следует, что наказание приписывается нарицательно суду, который является актом справедливости; так что суд иногда используется для выражения осуждения/проклятия. Таким образом, мы должны понимать процитированные слова, как толкование замечаний отрывка.

Ответ на возражение 2. Добродетели/достоинства/заслуги избранных будут обсуждаться, не для того, чтобы убрать неуверенность в получении блаженств из сердец тех, которых должны судить, это может быть сделано для того, чтобы продемонстрировать нам, что добрые дела перевешивают злые, и, таким образом, Божий суд будет осуществлен.

Ответ на возражение 3. Григорий говорит о благочестивых, которые все еще будут в смертном теле, отчего он уже сказал: «Те, которые будут все еще пребывать в теле, хотя уже бесстрашные и совершенные, но будучи еще во плоти, должны быть встревожены страхом среди такого водоворота ужаса». Отсюда становится очевидным, что этот страх относится ко времени непосредственно перед судом, самым страшным для грешников, но не для праведников, которые не будут иметь страха зла.

Аргументы в противоположном значении рассматривают суд в отношении воздаяния награды.

Раздел 7. Будут ли судиться грешники?

Возражение 1. Представляется, что никто из грешников не будет судим. Поскольку осуждение на муки вполне определенно в отношении неверующих, касается ли это тех, кто умирает в смертном грехе. Это высказывается из-за уверенности в осуждении на муки: «неверующий уже осужден» (Ин. 3,18). Следовательно, подобным образом никто из грешников не будет судим.

Возражение 2: Далее, голос Судьи – самый ужасный для тех, кто осужден Его судом. Согласно тексту Сентенции (Sentent. IV, D, 47) и словам Григория (Moral. XXVI) «Судья не обратится к неверующим ». Если Он должен обратиться к верующим, чтобы осудить их, то неверующие будут пожинать пользу от их неверия, что является абсурдным.

Этому противоречит, представляется, что все грешники должны быть судимы, потому что все грешники будут приговорены к наказанию в соответствии со степенью их вины. Но это не может быть сделано без судебного заявления. Следовательно, все грешники будут судимы.

Отвечаю: Суд относительно наказания за грех касается всех грешников, тогда как суд относительно рассмотрения достоинств касается только верующих. Потому что в неверующих отсутствует основание веры, без которого все последующие труды лишены совершенства правильного намерения, в них нет смешения добрых и злых дел или добродетелей, которые требуется рассмотреть. Но верующие, в которых остается основание веры, имеют, по крайней мере, проявление веры, достойное похвалы. Оно, однако, без милосердия/милостыни не заслуживает поощрения, что само по себе ведет к добродетели, и, соответственно, их достоинства будут подвержены обсуждению. Следовательно, верующие, которые, по крайней мере, считались гражданами Царства Небесного, будут судиться как граждане, и смертный приговор не будет им вынесен без рассмотрения их добродетелей; тогда как неверующие будут судимы как противники веры, которые могут быть ликвидированы без обсуждения их заслуг.

Ответ на возражение 1. Хотя и очевидно, что те, которые умирают в смертном грехе, будут прокляты на муки вечные, тем не менее, поскольку у них есть смесь определенных вещей, связанных с добродетелями, следует, что, ради проявления Божественного суда, их достоинства будут рассматриваться, чтобы прояснить, что они справедливо изгнаны из Царства святых, гражданами которого они внешне казались.

Ответ на возражение 2. Рассмотренные в этом особом вопросе слова, адресованные верующим относительно осуждения, не будут ужасными, потому что они откроют определенные вещи, приятные для них, которые невозможно будет найти у неверующих, поскольку «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11,6). Но приговор осуждения, который будет им всем вынесен, будет ужасным для всех.

Аргумент в противоположном значении рассматривает суд возмездия.

Раздел 8. Будут ли судиться ангелы на страшном суде?

Возражение 1. Представляется, что ангелы будут судимы на грядущем суде. Ибо написано: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1Кор. 6,3). Но это не может иметь отношение к настоящему времени. Следовательно, это следует относить к суду грядущему.

Возражение 2. Далее, написано относительно исполина или левиафана, где дьявол изображается (Иов. 40,20): «В присутствии всех он должен быть низвергнут»; и еще бес прокричал Христу: «Почему ты пришел погубить нас прежде времени?» (Мк. 1,24)*, потому что согласно толкованию, «бесы, увидев Господа на земле, решили, что они будут осуждены незамедлительно» [*Ссылка на Евангелие от Матфея: «Пришел ты сюда прежде времени мучить нас?» (Мф. 8,29). В Евангелии от Марка говорится: «Почему ты пришел погубить нас?»] Следовательно, последний суд уготован им.

Возражение 3. Далее, написано: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет. 2,4). Следовательно, ангелы тоже будут судимы.

Этому противоречит, Написано согласно версии Септугианы: «Бог не будет судить то же самое во второй раз» (Наум. 1,9). Но грешные ангелы уже осуждены, об этом написано: «князь мира сего осужден» (Ин. 16,11). Следовательно, ангелы не будут судиться во время Второго пришествия.

Далее, добродетель и грех более совершенны в ангелах, чем в людях, которые есть путники. И некоторые люди, праведники и грешники, не будут судиться, как заявлено в тексте Sentent. IV, D, 47. Следовательно, ни добрые, ни грешные ангелы не будут судимы.

Отвечаю: Суд никак не касается ни Божиих ангелов, ни падших ангелов, поскольку никакого зла нет в добрых ангелах, ничего доброго, что можно было рассмотреть на суде, в грешных ангелах тоже нет. Но, если мы говорим о суде возмездия, следует различать двойственное возмездие. Одно относится к личным добродетелям ангелов и было совершено по отношению и к тем и другим, когда некоторые были возвышены до блаженства, а другие ввергнуты в пучину скорбей. Другое относится к добродетелям, праведным или неправедным, полученным через ангелов, и это возмездие свершится на грядущем суде. Потому что добрые ангелы будут иметь большую радость за спасение всех тех, кого они побудили к совершению добрых дел, в то время как грешные ангелы будут испытывать муки ада за всех тех, кого они подстрекали к совершению злых дел. Соответственно, суд не затронет ангелов, ни в качестве судей, ни в качестве подсудимых, но только людей; он коснется ангелов косвенно в некоторой степени, поскольку они были вовлечены в поступки людей/занимались поступками людей.

Ответ на возражение 1. Это высказывание апостола относится к суду сравнения, потому что определенные люди возвысятся над ангелами.

Ответ на возражение 2. Бесы будут низвергнуты в присутствии всех, потому что они заключены навечно в тюрьму ада, они больше никогда не смогут быть свободными, чтобы выйти, поскольку это им было разрешено только потому, что они управлялись Божественным промыслом, чтобы испытать жизнь человека.

Тот же ответ применяется и к Возражению 3.


Источник: Сумма Теологии / Фома Аквинский; [Пер. с лат. С.И. Еремеева, А.А. Юдина]. - Киев : Эльга ; М. : Ника-Центр, 2002-. / Ч. II-I. Вопросы 49-89. 2008. – 536 с.; Ч. II-I. Вопросы 90-114. 2010. – 432 с.

Комментарии для сайта Cackle