Вопрос 43. О соделанных Христом чудесах в целом
Теперь нам предстоит рассмотреть соделанные Христом чудеса: во-первых, в целом; во-вторых, каждый вид чуда по отдельности; в-третьих, особо Его преображение.
В отношении первого будет исследовано четыре пункта: 1) надлежало ли Христу соделывать чудеса; 2) соделывал ли Он их посредством божественной силы; 3) [о том] когда Он начал соделывать чудеса; 4) являются ли Его чудеса достаточным доказательством Его Божества.
Раздел 1. Надлежало ли Христу соделывать чудеса?
С первым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христу не приличествовало соделывать чудеса. Ведь дела Христовы должны были быть сообразованы с Его словами, а между тем Сам Он сказал: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет – и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы, пророка!» (Мф. 16, 4). Следовательно, Ему не приличествовало соделывать чудеса.
Возражение 2. Далее, если при Своем втором пришествии Христос, как сказано, имеет явиться «с силою и славою великою» (Мф. 24, 30), то при Своем первом пришествии Он явился в немощи, согласно сказанному [в Писании]: «Муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53, 3). Но соделывание чудес скорее обнаруживает силу чем немощь. Следовательно, при Своем первом пришествии Ему не должно было соделывать чудеса.
Возражение 3. Далее, Христос пришел, дабы спасти людей чрез веру, согласно сказанному [в Писании]: «Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр. 12, 2). Но чудеса уменьшают заслугу веры, в связи с чем Господь говорит: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес!» (Ин. 4, 48). Следовательно, похоже, что Христу не должно было соделывать чудеса.
Этому противоречит сказанное от лица Его противников: «Что нам делать? Этот человек много чудес творит!» (Ин. 11, 47).
Отвечаю: Бог дозволяет человеку соделывать чудеса по двум причинам. Во-первых и главным образом ради утверждения проповедуемого человеком учения. В самом деле, коль скоро то, во что верят, превосходит возможности человеческого разума, оно не может быть доказано посредством человеческих аргументов, и потому необходимо должно быть доказано посредством аргумента божественной силы. Поэтому когда человек делает то, что может делать один только Бог, мы можем допускать, что говоримое им – от Бога, что подобно тому, как когда человек предъявляет запечатанное царским перстнем письмо, мы вправе думать, что в нем выражена царская воля.
Во-вторых, чтобы объявить о присутствии в человеке Бога посредством благодати Святого Духа, так что когда человек соделывает нечто божественное, мы можем допускать, что Бог пребывает в Нем Своей благодатью. В связи с этим [Писание] говорит: «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса» (Гал. 3, 5).
Но то и другое было сообщено людям о Христе, а именно и то, что Бог пребывал в Нем благодатью, причем не принятия, а соединения, и то, что Его сверхъестественное учение было от Бога. Поэтому Ему в высшей степени приличествовало соделывать чудеса. В связи с этим Сам Он говорит: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин. 10, 38); и еще: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии... свидетельствуют о Мне"(Ин. 5, 36).
Ответ на возражение 1. По мнению Златоуста, слова: «Знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы», следует понимать так, что «им не дастся то знамение, которое они ожидают, а именно – с небес», а не так, что Он не дал им никакого знамения вообще. А еще, возможно, так, что «Он соделывал знамения не ради тех, о которых Он знал, что они только ожесточат их, но ради исправления других»176. Поэтому знамения давались не им, а другим.
Ответ на возражение 2. Хотя Христос явился в «немощи» плоти, что было обнаружено в Страстях, тем не менее, Он явился также и в «силе Божией» (2Кор. 13, 4), и это должно было быть обнаружено в чудесах.
Ответ на возражение 3. Чудеса уменьшают заслугу веры постольку поскольку обнаруживают заскорузлость сердец тех, кто не желает верить сказанному в Священном Писании дотоле, доколе это не будет подтверждено чудесами. Однако гораздо лучше быть обращенным к вере посредством чудес, чем не быть обращенным к вере вообще, в связи с чем читаем, что знамения даются «для неверующих» (1Кор. 14, 22), а именно для того, чтобы те были обращены к вере.
Раздел 2. Соделывал ли Христос чудеса посредством божественной силы?
Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христос не соделывал чудеса посредством божественной силы. Действительно, божественная сила всемогуща. Но дело представляется так, что Христос не был всемогущим при соделывании чудес, поскольку читаем, что Он «не мог совершить там», то есть в Своем отечестве, «никакого чуда» (Мк. 6, 5). Следовательно, похоже, что Он не соделывал чудеса посредством божественной силы.
Возражение 2. Далее, Бог не молится. Но Христос, соделывая чудеса, подчас молился, как это имело место при воскрешении Лазаря (Ин. 11,41, 42) и, как читаем, при умножении хлебов (Мф. 14, 19). Следовательно, похоже, что Он не соделывал чудеса посредством божественной силы.
Возражение 3. Далее, сделанное божественной силой не может быть сделано силами какой бы то ни было твари. Но то, что делал Христос, могло быть также сделано и силами твари, по каковой причине фарисеи говорили, что «Он изгоняет бесов силою Веельзевула» (Лк. 11, 15). Следовательно, похоже, что Христос не соделывал чудеса посредством божественной силы.
Этому противоречит сказанное Господом: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14, 10).
Отвечаю: как уже было сказано в первой части (I, 110, 4), истинные чудеса могут соделываться только посредством божественной силы, поскольку один только Бог может изменять порядок [всей] природы, что [собственно] и является чудом. Поэтому папа Лев говорит, что хотя в Христе наличествует две природы, «одна», то есть божественная, «которая обнаруживается в чудесах», и «другая», то есть человеческая, «которая претерпевает поношения», тем не менее «каждая из них сообщает свои действия другой», а именно постольку, поскольку человеческая природа является орудием божественного действия, а человеческое действие, как было показано выше (19, 1), черпает свою силу из божественной Природы.
Ответ на возражение 1. Когда читаем, что Он «не мог совершить там никакого чуда», то это должно понимать не так, что Он не был способен его совершить, а так, что Ему не приличествовало его совершать, поскольку Он не желал соделывать чудеса среди неверных. Поэтому далее сказано, что Он «дивился неверию их». В подобном же смысле должно понимать и другие слова [Писания, например]: «Утаю ли Я от Авраама, ...что хочу делать?» (Быт 18, 17); и еще: «Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда» (Быт. 19, 22).
Ответ на возражение 2. Как говорит в своем комментарии к [евангелию от Матфея] (Мф. 14, 19) Златоуст, «Он, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на Небо, благословил и преломил. Это было сделано для того, чтобы о Нем уверовали как то, что Он – от Отца, так и то, что Он равен Ему Именно для того, чтобы доказать то и другое, Он соделывал чудеса когда правомочно, а когда и с молитвой. Делая меньшее», например, умножая хлебы, «Он взирает на небо, а делая большее, что приличествует одному только Богу, Он действует правомочно, например, когда отпускает грехи и воскрешает умершего».
Когда же читаем, что при воскрешении Лазаря Он «возвел очи к небу», то это было сделано Им не потому, что Он нуждался в молитве, а потому, что Он желал научить молиться нас. Поэтому далее Он говорит: «Сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня».
Ответ на возражение 3. Христос изгонял бесов иначе, чем они могли бы быть изгнаны силою бесов. Ведь бесы изгоняются из тел силою более могущественных бесов так, что при этом сохраняют свою власть над душой, поскольку дьявол не борется с собственным царством. С другой стороны, Христос изгонял бесов не только из тела, но еще более – из души. Поэтому Господь осудил богохульство евреев, говоривших, что Он изгонял бесов бесовскою силой, сказав, во-первых, что сатана не разделяется в самом себе; во-вторых, что есть и другие, которые изгоняют бесов Духом Божиим; в-третьих, что Он не смог бы изгнать беса, если бы не превозмог его посредством божественной силы; в-четвертых, что между Его делами и их следствиями и делами сатаны и их следствиями нет ничего общего, поскольку целью сатаны является «расточить» тех, кого «собрал» Христос.
Раздел 3. Положил ли Христос начало Своим чудесам тогда, когда на брачном пиру превратил воду в вино?
С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христос положил начало чудесам не тогда, когда превратил на брачном пиру воду в вино. Так, в книге «О детстве Спасителя» сказано, что Христос еще в юные годы соделал немало чудес. Но чудо превращения воды в вино на брачном пиру имело место тогда, когда Ему исполнилось тридцать или даже тридцать один год. Следовательно, похоже, что начало чудесам было положено не тогда.
Возражение 2. Далее, Христос соделывал чудеса посредством божественной силы. Но Он обладал божественной силой с первого момента Своего зачатия, поскольку уже с этого момента Он был Богом и человеком. Следовательно, похоже, что Он соделывал чудеса от начала.
Возражение 3. Далее, Христос, как сказано (Мф. 4, 18; Ин. 1, 35), начал собирать Своих учеников после Своего крещения и искушения. Но ученики собрались возле Него в первую очередь по причине Его чудес; так, мы читаем, что Он призвал Петра, когда того «объял ужас» при виде чуда «лова рыб» (Лк. 5, 9). Следовательно, похоже, что до чуда на брачном пиру Им были соделаны и другие чудеса.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской» (Ин. 2, 11).
Отвечаю: Христос соделывал чудеса ради утверждения Своего учения и обнаружения Своей божественной силы. Поэтому в том, что касается первого, Ему не приличествовало соделывать чудеса прежде, чем Он начал проповедовать. А проповедовать Ему не приличествовало до достижения Им совершенного возраста, о чем мы уже говорили при рассмотрении Его крещения (39, 3). Что же касается второго, то Он поистине должен был обнаружить Свое Божество посредством соделывания чудес, но так, чтобы люди при этом сохранили веру в действительность Его человечества. Поэтому, как говорит Златоуст, «Ему не приличествовало начинать соделывать чудеса с юных лет, поскольку иначе люди сочли бы Его Воплощение мнимым и прежде времени распяли бы Его»177.
Ответ на возражение 1. Как говорит Златоуст, комментируя слова Иоанна Крестителя: «Я... для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 31), «очевидно, что все разговоры о тех чудесах, которые якобы соделал Христос в Своем детстве, являются просто досужими домыслами. Ведь если бы Христос соделывал чудеса с юных лет, то Иоанн, конечно же, знал бы о Нем, да и все остальные люди нисколько бы не нуждались в учителе, который бы явил Его им»178.
Ответ на возражение 2. Действие божественной силы в Христе было адекватным необходимости спасения человечества, ради которого Им была принята плоть. Поэтому Он соделывал чудеса посредством божественной силы так, чтобы это не нанесло ущерба нашей вере в действительность Его плоти.
Ответ на возражение 3. Ученики, по словам Григория, последовали за Христом, «еще не видя соделанных Им чудес»179. Златоуст же говорит, что «потребность в соделывании чудес возникла тогда, когда ученики уже были собраны и прилепились к Нему, наблюдая за происходящим». Поэтому когда [евангелист] добавляет: «И уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2, 11), то имеет в виду не то, что тогда они впервые уверовали в Него, а то, что тогда «их вера окрепла и усовершилась»180. Или же, как пишет Августин, они в этом месте названы «учениками» потому, что «должны были стать ими позже»181.
Раздел 4. Были ли соделанные Христом чудеса достаточным доказательством Его Божества?
С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что соделанные Христом чудеса не были достаточным доказательством Его Божества. В самом деле, Христу надлежало быть Богом и человеком. Но соделанные Христом чудеса соделывались и другими. Следовательно, они не были достаточным доказательством Его Божества.
Возражение 2. Далее, нет такой силы, которая бы превосходила силу Божества. Но некоторые могут сотворить большее, чем Христос, о чем читаем: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12). Следовательно, похоже, что чудеса, которые соделывал Христос, не были достаточным доказательством Его Божества.
Возражение 3. Далее, частное не является достаточным доказательством общего. Но каждое чудо Христово было одним частным делом. Следовательно, ни одно из них не было достаточным доказательством Его Божества, благодаря которому Он обладает всеобщей властью над всем.
Этому противоречит сказанное Господом: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, сами дела сии... свидетельствуют о Мне"(Ин. 5, 36).
Отвечаю: соделанные Христом чудеса были достаточным доказательством Его Божества в трех отношениях. Во-первых, в отношении самой природы дел, которые превосходили всю совокупную способность сотворенных сил, и потому могли быть исполнены не иначе, как только посредством божественной силы. Поэтому слепец, прозревши, сказал: «От века не слыханно, чтобы кто отверз очи слепорожденному, – если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9, 32, 33).
Во-вторых, в отношении способа соделывания Им чудес, а именно потому, что Он соделывал чудеса, не молясь, как другие, но как бы посредством собственной силы. В связи с этим [Писание] говорит, что «от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6, 19). Это, по словам Кирилла, служило доказательством того, что «Он не получал силу извне, но, будучи Богом по Своему естеству являл болящим Свою собственную силу, и так Он соделал бесчисленные чудеса». Поэтому, комментируя слова из [евангелия от Матфея] (Мф. 8, 16): «Он изгнал духов словом, и исцелил всех больных», Златоуст говорит: «Отметив, сколь много людей исцелилось, евангелист следует дальше, не упоминая о каждом из них по отдельности.... Одним этим словом он как бы переплывает неизъяснимое море чудес». Все это показывает нам, что Его сила была равна силе Бога Отца, согласно сказанному [в Писании]: «Что творит Он», то есть Отец, «то и Сын творит также» (Ин. 5, 19); и еще: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5, 21).
В-третьих, в отношении того факта, что Он Сам учил, что Он – Бог, поскольку если бы это было не так, то оно не было бы засвидетельствовано сотворенными посредством божественной силы чудесами. Поэтому [в Писании] сказано: «Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью – и они повинуются Ему?» (Мк. 1, 27).
Ответ на возражение 1. Этот аргумент приводили язычники. Августин пишет об этом так: «Не было таких чудес, говорят они, которые продемонстрировали бы присутствие высочайшего величия, поскольку духовное очищение», посредством которого Он изгонял бесов, «исцеление больных и возвращение мертвых к жизни, если сравнить их другими чудесами, слишком незначительны для Бога». Возражая им, Августин говорит: «Мы знаем, сколь многое было соделано пророками.... Но и сам Моисей, а вместе с ним и другие пророки, пророчествовали ради Господа Христа, предрекая Ему великую славу; ...поэтому Он пожелал делать именно то, что делал, дабы сообразовать делаемое Им с тем, что Он соделывал через посредство других. Однако Он также сделал и нечто такое, чего не делал никто другой: родился от девы, воскрес из мертвых и взошел на небо. Если они полагают, что и такие деяния незначительны для Бога, то я не знаю, на что еще большее они рассчитывают Возможно, сделавшись человеком, Он должен был сотворить для них другой мир, чтобы они поверили: Он есть Тот, Кто сотворил этот? Но в этом мире нельзя сотворить ни больший мир, ни равный ему, а если бы Он сотворил мир меньший этого, то и его они назвали бы незначительным»182.
Что же касается тех чудес, которые были сотворены другими, то Христос соделал еще больше. Поэтому Августин, комментируя сказанное [в евангелии от Иоанна]: «Если бы Я не сотворил в них дел, каких никто другой не делал...»183 и т. д. (Ин. 15, 24), говорит: «Среди дел Христовых трудно, похоже, найти большее, чем воскрешение умершего, но это, как нам известно, делали и древние пророки.... И все же Христос совершил такие дела, «каких никто другой не делал». Нам говорят, что другие делали то, чего и Он не делал, и никто другой не делал.... Однако о том, чтобы кто-либо исцелял столь многое и многих, об этом не сказано ни об одном из древних. А что нам сказать о тех, которые, встретившись Ему на пути, прикасались к Нему и исцелялись? Марк говорит: «Куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись» (Мк. 6, 56). Кто и когда делал что-либо подобное? Притом сказанное Им «в них» должно понимать не в смысле «среди них» или «в их присутствии», но -именно «в них», поскольку Он исцелил их. Поэтому любые дела, сотворенные Им в них, есть дела, каких никто другой не делал, поскольку если бы кто-либо когда-либо исполнил что-либо из них, то исполнил бы Его деланием, тогда как Он исполнил эти дела не их деланием, а Своим».
Ответ на возражение 2. Августин разъясняет эти слова из [евангелия от] Иоанна следующим образом: «Что это за дела, «большие сих», которые могли бы сотворить верующие в Него? Не те ли, когда они, проходя, одной только своею тенью исцеляли больных? «Больше» ли исцелить тенью, чем исцелить краем одежд?.. А когда Он произнес эти слова, Его ли были те дела и труды, о которых Он говорил, ибо, сказавши: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела», эти ли дела имел Он тогда в виду?.. Однако плодом этих слов стала вера, а когда проповедовали Евангелие ученики, то не немногие, подобно им, уверовали, но уверовали народы... Не ушел ли от Него опечалившийся богач? Но после то, чего не сделал один из слушавших Его, делали многие, когда Он говорил чрез Своих учеников... Выходит, Он делал большие дела, когда говорил чрез верующих в Него, чем когда говорил слушающим.
Но здесь мы встречаем затруднение: эти дела, которые «большие сих», соделывались апостолами, тогда как Он, говоря это, подразумевал не только их. «Верующий в Меня», – слушай! -"верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит». Вначале «творю Я», затем «и он сотворит»: поскольку Я делаю, постольку и он сможет делать. Какие дела, как не те, которые мог бы праведно сделать неправедный?.. То, что Христос соделал в нем, поистине не вне его. И это, говорю, суть дела большие, чем даже сотворение неба и земли. Ибо небо и земля прейдут, а спасение и оправдание предопределенного не прейдут... Но и на небе... ангелы есть дела Христовы, и может ли этот вот человек сделать больше, чем делают они, содействующие Христу в деле его оправдания? Пусть, кто может, судит о том, что больше: сотворить праведную тварь или оправдать неправедную. Впрочем, если для того и другого требуется равная сила, то для последнего – большее милосердие.
Нам, однако же, не нужно думать обо всех делах Христовых, когда мы слышим сказанное: «И больше сих сотворит». Ведь «сими» делами Он, возможно, называл те, которые делал в тот час, а о вере Он говорил на все времена. И, конечно же, проповедование слов праведности, что Он делал без нас, «меньше» оправдания нечестивого, что Он делал в нас и что мы сами делаем в себе».
Ответ на возражение 3. Когда некое частное дело присуще некоему действователю, тогда это частное дело является достаточным доказательством всей силы этого действователя. Так, коль скоро акт умозаключения присущ человеку, то произведение кем-либо какого-либо частного умозаключения служит доказательством того, что он – человек. И точно так же, коль скоро Богу присуще соделывать чудеса посредством Своей собственной силы, то любое отдельное чудо, соделанное Христом посредством Его собственной силы, является достаточным доказательством Его Божества.
* * *
Hom.XLIII in Matt.
Hom. XXI in Joan.
Hom. XVII in Joan
Hom. V in Evang.
Hom. XXIII in Joan.
De Cons. Evang. II, 17
Epis. ad Volusian. CXXXVII.
В каноническом переводе: ≪Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал...≫.