Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 28. О божественных отношениях

Предметом дальнейшего расмотрения являются божественные отношения, в связи с чем будет [исследовано] четыре положения: 1) имеются ли в Боге действительные отношения; 2) совпадают ли эти отношения с самой божественной сущностью, или они суть внешнее; 3) может ли в Боге быть несколько отношений, не совпадающих одно с другим; 4) сколько имеется таких отношений.

Раздел 1. Имеются ли в Боге действительные отношения?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в Боге не может быть действительных отношений. Согласно Боэцию, все возможные категории, которые сказываются о Боге, относятся к субстанции, ибо ничто не может сказываться относительно428. Но все, что действительно существует в Боге, может быть приписано Ему. Поэтому в Боге нет действительных отношений.

Возражение 2. Далее, Боэций говорит, что «отношение в Троице Отца к Сыну и их обоих к Святому Духу подобно отношению тождественного к тождественному»429. Но отношение такого рода есть лишь логическое отношение, в то время как всякое действительное отношение предполагает и требует две стороны. Поэтому отношения в Боге не суть действительные отношения; они построяются лишь в уме.

Возражение 3. Далее, отношение отцовства есть отношение начала. Однако сказать, что Бог является началом творений, не означает указать на действительное отношение, а только лишь на логическое. Поэтому отцовство в Боге не является действительным отношением; и на том же основании это можно сказать об остальных отношениях в Боге.

Возражение 4. Далее, порождение в Боге совершается [как происхождение] интеллигибельного слова. Но отношения, образуемые действиями ума, суть логические отношения. Следовательно, отношения между Отцом и Сыном в Боге, являющиеся следствием порождения, суть только логические отношения.

Этому противоречит то, что Отец получает свое наименование в силу отцовства, а Сын – в силу сыновства. Следовательно, если бы в Боге не имели места действительное отцовство или сыновство, Бог не был бы Отцом или Сыном в действительности, а только лишь в нашем познании. Но это есть ничто иное, как ересь савелиан.

Отвечаю: отношения между божественными лицами суть действительные отношения, в доказательство чего рассмотрим следующее. Только применительно к каким-либо отношениям можно говорить о том, что нечто существует лишь в восприятии, а не в действительности. Этого нельзя сказать ни о каком другом роде предметов, поскольку остальные роды, например количество и качество, в строгом смысле обозначают нечто, присущее предмету. Но понятие отношения в собственном смысле подразумевает нечто, указывающее на другое. Такая соотнесенность с чем-то другим иногда свойственна вещам, как это имеет место в случае соподчинения вещей одна другой по самой своей природе, и такие отношения необходимо суть действительные отношения. Так, например, тяжелое тело устремлено к центру, и в этом смысле ему присуща соотнесенность с центром. И то же можно сказать о многих вещах. Иногда, однако, эта связь с другим, обозначаемая как отношение, может иметь место лишь в восприятии ума, сравнивающего одну вещь с другой. Такое отношение является лишь логическим, как, например, когда разум сравнивает человека и животное как вид с родом. Но когда нечто возникает сообразно началу той же самой природы, и как то, что возникает, так и источник согласуются друг с другом в едином порядке, то отношение между ними является действительным. Поэтому, поскольку возникающее в Боге, как было показано выше (27, 2,4), тождественно по своей природе, эти отношения необходимо суть действительные отношения.

Ответ на возражение 1. Отношения сказываются о Боге не согласно их формальному значению, то есть в смысле обозначения сравнения с тем, чему присуще отношение, но только как указание на соотнесенность одного с другим. Тем не менее Боэций вовсе не имел в виду, что следует исключить существование отношений в Боге; он хотел указать, что отношения не должны сказываться о Боге в строгом смысле, как внутренне Ему присущие, а, скорее, в смысле отношения к другому.

Ответ на возражение 2. Отношение, обозначаемое термином «тождественное», есть логическое отношение, если речь идет об абсолютно той же самой вещи, поскольку такое отношение возможно только в рассуждении ума, который относит нечто к самому себе, выделяя, таким образом, два аспекта. Однако совсем другое дело, когда вещи называются тождественными не в количественном плане, а по роду или по каким-либо особенностям. Так, Боэций рассматривает отношения в Боге как отношения тождества не абсолютно, но лишь желая показать, что субстанция сохраняет свое единство и не распадается из-за этих отношений, что и имеет место при отношениях тождества.

Ответ на возражение 3. Поскольку творения Бога принадлежат к многообразию природы, Бог внеположен порядку всего творения и не находится с творением ни в каких отношениях, обусловленных Его природой, ибо Он производит существа не в силу необходимости, заключенной в Его природе, но силой Своего ума и воли, как было рассмотрено выше (14, 3 и 4; 19, 8). Следовательно, не существует действительного отношения Бога к творению, но существует действительное отношение тварей к Богу, так как твари подчинены божественному порядку, и в самой их природе положена зависимость от Бога. С другой стороны, то, что происходит в Боге, принадлежит к той же природе. Поэтому здесь неправомерны параллели.

Ответ на возражение 4. Отношения, образующиеся только лишь в результате мыслительных действий с познаваемыми объектами, суть исключительно логические отношения, так как они полагаемы разумом. Однако отношения, которые вытекают из действий ума и которые существуют между словом интеллигибельного происхождения и его источником, суть не только логические, но и действительные отношения. Ведь ум и разум суть действительные вещи, и отношения между ними и их продуктами носят действительный характер подобно тому, как телесная вещь имеет действительное отношение к тому, что возникает из нее телесно. Поэтому отцовство и сыновство в Боге суть действительные отношения.

Раздел 2. Суть ли отношения, имеющиеся в Боге, тоже, что и его сущность?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что отношение в Боге не есть то же, что и божественная сущность. Ибо Августин говорит, что «не все, что говорится о Боге, говорится о Его субстанции, поскольку некоторые вещи мы говорим в относительном смысле, как, например, об Отце по отношению к Сыну. Но это не относится к субстанции»430. Следовательно, отношение не принадлежит к божественной сущности.

Возражение 2. Далее, сказано Августином, что «всякое высказывание об отношении предполагает существующим нечто, кроме самого отношения. Так, господин есть человек, и раб есть человек»431. Поэтому, если в Боге имеются отношения, то должно существовать нечто, кроме отношений. Этим нечто может быть только Его сущность. Следовательно, сущность не есть то же, что и отношение.

Возражение 3. Далее, как говорит Философ, сущность отношения в соотнесенности с другим432. Поэтому, если божественная сущность тождественна отношению, из этого следует, что божественная сущность как таковая есть отношение к чему-то другому что противно совершенству божественной сущности, каковая абсолютна и самосуща (3,4). Поэтому божественная сущность не есть отношение.

Этому противоречит следующее: все, что не входит в божественную сущность, принадлежит творению. Но отношение необходимо принадлежит Богу. Ибо если оно не входит в божественную сущность, оно есть творение. И это ничуть не противоречит поклонению единому Богу.

Отвечаю: по общему признанию мнение Гильберта из Пор-ре о том, что отношения в Боге носят лишь вспомогательный или внешний характер, было ошибочным, и позже на Реймском соборе он свою ошибку признал.

Для того, чтобы понять указанную здесь ошибку, рассмотрим следующее: в каждом из девяти родов акциденций следует отметить два момента. Во-первых, природа всякой акциденции как акциденции заключается в том, чтобы быть присущей субъекту. Другой момент касается особенной природы каждого из этих родов и состоит в том, что даже истинная идея всякого рода (как, например, количество и качество, но – кроме отношения) выводится из соотнесенности с субъектом; ибо количеством называется мера субстанции, а качеством – расположение субстанции. Однако истинная идея отношения выводится не из отношения к тому в чем оно имеет место, а из соотнесенности с чем-либо извне. Таким образом, если взять отношения даже в тварном мире формально как таковые, то о них принято говорить, что они являются «дополнительными», а не внутренне укорененными, поскольку в последнем случае они обозначают такую соотнесенность, которая оказывает воздействие на вещь и направлена от нее к чему-то другому. В то же время отношение, мыслимое как акциденция, присуще субъекту и имеет в нем акцидентное существование. Гильберт из Порре рассматривал отношение лишь в первом значении.

Итак, то, что имеет акцидентное существование в творениях, если оно мыслится применительно к Богу, имеет субстанциальное существование, ибо в Боге нет ничего случайного и все в Нем есть Его сущность. Следовательно, хотя в тварях отношение существует акцидентно, в Боге действительно сущее отношение принадлежит к божественной сущности и никоим образом не отлично от нее. Но в той мере, в какой отношение предполагает соотнесенность с чем-то другим, оно обозначает не сущность, но скорее ее противоположность.

Таким образом, действительно сущее в Боге отношение тождественно Его сущности и отличается лишь по способу постижения, так как под отношением подразумевается соотнесенность со своей противоположностью, не выраженная в понятии сущности. Итак, ясно, что в Боге отношение и сущность не разнятся между собой, но суть одно и то же.

Ответ на возражение 1. Эти слова Августина подразумевают не то, что отцовство или любое другое отношение, имеющееся в Боге, не совпадает в своем бытии с божественной сущностью, но что оно сказывается о Боге не в смысле субстанции, а как отношение. Известно, что в Боге существуют лишь две категории, поскольку остальные категории предполагают наклонность к тому, о чем они сказываются и по роду и по их специфической природе. Но все существующее в Боге не может иметь другого отношения к тому в чем оно существует или о чем оно сказывается, кроме отношения тождества, ибо это противоречило бы высшей простоте Бога.

Ответ на возражение 2. Подобно тому как у тварей отношения означают не только соотнесенность с чем-то другим, но и нечто само по себе, это же верно применительно к Богу, хотя и в несколько ином смысле. То, что содержится в тварях помимо того, что мыслится в отношении, есть нечто иное, чем само отношение, в то время как в Боге нет такого различия, ибо и то и другое суть одно. Это не вполне выражается словом «отношение» в его привычном значении. Ибо, как было указано выше (13,2) при рассмотрении божественных имен, в совершенной полноте божественной сущности содержится больше, чем может передать любое имя. Таким образом, из этого не следует, что в Боге действительно существует нечто, кроме отношения; так обстоит лишь с именами, которыми мы пользуемся.

Ответ на возражение 3. Если бы в совершенной полноте Бога содержалось лишь то, что можно было бы обозначить относительными по своей сущности именами, из этого следовало бы ее несовершенство в силу соотнесенности с чем-то другим. Точно так же, если бы в ней не содержалось ничего, кроме того, что обозначено словом «мудрость», в этом случае нельзя было бы говорить о самостоятельном бытии. Но хотя совершенная полнота божественной сущности не может быть охвачена ни одним именем, из этого не следует, что, поскольку относительные понятия, прилагаемые к Богу, обозначают нечто несовершенное, божественная сущность также каким-либо образом несовершенна. Ибо божественная сущность охватывает в себе совершенную полноту всех родов (4, 2).

Раздел 3. Различаются ли Божественные отношения между собой в действительности?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что отношения между божественными лицами в действительности не отличаются друг от друга. Ибо вещи, тождественные чему-либо, тождественны также между собой. Но ведь всякое отношение в Боге есть то же, что и Его сущность. Следовательно, отношения между лицами ничем в действительности одно от другого не отличаются.

Возражение 2. Далее, поскольку отцовство и сыновство по имени отличаются от божественной сущности, так же обстоит дело и с благостью и силой. Но поскольку между божественной благостью и силой нет действительного различия, то его нет и между отцовством и сыновством.

Возражение 3. Далее, в Боге нет действительного различия, а только по происхождению. Но ведь отношения не возникают одно из другого. Следовательно, отношения между лицами не различаются в действительности.

Этому противоречат слова Боэция о том, что «субстанция сохраняет единство [Бога], отношение же размножает Его в Троицу»433. Следовательно, если бы отношения между лицами не различались между собой в действительности, то не было бы и действительной троичности лиц в Боге, но – лишь [троичность] идеальная, а это есть не что иное, как заблуждение Савелия.

Отвечаю: приписывание одного другому предполагает приписывание [другому] всего того, что содержится в первом. Так, когда мы называем кого-либо человеком, тем самым мы приписываем ему разумную природу. Понятие отношения, однако, необходимо означает соотнесенность одного с другим в силу их относительной противоположности друг другу. Поэтому, если в Боге имеется действительное отношение (1), в Нем также должно быть место и действительной противоположности. Но по самой своей природе относительная противоположность включает в себя различие. Следовательно, в Боге должно быть действительное различие, но, разумеется, не абсолютное, т. е. касающееся сущности, которая есть высшее единство и простота, но – относительное.

Ответ на возражение 1. Согласно Философу, этот аргумент гласит, что вещи, тождественные другой вещи, тождественны также между собой, если тождество является и действительным и логическим, как, например, туника и одежда. Но не в том случае, когда имеется логическое различие. Поэтому там же он говорит, что хотя действие есть то же, что и движение, а равно и страдательное состояние, тем не менее это не означает, что действие и претерпевание суть одно и то же. В самом деле, они различны, поскольку действие находится в действующем, претерпевание же – в испытывающем воздействие434. Подобным же образом, хотя отцовство и сыновство тождественны с божественной сущностью, тем не менее, они, в силу их понятия и определения, предполагают противоположные аспекты. Следовательно, они отличны друг от друга.

Ответ на возражение 2. Сила и благость не подразумевают противоположности по своей природе, и, следовательно, этот аргумент не может быть приведен в качестве аналогии.

Ответ на возражение 3. Хотя отношения, строго говоря, не возникают одно из другого, тем не менее они мыслятся как противоположные так, как если бы они происходили одно от другого.

Раздел 4. В самом ли деле в Боге есть только четыре действительных отношения: отцовство, сыновство, исхождение и происхождение?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в Боге есть более четырех действительных отношений, т. е. отцовства, сыновства, исхождения и происхождения. Ибо следует также отметить, что в Боге существуют отношения интеллигенции к познаваемому объекту, а также воли к желаемому объекту, которые суть действительные отношения, не охватываемые вышеуказанными. Следовательно, в Боге есть более четырех действительных отношений.

Возражение 2. Далее, мы знаем, что действительные отношения в Боге познаются исходя из интеллигибельного происхождения Слова. Однако, какуказывает Авиценна, интеллигибельные отношения умножаются до бесконечности. Следовательно, в Боге существуют бесконечные ряды действительных отношений.

Возражение 3. Далее, идеи, существующие в Боге, вечны (15, 1) и отличаются одна от другой по их отношению к вещам. Следовательно, в Боге есть множество вечных по своей природе отношений.

Возражение 4. Далее, равенство, подобие и тождество суть отношения, а они существуют в Боге извечно. Следовательно, помимо вышеупомянутых в Боге имеется еще несколько вечных по своей природе отношений.

Возражение 5. Далее, можно также возразить, что в Боге отношений [даже] меньше, чем [четыре] вышеупомянутых. Ибо, как сказал Философ: «Одно и то же дорога из Афин в Фивы и из Фив в Афины»435. Следуя этому способу рассуждения, одно и то же суть отношение отцовства, то есть Отца к Сыну, и отношение сыновства, то есть Сына к Отцу. И, следовательно, в Боге отношений вовсе не четыре.

Отвечаю: согласно Философу, всякое отношение основывается либо на количестве, как два и половина, либо на действии и претерпевании, как между действующим и претерпевающим, отцом и сыном, господином и слугой и проч436. Но поскольку в Боге нет количественных отношений, ибо, как сказал Августин, Он превосходит всякое количество437, из этого следует, что действительные отношения в Боге могут основываться только на действии. [Далее] такие отношения основываются не на действиях Бога, направленных вовне, ибо отношение Бога к творениям не является в Нем действительным (13,7). Следовательно, действительными отношениями в Боге могут быть признаны только такие, которые связаны с действиями, приводящими к внутреннему, а не внешнему происхождению. Как было указано выше (27, 5), такое происхождение совершается лишь дважды: одно имеет место в уме, а именно происхождение Слова, а другое в воле, а именно происхождение Любви. В связи с этим возникают два противоположных отношения: отношение лица, исходящего из начала, и отношение Самого начала. Происхождение Слова называется порождением в собственном смысле, поскольку речь идет о порождении живого существа.

Далее, отношение порождающего начала в совершенных живых существах называется отцовством, а отношение, свойственное тому, кто происходит из этого начала, – сыновством. Но происхождение Любви не имеет собственного имени (27, 4), а потому нет специального названия и для вытекающего отсюда отношения.

Отношение начала этого происхождения называется изведением, а отношение лица, связанного с этим, – исхождением, хотя оба эти названия указывают на само происхождение, а не на отношения.

Ответ на возражение 1. В тех случаях, когда имеется различие между умом и его объектом, а также волей и ее объектом, возможно действительное отношение; как отношение знания к объекту, так и отношение волящего к желаемому объекту. Однако в Боге ум и его объект суть одно и то же, ибо, познавая Себя, Бог познает все остальные вещи; и так же обстоит дело с Его волей и объектом Его воления. Из этого следует, что в Боге эти отношения не являются действительными, потому что слово мы понимаем как нечто, возникающее посредством интеллигибельного действия, но не как вещь. Ибо когда мы познаем вещь, то, что формирует ум, соотносясь с познаваемой вещью, называется словом.

Ответ на возражение 2. Интеллигибельные отношения в нас самих способны умножаться до бесконечности, ибо одним актом человек познает камень, а другим познает то, что он познает камень, а еще одним актом познает то, что познает это. Таким образом, акты познания множатся до бесконечности, а соответственно и отношения. Но это неприложимо к Богу, ибо Он познает все вещи единым актом.

Ответ на возражение 3. Идеальные отношения существуют в познании Бога. Но из их множественности не вытекает множество отношений в Боге, а только то, что Богу известно множество таких отношений.

Ответ на возражение 4. Равенство и подобие в Боге не являются действительными отношениями, а только логическими (42,3 и 4).

Ответ на возражение 5. Путь из одной точки в другую и обратно один и тот же. Однако взаимные отношения не тождественны. Поэтому мы не можем заключить, что отношение отца к сыну есть то же, что и отношение сына к отцу Но мы могли бы сделать такое заключение о чем-либо абсолютном, если бы это имело место между ними.

* * *

428

DeTrin. IV

429

DeTrin. VI.

430

DeTrin.V

431

DeTrin. VII.

432

Praedic. V.

433

DeTrin.VI.

434

Phys. III.

435

Ibid.

436

Metaph. V

437

DeTrin. I, 1.


Источник: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43: 5-94773-003-0, 966-521-161-7. Издательство: Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис. 2002. Перевод Еремеева, A.A. Юдина.

Комментарии для сайта Cackle