Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Трактат О Пресвятой Троице. Вопрос 27. О происхождении Божественных лиц

Относительно происхождения надлежит исследовать пять [пунктов]: 1) имеет ли место в Боге происхождение; 2) можно ли происхождение чего-либо в Боге назвать порождением; 3) может ли иметь место в Боге [такое] происхождение чего-либо, которое не охватывается понятием порождения; 4) может ли этот случай происхождения быть назван порождением; 5) имеют ли место в Боге более чем два случая происхождения.

Раздел 1. Имеет ли место в Боге происхождение?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что никакое происхождение не может иметь места в Боге. Ибо происхождение подразумевает движение вовне. Но в Боге нет ничего подвижного, равно как и ничего внешнего. Поэтому в Боге нет места происхождению.

Возражение 2. Далее, все, что происходит, отличается от того, из чего оно происходит. Но в Боге нет различия, но – только высшая простота. Поэтому в Боге нет места происхождению.

Возражение 3. Далее, происходить из другого кажется противным природе первоначала. Но, как было показано выше (2,3), Бог и есть первое начало. Поэтому в Боге нет места происхождению.

Этому противоречат слова, сказанные нашим Господом: «Я от Бога исшел и пришел» (Ин. 8, 42).

Отвечаю: в Священном Писании по отношению к Богу употребляются имена, означающие происхождение. Это происхождение понималось различным образом. Некоторые понимали егов смысле следствия, исходящего из своей причины. Так, Арий утверждал, что Сын происходит от Отца как Его первичное творение, а Святой Дух исходит от Отца и Сына как творение Их обоих. В этом случае ни Сын, ни Святой Дух не были бы истинным Богом, и это противоречит тому, что сказано о Сыне: «...да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5, 20). О Святом Духе также сказано: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа...» (1Кор. 6, 19). Но ведь иметь храм – это исключительное право Бога.

Другие понимают это происхождение как причину, движущую следствие или запечатлевающую в нем свое подобие. В таком смысле это принимал Савелий, который говорил, что Бог Отец называется Сыном, если Он принял плоть от Девы, и что Отецтакже называется Святым Духом, когда Он очищает от порока разумное существо и ведет его по жизни. Этому противоречат слова Господа, когда Он говорит о Себе: «Сын ничего не может творить Сам от Себя» (Ин. 5, 19). И во многих других местах говорится о том же, из чего мы заключаем, что Отец не тождествен Сыну.

Внимательное изучение показывает, что оба эти толкования понимают происхождение как движение вовне. Поэтому ни одно из них не утверждает происхождение как совершающееся в Самом Боге. Однако, поскольку происхождение всегда предполагает действие, и поскольку имеется движение вовне, соответствующее акту, связанному с внешней материей, также должно иметь место движение вовнутрь, соответствующее акту, осуществляющемуся внутри действующего. Это наиочевиднейшим образом приложимо к уму, действие которого остается внутри действующего. Ибо когда мы постигаем нечто, сам факт постижения заключается в происхождении чего-то внутри нас, а именно: понятия постигаемого объекта, понятия, создаваемого нашей умственной способностью и происходящего из нашего знания этого объекта. Это понятие получает обозначение посредством слова, и оно может быть названо словом сердца, обозначаемым словом голоса.

Поскольку Бог превосходит все, то говоримое о Боге должно понимать не сообразно тому, как мы мыслим низшие твари или тела, но наподобие высших созданий, каковыми являются сущности ума. Ибо даже когда мы исходим из этого подобия, божественные предметы все равно остаются непостижимыми. Поэтому происхождение не должно понимать по аналогии с тем, что имеет место среди тел: ни как некое движение, ни как порождение причиной некоего внешнего для нее следствия подобно тому, как теплота нагревает тело. Скорее его должно понимать по аналогии с интеллигибельной эманацией, например, интеллигибельного слова, которое порождается говорящим и, однако же, остается в нем. В таком смысле католическая вера понимает происхождение как имеющее место в Боге.

Ответ на возражение 1. Это возражение основывается на представлении о происхождении как разновидности движения, то есть как действия, ведущего к внешнему объекту или внешнему следствию, каковой вид происхождения, как мы уже пояснили, не имеет места в Боге.

Ответ на возражение 2. То, что происходит от чего-то внешнего, необходимо отличается от того источника, из которого оно происходит, в то время как то, что происходит посредством интеллигибельного процесса, вовсе не предполагает необходимым образом такого различия. Более того, чем совершеннее этот процесс, тем более тесное единство оно составляет с источником своего происхождения. Ибо ясно, что чем выше степень понимания, тем теснее связь понятия ума с мыслящим действователем, поскольку ум в самом акте постижения входит в единство с постигаемым объектом. Таким образом, поскольку божественная интеллигенция является высшим совершенством Бога (14, 2), божественное Слово необходимо составляет совершенное единство с источником, из которого Оно происходит, без всякого различия.

Ответ на возражение 3. Происходить от начала так, чтобы при этом быть чем-то внешним и отличным от этого начала, несообразно с идеей первого начала, тогда как внутреннее и однородное происхождение наподобие интеллигибельного акта соответствует идее первоначала. Ибо когда мы называем строителя началом строения, в идею такого начала входит идея его искусства. И последняя входила бы в идею первоначала, если бы строитель был первым началом строения. Бога, Который является первоначалом всего, можно уподобить созданным им вещам так же, как архитектора – созданным им строениям.

Раздел 2. Можно ли происхождение чего-либо в Боге назвать порождением?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что никакое происхождение в Боге не может быть названо порождением. Ибо порождение – это переход от небытия к бытию и противоположность гибели, поскольку материя подвержена и тому и другому. Ничто из сказанного не относится к Богу. Поэтому порождение не может иметь места в Боге.

Возражение 2. Далее, происхождение имеет место в Боге наподобие интеллигибельного акта, как было пояснено выше (1 ). Однако такой процесс мы не называем порождением применительно к себе. Поэтому его не следует так называть и применительно к Богу

Возражение 3. Далее, все порождаемое получает существование от порождающего. Поэтому такое существование есть существование приобретенное. Однако приобретенное существование не является самостоятельным существованием. Отсюда, поскольку божественное существование является самосущим (3, 4), приобретенное существование не может быть свойственно Богу. Следовательно, в Боге нет места порождению.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Я ныне родил Тебя» (Пс. 2, 7).

Отвечаю: происхождение Слова в Боге называется порождением. В доказательство этого мы рассмотрим два значения порождения. Первое значение относится ко всему, что подвержено порождению и разложению. В этом смысле порождение есть не что иное, как переход от несуществования к существованию. В другом смысле оно свойственно живым существам; при этом подразумевается исхождение от общего живого начала, что и называется рождением в собственном смысле. Однако не ко всему подобному применимо слово «родил», но только к тому, что происходит от подобного. В этом смысле по отношению к волосу неуместно говорить о порождении, родственности, но только по отношению к тому, что происходит от подобного. И здесь недостаточно какого-либо сходства. Например, применительно к червю, хотя и связанному с животными отношениями порождения, также нельзя говорить о порождении или родственности, несмотря на родовое подобие, ибо данный вид порождения требует подобия в смысле тождественной специфической природы. Так, человек происходит от человека, лошадь – от лошади. В отношении живых существ, которые переходят от потенциального к актуальному существованию, как люди и животные, понятие порождения включает оба эти значения. Но если речь идет о существе, которое в своем существовании не переходит от потенциальности к актуальности, понятие происхождения (если последнее имеет место у такого существа) полностью исключает первый вид порождения и в то же время сохраняет тип порождения, относящийся к живым существам. В этом случае происхождение Слова в Боге является порождением, ибо Он происходит посредством интеллигибельного акта, которое есть в то же время живое деяние – от общего живого начала (как было разъяснено выше), от подобного, в той степени, в какой понятие ума – подобие постигаемого объекта, – и является существом той же природы, потому что в Боге акт познания и Его существование суть одно, как было показано выше (14,4). Следовательно, происхождение Слова в Боге называется порождением, а Само порождаемое Слово называется Сыном.

Ответ на возражение 1. Это возражение основывается на представлении о порождении в первом смысле, подразумевающем переход от потенциальности к актуальности, в каковом смысле это неприложимо к Богу

Ответ на возражение 2. Акт человеческого постижения в нас самих не есть сущность ума как такового; поэтому слово, которое рождается в нас посредством интеллигибельного действия не принадлежит к той же природе, что его источник. Таким образом, идея порождения в собственном смысле к нему неприложима. Но божественный акт интеллигенции единосущен с тем, кто познает (14,4). Поэтому Слово принадлежит к той же природе с тем, откуда Оно происходит, и с полным основанием называется рожденным и Сыном. Вот почему в Писании употребляются понятия, обозначающие рождение живых существ, для обозначения происхождения божественной Премудрости, а именно: понятия зачатия и рождения; ведь сказано же от лица божественной Премудрости: «Я родилась, когда еще не существовало бездны» (Притч. 8, 24). Мы употребляем слово «концепция» («зачатие») для обозначения понятия ума как подобного постигаемому объекту, хотя их природа и не тождественна426.

Ответ на возражение 3. Не все, что происходит от чего-то другого, имеет свое существование в другом субъекте. В противном случае мы не могли бы сказать, что вся субстанция творения происходит от Бога, ибо не существует субъекта, который мог бы принять в себя всю субстанцию. Итак, то, что порождается в Боге, получает свое существование от порождающего, и при этом вовсе не обязательно, чтобы это существование воплотилось в материю или какой-либо субъект (что противоречило бы самодостаточности Бога). Но когда мы говорим о существовании как приобретенном, мы подразумеваем, что Он получает свое существование от другого, однако при этом Его природа остается божественной. Ибо бытие Бога в своей совершенной полноте содержит и Слово интеллигибельного происхождения, и начало Слова со всем, что принадлежит к Его совершенству (4, 2).

Раздел 3. Может ли иметь место в Боге происхождение чего-либо кроме слова?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в Боге не может иметь места никакое другое происхождение, кроме порождения Слова. Ибо если на каком-нибудь основании мы допустим другое происхождение, то нам придется допустить еще один и так далее до бесконечности, что невозможно. Поэтому следует остановиться на первом и твердо держаться того, что в Боге имеет место лишь одно происхождение.

Возражение 2. Далее, всякой природе присущ лишь один способ сообщения себя самой, в силу которого действиям свойственны единство или множественность. Но происхождение может иметь место в Боге только посредством сообщения божественной природы. Поэтому, коль скоро существует лишь одна божественная природа (11, 4), в Боге может иметь место лишь одно происхождение.

Возражение 3. Далее, если бы какой-либо другой вид происхождения, кроме интеллигибельного порождения Слова, имел место в Боге, это могло бы быть лишь происхождение любви, каковое является деянием воли. Но такое происхождение тождественно интеллигибельному происхождению [как деянию] ума, поскольку воля Бога есть то же, что и Его ум (19,1 ). Поэтому в Боге не может иметь места другое происхождение, кроме происхождения Слова.

Этому противоречит то, что Святой Дух исходит от Отца (Ин. 15, 26); и [кроме того] Он не есть то же, что и Сын, ибо сказано: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» (Ин. 14, 16). Поэтому в Боге имеет место и иное происхождение помимо происхождения Слова.

Отвечаю: в Боге имеют место два происхождения – происхождение Слова и еще одно. Это доказывается на основании того, что происхождение в Боге соответствует действию, которое не устремлено к чему-либо внешнему, но остается внутри самого действователя. В интеллигибельном мире такой характер присущ действиям ума и воли. Происхождение Слова совершается как интеллигибельный акт. Поэтому действие воли в нас самих предполагает также происхождение любви, так что объект любви находится в любящем подобно тому как при порождении слова объект речи и познания находится в уме познающего. Следовательно, помимо происхождения Слова в Боге имеет место и другое происхождение, называемое происхождением любви.

Ответ на возражение 1. Нет необходимости уходить в бесконечность в вопросе о божественном происхождении, ибо происхождение, совершающееся в действователе умопостигамой природы, завершается в происхождении воли.

Ответ на возражение 2. Все, что существует в Боге, есть Бог (3,3,4), но данное положение неприложимо ни к чему другому. Поэтому божественная природа сообщается всякому происхождению внутри Бога, но это не относится ни к какой другой природе.

Ответ на возражение 3. Хотя воля и ум в Боге суть одно, природа воли и природа ума требуют, чтобы их происхождение имело место в определенном порядке. Ибо происхождение любви также имеет место в определенном порядке по отношению к происхождению Слова, поскольку воля может питать любовь лишь к тому что воспринято умом. Поэтому, хотя в Боге ум как таковой и его понятие суть одно, как одно суть воля и ум, тем не менее, коль скоро существует определенный порядок в отношениях между Словом и началом, из которого Оно происходит, и поскольку любовь в силу самой ее природы необходимо происходит из понятия ума, имеется различие в порядке между происхождением любви и происхождением Слова в Боге.

Раздел 4. Является ли происхождение любви порождением?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что происхождение любви в Боге является порождением. Ибо о том, что происходит от подобного по своей природе среди живых существ, принято говорить, что оно рождается. Но то, что происходит в Боге через любовь, рождается от подобного по своей природе; в противном случае оно было бы чуждым божественной природе, и происхождение носило бы внешний характер. Поэтому то, что происходит в Боге через любовь, называется рождающимся.

Возражение 2. Далее, так же как свойство уподобления – в природе слова, оно присуще и любви. Ибо сказано, что «всякое животное любит подобное себе» (Сир. 13,19). Поэтому если Слово рождается от подобного, по-видимому, любовь также должна возникать через рождение.

Возражение 3. Далее, род не содержит в себе того, чего не содержится ни в одном из его видов. Итак, коль скоро происхождение любви имеет место в Боге, должно существовать специальное имя помимо общего названия происхождения. Но тогда нельзя найти никакого другого слова, кроме порождения. Поэтому происхождение любви является порождением.

Этому противоречит вот что: будь это так, из этого бы следовало, что Святой Дух, Который возникает как любовь, возникал бы посредством порождения, что несовместимо с утверждением Афанасия: «Святой Дух исходит от Отца и от Сына, но не творится и не порождается».

Отвечаю: происхождение любви в Боге не должно называть порождением, в доказательство чего нам следует рассмотреть отличие ума и воли в этом отношении. Ум становится актуальным, соотносясь с познаваемым объектом, подобие которого откладывается в уме, в то время как воля становится актуальной не через уподобление желаемому объекту, но в силу некоторой наклонности к нему Таким образом, ум происходит посредством уподобления, и это называется порождением, ибо всякое порождающее производит подобие себя, в то время как происхождение воли совершается не через уподобление, но скорее благодаря влечению и устремленности к объекту.

Таким образом, то, что возникает в Боге через любовь, возникает не как рождающееся, или как сын, но скорее как дух. Это наименование выражает некое живое движение и влечение подобно тому, как мы говорим о ком-нибудь, что им движет любовь и побуждает его к исполнению действия.

Ответ на возражение 1. Все, что существует в Боге, принадлежит к единой божественной природе. Следовательно, соответствующее понятие для того или иного происхождения чего-либо, благодаря чему происхождение одного мы отличаем от происхождения другого, не может исходить из характеристики этого единства. Оно должно быть образовано исходя из порядка происхождения того или другого; порядок же этот устанавливается из природы воли и ума. Поэтому происхождение чего бы то ни было в Боге получает свое имя от соответствующего понятия воли и ума, при том что это имя обозначает его действительную природу. Вот почему Лицо, которое возникает как любовь, не может быть названо рожденным.

Ответ на возражение 2. Уподобление по-разному проявляется в слове и в любви. В слове оно проявляется как уподобление познаваемому объекту подобно тому, как порождаемое есть подобие порождающего. Но уподобление проявляется в любви не так, что оно составляет сущность любви, а так, что оно есть ее начало. Поэтому любовь не рождается, но рождающееся есть начало любви.

Ответ на возражение 3. Мы можем именовать Бога только по его творениям (13, 1). Подобно тому как в творениях порождение является началом сообщения природы, происхождение чего-либо в Боге не имеет специального названия, кроме порождения. Следовательно, происхождение, которое не является порождением, остается без специального названия; но оно может быть названо исхождением, как в случае со Святым Духом.

Раздел 5. Имеет ли место в Боге более двух (случаев) происхождения?

С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в Боге имеет место более двух [случаев] происхождения. Помимо того, что Богу приписываются знание и воля, Его атрибутом также является и сила. Следовательно, если в Боге совершается происхождение воли и знания, также должен иметь место и третий случай – происхождение силы.

Возражение 2. Далее, по-видимому, важнейшим началом происхождения чего-либо является благость, ибо в природе благости быть изобильной. Поэтому в Боге также должно иметь место происхождение благости.

Возражение 3. Далее, Бог превосходит нас своей плодовитостью. Но и в нас возникновение слова совершается не единожды, а многажды, ибо одно слово происходит от другого. Такжеи любовь происходит от любви. Следовательно, в Боге должно иметь место более двух происхождений.

Этому противоречит то, что в Боге имеет место происхождение лишь двух лиц – Сына и Святого Духа.

Отвечаю: о божественном происхождении можно говорить лишь тогда, когда действие пребывает внутри действователя. В отношении умной природы, а равно и божественной природы, возможны два таких действия – акты интеллигенции и воли. Акт ощущения, который, как кажется, остается также внутри действователя, выходит за пределы природы интеллектуального и относится скорее к сфере внешних действий, ибо акт ощущения совершается посредством воздействия ощущаемого объекта на чувство. Поэтому в Боге могут иметь место лишь происхождения Слова и Любви.

Ответ на возражение 1. Сущность силы [состоит] в воздействии одной вещи на другую. Следовательно, здесь можно вести речь о внешних действиях. Таким образом, божественная сила не подразумевает происхождения божественного лица, но имеет отношение к происхождению творения.

Ответ на возражение 2. Как сказал Боэций, благость принадлежит к сущности, а не к действию, если только она не является объектом воли427.

Таким образом, коль скоро происхождение божественных лиц получает названия от определенных действий, только происхождение Слова и Любви в Боге может иметь связь с благостью и подобным, ибо Бог познает и любит Свою собственную сущность, истину и благость.

Ответ на возражение 3. Как было указано выше (14,5; 19,5), Бог познает все вещи одним простым актом, и этим же актом Он желает все вещи. Поэтому в Нем не может совершаться происхождение Слова от Слова или Любви от Любви, ибо в Нем существует лишь одно совершенное Слово и одна совершенная Любовь, и в этом проявляется Его совершенная плодовитость.

* * *

426

В латинском переводе Библии в указанной цитате вместо «родилась» – «была зачата». В латинском языке существительное conceptio и глагол concipio соединяют значения «зачатие» и «замысел», «понятие».

427

De Hebdom.


Источник: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43: 5-94773-003-0, 966-521-161-7. Издательство: Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис. 2002. Перевод Еремеева, A.A. Юдина.

Комментарии для сайта Cackle