Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 22. О провидении Бога

После рассмотрения принадлежащего к воле в абсолютном смысле, нам надлежит перейти к исследованию того, что имеет отношение равным образом к уму и воле, а именно: провидения обо всем сотворенном, а также предопределения, осуждения и всего, что с ними связано (в первую очередь, с точки зрения вечного спасения человека). Ведь и в науке этике после изучения моральных добродетелей переходят к исследованию предусмотрительности, к коей, как кажется [на первый взгляд], относится и провидение. В связи [с рассмотрением вопроса о] провидении Бога будет исследовано четыре пункта: 1) правильно ли приписывать провидение Богу; 2) подпадает ли все под действие божественного провидения; 3) связано ли божественное провидение непосредственно со всеми вещами; 4) привносит ли божественное провидение необходимость во все предуказанное.

Раздел 1. Надлежит ли приписывать провидение Богу?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что не приличествует [приписывать] Богу провидение. Ведь провидение, как сказал Туллий [Цицерон], является частью рассудительности367. Но рассудительность, которая, согласно Философу, [предназначена для того, чтобы] давать хорошие советы [в делах]368, не может принадлежать Богу, Который никогда не испытывает сомнений, а потому не нуждается и в советах. Следовательно, провидение не может принадлежать Богу

Возражение 2. Далее, все, что в Боге, вечно. Но провидение, согласно Дамаскину не вечно, ибо связано с существующими вещами, кои не вечны369. Следовательно, в Боге нет никакого провидения.

Возражение 3. Далее, в Боге нет ничего составного. Но провидение, похоже, является составным, поскольку включает в себя ум и волю. Таким образом, провидение не в Боге.

Этому противоречит следующее. Сказано [в Писании]: «Но промысел Твой, Отец, управляет всем»370 (Прем. 14, 3).

Отвечаю: провидение необходимо принадлежит Богу Ведь всякое благо, наличествующее в сотворенном, как было показано выше (6, 4), сотворено Богом. В сотворенных вещах благо усматривается не только в их субстанции, но также и в том, как они упорядочены относительно цели, в особенности же – относительно их конечной цели, каковая суть, как было установлено выше (21, 4), божественная благость. Это благо порядка, существующее в сотворенном, также сотворено Богом. А поскольку Бог обусловливает вещи через посредство Своего ума, поскольку [далее] отсюда понятно, что образ каждого следствия необходимо имеет в Нем свое предбытие (что ясно из предшествующего [рассуждения] (19, 4)), то необходимо, чтобы образ упорядоченности вещей к их цели [также] имел свое предбытие в божественном уме; а образ упорядоченных к цели вещей, строго говоря, [и есть] провидение. И это – главная часть рассудительности, к которой направлены две другие части, а именно: воспоминание о прошлом и разумение настоящего; ведь [именно] благодаря воспоминанию о прошлом и разумению настоящего мы и предусматриваем будущее.

Затем, согласно Философу, назначение рассудительности – [правильно] направлять вещи к цели [рассудительного]371, то ли к его собственной (так, человека полагают рассудительным, если он хорошо организует свои действия с точки зрения жизненной цели), то ли к цели тех, кто от него зависит (в семье ли, в городе или в [целом] царстве); в последнем смысле и говорится [в Писании]: «Верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими» (Мф. 24, 45). И в этом [последнем] смысле рассудительность, или провидение, допустимо приписывать Богу (ведь в Самом Боге не может быть ничего упорядоченного к цели, ибо Он и есть конечная цель [всего]). Так вот, этот прообраз в Боге упорядоченности всего к цели и называется провидением. Поэтому Боэций и говорит, что «провидение есть сам божественный ум, стоящий во главе всех вещей и располагающий все вещи»372, каковое расположение может относиться как к упорядочению вещей к цели, так и к упорядочению частей в целом.

Ответ на возражение 1. Строго говоря, рассудительность, согласно Философу, это то, что предписывает правильные действия на основании правильного совета, [подсказанного] разумением373. Отсюда: хотя не приличествует приписывать Богу нужду в советах (ибо советы требуются при исследовании того, в чем испытываешь сомнение), однако упорядочивать вещи относительно [их] цели, правильным разумением коей обладает [только] Он, – поистине принадлежит Богу, о чем сказано и в псалме: «Он дал устав, который не прейдет» (Пс. 148,6). В этом-то смысле как рассудительность, так и провидение принадлежат Богу. А еще можно сказать, что советом в Боге называется сама та причина, по которой исполняются вещи; [исполняются] не вследствие какого-либо указания, но – абсолютного знания, к которому обращаются за указанием. Поэтому и сказано [о Боге, как о] «совершающем все по изволению воли Своей» (Еф. 1, 11).

Ответ на возражение 2. Попечительству провидения подпадают две вещи, а именно: «основание порядка», которое [собственно] и называется провидением, или расположением; и исполнение порядка, которое называется управлением. Из этих двух первое вечно, а второе – преходяще.

Ответ на возражение 3. Провидение пребывает в уме, но предполагает действие стремящегося к цели. [Ведь] никто не дает заповедь относительно достижения цели, если эта цель ему не желательна. Таким образом, как заметил Философ, рассудительность предполагает моральные добродетели, посредством которых желательная способность направляется к благу. Но даже если провидение в равной степени относится как к уму, так и к воле Бога, это ни в коей мере не противно божественной простоте, ибо в Боге, как было показано выше (19), воля и ум – суть одно.

Раздел 2. Все ли подчинено Божественному провидению?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что божественному провидению подчинено [далеко] не все. Ведь провиденное не происходит случайно. Если же все провидено Богом, то [значит] ничего не происходит случайно. Но в таком случае не было бы ни риска, ни везения, что противоречит сложившимся представлениям.

Возражение 2. Далее, мудрый устроитель стремится избавить вверенных его попечительству от всяческой порчи и зла. Но мы видим, что существует немало зла. Следовательно, либо Бог не может воспрепятствовать злу т. е. [Он] не всемогущ, либо же Он не заботится обо всем.

Возражение 3. Далее, происходящее с необходимостью не требует провидения или рассудительности. Ведь, согласно Философу, «рассудительность есть правильное суждение о вещах случайных, о которых можно советоваться и принимать решения»374. А так как немало вещей происходит с необходимостью, то [далеко] не все подчинено провидению.

Возражение 4. Далее, если кто-либо предоставляется самому себе, то он уже не может быть подчинен провидению [своего] господина. Но люди предоставлены Богом самим себе, согласно сказанному: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его» (Сир. 15, 14). В особенности же это касается нечестивых: «Я оставил их упорству сердца их – пусть ходят по своим помыслам» (Пс. 80, 13). Таким образом, [далеко] не все подчинено божественному провидению.

Возражение 5. Кроме того, сказал же апостол: «Бог не печется о волах»375 (1Кор. 9, 9); и то же самое относится и ко всем прочим неразумным тварям. Следовательно, божественное провидение попечительствует [отнюдь] не всему.

Этому противоречит то, что сказано о божественной Премудрости [в Писании]: «Она быстро распространяется от одного конца до другого и все устрояет на пользу» (Прем. 8, 1 ).

Отвечаю: некоторые, например Демокрит и Эпикур, полагая, что мир возник случайно, начисто отрицали существование провидения. Другие учили, что провидению подчинены лишь вещи нетленные, тленные же – только в той части, которая относится к их нетленным видам, но отнюдь не в их индивидуальной самости. Это они представлены [в книге Иова] говорящими: «Облака – завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу» (Иов. 22, 14). А раввин Моисей376, хотя и исключал людей из общности тленных вещей ввиду присущего им ума, относительно всего прочего, подверженного порче, полностью разделял то же [вышеприведенное] мнение.

Нам же должно утверждать, что божественному провидению подчинено все, не только в том, что является общим, но также и в своей индивидуальной самости. И [если вдуматься] это очевидно. В самом деле, коль скоро каждый действователь действует ради достижения цели, упорядочение следствий к цели простирается настолько, насколько простирается обусловливающая сила первого действователя. И если случается так, что в следствиях действователя происходит нечто, не имеющее никакого отношения к цели, то это только потому, что следствие обусловливается какой-то другой причиной и выходит за рамки намерений действователя. Но обусловливающая сила Бога, Который суть наипервейший действователь, простирается на все сущее, [причем] не только на видообразующие начала, но также и на начала индивидуализации; не только на вечное, но также и на тленное. Следовательно, все, каким бы образом оно ни имело свое бытие, непременно упорядочено Богом к некоторой цели; ведь сказал же апостол, что «существующие власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1).

Итак, коль скоро провидение Бога есть не что иное, как образ упорядоченности вещей к цели, из этого необходимо следует, что все, насколько оно участвует в бытии, должно подпадать под действие божественного провидения. Это также ясно из того, что было доказано ранее, [а именно] что Бог знает все вещи, как общие, так и частные (14,6,11 ). И поскольку Его знание так относится к вещам как таковым, как знание искусства – к объектам [этого] искусства, то [следовательно] все вещи необходимо должны подпадать Его упорядочению; ведь и все вещи, соделанные искусством, упорядочиваются согласно правилам этого искусства.

Ответ на возражение 1. Существует различие между всеобщими и частными причинами. Вещь может нарушать порядок частной причины, но никак не порядок причины всеобщей. В самом деле, что-либо может нарушить порядок частной причины только в случае вмешательства или помехи со стороны некоей другой частной причины; так, например, горение дерева может прекратиться под воздействием воды. Ведь коль скоро все частные причины включены [в порядок] всеобщей причины, то ни одна из частных причин не может действовать вне порядка этой всеобщей причины. Поэтому, когда следствие нарушает порядок частной причины, оно полагается нечаянным или случайным относительно этой причины, когда же речь идет о всеобщей причине, вне порядка которой не может существовать ни одно из следствий, о нем говорится как о провиденном. Так, например, встреча двух слуг, кажущаяся им обоим случайной, могла быть провиденной их хозяином, который намеренно послал их в одно и то же место таким образом, чтобы сами они об этом не знали.

Ответ на возражение 2. Одно дело заботиться о [некоторой] частной вещи, и совсем иное – попечительствовать всему, ибо частный распорядитель старается, насколько возможно, избавить вверенное его попечительству от всяческой порчи, тогда как распорядитель всего дозволяет присутствовать некоторым изъянам, дабы ничто не препятствовало благу целого. Поэтому, хотя порча и тленность естественных вещей и разрушают ту или иную частную природу, они, тем не менее, входят в порядок общего мироустроения, поскольку порча [какой-то] одной вещи способствует благу [какой-то] другой, или даже благу всего (ведь разрушение одного есть [залог] возникновения другого, и благодаря этому виды и сохраняют свое бытие).

Затем, коль скоро Бог есть всеобщий распорядитель сущего, Его провидению принадлежит и дозволение присутствовать некоторым изъянам в частных следствиях, благодаря чему поддерживается совершенство блага всего; ведь если бы не было никакого зла, то во вселенной не было бы и многого блага. Как выжил бы лев без [дозволения] убийства животных, и как претерпели бы мученики без [попущения] гонений со стороны тиранов? Поэтому Августин и говорит, что «всемогущий Господь никоим образом не позволил бы, чтобы в Его делах было хоть сколько-нибудь зла, если бы не был столь всемогущ и благ, чтобы и зло обратить в добро»377. Это понятно также и в связи с [нашим] ответом на аргументы тех, кои склонны считать, что некоторые из тленных вещей (к примеру, вещи случайные и злые) лишены попечительства со стороны божественного провидения.

Ответ на возражение 3. Человек – [отнюдь] не творец природы; он лишь использует природные вещи в прикладных искусствах и [в сфере] добродетели. Поэтому человеческое провидение не касается того, что происходит в природе в силу необходимости. Однако коль скоро Бог – творец природы, божественное провидение простирается и на это. По всей видимости, приведенный аргумент был выдвинут теми, кто полагал, что естественные процессы не подпадают под действие божественного провидения, и приписывал их протекание необходимости [заключенной в] материи (так [учили] Демокрит и [многие] другие древние [мыслители]).

Ответ на возражение 4. Когда говорится, что Бог предоставил человека самому себе, это не означает, что человек изъят [из порядка] божественного провидения; просто ему не предпослана действующая сила, которая была бы определена только к одному следствию, как это имеет место в случае природных вещей, чьи действия таковы, что скорее действуют не они сами (как [действуют] разумные твари, обладающие свободой воли, благодаря которой они могут обращаться за советом и осуществлять выбор), но – кто-то другой извне направляет их к цели. Таков смысл слов «по своим помыслам». Но так как само действие свободной воли определено к Богу как к [своей] причине, из этого необходимо следует, что все, происходящее вследствие реализации свободной воли, подчинено божественному провидению. Ибо человеческое провидение включено в провидение Бога как частная [причина] – в причину всеобщую. Бог, впрочем, простирает Свое провидение над праведником некоторым более превосходным образом, нежели над нечестивым, предотвращая те события, кои могли бы воспрепятствовать его окончательному спасению. Ведь «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Поскольку же Он не удерживает нечестивых от зла греха, Он, говорят, оставляет их: но не так [конечно], как если бы Он полностью изъял их [из порядка] Своего провидения (ведь, коль скоро их бытие сохраняется благодаря Его провидению, они тогда бы превратились в ничто). По этой причине Туллий и полагал, что человеческие дела, относительно которых мы обращаемся за советом, не подлежат божественному провидению.

Ответ на возражение 5. Поскольку разумная тварь, обладая свободной волей, управляет своими действиями (о чем было говорено ранее (19, 10)), она подчинена божественному провидению особым образом, таким, что некоторые [из этих действий] могут быть расценены как прегрешения, а некоторые – как заслуги, соответственно чему и распределяются наказания и награды. И именно в этом смысле апостол говорит, что Бог не печется о волах; это, однако, не означает, что индивидуальные и лишенные разума твари не подчинены божественному провидению, каково было мнение раввина Моисея.

Раздел 3. Имеет ли Бог непосредственное провидение обо всем?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Бог не имеет непосредственного провидения обо всем. Ведь все, что включает в себя представление о величии, должно быть приписано Богу. Но к величию господина относится и то, что он имеет слуг, с помощью которых обеспечивает свое господство. Следовательно, еще менее Сам Бог имеет непосредственное провидение обо всем.

Возражение 2. Далее, назначением провидения является упорядочение всего к цели. Целью же чего бы то ни было является его совершенство и благо. Но ведь и каждая причина направляет свое следствие к благу (ибо всякая действующая причина суть причина следствия провидения). Если же Бог имеет непосредственное провидение обо всем, все вторичные причины излишни.

Возражение 3. Далее, читаем у Августина: «Есть нечто такое, что лучше не знать, чем знать»378 (например, нечто постыдное); о том же говорит и Философ379. Но все лучшее надлежит приписывать Богу. Таким образом, Он не имеет непосредственного провидения о плохих и низменных вещах.

Этому противоречит следующее. Сказано [в Писании]: «Кто, кроме Него, промышляет о земле, и кто управляет всею вселенною?» (Иов. 34, 13). Комментируя этот стих, Григорий пишет: «Он непосредственно управляет вселенной, которую Сам же непосредственно и сотворил»380.

Отвечаю: к провидению надобно относить две вещи, а именно: образ порядка предопределенных к цели вещей и исполнение этого порядка, которое называется управлением. Что касается первого, то Бог имеет непосредственное провидение обо всем, ибо в Его уме содержатся образы всего, даже наималейшего, и какие бы Он ни назначал причины для следствий, Он же и дарует им силу производить эти следствия. Откуда понятно, что Он имеет провидение образов этих следствий в Своем уме. Что же касается второго, то здесь должно усматривать нечто, опосредствующее провидение Бога, поскольку Он управляет нижайшими вещами через посредство вещей более возвышенных (не в связи с каким-либо изъяном в Его силе, но вследствие изобилия Его благости – ради того, чтобы достоинство причинности было передано сотворенному). Таким образом, как заметил Григорий Нисский381, опровергается мнение Платона, учившего о тройственности провидения: первое он назначал высшему божеству, которое провидит все умопостигаемые сущности, а равно и все во вселенной, что относится к родам, видам и всеобщим причинам; второе провидение, относящееся ко всему индивидуальному, которое возникает и уничтожается, он приписывал богам, совершающим круговое движение в небесах, т. е. некоторым особым субстанциям, перемещающим телесные вещи круговым движением; третье провидение, касающееся человеческих дел, он назначал демонам, которых платоники, по сообщению Августина, помещали между нами и богами382.

Ответ на возражение 1. Величию господина [конечно] приличествует иметь слуг, дабы те исполняли его повеления. Но очевидно, что ввиду собственного несовершенства он не может предвидеть всего того, что будет ими исполнено. Ведь и любая практическая наука тем совершенней, чем в большей степени охватывает те частные вещи, с которыми имеет дело.

Ответ на возражение 2. То, что Бог непосредственно печется обо всем, вовсе не исключает действия вторичных причин, каковые суть исполнительницы Его порядка, о чем было сказано выше (19, 5, 8).

Ответ на возражение 3. Нам [в самом деле] лучше не знать худшего и низменного, ибо подобные знания могут воспрепятствовать познанию лучшего и возвышенного (ведь нам не дано одновременно постигать множество вещей, да и помыслы о злом порою обращают нас к пожеланию зла). Но это никак не относится к Богу, Который провидит все одновременно и воля Которого никогда не обратится ко злу

Раздел 4. Привносит ли провидение момент необходимости во все предуказанное?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Похоже, что божественное провидение привносит момент необходимости в предуказанные вещи. Ведь любое следствие, в настоящем или прошлом необходимо обусловленное причиной, которая существует сама по себе, существует, как доказано Философом, по необходимости383. Но божественное провидение, будучи вечным, предстоит всяческому бытию, и все следствия проистекают из него с необходимостью, поскольку оно – ненарушимо. Следовательно, божественное провидение привносит необходимость в предуказанные вещи.

Возражение 2. Далее, каждый действователь старается по мере сил соделать делаемое как можно более прочным, чтобы оно подольше не приходило в упадок. Но поскольку Бог могущественнее всего, то Он присовокупляет неколебимость необходимости ко всему провиденному.

Возражение 3. Кроме того, сказано же Боэцием: «Судьба связывает действия и ход жизни людей нерушимой цепью причин, берущих начало от неизменного провидения»384. Таким образом, похоже, что провидение привносит необходимость в предуказанные вещи.

Этому противоречат слова Дионисия о том, что «вредить природе не свойственно провидению»385. А так как иные вещи по природе своей случайны, то, дабы не уничтожить их случайности, божественное провидение не привносит в них никакой необходимости.

Отвечаю: божественное провидение привносит момент необходимости не во все вещи, как верили многие, а только лишь в некоторые. В самом деле, назначением провидения является упорядочение вещей к цели. Затем, после божественной благости, которая суть внешняя цель всего, непосредственным благом вещей является совершенство вселенной, которого бы не было, если бы [во вселенной] не наличествовали все степени бытия, обнаруживаемые в вещах. Следовательно, божественному провидению должно осуществлять все степени бытия, почему оно и предоставляет необходимым вещам необходимые причины, всем же прочим – причины случайные, дабы последние и происходили случайно согласно природе своих ближайших причин.

Ответ на возражение 1. Следствием божественного провидения является не только реализация того или этого, но также и то, что оно реализуется либо с необходимостью, либо – случайно. Поэтому, если божественное провидение предназначает чему-либо произойти неколебимо и с необходимостью, то оно и происходит неколебимо и с необходимостью, а если что происходит случайно, то, значит, божественное провидение и предназначило ему произойти случайно.

Ответ на возражение 2. Порядок божественного провидения потому неизменен и постоянен, что все провиденное происходит именно так, как оно и было провидено: то ли с необходимостью, то ли – случайно.

Ответ на возражение 3. Нерушимость и неизменность, о которых говорит Боэций, относятся к постоянству провидения, которое заключается не в необходимости [произведенных] следствий, но в том, чтобы производить следствия согласно провиденному. Нам надлежит помнить, что в собственном смысле слова «необходимое» и «случайное» вторичны по отношению к самому по себе бытию. Поэтому модусы необходимого и случайного относятся к предвидению Богом всего сущего, а не к предвидению причин, обусловливающих лишь некоторый частный порядок вещей.

* * *

367

De Invent. II.

368

Ethic. VI, 5, 8, 13.

369

DeFideOrth.il, 29.

370

В каноническом переводе: «Но промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море, и безопасную стезю в волнах».

371

Ethic. VI,13.

372

De Consol. IV, 6.

373

Ethic. VI, 11.

374

Ethic. VI, 8.

375

В каноническом переводе: «О волах ли печется Бог?».

376

Моисей Маймонид (1135 – 1204). Учил о том, что актуальный ум един и отделен от пассивных человеческих умов. Поэтому бессмертие не есть удел отдельного индивида.

377

Enchiridion 11.

378

Enchiridion 17.

379

Metaph. XII, 51.

380

Moral. XXIV, 20.

381

DeProvid. VIII, 3.

382

DeCiv. DeiXIV, 14. Ср.: «Все живые существа, – говорят они, – в которых есть разумная душа, делятся на три рода: на богов, людей и демонов. Боги занимают самое высокое место, люди – самое низкое, демоны же – среднее... Хотя подобные мнения встречаются и у других, но Апулей, Мадаврийский платоник, написал об этом исключительном предмете целую книгу, которую озаглавил: «О боге Сократа»... Он говорит совершенно ясно и доказывает с полной основательностью, что это был не бог, а демон, развивая со строгой последовательностью упомянутое мнение Платона о высоком положении богов, низком людей и среднем демонов».

383

Metaph. VI, 3.

384

De Consol. IV, 6.

385

De Div. Nom. IV, 33. Ср.: «Потому-то и не принимаем мы неосновательного мнения многих, что промысел должен и против воли вести нас к добродетели, что вредить природе не свойственно промыслу».


Источник: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43: 5-94773-003-0, 966-521-161-7. Издательство: Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис. 2002. Перевод Еремеева, A.A. Юдина.

Комментарии для сайта Cackle