Д.С. Бирюков

Источник

Аэций. Синтагматион91 92 .

2.Если бы нерожденный Бог существовал высшим всякой причины, то Он был бы выше и рождения. Если же Он и есть выше всякой причины, ясно, что [Он выше] и Порождения. Ибо Он ни получил бытия от другой природы, ни Сам Себе не дал бытия.

3. Если же Он Сам Себе не дал бытия, и не по немощи естества, но потому, что Он превосходит всякую причину, то кто допустит, что гипостазирующая ( τἡν ὐποστσαν) природа неотличима ( ἀπασἀλλακτον) по сущности от гипостазируемой, когда таковая природа [т. е. первая] не допускает рождения?

4.Если Бог пребывает в нерожденной природе нескончаемо и Порождение нескончаемо есть рожденное, то злочести- вое мнение о единосущном и подобосущном будет забыто; но так как та и другая природы постоянно сохраняют собственное природное достоинство, то они пребывают несравнимыми ( ἀσὐγκριτον) по сущности. <...>

7.Если Бог не есть нерожденный всецело, то ничто не препятствует Ему родить сущностно. Если же [Он] есть всецело нерожденный, то Он не исторгается сущностно в рождении, но поставил Порождение [по Своей] власти.

8.Если нерожденный Бог есть всецело рождающий, то рожденное было рождено не сущностно, так как всецелая сущность Его93 обладает [способностью] порождать, а не рождаться.

Если же сущность Бога была видоизменена ( μετασχηματισθεῖσα) и называется «Порождением», то сущность Его не неизменна, потому что видообразование ( εἰδοποἰησιν) Сына совершено через изменение. <...>

11.Если Бог-Вседержитель, существующий как нерожденная природа, не знает Себя как рожденную природу, а Сын, существующий как рожденная природа, знает Себя таким, каков Он есть, не будет ли тогда единосущие ложью, когда один знает ( γινώσκοντος) Себя нерожденным, а другой – порождением? <...>

13.Если нерожденность рассматривается в отношении Бога как внешнее, то рассматривающий ее превосходнее рассматриваемого94, давши Ему имя, превосходящее Его природу95. <...>

15.Если Порождение неизменно по природе из-за Породившего, то Нерожденный есть неизменяемая сущность – не по воле, но по достоинству сущности.

16.<...> Если «нерожденный» как произнесенное слово ( προφορὰ) противопоставляется произнесенному слову «рожденный», то из-за того, что за произнесением этого слова наступает молчание, надежда христиан то появляется, то исчезает, будучи основана на том или ином произнесении, а не на природе вещей ( ἐν φὑσεσιν οτως), обозначаемой ( σημασία) именами96. <...>

19.Если нерожденность указывает относительно Бога на лишение ( στερσεώς) и нерожденность есть ничто ( μηδὲν), то какой разум станет отнимать от не-сущего ( τομὴ ὄντος) ничто ( τὸ μηδέν)? А если означает сущее ( ὄν), то кто может отделить сущего Бога, Того, Который есть97, от Него Самого?

20.Если лишение есть отъятие обладания ( στέρησις ἔβε ως ὰποβολή ἐστιν)98, то нерожденность в Боге есть или лишение обладания, или обладание лишения. Но если она есть лишение обладания, то каким образом то, что не присуще ( μπροσὸν) Богу, будет к Нему прибавлено?

Если же нерожденность есть обладание ( ξις), то необходимо положить рожденную сущность, которая, получивши это обладание, могла именоваться нерожденной. Если же рожденная сущность была бы причастна ( μετέσχεν) нерожденной, то, претерпев утрату того, чем она обладала, она лишилась нерожденности99. Эта сущность была бы рожденной, нерожденность же есть обладание.

Если же «Порождение» ( τὸ γέννημα) указывает на переход ( παρόδου) [из небытия в бытие], то, очевидно, оно означает известное обладание, будет ли оно преобразованием из какой-либо сущности или же будет тем, чем называется, [то есть] порождением.

21.Если нерожденность есть обладание и рожденность – обладание, то, хотя сущности первее обладаний100, обладания, будучи вторыми, тем не менее [оказываются] предпочтительнее [сущностей].

Если Нерожденное есть причина Рожденного, то «Порождение», обозначая бытие ( τὸ εναι) и заключая [Свою] причину в Своей сущности, указывает на сущность, а не на обладание. И так как нерожденная природа ничего не привносит в себя, то каким образом [нерожденная природа] является не сущностью, а обладанием?

22.Если всякая сущность есть нерожденная, подобная сущности Бога-Вседержителя, то как можно называть одну сущность претерпевающей ( παθητὴν), а другую – не претерпевающей ( ἀπαθῆ)? Если же в нерожденной природе одна сущность пребывает выше количества, и качества, и просто какого-либо изменения ( μεταβολῆς), а другая должна быть претерпевающей и в то же время она неотличима в сущности [от первой], то необходимо допустить, что вышеуказанное различие – случайно, или же, что более сообразно, назвать соделывающую ( τὴν ποιοῦσαν) сущность нерожденной, а изменяемую – рожденной.

23.Если нерожденная природа есть причина рожденной, в то время как нерожденное есть ничто ( μηδὲν), то каким образом ничто может быть причиной рожденного?

24.Если нерожденность есть лишение ( στέρησις) и лишение есть утрата обладания, а утрата совершенно уничтожает [вещь] или изменяет в другую, то как же можно тогда, допуская изменение или уничтожение, именовать Божию сущность посредством названия «нерожденность»?

25.Если нерожденность указывает на лишение, [то есть на] не присущее ( μὴ προσοῦσαν) Богу, то как мы можем говорить, что Он есть нерожденный, а не – есть рожденный?

26.Если нерожденность есть только имя по отношению к Богу и это – то, что лишь простое речение – возвышает ипостась Бога над всеми рожденными, значит, человеческое наречение почетнее ипостаси Вседержителя, так как оно украсило Бога-Вседержителя несравненным превосходством [над сущими]. <...>

31.Если никакое из невидимых [существ] не предсущест- вует в семени ( σπερματικῶς), но пребывает в определенной природе, то каким образом нерожденный Бог, будучи свободным от попадания [в какой-либо подкласс природ], видит в Порождении Свою сущность то как вторую, то как первую в нерожденности, сообразно с порядком «первый – второй»?

32.Если Бог пребывает в нерожденной природе, то необходимо исключить, что у Него имеется знание Самого Себя в рожденности и нерожденности. Если же допустить, что Его сущность распространилась на нерожденное и рожденное, то Он не будет знать Своей сущности, постоянно возвращаясь ( περιαγόμενος)101 к порождению и нерожденности. Если же рожденное, хотя бы и будучи причастно ( μετουσίας) к нерожденному, нескончаемо пребывает в природе рожденного, то Оно знает Себя исходя из природы, в которой Оно пребывает, не зная, что причастно нерожденному. Ибо невозможно знать себя и как нерожденную, и как рожденную сущность. Если же [говорят, что] рожденное есть нечто презренное по причине склонности к изменению, то [конечно,] неизменяемость сущности [рожденного] есть достоинство [Его] природы, нерожденная же сущность признается высшей всякой причины.

* * *

91

Перевод Д. С. Бирюкова по изд.: Wickham L. The Syntagmation of Aetius the Anomean // The Journal of Theological Studies. 1968. 19. P. 540 – 544. Разбиение секций приводится по этому же изданию. Данная подборка охватывает более половины корпуса «Синтагматиона».

92

«Синтагматион» дошел до нас в двух редакциях: одна в составе «Па- нариона» свт. Епифания Кипрского (Епифаний Кипрский. Панарион 76.11: 352.14 – 359.23 (Holl)), причем часть «Панариона» Епифания, содержащая «Синтагматион», сохранилась также в составе «Сокровища» Никиты Акомината (Сокровище православной веры 5.93. PG 139, 1396Bff.); другая версия «Синтагматиона» сохранилась в составе «Диалогов о Троице» Пс.-Афанасия (PG 28,1173 – 1201). Эта версия независима от той, что представлена у Епифания, и в ней недостает некоторых секций.

93

То есть нерожденного Бога.

94

То есть Бога («Нерожденного»).

95

Здесь, так же как в секции 26, Аэций исходит ив положения, согласно которому тот, кто дает имена, выше именуемых. Подобной логики будет придерживаться и Евномий, который доказывал, что имена вещей установлены Богом (см.: Григорий Нисский. Против Евномия 2.1.417 (Jaeger)).

96

Подобный дискурс используется также в «Послании» Василия Ан- кирского и Георгия Лаодикийского; см. у Епифания: Панарион 73.3.

97

Вероятно, аллюзия к Исх. 3: 14 по древнееврейскому тексту: «Я есмь Тот, Кто Я есмь».

98

Аэций приводит два определения лишения через обладание: «лишение есть отъятие обладания» (в данной секции) и «лишение есть утрата обладания» (24-я секция). Вероятно, это школьные определения «лишения»; но ни одно из этих определений не встречается ни у Аристотеля, ни у его комментаторов, ни у стоиков. Однако определение лишения через отъятие, которое приводит Аэций, дословно встречается у прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.) в «Философских главах» (59.13). Таким образом, у Дамаскина имеется определение, восходящее, видимо, к некоему общему с Аэцием источнику (фактически невероятно, чтобы Дамаскин стал опираться непосредственно на Аэция вследствие крайне негативного отношения к нему в naipngcTmecKyio эпоху из-за его статуса «еретика»). То, что указанное определение встречается у такого собирателя и знатока школьных компендиумов античности, как Дамаскин, свидетельствует о том, что Аэций активно ими пользовался.

Сама пара στέρησις ἔβις отсылает к одной из разновидностей противоположностей, на которую указывают Аристотель (Категории 12а29 – 31) и стоики (SVF II, 177 – 179).

99

Holl: рожденности.

100

Ср.: Аристотель. Метафизика 1069а 22 – 25.

101

Варианты: поворачиваясь; отвлекаясь.


Источник: Книга еретиков / [сост., предисл., коммент. Д. С. Бирюкова]. - Санкт-Петербург : РХГА : Амфора, 2011. - 474 с. - (Александрийская библиотека). ISBN 978-5-88812-440-6

Комментарии для сайта Cackle