Александр Аннинский

История Армянской Церкви (до XIX века)

Определением Святейшего Синода, от 29/30 апреля 1898 г., сочинение это в рукописи удостоено почетного отзыва, после того автором исправлено и дополнено.

Содержание

Предисловие

Период предварительный I. Армяне пред принятием христианства Первый период II. Обращение армян в христианство и устроение армянской церкви III. Армянская церковь при первых преемниках св. Григория IV. Архиепископ Нерсес I. Усиление власти главного армянского епископа в ущерб царской и проявление стремлений к церковной независимости V. Прекращение обычая ходить в Кесарию за посвящением в арм. патриархи и положении арм. церкви в первое время после этого VII. Армянская церковь в смутную пору второй половины V века VIII. Общий взгляд на состояние внутренней жизни армянской церкви в первый период Второй период IX. Отделение армянской церкви от вселенской X. Первое столетие после отделения армянской церкви. Разделение в Армении по поводу собора 527 г. и усилия армянских католикосов привлечь к этому собору несогласных XI. Католикос грузинский Кирон и отделение грузин от общения с армянами ХII. Стеснение православной партии в Армении после смерти имп. Маврикия и усиление ее после побед Ираклия над персами. Первое соединение армянской церкви с греческой ХIII. Армяне по вине императоров отступают от унии. Вторичное принятие ими халкидонского собора XIV. Армянская церковь после Нерсеса III до кат. Иоанна Отцнийского XV. Католикос Иоанн IV Отцнийский ХVII. Общий очерк внутренней организации армянской церкви Третий период ХVIII. Армянская церковь после восстановления Армянского царства. Патриаршествование кат. Захарии. Новая попытка к примирению церквей XIX. Преемники кат. Захарии: Георгий II, Маштоц, Иоанн Историк, Стефан II, Феодор I XX. Католикос Анания Моккский XXI. Католикосы Ваган, Стефан III и Хачик I XXII. Католикосы Саркис, Петр и Хачик II Четвертый период ХХIII. Армяне приходят в ближайшее соприкосновение с западными христианами XXIV. Григорий III и Нерсес Благодатный XXV. Ответ еп. Нерсеса Алексею Комнину на обвинения против армянской церкви XXVI. Сношения имп. Мануила с Нерсесом о соединении церквей ХХVII. Дальнейшая судьба предпринятого Мануилом дела соединения армянской церкви с греческой XXVIII. Сближение с папой XXIX. Отношение восточных армян к церковным реформам XXX. Католикос Константин I XXXI. Религиозно-нравственное состояние армянского народа при кат. Константине XXXII. Канонические постановления кат. Константина I XXXIII. Продолжение патриаршествования Константина. Преемники Константина: Иаков I, Константин II и Стефан IV XXXIV. Католикос Григорий VII XXXV. Решительные действия киликийских царей в пользу соединения армянской церкви с православной. Противодействие народа парализует усилия правительства Пятый период XXXVI. Бедствия армянской церкви в первое время после возвращения католикоса в Эчмиадзин ХХХVII. Бедствия армянской церкви в правление Стефана V, Михаила, Аракела, Давида и Мелкисета ХХХVIII. Подъем религиозно-нравственного уровня в Армении и преобразование монашества. Католикосство Исаака IV XXXIX. Католикосы Моисей III и Филипп XL. Католикосы Иаков IV и Елеазар. XLI. Католикос Нагапет. XLII. Армянская церковь в XVIII столетии Хронология Соборы, бывшие в Армении до отделения армянской церкви от вселенской Важнейшие соборы после отделения от вселенской церкви  

 
Предисловие

До настоящего времени ни в русской, ни в иностранной литературе нет более или менее полной истории армянской церкви. Вышедшая более 200 лет тому назад Historia Armena ecclesiasticа et politicа католика Галана с его его Conciliate и переведенная в начале истекающего столетия с армянского на английский (с сокращениями) компилятивная история армяно-унианта Чамчиана History of Armenia доселе еще составляют главный источник сведений по истории армянской церкви. Если сюда присоединим Compendio storico Серпоса, дополнения С.-Мартена в Histoire du Bas-Empire Лебо, Histoire dogmes, traditions et liturgie de l’église d’ Arm. Orient, анонимного автора (небольшой очерк), Esquisse de l'histoire d’ Arm. Шахназариана (столь же небольшой очерк) и, наконец, краткие отделы в обширных курсах общей церковной истории, в особенности немецких авторов, то мы перечислим почти все, что существует на европейских языках для удовлетворения любознательности общества в отношении истории армянской церкви. По частным вопросам, касающимся армян, в периодических, преимущественно французских, и в отдельных изданиях есть масса статей и целых сочинений; но во всей этой огромной и разнохарактерной литературе весьма мало прямо относящегося в истории армянской церкви, а то, что есть, принадлежит или последователям армянской церкви, или ученым, не считавшим богословие своей специальностью, и потому касавшимся церковной армянской истории как бы мимоходом, с оговоркой своей некомпетентности. На русском языке, кроме двух очерков, переведенных с французского (один покойным Эминым, другой неизвестным лицом; первый помещен в Правосл. Обозр., второй вышел отдельным изданием под заглавием «Церковь Армяногригорианская»), и нескольких страниц в «Обозрении Армении» Худобашева, нет ничего, что могло бы дать цельное представление о прошлой армянской церкви. Из специальных исследований по частным вопросам истории армянской церкви заслуживает серьезного внимания только исследование проф. Троицкого «Изложение веры ц. Армянские», в котором подробно разобрав догматический документ XII в., принимаемый теперь армянскою церковью, и между прочим дан краткий очерк отношений армянской церкви к православной я православной церкви к армянской.

Между тем потребность в волной и научно беспристрастной истории армянской церкви несомненно есть. Армянская церковь представляет своеобразное явление в христианском мире уже по одному этому изучение истории этой небольшой ветви христианства любопытно. Но интерес увеличивается еще оттого, что армянская церковь подозревается в неправославии. На почве истории легче всего и всего убедительнее может быть решен вопрос о том, православна ли армянская церковь. Беспристрастное изучение истории армянской церкви должно показать, откуда происходят наблюдаемые теперь особенности этой церкви, есть ли это неповрежденное наследие древности, как настаивают армяне, или это позднейшее извращение древнего учения и церковных преданий, и были ли клеветами те обвинения, которые выставляли против армян греки.

Предлагаемое сочинение, представляет опыт более или менее подробного начертания истории армянской церкви. Автор не ставил себе широких задач, предпринимая свой труд; цель его была собрать по возможности из всех достойных неармянину армянских и других источников вполне достоверные сведения по истории армянской церкви и дать собранным фактам посильное освещение и истолкование, руководясь строгим беспристрастием православного исследователя. Так как всякое историческое явление становится вполне понятным лишь взятое в связи с современными обстоятельствами, то я старался рассмотреть собранные факты в тесной связи с теми условиями и настроениями, среди которых они совершились. Этим объясняется, что в предлагаемой церковной истории уделено большое место гражданскому элементу. С другой стороны, предназначая свой труд главным образом для лиц, не принадлежащий к армянской церкви, для которых не представляют интереса многие подробности армянской церковной истории, я опустил все такие подробности и ограничился только тем, что имеет общий интерес.

Кто знает, что такое армянские источники, тот не будет слишком строг к возможным ошибкам автора. Чтобы безошибочно согласить разноречивые показания армянских историков, правильно распутать многочисленные узлы их хронологических ошибок, верно распознать, где правда, где ошибка и недомыслие и где тенденциозная ложь, – для этого нужно обладать большой критической способностью и громадной эрудицией, и быть может пройдет еще много времени, прежде чем окончательно будет установлено действительное значение этих источников. Свой взгляд на древних армянских историков я изложил в особом сочинении «Древние армянские историки, как исторические источники. Одесса. 1899 г.». В нем же читатель найдет объяснения тем отступлениям по части хронологии, которые встречаются в настоящем труде.

Источники и пособия

1) Collection des historiens anciens et modernes de l’Arménie par V. Langlois. T. 1. Paris. 1867:

a) Agathange,

b) Faustus de Byzance,

c) Zenob de Glag,

d) Iean Mamiconien.

T. II. Paris. 1869:

e) Gorioun,

f) Généalogie de Saint Grégoire et vie de saint Nersès,

g) Moïse de Khorèn,

h) Élisée,

i) Lazare de Pharbe.

2) Collection d'historiens arméniens, trad, par Brosset.

T. I St.-Pét. 1874:

a) Thomas Ardzrouni,

b) Arakel de Tauriz,

c) Iohannes de Tzar.

Τ. II S.-Рét. 1876:

d) Zakaria,

e) Esai Hassan Dchalaliants,

f) Davith – Beg,

g) Abraham de Crète,

h) Samouel d’ Ani.

3) Deux historiens armén. Kiracos de Gantzac et Oukhtauès d’ Ourha, traduit par Brosset. St.-Pét. 1870.

4) Себеос. История импер. Иракла, перев. Патканова. Спб. 1862.

5) Гевонд. История халифов, перевод его же. Спб. 1862.

6) Моисей Каганкатваци. История Агван, перевод его же. Спб. 1861.

7) Мхитар Айриванский, перев его же. Спб. 1869 г.

8) Магакия. История Монголов, перев. его же. Сиб. 1871.

9) Вардан Великий Всеобщая история, перев. Эмина. Москва. 1861.

10) Асохик. Всеобщая история, перев. его же. Москва. 1861.

11) Stéphannos Orbélian. Histoire de la Siounie, trad. par Brosset, livr. I–II. St.-Pét. 1864.

12) Iean Catholicos. Histoire de l’ Arménie, trad, par S.– Martin. Paris. 1841.

13) Aristakes Lastivertsi. Histoire l'Arménie, trad. par. Ev. Prud’ homme. Paris. 1864.

14) Matthieu d'Édesse. Bibliothèque historique arménienne ou choix des principaux historiens arméniens, trad. en franc, et accompli de notes historiques par E. Dulaurier. Chronique de Matthieu d'Édesse (962–1136), continuée par Grégoire le prêtre. Paris 1858.

15) Michel le Grand. Chronique, trad. par V. Langlois. Ven. 1868

16) Vahram. Chronique du royaume armén. de la Cilicie à l'époque des croisades, trad. Sah. Bedrosian. Paris. 1864.

17) lean Oueskerdjan. Memoires... pour servir à l'histoire des événem., qui ont eu lieu en Arménie et en Gèorgie à la fin ХVIII s. et au commenc. du XIX s. Paris. 1818.

18) Хубов. Описание достопамятных происшествий, в Армении, случившихся в последние 30 лет, т. е. от патриарш. Симеонова (1776) до 1800 г. Саб. 1811.

19) Chamich (Tchamtchian). History of Armenia by father Mich. Chamich, translated by Audall. Calcutta 1827.

20) Chahnasarian. Esquisse de l’ histoire de l’ Arménie Paris. 1856. Перевод с переделками у Худобашева в «Обозрении Армении».

21) Histoire dogmes, traditions et liturgie de l'Eglise Armén. Orient, Paris. 1855.

22) Mar. Giov. de .Serpos. Compendio storico di memorie cronologiche concernenti la religione et la morale della nozione arm Venezia. 1786.

23) Патконов. Опыт истории династии Сассанидов. Спб. 1863.

24) Эзов. Внутренний быт древней Армении. Спб. 1859.

25) Dulaurier. Ed. Recherches sur la Chronologie armén. technique et historique. Paris. 1859.

26) Lebeau. Histoire du Bas – Empire. Nouvelle édit.

27) Le Vaillant de Florival. Histoire d’ Arménie. Venise. 1841.

28) Issaverdens. Armenia and Armenians – Being a sketch of its Geography, History, Church and literature. Venice. St. Lazarus. 1874.

29) Худобашев. Исторические памятники вероучения Армян. церкви. Спб. 1847.

30) Его же Обозрение Армении в географическом, историч. и литературном отношениях. Сиб. 1859.

31) CI. Galanus. Historia Armena ecclesiast. et polit. Rom. 1690.

32) Троицкий, проф. Изложение веры церкви Армянской, начертанное Нерсесом, католикосом Армянским, по требованию боголюбивого государя греков Мануила. Спб. 1875.

33) Прибавление к Творен. св. Отцов 1847 г. кн. V, статья: «Сношения арv. ц. с восточной православной в ХII в.»

34) Ахвердов. Армения в V веке.

35) Глинка. Собрание актов, относящихся в обозрению истории арм. народа. 3 части. Москва 1838

36) Соловьев. Петр Великий на Касп. море. Вестн. Евр. 1868 г. кн. 3.

37) Шопен. Исторический памятник состояния Армян. области в эпоху ее присоединения к Росс. имп. Спб. 1852.

38) Мémoires de l’ Academ. Imp. des Sc. de St-Pét.

39) Мелкие статьи в повременных изданиях, преимущественно в газ. Кавказ, Донская Пчела, Revue de l’Orient. Journal Asiat.

40) Источники общие: Евсевий, Созомен, Сократ, Евагрий Феодорит, Прокопий Кесар., византийские хронографы.

Комментарии для сайта Cackle