Приложения
Ризы Христа Спасителя
Хитон – нижняя, довольно свободная, с широкими рукавами одежда, по длине доходящая до ступней ног. Хитону Христа Спасителя усвоен в иконописи цвет теплых оттенков – от коричневого, темно–малинового до красного и (реже) розового. По хитону надевался пояс. Через оба плеча хитона Спасителя, спереди и сзади, иконопись изображает узкие, как бы вытканные по одежде полосы – клавы, доходящие до подола. Клав –символ посланничества (миссии), поэтому он и усвоен, прежде всего, Христу Спасителю как посланному в мир Богом Отцом с определенной миссией – спасти мир56‚ а затем и апостолам и пророкам как Божиим посланникам57, возвещавшим людям волю и словеса Божии.
Цвет клава всегда больше или меньше отличается от цвета хитона. Очень часто он бывает желтого цвета разных оттенков и почти всегда украшается золотым ассистом.
Гиматий (плащ) – длинный и широкий отрезок ткани, который надевался поверх хитона. Этот плащ беднякам служили покрывалом во время сна58. О том, что он имел значительную величину, можно судить по тому, что воины, распявшие Христа и разделившие между собой Его одежду, плащ разделили на четыре части: каждому воину по одной части59. Цвет этой одежды Христа Спасителя пишется всегда холодных оттенков – от голубого, синего до светло-–и темно–зеленого. Исключением являются такие иконы, как «Воскресение», «Вознесение», «Успение Божией Матери», на которых Христос Спаситель изображается в прославленном виде: все его одежды, сияющие славой, имеют золотисто–желтый цвет и украшаются золотым ассистом. На иконах «Преображения Господня» Христос – в белых одеждах.
На Богородичных иконах ризы Богомладенца Христа почти всегда золотисто-желтого, разных оттенков, цвета и украшены золотым ассистом. Этим Святая Церковь выделяет Его младенчество из обычного для всех людей и указывает на Его совечное и сопрестольное Богу Отцу существо.
Обувь Спасителя, как и пророков и апостолов, представляет собой сандалии, состоящие из кожаных подошв, прикрепляющихся к ступням ремнями. Есть иконы, где Христос пишется как Царь Славы, на престоле.
Тогда Его ризы также часто золотисто-желтые с золотым ассистом. Но как Царь царей Господь изображается в царских, по типу византийских, одеждах, на престоле и с короной на голове. Как Великий Архиерей Господь пишется в саккосе и с омофором‚
* * *
Ин. 6, 38–40, 44 и др.