В.В. Филатов

Источник

Иконопись

Специфический жанр живописи, история развития которого охватывает почти два тысячелетия. Возникла во времена процветания римской империи вместе с возникновением христианства. Существуют предания, в соответствии с которыми первая икона ( Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написана апостолом Лукой. Об изображении Спасителя см. у Св. Иоанна Дамаскина (VII в.): «… царствовавший в Эдасском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по причине сиявшего блеска Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок материи к Своему Божественному Лицу, напечатлел на куске материи Свой образ». Так возникла иконография Нерукотворного убруса. В текстах VII Вселенского Собора (787 г.) сказано: «Изобразительность неразлучна с евангельским повествованием и, наоборот, евангельское повествование с изобразительностью… Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через изображение» (Деяние 6-е). Св. Нил Синайский (V в.) писал: «Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Заветов, чтобы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводил себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Богу …». В России иконы появляются вместе с принятием христианства. Первым выдающимся иконописцем того времени был преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве. И. в России – главный жанр изобразительного искусства на протяжении тысячелетия – постепенно распространяется по всей территории страны. В истории И. много славных имен, самым почитаемым из которых стало имя св. преподобного Андрея Рублева. Один из признаков И. периода высшего расцвета (до начала XVI в.) ее светоносность: изображения не освещены внешним светом, как в светской живописи эпохи Возрождения европейских стран того времени, – они источают его изнутри. Начиная со второй трети XVI в. икона почти утрачивает признак обращенности к внутреннему миру человека: внешняя нарядность, многосложность и перегруженность композиций, постепенный отход от традиций, внедрение западных влияний постепенно приводят к упадку традиционной древнерусской И. К нач. XVIII в. икона значительно обмирщается, однако иконописцы новых направлений создают свои, специфические образцы русской И.


Источник: Словарь изографа / В. В. Филатов. - М. : Изд-во Православ. Свято-Тихон. богослов. ин-та, 1997. - 287 с. ISBN 5-7429-00040-6

Комментарии для сайта Cackle