архим. Антоний

Источник

Слез избавление. Чудо 7-е

Яко же аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы

(Ис.66:13).

В Черниговской крепости жил капитан царского войска Андрей Рачкевич. Жена его была римско-католического вероисповедания. Бывшая еще в пеленах, маленькая дочь их от болезни была нема и слепа, ибо глаза затекли гноем и покрылись струпами. Когда больная находилась уже при смерти, скорбевшие и плакавшие родители принесли ее в Ильинский монастырь и с верою положили пред чудотворною иконою Пресвятой Богородицы. Горячо молились они Владычице об исцелении умирающей. То было в субботу, когда, по обычаю, читался акафист Пресвятой Богородице. Во время чтения кондаков и икосов лежавшая пред иконою больная, высвободя из пеленок руки и протянув их к родителям, громко начала плакать. Родители обрадовались, взяв ее на руки и увидели, что дитя было совершенно здорово, – струпы с глаз опали. Все свидетели этого чуда прославили Бога и Пресвятую Богородицу.

Беседа 7-я

Пророк Божий Исаия предсказывал: на горе сей испиют радость, испиют вино (Ис. 25:6). Не спрашиваю тебя, св. Пророк, на какой горе испиют радость и испиют вино; ибо, когда вижу таковое вино на горе Болдинской, утверждаю что вино сие есть Пресвятой Девы благодать, чудесно истекающая от Её святой иконы. Она наша радость, наше питие, которое вкушают все несомненно к Ней притекающие. Притекает сюда печальный, и вкушает радость, притекает сетующий, и находит утешение, притекает болящий, и получает здравие, притекает немощный, и отходит сильным, притекает грешный, и удостаивается спасения, притекает беззаконный, и научается целомудрию, притекает отчаявшийся, и пьет упование, притекает неразумный, и возвращается умудренным. И все вообще притекающие вкушают поток сладости от изобилия Ее благодати, ибо она есть исполненная даров Божиих река, от переполнения коей почерпаем и мы.

Давид говорит, что вино веселит сердце человека (Пс. 103:15) Какое вино так веселит сердце человека, как Твое, о Мария, – лоза истинного винограда?! Ты чаша почерпающая радость, – чаша, преисполненная добра и его преизливающая! Целою чашею радости Ты напоеваешь праведных, а грешников теми каплями, которая выливаются из чаши по причине ее полноты. Если пси под трапезою ядят от крупиц детей (Мк. 7:28), то они же самые пьют и проливающиеся капли из чаши милостей Твоих, – чего для них и достаточно; одна капля Твоей благодати так же достаточна для увеселения сердца, как и целая чаша! Святой Иоанн пишет, что Иисус, претворив воду в вино в Кане Галилейской, сотвори начаток знамением и яви славу свою (Ин. 2:11). Да позволено будет мне сказать, что начало чудес Своих Господь мой явил в Пречистой деве Марии, похваляя которую Церковь, говорит – радуйся чудес христовых начало (Икос 2), ибо Она есть начало всех знамений и чудес Божиих; радуйся, велений Его главизно (Там же), ибо, вселясь в утробе Славнейшей Серафимов, явил славу Свою и сотворил начаток спасению нашему и вечной славы явление. Там Он лучшее Свое вино оставил к концу брака, когда многие могли быть уже пьяными, сие же вино, то есть Матерь Свою Пречистую, поставляет в начале жажды. Жаждем мы спасения, жаждем в делах – помощи, жаждем в скорбях – утехи, – и всех Она удовлетворяет, несмотря на то, что жажда наша по величине своей подобна жажде бегущего к источнику водному оленя; брачное вино только на определенное, и притом краткое, время, развеселило друзей жениховых, сие же увеселяет на веки. Как то вино вышло из воды, так и сие из источника скорбей, печалей и наших недугов обратилось в вино радости, веселия и здравия. – О, Пречистая, родившая Виновника веселия, исполни мое сердце Своей нетленной радости.

Нравоучение 7-е

Слепота бывает телесная и худшая ее – душевная. Пораженный телесной слепотой, св. Товит говорил: «како мне радость будет, понеже во тме сижу и света небесе не вижду». Из сего видим, что вместе с светом слепота лишает человека всякой вообще радости. Однако она временна, потому что оканчивается вместе с жизнью слепого, который в вечности уже созерцает свет неугасающий, и незловредна, ибо врачует душу и помогает спасению; при неимении зрения у человека отнимается повод к греху, так как не возлюбит сердце того, чего не предложит ему око; напротив, что входит в сердце чрез око, то нескоро из него и уходит. Посему св. Григорий говорит: «Раз понравившийся чрез око образ лица сердцу, с большим потом трудом от него отрывается». И Римский мудрец Сенека, кого-то утешая в слепоте, говорит, что «слепота есть часть невинности, а глаза – вожди преступлений». Ты плачешь, что лишился зрения, но сколь многим страстям пресечен чрез то доступ. И сколь многих не увидишь ты предметов, видеть которые тебе и не следует! Или не знаешь, что слепота есть часть невинности? Разве не глаза одним показывают нечистоту, другим дома, иным же имения и всякое другое вообще многоразличное зло, подавая поводы к соблазнам и зависти? Поистине очи суть вожди грехов. Итак, если зрение вредит душе, то лишение его, пресекая к тому повод, не бесполезно, ибо доставляет спасение.

А сколь для души вредна и зла слепота душевная?! Она лишает нас всего, в чем есть вся наша радость, в чем состоит все блаженное наслаждение угодников Божиих, в чем труды находят покой, за что увенчиваются подвиги, и все вообще добродетели получают похвалу и награду, – т. е. созерцания лица Господня. Ибо в сем последнем заключается окончание и пристанище скорбного пути, проходя который, всякий шествует ни для чего иного, как для того, чтобы придти и явиться пред лице Господне. Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей, говорит Давид. Всего лишает нас слепота душевная: «Не узрят« посему «нечестивые славы Твоея, Христе Боже», говорит св. Дамаскин (Гл. 4. и 5 я). Ибо как видение лица Господнего есть лучше всех небесных блаженств, так напротив, невидение Его есть хуже всяких адских мучений. Св. Златоуст так рассуждает: «Если бы кто видел тысячу геенн, то, думаю, ничего не нашел бы хуже того как быть изгнанным от почитания Божественной славы, быть возненавиденным Христом и слышать от Него не вем вас» (Мф. 25:12). Слепота душевная состоит в непознании себя, непровидении будущих бед – смерти, суда и геенны, а также в смертных грехах и страстях, привыкнув к коим, человек не хочет уже придти в чувство. О такой слепоте Премудрость говорит: ослепи их злоба их, и не уведеша таин Божиих, ниже мзды уповаша преподобия (Прем. 2:21–22); и Даниил Пророк: развратиша ум свой, и уклониша очи свои, еже не взирати на небо (Дан.13:9); и Псалмопевец: очи свои возложиша уклонити на землю (Пс.16:11). Так ослепленным не являет Господь Своего лица – хребет, а не лице покажу им (Иер. 18:17), говорит Он у Иеремии. Как врачи не велят здоровым рассматривать пропадающие, ослепленные очи, чтобы не повредить глаз, так и небесный Врач, чтобы не ослепить, отвращает со светлыми очами лице Свое (Втор. 31:18). Отвратит Господь лицо Свое и постигнут нас всевозможные беды, о чем Он Сам же говорит – и разгневаюся яростию на ня в той день, и оставлю я, и отвращу лице Мое от них, и будут в снедь, и обрящут я зла многа и скорби (Втор. 31:17). Того ради и Давид сетует отвратил еси лице Твое, и бых смущен (Пс.29:8); отвращщу Тебе лице, возмятутся (Пс.103:29).

Итак воспрянем к благому Врачу, просвещающему всякого человека и с душевною слепотою нашею притечем к Нему, взывая: душевными очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, яко же слепый от рождения (Конд. в 6-ю нед по Пасхе), не отвержи мене от лица Твоего (Пс.50:13). Не отврати лица Твоего от отрока Твоего яко скорблю (Пс. 68:18), Тебе речь сердце мое Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу (Пс.26:8).

Приложение

Авва Иоанн рассказывал следующее: «Войдя однажды вместе с отцем Софронием в притвор большой Александрийской церкви, мы увидели там сидящих трех слепцов. С большою осторожностью подошли к ним поближе и сели. Слепцы, не подозревая присутствия посторонних, вели между собой такого рода разговор. «Поведай по правде, брат, как ты ослеп?» – спросил один из них другого. Тот отвечал: «Быв в юности корабельщиком, мы плыли от берегов Африки; тогда-то, получив бельмо, я и ослеп». – «А ты как? обратился он к другому – «Ослеп я от сильного огненного жара!» – «Ну, а ты как?» обратились они к спрашивавшему. – «Все расскажу вам, братья, правильно. В юности, не желая трудиться, я для пропитания занимался воровством и много чрез то сотворил зла. Стою раз на торжище и вижу, что несут для погребения человека, одетого в очень богатые одежды. Злая мысль – обокрасть мертвеца овладела моим сердцем. Посему, чтобы узнать место погребения, я сопровождал шествие. Покойника принесли к церкви св. Иоанна и там положили. Ночью тою я пришел и снял с мертвеца все одежды, кроме одного хитона. Много добра я снял и хотел уже уйти, но какой-то злой голос говорил мне – «хитон хорош, возьми и его!» Я воротился. Но только что начал снимать хитон и, таким образом, оставить мертвеца уже без всякого одеяния, как он, встав, сел предо мною и, протянув руки, содрал кожу с моего лица и лишил зрения. Бросив все, я в сильном страхе едва выскочил из гроба. Вот, братья, как я ослеп!». – Выслушав их разговоры, мы с о Софронием тихо ушли. Он сказал мне: «Отче Иоанне, поистине много мы сегодня получили пользы». Написали же сие для того, чтобы слышащие получили пользу, узнав, что творящий зло не может утаиться от Бога.


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle