архим. Антоний

Источник

Благодеяния. Чудо 17-е

Благодеяния богатство всем источи, вся бо можеши, яко сильного в крепости Христа рождшая (Кан. Мол. Песнь 3-я)

С пятницы на субботу первой недели Великого поста в Ильинский монастырь привезли едва живого Черниговского обывателя Павла Дометиева. Здесь, по усердной иноков ко Пресвятой Богородице молитве об исцелении больного, он скоро выздоровел. – Вот благодеяние Пресвятой Богородицы, исцеляющей недуги по молитве к Сыну Своему и Богу нашему!

Беседа 17-я.

Кто найдет на небесах такого дивного, после Бога, благодетеля, как наша Владычица? Не престает благодетельствовать роду человеческому благого Царя благая Мати. И не всуе Церковь называет Ее приснотекущим источником, ибо как источник непрестанно, но не когда только приходят почерпать, источает воду, так точно и Пресвятая Дева неоскудно и непрестанно благодетельствует добрым и злым, грешным и праведным, и всем к Ней прибегающим, и даже от Нее отвращающимся, подобно Иакову Иудеянину, которого Она, хотя он и отвращался, разрешила и исцелила, когда, попав к разбойникам, был связан и изранен. – Упомяну здесь о древнем Иакове, который во сне во время пути видел лествицу, утвержденную на земле, еяже глава досязаше до небесе! И Ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней (Быт. 28:12). Почему Ангелы, не имея покоя, непрестанно восходят и нисходят? Лествица та служила прообразом Богородицы. Радуйся, мосте к небесам преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде (Стихир.). Потому Ангелы не имеют покоя, что Богородица велит им, вместе с Собою, неустанно нам благодетельствовать чтобы, восходя, возносили к Богу наши молитвы, а нисходя, от Него приносили милость и дары Исаия, пророчествуя о Деве Богородице, называет Ее облаком – и Господь седит на облаце легце (Ис. 19:1). Почему он так Ее именует? Выслушай причину: всегда, и днем и ночью, ты увидишь на своде небесном облака; глаза твои ясно видят в вышине облака, то заключающие в себе дождевые воды, то осеняющие и прохлаждающие зной лучей солнечных, или же просто, если прозрачны, украшающие небо и услаждающие зрение. Вот тайна наименования Богородицы облаком: ибо ни на малое даже время не оставляет благодетельствовать и всегда или подает нам дождь благодати Божией, исцеляя страсти и врачуя болезни душ и тел наших, или осеняет от зноя движимого на нас гнева, прохлаждая Своим заступлением, или украшает мысль нашу и духовно веселит сердца. Но кто может исчислить Твои благодеяния, Всемилостивая?!

Нравоучение 17-е

Всякое благодеяние требует благодарности. Посему и нам, получившим столько милостей от Божией Матери, не должно оставаться неблагодарными Благодарни бывайте (Кол.3:17), говорит Апостол. Кто за что неблагодарен, того тот и недостоин. Но что принесем и чем воздадим Деве Богородице за все оказанные Ею нам милости, – золотом ли, серебром ли, или драгоценными камнями? Сих наших драгоценностей Она, Госпожа, не требует, ибо всякая земная драгоценность Её недостойна. Предоставим лучше самих себя, – и будет довольна ибо нас, но не то, что наше, требует, говоря «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23:26). Как же мы отдадим себя? Не иначе, как только очистившись от всякие скверны плоти и духа. Если земные господа не принимают худых даров, то не тем ли больше должен быть поднесен Богородице дар чистый! Ужели приятен дар нечистый Пречистой? А посему, чтобы приятными быть Владычице нашей, очистившись от скверн наших, предадим Ей душу и тело, служа Ей во все дни живота нашего в преподобии и правде.

Приложение

Один, живший в беззакониях, нераскаянный грешник не переставал величать Владычицу нашу ангельским приветствием «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк. 1:28). Однажды случилось ему блуждать в дальней пустыне; ища выхода, он изнемог до того, что уже отчаялся в сохранении жизни. В это время с сонмом прекрасных дев явилась Пресвятая Богородица и, на нечистых блюдах подав ему прекрасные снеди, говорит – «Ешь!» – Отказавшись от пищи, он воскликнул: «Хотя яства и прекрасны, но из за нечистоты блюд вкусить не могу!» Тогда Пресвятая Дева сказала – «Так точно не могу выносить и Я воссылаемых Мне тобою похвал; сами по себе они хороши, но исходят из уст оскверненных и сердца нечистого. Похвалы твои Мне неприятны, посему, иди, очистись от грехов своих, и тогда только откроешь уста на похвалу Мне и насытишься небесной пищи». Сказав сие, Богородица стала невидима. Человек же тот оказался близ своего дома. С того времени он старался исправить себя покаянием.


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle