архим. Антоний

Источник

Больным посещения. Чудо 15-е

Едина болящим посещение, едина падшим исправление, Владычице, едина к Богу руководница и вход. (Окт.).

Одна женщина, по имени Анна, из города Брашна, два года страшно мучилась болезнью. От болезни сей выздоровела, по благодати Пресвятой Богородицы, от чудотворной Ее иконы. В показании преосвященному о своем исцелении она рассказала так: «Попущением Всевышнего будучи нездорова два года, я убогая, Анна Розсудовская, пришла помолиться пред находящимся у святого Илии чудотворным образом Пресвятой Богородицы, и по милости всемогущего Бога получила прежде бывшее здоровье.

Беседа 15-я

Кто может перечесть наши болезни телесные и душевные? И кто может уврачевать их? Одержаша нас болезни смертные, и потоцы беззакония смятоша нас (Пс.17:5). Если таковых болезней не могли врачевать даже такие мудрые врачи как Асклепий, Иппократ и Гален, то у кого будем искать помощи? «Конечно», ответите, «у Бога!» Но не имамы к Нему дерзновения за премногие грехи наша (Богор.), – а посему будем искать у Преблагословенной Его Матери, много бо может моление Матернее (там же). И правильно! ибо Она есть целебница всего мира.

Есть у людей привычка, по которой, если у кого где-либо на теле окажется какая язва, или у кого заболит голова, они прикладывают к больному месту руку, как бы надеясь чрез то получить некоторое облегчение; почему образовалась даже поговорка где болезнь, там и рука. – Небезызвестно для нас и то, что и Врачебница наша называется ручкою. Радуйся, ручка златая. К Ней вопиет и св. Дамаскин – лютыми напастьми томим и от врагов стужаем окаянный, с плачем приглашаю свыше: мне простри, Пребогатая, руку Твою (Гл 1-й на пов. пес. 1-й). Итак, когда объемлют нас лютые недуги и болезненные страсти, призовем на помощь сию руку – Пресвятую Деву, а еще лучше, сами к Ней приложимся; вручая в Ее всесильные руки тело и душу. Некогда Египтяне говорили Иосифу – ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего (Быт.47:25). О, Целебница благосердая, воистину здравие наше в Твоей руке! Ты врачевание нашего тела и спасение нашей души; Ты исцеляешь пораженных немощью, а посему мы и прибегаем к Твоему врачевству, только призри на нас Своим милостивым оком от горнего восшествия нашу назирай худость (Акаф. Усп. Богор. Песнь 8 я).

Нравоучение 15-е

Каждый врач, желая уврачевать какую-либо болезнь, прежде всего старается узнать причину самой болезни, – от пищи, или от питья, или произошла она от другого какого-либо случая. Но церковные Учители говорят, что корень всякой вообще болезни заключается в грехе. Макарий Египетский говорит: «Расслаблен ли кто или калека, или вообще страдает какою-либо немощью, знай, что все это произошло от греха, ибо он есть корень всякого зла» (Вес. 16). Св. Каллист: «Чрез грех с начала мира немощь вошла в тело Каина, ибо после братоубийства он был расслаблен и ходил по земле трясясь и воздыхая». И бл. Иероним: «Сколько грехов, столько имеем и болезней». – Итак, если хотим избавиться от болезней, покаянием уврачуем сперва первоисточник их – грех. И Иисус Христос – восхотев исцелить расслабленного, прежде тела изгоняет из него ослабу души – грех, ибо сперва говорит: чадо, отпущаются тебе греси твои, а потом уже добавляет востани, возьми одр твой и иди в дом твой (Мф.9:5–6).

Приложение

Один знаменитый житель Царь-града имел великую и твердую веру в святого иерарха Иоанна Златоустого. Раз он впал в тяжкую неизлечимую болезнь. Когда врачи ничем уже не могли помочь и положение сделалось безнадежным, больной попросил внести себя в церковь, где находились мощи св. Иоанна Златоуста. Принесенный туда, он со слезами молил святого об исцелении. Воспомянув соделанные грехи, рыдая, он говорил: «Увы мне грешному и нераскаянному! как пойду в путь, из которого не возвращусь? Как перенесу трепет страшного суда и Судии? И как стерплю нестерпимые мучения вечные?» – Когда из церкви вышли все бывшие, он велел также уйти и рабам своим, а себя оставить. Оставшись один, он поднял глаза кверху к образу Господа нашего Иисуса Христа и возопил «Если, Владыка, я трепещу пред Твоим, сделанным руками, образом, то как, окаянный, увижу Тебя, Самого страшного Судию, когда Ты явишься судить всяческая? Согрешил, Господи; прости меня, не сохранившего Твоих повелений!». И начал после сего больной пред образом исповедовать по порядку свои согрешения; а когда перебрал, какие вспомнил, снова возопил: «Согрешил мною и в ином, Владыка, но не смею высказать, Человеколюбче и Многомилостиве!» – Тогда из святого образа вышел глас «Говори, и не стыдись, человек, высказать!» – Он сказал. – «Оставляются тебе греси твои», послышалось от образа. – В то же время больной почувствовал себя здоровым; упав ниц, громким голосом воссылал он благодарственные песни Человеколюбивому Богу, не хотящему смерти грешника, но еже обратитися и живу быти. Поклонился он гробу святого и с радостью возвратился в дом свой, прожив в целомудрии остальные годы жизни, мирно отошел он ко Господу. – Вот пример врачевства телесного по уврачевании душевном!


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle