Е.Б. Громова

Источник

Иллюстрации

Порядок букв греческого алфавита (акростих Акафиста): α β γ δ ε ς η θ ι κ λ μ ν ξ ο π ρ σ τ υ φ χ ψ ω

Схема расположения клейм иконы «Похвала Богородице с акафистом»

Ил. 1. Икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля (№ 1065 соб.). Общий вид

Ил. 2. Средник иконы «Похвала Богоматери с Акафистом». Сюжет – «Похвала Богоматери». Сидящую на престоле Богоматерь с Младенцем окружают 10 пророков (слева: Иаков, Аарон, Иезекииль, Соломон, Захария; справа: Моисей, Самуил (?), Исайя, Давид, Даниил), а также Симеон Богоприимец, прав. Иосиф, св. Иоанн Дамаскин и св. Козьма Майумский

Ил. 3. Прооймион (кондак I). «Взбранной воеводе победительнаа...». Торжество Православия. Изображен момент обретения иконы Богоматери Одигитрии в Константинополе императрицей Феодорой. В нимбах представлены император Михаил, императрица Феодора и патриарх Мефодий

Ил. 4. Строфа α (икос 1). «Ангел предстатель с небес послан бысть...». Благовещение Марии у колодца

Ил. 5. Строфа β (кондак II). «Видящи святая себя в чистоте рече Гавриилу дерзостне...». Благовещение; Мария обращается со словами к Архангелу

Ил. 6. Строфа γ (икос II). «Разум неразумен разумети девая ищущи...». Благовещение; Архангел отвечает Марии

Ил. 7. Строфа δ (кондак III). «Сила вышнего осени тогда к зачатию браку неискусней...». Благовещение; передается момент Воплощения; на груди Марии изображена мандорла

Ил. 8. Строфа ε (икос III). «Имущи богоприятную деваа утробу встече к Елисавети...». Встреча Марии и Елизаветы

Ил. 9. Строфа ζ (кондак IV). «Буря внутрь имея помышлений неверных, целомудренный Иосиф смутися...». Иосиф упрекает Марию

Ил. 10. Строфа η (икос IV). «Слышаша пастырие аггелом поющим плотское Христово пришествие...». Изображена сцена приветствия Марии и Младенца пастухами – Рождество. Поющие ангелы представлены в полусфере неба

Ил. 11 Строфа θ (кондак V). «Боготочну звезду видевше волсви, тоя последоваше зари...». Путешествие волхвов, ведомых летящим ангелом (от изображения ангела сохранились только фрагменты)

Ил. 12. Строфа ι (икос V). «Видеша отроци халдейстии на руку девичю создавшаго рукама человекы...». Поклонение волхвов; три волхва приносят дары Марии и Младенцу

Ил. 13. Строфа λ (икос VI). «Въсия в Египте просвещение истине, отгнал еси лжи тьму…» Бегство в Египет; осла с сидящей на нем Марией и Младенцем ведет Иаков (фигура почти утрачена), за ним следует Иосиф; со стен Египта падают идолы (изображения их сильно утрачены, сохранился лишь белильный подмалевок)

Ил. 14. Строфа μ (кондак VII). «Хотящу Симеону от нынешнего века преставитися от прельстнаго...». Сретение Господне: перед алтарем Мария передает Христа Симеону; позади Марии пророчица Анна, позади Симеона – Иосиф

Ил. 15. Строфа ξ (кондак VIII). «Странно рождество видевше устранимся мира...». Богоматери Оранте, изображенной в сегменте неба, поклоняются преподобные, разделенные на две группы. Справа: Евфимий Великий, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник и другие основатели христианского монашеского жития; слева – русские (?) преподобные

Ил. 16. Строфа о (икос VIII). «Весь бе в нижних и вышних...». В центре – изображение новозаветной Троицы или Отечества в необычном иконографическом типе: Христа и Ветхого Деньми соединяет голубой луч. Слева от Христа – Богоматерь и пророк Исайя (?) со свитками (надписи не прочитываются); справа – Иоанн Предтеча и царь Давид со свитками (надписи не прочитываются). Под ногами Спаса – бездна, из которой тянут к нему руки тени людей

Ил. 17. Строфа π (кондак IX). «Всяко естество ангельское удивися...». В центре круглой мандорлы-славы изображен Христос Логос, восседающий на престоле на херувимах. В его левой руке белый плат – палица (?). Внутри славы монохромно написаны изображения ангельских сил

Ил. 18. Строфа ν (икос VII). «Нову показа тварь явлься бо зиждитель нам иже от него бывшим...». Христос указывает на раскрытое Евангелие группе людей, стоящих в стороне и удивляющихся увиденному

Ил. 19. Строфа σ (кондак X). «Спасти хотя мир иже всем украситель, к сему самообетован прииде, и пастырь сый и Бог...». Главное изображение клейма – Голгофский крест. Справа от него представлены три всадника, слева – воин, ведущий к Кресту Иисуса. Воин и всадники указывают пальцами на Крест

Ил. 20. Строфа τ (икос X). «Стена еси девам. Богородице Дево, и всем иже к тебе прибегающим...». Ктиторская композиция. Стоящая на престоле Богоматерь простирает над головами предстоящих ей монахинь алый омофор. Первой справа от Богородицы представлена великая княгиня Евдокия (в монашестве Ефросинья, основательница Вознесенского монастыря в Кремле). Остальные монахини, очевидно, инокини Вознесенского монастыря и члены княжеской семьи

Ил. 21. Строфа υ (кондак XI). «Пение всяко побеждается, прострете тщася к множеству многих щедрот твоих равночисленны бо песка псалмы и песни аще приносим Ти, Царю Святый...». По песчаной горе, на вершине которой изображен фрагмент стены города Константинополя, поднимаются две группы архиереев. На стене – образ Христа, напоминающий о Спасовой обители, находившейся у стен Константинополя и славившейся целебным источником. Под горой – источник и исцеляющиеся здесь люди. Архиереи указывают на образ Спаса и на глаза и уши друг друга в знак исцеления

Ил. 22. Строфа φ (икос XI). «Светоприемную свечу во тьме сущим явльшуюся, зрим Святую Деву...». Над черной бездной, из которой обращаются с мольбой люди, изображена Богородица, держащая огромную свечу. Справа от нее пророк Исайя, указывающий на сегмент неба, слева – пророк Моисей со свитком (надпись: «иже на херувимехъ сплоть...»)

Ил. 23. Строфа ρ (икос IX) «Ветия многовещанные, яко рыбы безгласны, видим о Тебе, Богородице...». В центре композиции – восседающая на престоле Оранта. У ее ног – упавшие от изумления мудрецы, растерявшие свитки. Костюмы риторов напоминают одежды эллинов и иудеев. Справа и слева от Марии изображены свв. Василий Великий и Иоанн Златоуст, а также за святителями – два древних царя (Ирод и Кир?)

Ил. 24. Строфа χ (кондак ХII). Благодать дати всхотев долгом древним, всех долгов решитель человеком Господь...». Сошествие во Ад. Христос представлен в круглой мандорле. Правой рукой он вырывает у Сатаны кабальную запись Адама; левой воздвигает прародителей из Ада

Ил. 25. Строфа ψ (икос XII). «Поящи Ти рождество, хвалим Тя вси, яко одушевлен храм, Богородице...». Ктиторская композиция. Изображению Богородицы на стене одноглавого храма предстоят: справа – великий князь Василий Дмитриевич и княгиня София Витовтовна, слева – митрополит Киприан и два неизвестных епископа

Ил. 26. Строфа ω (кондак XII). «О всепетая мати...». Изображена процессия с иконой Богоматери Одигитрии в константинопольском монастыре Одигон, происходившая каждый вторник. Икону выносили из храма специальные служители в красных одеждах


Источник: История русской иконографии Акафиста : Икона "Похвала Богоматери с Акафистом" из Успенского собора Московского Кремля / Е.Б. Громова ; Российская академия наук, Ин-т славяноведения. - Москва : Индрик, 2005. - 302 с.

Комментарии для сайта Cackle