Азбука веры Православная библиотека Икона. Искусство Об отдельных иконах Историческое известие о явленной чудотворной иконе Знамения Божией Матери
Ф.А. Джунковский

Историческое известие о явленной чудотворной иконе Знамения Божией Матери

Источник

Курская чудотворная икона Знамения Божией Матери явилась 8-го сентября 1295 года в лесистой пустыне, при корне дерева, где в то же время и произошел источник воды, до сего времени существующий, и над которым ныне устроена Церковь Живоносного Источника. Пустынь эта именуется Коренная и известна по своей значительной ярмарке.

После явления чудотворной иконы, она, по сказанию летописей, в скором времени была принесена в город Рыльск по приказанию тамошнего князя Василия Шемяки, где народом благоговейно встречена, но князя при том не было, за что в то же время он объят был слепотой. Но когда признал свою погрешность и принес молебствие пред иконой, вновь получил зрение, за что в знак благодарности и усердия соорудил в городе Рыльске церковь во имя Рождества Богоматери, куда и поставил явленную икону; но оная, чудесным образом возвратилась на прежнее место.

Когда же татары сделали на Коренную пустынь нападение, часовню, где находилась явленная икона, сожгли, и самую икону рассекли на две половины и бросили в разные стороны; иерей Боголюб, спустя несколько времени, обе половины иконы нашел, сложил их, и они чудесным образом соединились вместе. Услышав о таком чуде, Рыльские граждане принесли икону в город, с желанием оставить ее у себя; но явленная икона вновь, по чудесному Божию действию, возвратилась на свое место в пустынь, где по повелению царя Феодора Ивановича устроен был монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1597 году эта чудотворная икона была принесена в Москву, где царь Феодор Иванович повелел сделать для нее особую сребро-позолоченную доску, с изображением на ней вверху Господа Саваофа, а по сторонам и внизу Пророков, украсив ее, с пожертвованием царицы Ирины Феодоровны, красной атласной пеленой с жемчугом и другими драгоценными камнями.

Царь Борис Годунов пожертвовал также для иконы много денег, риз, свечей, ладану, колоколов и проч.

Курские граждане, когда с помощью Божией Матери в 1612 году одержали чудесную победу над поляками, в благодарность построили в городе Курске во имя Знамения Пресвятой Богородицы монастырь, куда в 1618 году и поставили чудотворную икону. Ныне имеется в нем архиерейский дом, где она и пребывает доселе. Но в воспоминание явления Ее, с 1726 года ежегодно, после праздника Святой Пасхи в пятницу девятой седмицы, она препровождаема бывает с крестным ходом из города Курска на место явления ее в пустынь и остается там до 12-го сентября.

В 1684 году от государей великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы в сребро-позлащенном окладе с повелением боярам и воеводам тот список носить с собой в походы.

В 1687 году, по грамоте тех же царей, икона была носима к оберегателю боярину и наместнику Новгородскому князю Василию Голицыну.

Сверх того, в 1689 году, по грамоте последовавшей от государей: Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, с нее снят был список для полков, отравлявшихся в поход.

Между тем, и в достопамятный 1812 год Курское градское общество, по усердию своему к отечеству пожертвовав значительную денежную сумму и списав с чудотворной иконы список с украшением оного позлащенной ризой, отправила с депутацией сей список в действующую армию к князю Кутузову Смоленскому для защиты от врагов, за что Главнокомандующий князь Кутузов, в письме своем от 20-го сентября того же года на имя Курского градского главы, изъявил гражданам свою признательность с полным уверением, что город Курск есть и будет всегда в безопасности.

Наконец, нельзя не обнаружить и того, что при совершении этого величественного крестного с чудотворной иконой хода в Коренную пустынь, богомольцы сопровождают ее на 27 верст расстояния в таком множестве, что подобного стечения народа не встретишь не только в России, но и во всей Европе, и по особенному вдохновению к Св. Вере, выражается на лицах всех благоговейное умиление, а в сердцах – чистая преданность к святыне.

Церемониал

1. Полицейские жандармы на лошадях.

2. Взвод пикинеров квартирующего в Курске Кавалерийского Казанского Драгунского полка.

3. Часть богомольцев простого звания.

4. Хоругвии и в середине оных два церковных фонаря с зажженными свечами, несут оные дьяконы.

5. Киот с списком явленной иконы, несут на носилках богомольцы, а по сторонам по одному унтер-офицеру пикинеру Казанского Драгунского полка.

6. Два больших фонаря с зажженными свечами, особенно устроенные для этой церемонии, на носилках несут богомольцы.

7. По обоим сторонам цеховые значки, несут их мастеровые, принадлежащие к тому цеху, а в середине несет купечество три креста.

8. Соборные певчие, а по сторонам их дьяконы несут хоругвии.

9. Духовенство с несколькими сзади архимандритами, в полном церковном облачении с иконами, Евангелием и крестом; по сторонам их по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка; по два хоругвия и два больших фонаря с зажженными свечами, одинаковой величины с № 6-м; хоругвии несут диаконы, а фонари богомольцы.

10. Адъютант штаб-офицера корпуса жандармов.

11. Полицейские жандармы на лошадях.

12. Архиерейские певчие и по сторонам их цеховые значки, несут их мастеровые, принадлежащие к тому цеху, а по правой стороне сзади их, состоящий по армии Курский полицмейстер на лошади.

13. Большой крест и хоругвий, несут дьяконы.

14. Военный губернатор и губернский предводитель дворянства в парадных мундирах, несут явленную икону Знамения Пресвятой Богородицы, а над ней дьяконы держат рипиды.

15. Епископ в полном церковном облачении, а по сторонам его протодьяконы и дьяконы несут хоругвии.

16. Чиновники города Курска в мундирах, их семейства, купечество и приезжие богомольцы из дворян, а по сторонам по одному унтер-офицеру пикинеру Казанского Драгунского полка.

17. Два фонаря с зажженными свечами, такие же, как и под № 6 несут богомольцы.

18. Две хоругви, несут дьяконы.

19. Два церковных знамя, несут купцы города Курска.

20. Два фонаря с зажженными свечами, одинокие с № 6, несут богомольцы.

21. Две хоругви, несут дьяконы.

22. Два фонаря с зажженными свечами такие же как под № 6, несут также на носилках богомольцы, а по сторонам по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка.

23. Два больших креста и шесть хоругвий, несут Курское купечество, а богомольцы несут на носилках устроенные две большие иконы, украшенные натуральными цветами.

24. Еще последние одиннадцатой и двенадцатой большие фонари с зажженными свечами одинаковые с № 6 несут также богомольцы.

25. Две хоругвии и два значка, несут дьяконы и мастеровые и по сторонам по одному унтер-офицеру, пикинеру Казанского Драгунского полка.

26. Взвод пикинеров Казанского Драгунского полка.

27. Во всю процессию с обоих сторон укреплены на столбиках веревки, у коих в некоторых местах стоят городовой полиции солдаты, чтобы народ не теснил шествие процессии.

Между тем, у каждого иногороднего богомольца из простого звания имеется на плечах палочка с навязанным на ней в верху белым или другого цвета небольшим куском холстины; а у других видится на палочке маленькой пук соломы, ветке с дерева и тому подобное; этими знаками они обнаруживают себя своим товарищам, пришедшим с одного места, и по окончании крестного хода, каждая партия весьма легко и скоро сходится вместе.


Источник: Историческое известие о явленной чудотворной иконе Знамения Божией Матери : с описанием церемониала крестнаго хода во время выноса Иконы из Курскаго Монастыря в Коренную пустынь / сост. Ф. А. Джунковским. - Санкт-Петербург : В тип. И. Глазунова и Комп, 1839. - 14 с.

Комментарии для сайта Cackle