Н.А. Маясова

Источник

Предметный указатель970

Бармы (от греч. βάpημα – ожерелье?), или диадима – широкое оплечье, одеваемое поверх парадного верхнего одеяния при возведении на престол и торжественных выходах византийских императоров и русских царей как символ власти. В этом значении на Руси бармы впервые упоминаются в 1498 г. при венчании Дмитрия, внука великого князя Ивана III. Выполненные из драгоценных тканей бармы бывали украшены камнями, эмалями, жемчугом, а также изображениями святых на золотых или серебряных дробницах или вышитых – кат. № 51, 93.

Воздух (греч. ἀήp) зд. – третий, больший, верхний покров на священные сосуды. Во время чтения Символа веры священник им «веет воздух» над дарами. По некоторым определениям, символизирует камень, приваленный ко гробу Господню. Обычно имеет изображение Христа во гробе с летящими над ним ангелами с рипидами, иногда (с конца XVII в.) – многофигурную композицию «Положение во гроб». Большим воздухом, или плащаницей, в древности называли также вышитые пелены большого размера; к ним относятся хранящиеся в Историческом музее воздух «Распятие» XII в., воздух 1389 г. «Спас Нерукотворный» с предстоящими вклада великой княгини Марии Александровны, воздухи с изображением Евхаристии и житий Иоакима, Анны и Богоматери начала XV в. и конца XV в. из Рязанского музея – кат. № 44, 48, 52, 55, 61, 72, 78, 80, 85, 130, 135, 159, 160, 163, 169, 170.

Епитрахиль (от греч. επι – на и τpάχηλος – шея) – часть одежды священника, обнимающая шею сзади и спускающаяся спереди донизу двумя полосами, соединенными пуговицами. Символизирует несение креста Христом и означает исходящую свыше благодать Святого Духа. Без епитрахили нельзя совершать службу. На епитрахилях обычно изображали один под другим кресты, святых или ангелов – кат. № 66, 70, 110, 147.

Знамя воинское (стяг) – полотнище, укрепленное на древке, наверху которого насаживалось металлическое яблоко с копьем или крестом. Нередко нижний угол полотнища, не прилегающий к древку, срезался, а оставшаяся часть составляла откос, из которого часто делали два или три клина, называвшиеся «клинцами» или «лопастями». Вокруг средней части полотнища шла широкая кайма. Средник и кайма украшались живописными или шитыми изображениями и узорами – кат. № 105,180.

Икона шитая – пелена с вышитым священным изображением, обычно значительного размера, которая помещалась в киоте в присголпном или пристенном иконостасе. Шитые иконы участвовали в церковных процессиях, нередко заменяя живописные. Иногда они составляли целые походные иконостасы – кат. № 6,15,73 (?).

Камилавка (от греч. καμηλαυχον – шапка, защищающая от жары) – шапка темного цвета, надеваемая на монаха при постриге. Лицам белого духовенства дается камилавка фиолетового цвета как награда и знак отличия за особые заслуги – кат. № 97.

Клобук (от тюрк. колпак – шапка) в христианской церкви – темный головной убор, носимый монашествующими. В Древней Руси представлял собой камилавку с лопастями, защищающими голову от непогоды. Архиереям присвоено право носить белый клобуккат. № 109.

Мантия (от греч. μανδύη – верхняя одежда) – верхняя одежда монаха, без рукавов, незашитая спереди. Символизирует строгость и смирение монашеской жизни, а также «всепокрывающую силу Божию». Архиерейская мантия отличается цветом (голубой, зеленый, лиловый), а также наличием на ней «источников» (трех вертикальных полос), означающих токи крови Христа и учительное назначение иерея, и «скрижалей» (двух прямоугольных нашивок у ворота), в свою очередь означающих, что учение истекает из двух заветов, Ветхого и Нового – кат. № 167.

Набедренник (греч. επιγονάτιον – епигонатий) – небольшой четырехугольный продолговатый плат, носимый священником на правом бедре при помощи ленты, перекинутой через левое плечо. Символизирует победу над смертью, силу и целомудрие Спасителя. Означает, как и палица, меч духовный, слово Божие, которым следует бороться с неверием, ересью, со всем греховным. В отличие от палицы, дается иерею в награду. Носится на правом боку, когда иерей не имеет палицы, и на левом – если есть палица. В обиход русского духовенства набедренники вошли позднее палиц. Это время исследователи определяют по-разному – от XVI до XIX в. – кат. № 39.

Омофор (от греч. ὡμος – плечо и φέpω – несу) – длинный, широкий плат с четырьмя крестами, перекидываемый через плечи и спускающийся спереди и сзади поверх одежды архиерея. Символизирует род человеческий, который, как заблудшую овцу, добрый пастырь – Христос взял на плечи и принес к незаблудшим (ангелам). Одетый в омофор архиерей уподобляется Христу-Спасителю. На крестах вышивали композиции, в основном Страстного цикла, а также изображения, связанные с софийной тематикой – кат. № 65, 76, 99, 100.

Оплечье – верхняя часть одежды духовенства (фелони, саккоса, стихаря) обычно украшенная дробницами, жемчугом, камнями, орнаментальными узорами, а иногда шитыми композициями – кат. № 96, 133.

Палица (греч. ῤαβδος) – четырехугольный, почти квадратный плат, привешиваемый за один угол на крючке к поясу при правом бедре архиерея, как обязательная принадлежность его одеяния. Как и набедренник, палица означает меч духовный, силу слова Божия в борьбе с неверием и заблуждениями – кат. № 69, 84, 89, 111, 125, 134, 168, 174, 176, 178, 179.

Пелена (греч. – σπάpγανον, ποδέα) – четырехугольный плат, употребляемый в церквах для покрытия престола и жертвенника, или выносимый при церковных шествиях, или подвешиваемый под икону, с накладным или вышитым крестом или лицевыми изображениями, в большинстве случаев повторяющими икону. Подвесные пелены были праздничные и повседневные. Кроме того, существовали пелены выносные, заменяющие иконы в крестных ходах, а также аналойные. Иногда пелены вешали отдельно и называли шитой иконой – кат. № 9, 10, 11, 12, 16, 20, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 43, 45, 68, 71, 74, 75, 88, 90, 91, 92, 94, 95, 115, 116, 126, 127, 131, 142, 143, 148, 177.

Плащаница (греч. συνδων) – в шитых надписях на предметах – «воздух», в древних документах – «воздух большой» (с ХVII в. – «плащаница») – плат большого размера преимущественно с изображениями «Оплакивание Христа», «Снятие со креста» или «Положение во гроб», именуемыми на предметах почти всегда «Положение во гроб». Плащаница символизирует погребальные пелены Христа и напоминает о его страданиях и погребении. На Руси «воздухи большие» появляются с XIV в. с принятием Иерусалимского устава богослужения. Они участвовали в чине погребения Христа, когда в заутрени Великой субботы вслед за дьяконом с Евангелием священники на головах выносили воздух из северных дверей алтаря и, проходя через царские врата, возлагали его на Евангелие на алтаре. Впоследствии устанавливается чин выноса плащаницы, когда в конце вечерни Великой пятницы священники «взимают воздухи на главы и исходят се-верными дверями в большие двери и идут круг церкви... и пришед в церковь, полагают... воздухи на гробе... а гроб стоит среди церкви». Это наиболее раннее упоминание о Гробе Господнем встречается в Чиновнике новгородского Софийского собора 1540 г. (цит. по: Баталов 1996. с. 273). Таким образом, вопреки мнению большинства исследователей, этот обычай установился не в XVII в., а гораздо раньше. Плащаница лежит посреди храма на столе, символизирующем Гроб Господень, для поклонения народа до начала пасхальной утрени, затем переносится в алтарь на престол на сорок дней до «отдания» праздника Пасхи – кат. № 7, 21, 38, 83, 98, 104, 129, 151, 175.

Покров (греч. καλυμμα) – так называют и судари-покровцы на потир и дискос, символизирующие пелены Христа, и надгробное покрывало – символ покрова Божия над усопшими. Обычно на гроб возлагали покров с изображением креста с орудиями Страстей (Голгофский крест): на гробы святых, кроме подобных покровов, – также покровы с изображением прямоличной, в рост, фигуры святого с песнопениями по каймам (обычно тропарь и кондак святому). Покровов на мощи святого могло быть несколько. Их клали внутрь раки, поверх нее, вешали на стену рядом, торжественно выносили по праздникам. Покровы с изображением святого иногда называли плащаницами – кат. № 14, 17, 18, 19, 34, 35, 36, 37, 58,79, 101, 102, 103, 106, 112, 113, 119, 120, 121, 122, 128, 149, 150, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 173.

Поручи (греч. επιμάνιχια) стягивают рукава нижней одежды священников и дьяконов. Должны напоминать об узах, которыми были связаны руки Христа, ведомого к Пилату, и одновременно символизируют силу, которой он победил врагов своих. Поручи архиерейские, священнические и дьяконовские различаются количеством пуговиц – кат. № 77,146.

Саккос (от греч. σάκκος – мешок) символизирует одежду смирения, скорби, багряницу Христа, в которой он принял поругание. Изначально был одеждой византийских императоров и назывался далматикой, с XI–XII вв. – облачением константинопольских патриархов, а с ХV–ХVІ вв. архиереев, заменив священническую одежду – фелонь. В России в XVII в. право служить в саккосах имели только патриархи, а другие архиереи только по пожалованию царя или патриарха. Саккосы делались из дорогих тканей, украшались шитыми орнаментами, крестами в кругах (полиставрий), некоторые имели лицевые изображения, которые располагались на оплечье и зарукавьях, на передниках или сплошь покрывали ткань саккоса – кат. № 107, 108, 123,124, 166.

Сударь (греч. σουδάpιον – платок, которым отирали пот) – небольшой, почти квадратный плат, символизирует повязку, которой была обвита голова Христа во время положения его во гроб. В Древней Руси (в надписях на предметах и в документах) сударями называли и покровы на голову святого и два малых покрова (в новое время называемых покровцами) на священные сосуды (потир и дискос), сверху покрываемые третьим, большим – воздухом – кат. № 1, 4, 5, 8, 13, 40, 41, 42, 46, 47, 49, 50, 53, 54, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 67, 81, 82, 86, 87, 114, 117, 118, 136, 137, 138, 139, 140, 145, 161, 162, 164, 165, 171, 172.

Шапка архиерейская – головной убор, надеваемый архиереем во время богослужения, имеет форму округлой шапки, на тулье бывают шитые изображения (херувим или Деисус), иногда и на донышке. Как и княжеские шапки, часто отсрочивались мехом. С конца XVII в. получили высокую тулью и крест наверху и стали называться митрами; (по предположению Симеона Солунского. митра уподобляется кидару – головному убору иудейского первосвященника). Знаменует покорность архиерея Евангелию Христову – кат. № 64.

Хоругвь (от греч. χοpηγέω – предводительствую) – церковное знамя. Введено византийским императором Константином Великим (IV в.), заменившим на воинских знаменах орла крестом, а изображение императора – монограммой Христа. Изображения на хоругви располагаются с двух сторон, на каймах бывают песнопения, внизу -длинные лопасти, наверху крест. Прикрепляется хоругвь к длинному древку, на котором выносится впереди крестных ходов и других торжественных шествий. За древко хоругви прикрепляют и к углам столпов в храме – кат. № 2, 3, 22, 23, 24, 132, 141, 144.

* * *

970

При составлении предметного указателя использована следующая литература: Вениамин, архиеп. Новгородский и Арзамасский. Новая скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. СПб., 1899. (Переизд. М, 1992); Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. СПб, 1900; Православная энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь. Пг, 1902 Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М, 1993; Покровский Д. Словарь церковных терминов. М„ 1995. Толкования происхождения и значения церковных предметов у отцов церкви расходятся, соответственно есть расхождения и в основанных на этих толкованиях исследованиях


Источник: Древнерусское лицевое шитье: каталог / Н. А. Маясова. - М.: Крас. площадь, 2004. - 495 с.: ил., цв. ил.; 29 см. - (Музеи Московского Кремля / Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Моск. Кремль").

Комментарии для сайта Cackle