О.В. Губарева

Источник

Глава 5. Образ Божией Матери «Знамение»

Икона Божией Матери «Знамение». XVI в. Псков

«Радуйся, чаше, черплющая радость…»

Мистическое значение иконографии образа «Знамение» очень точно передаётся её названием. Корневое слово «знамя» с церковнославянского переводится как знак или печать, свидетельство и доказательство о чувственном явлении или его предвестии. В иконах «Знамение» Богородица изображается с воздетыми руками124 и перед Ней поясной образ Младенца Христа в золотом круге – символе Неба и Вечности. Отделённый от Матери кругом, Предвечный Младенец только является в Её лоне, оставаясь всегда пребывающим в Пресвятой Троице как Бог Сын и Вторая Божественная ипостась.

Существует также извод без круга. Это иконография «Воплощение», которая показывает исполненное обетование.

Образ «Знамение» основан на видении пророка Исайи, которое и дало ему название. Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14). Вместе с тем для этой иконографии большое значение имеет и другой ветхозаветный образ, рассказывающий о битве Израиля с войсками Амалика: И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик <…> И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика… <…> И устроил Моисей жертвенник (Господу) и нарек имя Иегова Нисси (Господь знамя мое) (Исх.17:10–13, 15).

Изображение Богоматери с воздетыми руками («Оранта») встречается среди первых памятников христианской культуры, найденных в катакомбах Древнего Рима. С незапамятных времен подобный образ соотносился с молитвой за мир. Моисей молился за вручённый ему Богом еврейский народ, ведя его по пустыне в землю обетованную, а Пресвятая Богородица вечно предстоит Богу в молитве за всё творение и ведёт из духовной пустыни в Царство Божие. Беззаветна вера народная в то, что пока Божия Матерь молится, пока Её руки подняты к Небесам, христианам дано одерживать победу в невидимой брани против сил ада.

На Руси образ Божией матери «Оранта» получил название «Нерушимая стена», по имени чудотворной мозаичной иконы в апсиде киевского Софийского собора. Эта одна из первых русских икон датируется началом XI века. В общей храмовой композиции на этой мозаике Богородица изображена в рост без Христа, руки Её воздеты в молитве. Почти в то же время появляются иконографии, где Божия Матерь предстоит с Младенцем, «в недрах имуща» Его. Образ символически осмысляется как образ предстоящей за мир Церкви, например, «Великая Панагия» (Ярославская «Оранта») с первоверховными архангелами Михаилом и Гавриилом, по преданию, написанная прп. Алипием Печерским. Позднее на Руси усваивается также поясное изображение иконографии «Знамение». На таких иконах Пресвятая Богородица, как в «Одигитрии», являет Собой образ храма, и, как в «Умилении», раскрывает литургическую символику Агничной Просфоры и образ соборной Церкви.

Воздетые руки Божией Матери и чётко прорисованные между ними складки мафория образуют как бы чашу, вмещающую фигуру Младенца Христа и Саму Богородицу. Это знамение Небесной Литургии, в которой Богородица являет Собой Храм, Престол и Просфору. Она молится за весь мир и как бы сораспинается со Христом: «Прямостоятельное моление, распростертые руки предпосылающа, страсть креста в подобии изображает»125. Начало и конец времён заключены в круге вечности. Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и этот рожденный Бог станет Жертвенным Агнцем Христом, восстанет из гроба и вновь соединится с Матерью в Небесном Иерусалиме, как соединяется Богородица-просфора с Телом и Кровью Христа в Чаше на Литургии. «Помяни, Господи, Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь; юже (сущую) от конец даже до конец вселенныя и умири ю (Ее), юже наздал (поставил) еси честною Кровию Христа Твоего; и Святой Храм сей утверди даже до скончания века»126, – молится Церковь на Литургии.

В иконе «Знамение» образ страдания преобразуется в то, ради чего оно претерпевалось – в бесконечную радость будущего века, где творение соединяется со Христом. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; и они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр.21:2–3). Такой онтологический план есть в любой иконографии Божией Матери, но художественный образ «Знамение» сообщает ему абсолютную форму. Мистическая глубина образа «Знамение» определила его важное место в богослужении. Эта иконография издревле помещалась в алтарной апсиде и на запрестольном образе.

Запрестольная икона всегда выносная и двусторонняя. Первоначально на её обороте писали страсти Господни или образы мучеников. Но со временем возобладала традиция помещать изображение свт. Николая, архиепископа Мирликийских, воплотившего идеал совершенного пастырского служения. С тех пор на запрестольной иконе с одной стороны находится образ Вселенского Тела Церкви и Её Собора, а с другой – епископа, поставленного во образ Христа собирать в Неё верующих своим омофором. Соединение этих образов символизирует мистическое единство Небесной и земной Церквей, претворяемое в Евхаристии и исполняющееся в конце времен, как было открыто апостолу и евангелисту Иоанну.

В XV веке, когда сформировался русский высокий иконостас, икона «Знамение» стала центральным образом пророческого ряда: ведь именно в ней языком живописи была истолкована и раскрыта вершина всех пророческих обетований и надежд человеческих.

Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

Самая знаменитая чудотворная икона «Знамение» – Новгородская127. В течение веков с неё было сделано огромное количество списков, особенно в Новгородских землях, но ни один из них не повторяет её. Древний образ почти полностью утрачен. Сейчас колорит иконы далёк от первоначального, фон и фигуры прописаны тёмными, тяжёлыми красками. Освобождённое от многих слоёв позднейших записей изображение восстанавливается по небольшим фрагментам на лике, мафории и рукавах хитона Богородицы, а также на одеждах Христа и в золотом круге.

Икона Божией Матери «Знамение». XIII в. Новгород

Попробуем мысленно представить эту икону. Богородица окружена золотым сиянием Вечной Славы в ярко-синем, написанном лазуритом мафории. Его цвет подчеркивают вспышки белильных высветлений и розово-сиреневые рукава туники. На груди Богородицы в золотом хитоне очерченный контуром золотого круга Вечности Младенец Христос.

Руки Божией Матери подобны горящим свечам и, словно дикирий, знаменуют собою две природы воплотившегося Христа128. Весь образ Богородицы – молитвенное горение, «огненный столп, наставляяй сущия во тьме». Мы «зрим Святую Деву» как «Светоприемную свещу», «невещественный огнь», как «светило незаходимого света» «многосветлое просвещение»129. Так в Церкви во время богослужений возжигаются свечи и лампады, символизирующие молитвенное приношение. На иконе мы видим, что Христос, принимая соборную молитву, благословляет через Богородицу-Церковь Своё творение.

Изображённые на обороте апостол Пётр и мученица Наталия – видимо, святые, соимённые заказчику этой иконы, так как новгородцы любили помещать на иконах своих небесных патронов. Но эти образы не случайны. Они соответствуют символике иконографии «Знамение». Апостол Пётр почитается вместе с Павлом первоверховным. Он всю жизнь проповедовал Евангелие и собирал в Церковь стадо Христово. Укреплялась Церковь кровью мучеников, и, по апостольскому правилу, частицы мученических мощей полагаются в основание престолов и в антиминсы. Поэтому на иконе написана мученица Наталия.

В XVI и XVII веках новгородская икона поновлялась. Тогда на полях лицевой стороны были написаны новые фигуры святых и заменен золотой фон.

Икона прославилась в 1170 году. Рассказ об этом удивительном событии записан в летописях, позже возникли устные легенды, а в середине XIV в. было создано известное в нескольких списках «Слово о знамении святой Богородицы»

Сейчас святыня находится в Софийском соборе Новгородского Кремля.

Богоматерь «Великая Панагия» («Оранта» Мирожская)

Впервые эта икона130 упоминается в псковских летописях под 1192 годом, где говорится о бывших от неё знамениях в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре. Но особую известность она приобрела во время морового поветрия в 1567 году, когда из глаз Пресвятой Богородицы истекли слезы и всем болящим, по молитве их к этой иконе было даровано исцеление. Видимо, в это время с иконы «в меру и подобие» была сделана копия, сохранившаяся поныне. Существует предание, что первообраз увезён в XVI веке Иоанном Грозным. Далее след его теряется.

Богоматерь «Оранта» Мирожская. Вторая половина XVI в. Копия с иконы XIII в. Псков

Настоящий список представляет собой одну из редких икон, на которой Пресвятая Богородица изображена в рост с вознесёнными в молении руками. В символической чаше, образуемой складками мафория, – поясное изображение Богомладенца Христа без круга, как в иконографии «Воплощение». С двух сторон Божией Матери предстоят благоверные супруги Довмонт (†1299) и внучка св.блгв.кн. Александра Невского Мария Димитриевна (в иночестве Марфа, †1300). Эти образы без нимбов были написаны к древней святыне или при жизни супругов, или вскоре после их упокоения. Вверху справа и слева от Пресвятой Богородицы – поясные изображения архангелов. Насквозь пронизанная золотым сиянием монументальная фигура Божией Матери на каменной высеченной плите величественно неколебимо поднимается от земли до Неба.

В свете Божественной славы, Вся покрытая Её золотыми лучами, Богородица будто застыла на той мистической грани, которая отделяет Царство Света от бренного тварного мира. Могучий купол мафория, неподвижные, почти архитектурные складки хитона не составляют сомнения в том, что здесь Богородица являет Собою зримый образ Церкви.

Церковь есть Тело Христово. И в Мирожской иконе даётся этому наглядное художественное истолкование. Богородица и Христос показаны в совершенном единстве, так, что фигура одного является продолжением другого. Образ этого единения поддерживается также символически, запечатлённый знаком литургической чаши. Тайна сия велика, – говорит апостол Павел, – по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5:32).

В Мирожском изводе образ Церкви предстаёт во всей полноте. Она «Столп и утверждение Истины», молитвенница за мир, соединяющая его с Богом. Она образ вечной Церкви, являющей грядущее, в котором всё мироздание сошлось в едином Граде Святом Иерусалиме (Откр.21:18, 22–23).

Древняя святыня сейчас находится в псковском Мирожском монастыре.

* * *

124

Образ может быть поясной, в рост и на престоле.

125

Астерий Амастийский, святитель. Цит. по: Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. Составлено И. Дмитриевским. Репринт. М., 1993. С. 302

126

Молитва свт. Василия Великого из Евхаристического Канона.

127

См. цветную вкладку. – Примеч.ред.

128

Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. С. 194.

129

Акафист ко Пресвятой Богородице. Икос 11.

130

Псковская икона XIII-XVI веков. Л., 1990. С. 293.


Источник: Божия Матерь в Её иконах : Опыт художественно-богословского анализа / О.В. Губарева. - Москва : Паломник, 2006. - 158, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

Комментарии для сайта Cackle