Ю. Бохеньский

Источник

Любовь

Удивительно, что любовь, чувство всем доступное и прекрасное, стала предметом заблуждений. Чтобы пояснить их суть, напомним о некоторых основных чертах любви, исследованных философами (Шелером и другими) в XX веке. Во-первых, объектом любви всегда выступает конкретная человеческая личность, а не анонимный индивид. Кроме того, личность является объектом любви в той мере, в какой она нам близка и с нами тождественна. Далее, любовь очень сложна по своей структуре. Различают (начиная с древних стоиков) четыре типа или рода любви: родительскую любовь (storge), дружбу (filia), эротическую любовь (eros) и духовную любовь (agape). Исходя из этого, в человеке можно выделить по крайней мере три уровня – растительный, животный и духовный; любовь может проявляться на каждом из них. Совершенная любовь охватывает сразу все уровни.

Первое заблуждение, связанное с любовью, касается ее предмета. Согласно альтруизму, существует любовь к абстрактному и анонимному человеку, и возникает она, только если это действительно чужой человек.

Другое заблуждение – к сожалению, очень распространенное – состоит в том, что любовь сводят к одному из ее проявлений, чаще всего – к одному ее уровню. Некоторые люди полагают, что любовь существует только на растительном, половом уровне; к примеру, по-французски «заниматься любовью» означает то же самое, что совокупляться. Другие–и это заблуждение встречается чаще всего – сводят любовь к чувству. Любовь, несомненно, также и чувство, но не одно только чувство. Полнота любви предполагает также желание служить любимому человеку и делать ему добро.

См.: альтруизм.


Источник: Сто суеверий : Крат. филос. слов. предрассудков : [Пер. с польского] / Ю. Бохеньский. - М. : Прогресс : VIA, 1993. - 186,[1] с. - (Библиотека журнала "Путь").

Комментарии для сайта Cackle