Экзистенция
Термин «экзистенция» традиционно обозначал то же, что и «существование»; имелась в виду не только человеческая экзистенция, но и экзистенция животных, камней и т. д. Однако экзистенциалисты придали этому термину новое значение. В этой среде его стали понимать следующим образом: во-первых, экзистенцией обладает только человек. Он один «экзистирует», в то время как другие создания существуют (такая позиция является выражением позиции крайнего гуманизма). Во-вторых, экзистирует не весь человек, а лишь чистый субъект, чистое человеческое «я». Этот чистый субъект составляет то, что остается, когда мы мысленно отбрасываем все относящееся к объекту, например, тело и т. п. В-третьих, не человек имеет экзистенции, но сам он и есть экзистенция. Экзистенции посвящено множество книг, которые могут составить целую библиотеку.
Эта библиотека, однако, будет собранием немалого числа заблуждений. Само понятие «экзистенция» является недоразумением. В действительности экзистенция – это абстракция. Мы образуем понятие экзистенции, отвлекаясь от всего, что не относится к самой личности. Неверно и то, что человек есть лишь эта экзистенция: каждый знает, что его сущность не только в его чистом «я», но также во всей его психике с множеством присущих ей воспоминаний, ощущений, стремлений и т. п. Более того, к его сущности относится и тело, от которого нельзя отвлечься под предлогом того, что оно может быть объектом, – ибо оно, безусловно, является составной частью нас самих.
Из этого, конечно, не следует, будто все, что говорят экзистенциалисты, ложно. Например, они справедливо обратили внимание на так называемые экзистенциальные проблемы. Однако эти важнейшие проблемы касаются не одной только отвлеченной экзистенции, но всего живого человека в целом. Таким образом, рассуждения об экзистенции есть не что иное, как предрассудок.
См.: гуманизм, душа, экзистенциальные проблемы.