Обзор пособий по Нравственному Богословию

Одним из основных источников Нравственного Богословия как науки и как образовательной дисциплины является христианское нравоучение. Отчасти оно представлено в Священном Писании, но более полно – в Священном Предании Церкви.

Одними из наиболее ранних памятников церковной письменности, отражающими основы христианского нравоучения, являются: «Дидахе», «Послание Варнавы». Оба памятника касаются идеи о двух путях: один путь ведет ко спасению, к Богу – другой в погибель. Шествие по первому пути подразумевает соблюдение богоустановленных нравственных норм. Упорное игнорирование этих норм – удел шествующих по второму пути.

Тематики христианской нравственности касались многие церковные писатели. В зависимости от направленности, задач и целей нравоучительных произведений в одних из них внимание, главным образом, акцентировано на отдельных вопросах христианской этики, в других нравоучение представлено более или менее широко.

К произведениям первой группы принадлежат: «Слово о добродетелях и пороках», «О любви» преподобного Ефрема Сирина, «Беседа на тысячу талантов и сто динариев, и о том, чтобы не памятозлобствовать» святителя Иоанна Златоуста и многие другие. Среди произведений второго типа уместно выделить: «Нравственные правила» святителя Василия Великого, «Блаженного Августина Зеркало» и пр.

Свой вклад в развитие нравоучительной литературы внесли и российские подвижники благочестия. На сегодняшний день пользуются известностью такие отечественные произведения как, например, «Наставления о личных обязанностях каждого христианина» святителя Тихона Задонского, «Краткое христианское нравоучение» святителя Димитрия Ростовского, «Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о различных предметах христианской веры и нравственности».

Развитие Нравственного Богословия как науки и как образовательной дисциплины требовало аналитической обработки, упорядочивания знаний, представленных в Священном Предании. Как ответ на запросы науки и общества стали появляться труды по системному изложению христианского нравоучения.

Значимое место в ряду таких произведений занимают: «Начертание христианского нравоучения» святителя Феофана (Затворника), «Конспект по нравственному богословию» митрополита Филарета (Вознесенкского), «Очерки нравственного православно-христианского учения» протоиерея Назария Фаворова, «Православно-христианское учение о нравственности» протопресвитера Иоанна Янышева, «Нравственное богословие» М. А. Олесницкого, «Урони по христіанскому православному нравоученію» М. Менстрова, «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении» протоиерея Николая Стеллецкого, «Нравственное богословие для мирян» протоиерея Евгения Попова, «Конспект по нравственному богословию» Г. И. Шиманского.

Ряд пособий, отражающих научный взгляд на Нравственное Богословие, обращает особое внимание читателя на отдельные аспекты этой науки. Скажем, Н. П. Архангельский довольно обстоятельно обрисовал проблематику современной ему методологии Нравственного Богословия, в сочинении «Задача, содержание и план системы православно-христианского нравоучения». Освещению хода исторического развития Нравственного Богословия как отрасли российской богословской науки посвятил своё сочинение, «Нравственное Богословие в России в течении XIX-го столетия», А. А. Бронзов.

Среди более или менее современных пособий по Нравственному Богословию можно отметить: «Православное нравственное богословие» архимандрита Платона (Игумнова), составленное на на материале лекций, читанных в период с 1989-го по1993-й год в Московской Духовной Семинарии и частично в МГУ им. М.В. Ломоносова, «Основы христианской нравственности» протоиерея Геннадия Нефёдова, «Очерки христианской этики» протоиерея Владислава Свешникова, и др.

Комментарии для сайта Cackle