О духовно насыщенных книгах

Источник

Отвечает Олеся Александровна Николаева, русский поэт, прозаик, эссеист. Профессор Литературного института им. Горького, член Союза писателей СССР с 1988 года. Лауреат премии «Поэт» (2006), Патриаршей литературной премии (2012), премии Правительства РФ в области культуры (2014) и др.

Какие книги помогли Вашему приходу в Церковь?

Это, прежде всего, Священное Писание. Что касается меня, я много читала размышлений по поводу Евангелия, толкований Святых отцов, потому что мы своим обыденным взором не всё можем увидеть, не всё понимаем. Одна из самых моих любимых, задушевных, сокровенных книг – работа епископа Михаила Грибановского «Над Евангелием». Этот труд мною зачитан: его можно перечитывать бесконечно. Автор, епископ Михаил, который рано умер – в 42 года, жил в конце 19 века. За его размышлениями стоит его собственный духовный опыт, это не просто интеллектуальные рассуждения, а настоящее духовное, изнутри воспринятое и пережитое слово Божие.

Кроме того, выходили превосходные и духовно насыщенные книги архимандрита Софрония «Старец Силуан Афонский», а также изречения самого старца Силуана. В последние годы были переведены с греческого и изданы многочисленные книги старца Паисия Святогорца – тоже поразительные по глубине, по внутренней духовной свободе.

Людям, более склонным к интеллектуальному размышлению, хорошо познакомиться с «Очерком мистического богословия Восточной Церкви», а также « Догматическим богословием» Владимира Лосского. Я очень любила и люблю этот труд. Конечно, очень многое проясняет и труд прот. Георгия Флоровского «Пути русского богословия». Ещё назову книгу, которая у меня лежала у изголовья, и я ее ежевечерне читала перед сном, – «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина Ниневийского. Изумительный труд, бесконечно можно вдумываться в него и размышлять.

Очень ценны труды преподобного Максима Исповедника, они, к сожалению, ещё не все переведены, там есть потрясающие рассуждения о свободе. Каждый человек желает быть свободным во Христе, но не всегда понимает, как это сделать, где этот путь.

Вообще, существует богатая православная литература. Что меня потрясло, когда я стала читать святых отцов, – то, что они были великолепными писателями, это настоящая поэзия. Например, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Многое из их произведений вошло в богослужебный чин, в состав молитв, это словно вдохновлено свыше и прекрасно выражено, и впору верующему сердцу.

Что посоветуете новоначальным христианам?

Прежде всего, читать Евангелие. Обратите внимание, на каком языке наш Господь говорит со своими учениками и народом. Речь Христа изобилует поэтическими приемами, Он говорит притчами, художественными образами, развернутыми метафорами, параллелизмами, анафорами, и оказывается, что именно этот язык, язык поэзии, более понятен человеческому сердцу. Обязательно надо читать и Ветхий Завет, в котором так много мудрости, притчевых ситуаций. Это словно некий бытийственный пратекст, в котором заключены архетипы, и как бы ни развивалась, куда бы ни шла в дальнейшем литература, она всегда будет основываться на них и обращаться к ним. Кроме того, это высокая поэзия, особое мышление. Вообще, Священное Писание дает ключ к пониманию глубинных смыслов, которые кроются как в обстоятельствах нашей жизни, так и в исторических событиях. И эти смыслы не лежат на поверхности, а заключены внутри, на глубине, и их необходимо постичь.

Людям, которые попроще, впрочем, как и людям с интеллектуальными запросами, полезно читать патерики. В них тоже есть притчевые истории и премудрости, которые могут нам пригодиться в нашей жизни. Очень часто святые, наставники, старцы учили своих учеников притчами и даже какими-то сценками, или – пусть это слово не пугает – перформансами. Например, история про то, как один старец объяснял своему ученику, как нужно относиться к похвалам и, наоборот, к клевете и хуле. Старец отправляет ученика на кладбище и просит до утра восхвалять погребённых там людей. Ученик выполняет всё, а потом рассказывает наставнику, что умершие никак не реагировали на восхваления – хранили молчание. На следующую ночь старец вновь посылает туда же ученика, только просит уже ругать и поносить покойников. Результат оказался тем же: мёртвые отвечали безмолвием и на оскорбления. И старец сказал молодому человеку, что он поднялся на первую ступень ангельского жития, когда выполнил послушание; а вершины этого жития на земле достигнет лишь тогда, когда будет так же равнодушен и к похвалам, и к обидам, как эти мертвецы. В общем, «Хвалу и клевету приемли равнодушно». В подобных притчах много того, что делает нашу душу, мышление и веру подвижной и живой.

Могли бы Вы посоветовать книги православным читательницам?

Я очень люблю книги, которые написала игуменья Феофила Лепешинская. «Рифмуется с радостью. Размышления о старости» – название говорит само за себя, книга о том, как переживать старость и как из неё можно сделать прекрасный удел мудрости. Ещё «Плач третьей птицы» – о высоте монашеского призвания и некоторых издержках современного монашества. Это, на мой взгляд, мудрейшая книга, в которой приводятся живые примеры того, какие испытания ждут подвижника в современных монастырях, как с этими искушениями бороться, а также об идеалах монашества, существующих с 4 века. Книга «Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании» – затрагивает «женский вопрос»: какова роль женщины в Церкви? Написаны книги великолепно, сама матушка Феофила писательница по светскому образованию, выпускница факультета журналистики МГУ. Она прекрасно владеет пером, у неё острый ум, высокий интеллектуальный уровень и, конечно, духовная просвещенность и одаренность.

Как не ошибиться в огромном выборе православных книг?

Книги, которые сегодня продаются в храмах и церковных книжных лавках, проходят через комиссию Издательского совета, чтобы получить гриф: «Допущена» и даже: «Рекомендована». В совете смотрят и на содержание, и на качество письма, чтобы не только ничего еретического, но и низкопробного не попало православным читателям. Сейчас действительно есть обширная православная литература: не только творения святых отцов, но и серии рассказов современных священников, где описываются события, которые проходили на нашей памяти, в наше время. Таких книг много и, как правило, они все интересные, рассказывают о повседневной жизни храмов и приходов, о казусах, которые порой происходят и с нами, и с нашими братьями-неофитами. Выше всех похвал – книга епископа Тихона Шевкунова «Несвятые святые», которая произвела бум на книжном рынке.

Есть и другие книги, которые вышли более скромными тиражами. Отмечу рассказы отца Ярослава Шипова, отца Андрея Ткачёва, отца Александра Авдюгина, Александра Богатырева – живые и замечательные рассказы.

Можно ли сказать, что есть литература, которая несёт духовный заряд или любая книга воздействует на силы души (ум, чувства и волю), а на человеческий дух может воздействовать только Бог?

Бог может воздействовать и через слово. Есть книги, которые просвещают. Такие писания почерпнуты из глубин духовного опыта человека, который получен не только человеческими средствами и усилиями личной веры, но Сам Господь участвовал в сотворении и пополнении этого опыта. Писатель получает этот опыт и через таинства, и через внимательную жизнь, и через ответы свыше на свои вопрошания. Ответы, которые приходят в виде каких-то ситуаций, подсказок других людей или чтения Священного Писания. Мы видим, что Господь нас не оставляет.

Есть блаженные люди, которые чувствуют свою постоянную связь с Господом, чувствуют, что Он присматривает за нами, заботится о нас. А иногда Господь препятствует нашим фантазиям и намерениям, если они препятствуют нашему спасению. Есть люди, понимающие язык, на котором с ними говорит Промысл Божий; которые – пусть даже сквозь мутное стекло – видят следы Его Присутствия в мире. И трижды блаженны они, коль скоро одарены способностью это выразить словесно или музыкально, рисунком или красками. Вот потому и существуют такие книги, которые могут повлиять на нас, духовно вдохновить, ответить на наши внутренние вопрошания.

Но есть и книги пустые, наполненные празднословием, где ничего не имеет отношения к реальности и где не стоит вопрос об авторской ответственности. Но мы такие книги читать не будем.

Есть ли принципы и правила чтения духовной литературы?

Не могу давать универсальный совет, потому что к Церкви приходят люди разные. Есть и интеллектуалы, искушённые в науках, и люди очень простые, которым не нужно вдаваться в тонкости богословия, может быть, им даже это не полезно и противопоказано: они всё и так понимают сердцем. Каждому – по его силам, по его внутреннему запросу. Я сама крестилась в 23 года, но и до крещения много читала духовной литературы: жития святых наравне с отцом Павлом Флоренским. Но есть такие общие ключевые вещи, например, проповеди владыки Антония Сурожского, которые и простой человек поймёт, и читатель-интеллектуал.

Говоря о настоящих книгах, нельзя не упомянуть классическую литературу…

Как мы можем не читать русскую классику? Она формирует нашу ментальность, мировосприятие, даёт нам стратегические пути в нашей собственной жизни.

Посмотрите, например, в Испании есть танец фламенко, который выражает национальный дух, если мы вынем этот танец, то через что испанцы выразят национальный характер? А в Италии – опера, как могут итальянцы жить и ощущать свою особость без неё? Или в Грузии – многоголосье? А в России – это классическая русская литература. Если мы останемся без неё, то что от нас останется как от народа, кем мы будем? Именно через книги классиков выразилось наше самосознание, поэтому необходимо читать классических авторов и детей воспитывать на этой литературе.

Если говорить о русских писателях, которые или заблуждались, как поздний Лев Толстой, или сомневались в своей вере, то надо отметить, что всё равно вопросы в их книгах заданы в христианской постановке. Классическая русская литература несет в себе дыхание Православия. В основе ее лежит механизм преображения. Литература, обращаясь к «язвам» общества, к грехам человеческим, являет силу Промысла – как возмездия, так и спасения.

В каком виде Вы читаете книги – в бумажном или электронном?

В моём окружении, а это несколько специфическая публика, предпочитают бумажную книгу. Я лично вообще не могу читать в электронном виде, всегда прошу только бумажный вариант. Электронный формат – это трудно, непривычно, неудобно, утомительно. Для меня приоритетное чтение – чтение печатных книг: книгу можно полистать, вернуться к тому или иному абзацу, сделать закладку. У меня однозначный ответ – книга останется навсегда.


Источник: Интервью записала Александра Грипас

Комментарии для сайта Cackle