протоиерей Игорь Прекуп

Чтение для духовного роста

Источник

Чтение для духовного роста. Отвечает протоиерей Игорь Прекуп, настоятель храма в честь прп. Сергия Радонежского г. Палдиски (Эстония)

Простите, если мой ответ покажется банальным, морализаторским и т.п., но что поделаешь? Сначала, конечно же, Священное Писание, из которого, в первую очередь, Новый Завет, во главе которого, естественно – Четвероевангелие, затем святых отцов, но в определённой последовательности, устанавливаемой «в сопровождении» духовника или «опорного лица» на тернистом пути духовного созревания. И, разумеется, православных писателей по духовно-нравственным вопросам, от них же первый – митр. Антоний Сурожский, непостижимым образом сочетавший лёгкую, ясную русскую речь и современный понятийный аппарат с глубоким пониманием и живым осмыслением святоотеческого наследия.

Но всё это не то чтобы в хронологической последовательности: сначала прочитаю всю Библию, потом возьмусь за отцов, после за остальных, как раз нет – должно быть разумное, дозированное, сбалансированное сочетание, как в физиологии питания: растительная пища, пропорционально сочетающаяся с мясной (пламенный привет вегетарианцам и сторонникам раздельного питания!), белки, жиры, углеводы – все в правильном соотношении. Все очень индивидуально: кто, что и сколько в состоянии переварить, но есть элементы, которые должны непременно присутствовать в рационе, а есть такие, которых вообще быть не должно, чтобы не травить организм. Причем, если приучить организм к правильному пищевому поведению, он уже сам не захочет вредного. Так и чтение.

Что лучше читать не сразу или совсем не читать?

Видите ли, кто-то лёгко переваривает лишь какой-нибудь ширпотреб, вроде «Как правильно выйти замуж?», а кому-то подавай что-нибудь этакое, чтобы серой запахло, жидомасонским заговором, иэнэнизмом и эсхатоложеством каким-нибудь – и что, надо его этим кормить? Надо это поощрять или мириться, беспомощно разводя руками? Дорогие мои, а давайте не будем подсаживаться на духовный «доширак» и всякое генномодифицированное «какбыправославие», выдающее свое «смиренномордие» (принесло с просторов соцсетей) за смиренномудрие, а обрядоверие за благочестие! То, что по духу противоречит Евангелию, пусть оно на словах горой стоит за православные догматы и каноны, но по духу – чуждо Христу, а значит отравлено. Как говорил профессор Преображенский: «Только попробуй. Я тебе съем! Это отрава для человеческого желудка. Взрослая девушка, а как ребёнок тащишь в рот всякую гадость. Не сметь!»

У всех на слуху ведь термин «техника духовной безопасности», так? Он не был известен в традиционно-православном обществе дореволюционной России, но меры духовной безопасности были отработаны поколениями. И проявлялись они, в том числе, в неписанной норме не проявлять самочиния в изучении религиозной литературы, но читать с благословения духовника. Или не читать, если благословения на конкретную книгу не будет дано. Очень важно понять, что дело тут не в мракобесии, препятствующем свободному духовному и интеллектуальному развитию, а в заботе о том, чтобы читатель был в состоянии усвоить содержание в соответствии с замыслом автора и не поперхнулся бы информацией, для которой он пока духовно не созрел.

Один из самых крупных церковных писателей, свт. Игнатий Брянчанинов в книге «Приношение современному монашеству» предостерегает от бессистемного чтения духовной литературы, советуя для начала ограничиться внимательным изучением Нового Завета (текст и святоотеческие толкования). Причём изучение состоит ещё и в жизни по заповедям, в процессе которой возникают проблемные ситуации морального выбора, побуждающие увидеть новые аспекты христианской нравственности и глубже усвоить содержащиеся в изучаемом тексте этические понятия. И только тогда, «положив себе за правило жизни учение и исполнение евангельских заповедей, без увлечения направлениями, доставляемыми разными сочинениями святых отцов, можно начать чтение их для ближайшего и точнейшего ознакомления с монашеским многотрудным, многоболезненным, но и не нерадостным подвигом».

Далее свт. Игнатий советует «соблюдать постепенность», предлагая перечень святоотеческих трудов для чтения на первом этапе: в первую очередь – это поучения аввы Дорофея, «Оглашения» прп. Феодора Студита, «Руководство» прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (причем лишь с 216 ответа, поскольку предшествующие даны более для затворников) и др. И только потом, «по прошествии значительного времени», свт. Игнатий допускает чтение книг, написанных для безмолвников: «Добротолюбие» и др. (Если учесть, что все эти ограничения относятся к монахам, тем более закономерен вопрос о необходимости выработать перечень поэтапного чтения для мирян.)

Для формирования добродетелей важна постепенность. Нарушение этой постепенности чревато нарушением и разрушением духовной жизни. Прп. Иоанн Лествичник предостерегает от стремления к несвойственным на определенном этапе добродетелям, как о дьявольском искушении, которое учит новоначальных преждевременно устремляться к высшим добродетелям, чтобы они «не получили их и в свое время».

Как не ошибиться в выборе духовной литературы?

Вспоминается мне один из преподавателей в кишинёвской художественной спецшколе, который своеобразно ободрял нас: «Не бойся ошибиться, все равно ошибёшься». Во-первых, надо всё же на Бога полагаться. Не в том смысле, что помолиться и начать западать на что попало, руководствуясь собственными страстями и стереотипами, воображая, что раз перед этим перекрестился, то теперь все мысли и настроения всенепременно должны быть внушены свыше. А если уж молишься, надеясь на Божью подсказку, будь добр при этом прислушиваться к своему сердцу в тишине мирного духа. Господь подсказывает чрезвычайно деликатно, ненавязчиво. Сопоставляй с Евангелием: созвучно ли ему то, что ты выбираешь? Но всё же интуицией ограничиваться не стоит. Как уже было сказано выше, нужна помощь духовника и/или более опытного брата/сестры во Христе, которые помогали бы ориентироваться на христианских горных тропах. И, конечно же, то, о чем мы только что говорили: последовательность, поэтапность, умеренность.

Можно ли сказать, что есть литература, которая несёт духовный заряд или любая книга воздействует на силы души (ум, чувства и волю), а на человеческий дух может воздействовать только Бог?

Все-таки первый вариант мне каким-то более близким к истине видится. Бог ведь может воздействовать на душу и дух, как непосредственно, так и через книгу, и через фильм, и через что и кого угодно.

Каковы законы или принципы духовного чтения?

Вот, пожалуй, к сказанному выше о последовательности чтения, добавлю, что Священное Писание должно читаться в ключе святоотеческого наследия. И тут крайне важно, во избежание искажённого понимания их высказываний, не начать рассматривать мнения отцов в их противопоставлении. Нельзя забывать, что это не просто многообразие, а «единство в многообразии». Святоотеческая традиция, согласно нашему выдающемуся патрологу А. И. Сидорову, «есть как бы „лес”, цветущий и зеленеющий многоликостью своих деревьев. Необходимо (хотя это и трудно) объять взором и всю совокупность этого „леса”, и удивительную неповторимость, и уникальность каждого дерева, – тогда святоотеческое Предание предстанет пред нами во всей своей целокупности».

Разноголосицей мнений отцы лишь дополняют друг друга. «Когда слышу стройный многочисленный хор, – пишет свт. Игнатий Брянчанинов, – в котором различные голоса в изящной гармонии поют единую песнь Божественную, тогда говорю себе: таковы писания отцов». Единство, замечаемое нами в святоотеческом наследии, не является мнимым, и отдельные уклонения не вносят диссонанса. Они единую песнь поют не только различными голосами, но и на разные голоса, а не в унисон; они – разные суда, но плывут в одном направлении, которым и определяется единство в главном, даже если есть частные разномыслия или заблуждения.

Прп. Викентий Лиринский, выдвигая в Commonitorium-е в качестве критерия истинности учения принцип согласия отцов (consensus patrum), пишет, что если мы последуем трем принципам – всеобщности, древности, согласию (universitas, antiquitas, consensio), то сможем сохранить то, чему «верили повсюду, всегда, все» (quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est), что представляет собой, выражаясь словами свящ. Иоанна Филевского, «строго-церковный, руководящий принцип и вместе православно-богословский научный критерий» Священного Предания. Причем критерий не для какой-нибудь отдельной части Предания, но для всего объема и содержания православного религиозно-догматического учения.

Если говорить о богословских дисциплинах – литургике, догматике, нравственному богословию, апологетике, сравнительному богословию, – то в какой последовательности рекомендуется их постигать?

Вы знаете, я думаю, это очень индивидуально. Всё-таки вне учебного процесса люди редко изучают какую-то конкретную богословскую отрасль. Всё-таки под Богом ходим. Надо дать действовать Его Промыслу. В том числе и через людей. Часто бывает так, что книги нас как бы сами «находят».

Что Вы советуете читать Вашим духовным чадам?

Прпп. авву Дорофея, Макария Египетского, Варсонофия и Иоанна, Силуана Афонского, свтт. Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. Из современных церковных писателей – митр. Антония Сурожского и протопр. Александра Шмемана. Из светских писателей – Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. П. Чехова и вообще русскую классику, ну и, конечно же, К. С. Льюиса. Это так, навскидку.

Насколько вообще готов читать современный христианин, или книги всё же вытесняются аудио- и видеоформатами?

Мне трудно судить. Я уже не очень современный. Вытесняются, конечно… Не знаю, насколько бумажная книга обречена (и вообще, чтение), не уверен, что она становится безнадежным анахронизмом.

Какие книги в большей степени помогли Вашему приходу в Церковь Христову?

«Братья Карамазовы», «Идиот»… Впрочем, нет, «Идиот» даже в первую очередь по значимости, хотя был прочитан после «Братьев Карамазовых». «Подросток», «Бесы»

Кто Ваш любимый автор?

Ну, по перечню, думаю, вы догадались: Ф. М. Достоевский. Затем Н. С. Лесков, К. С. Льюис. Это из художественной литературы (впрочем, у Льюиса много богословской публицистики). Из писателей сугубо религиозного жанра – митр. Антоний Сурожский.

В каком виде Вы читаете книги – в бумажном или электронном?

В любом.


Источник: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь. Интервью записала: Александра Грипас

Комментарии для сайта Cackle