Устав Тавеннисиотского общежития (аннотация АВ)
«Устав Тавеннисиотского общежития» – это первый устав иноческого общежития. Сочинение носит аскетико-дисциплинарный характер, отражает повседневную жизнь определенной части древнего иночества, содержит четкую и подробную регламентацию монашеской жизни.
Сохранившаяся редакция устава не является первоначальной. Согласно церковному преданию, когда прп. Пахомий Великий молился в уединенном месте, ему явился ангел и дал монастырский устав, написанный на медной доске. Таким образом, первоначальный устав был кратким сводом правил. Впоследствии (по ходу устроения обителей) прп. Пахомий прибавлял к этим данным правилам другие, регулирующие важнейшие стороны монастырской жизни. Текст устава пополнялся новыми правилами и после смерти преподобного.
Целью первоначальной монастырской жизни было духовное совершенство, выражающееся в созерцании Бога, а средством к тому служила умная молитва, предваряемая псалмопением. Устав прп. Пахомия ввел взамен общепринятых церковных служб (недоступных монахам из-за отсутствия священства) особые монастырские службы – более однообразные и продолжительные.
Монастыри прп. Пахомия делились на «домы» (группы монахов, объединенных по роду занятий, на которые они назначались главой монастыря). Главы домов читали правила вслух, а монахи заучивали их.
Иноки всех монастырей составляли одно братство, связанное единством духа, с единым управлением и хозяйством. Всеми заведовал один главный авва, но каждый монастырь имел своего настоятеля.
К желающим вступить в монастырь предъявлялись высокие требования. Принятый в монастырь допускался к братии не ранее, чем через год. В монастырь на воспитание принимались и дети; их обучали, прежде всего, церковному благочестию и молитве, а затем чтению и рукоделиям.
Братия собиралась на общую молитву днем, вечером и ночью. Трапеза для братии была один раз, в полдень. В среду и пятницу трапезы не было. На общих послушаниях настоятель трудился вместе со всеми в молчании.
Особенностью Таввенисиотского устава был сознательный отказ монахов принимать священный сан, чтобы не нарушать равенства между братией. Для совершения Таинств, главным образом Евхаристии, в монастыри приглашались священники со стороны.