Трактат о рае (аннотация АВ)
В «Трактате о рае» (8 глав) прп. Никита Стифат предлагает аллегорическое и мистическое толкование библейского повествования о райском саде. Автор исследует двойственную природу рая, соответствующую двойственной природе человека: чувственно воспринимаемый (видимый, был в Эдеме) и умoпостигаемый (невидимый, внутри человека).
Основное внимание в трактате уделяется умoпостигаемому раю. Через логосы созерцания и аскетическое делание человек призван возделывать и хранить этот внутренний рай. Преподобный Никита предлагает интерпретацию райских Древа Жизни и Древа познания добра и зла применительно к духовному опыту:
- в чувственно воспринимаемом рае Древо Жизни символизирует Самого Бога, а Древо познания добра и зла – человеческую природу, вместилище ведения добра и зла;
- в умoпостигаемом раю Древо Жизни – это Святой Дух (или мистическое богословие), дарующий бессмертие, а Древо познания добра и зла – чувство (или естественное созерцание), которое, при неумеренном или нечистом употреблении, приводит к познанию зла, страстям и погибели.
Трактат подробно рассматривает, как заповедь Бога Адаму («от всякого дерева в раю ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешьте от него») применима к духовному пути каждого христианина. Автор предостерегает от преждевременного или горделивого «вкушения» от Древа познания, то есть от неочищенного созерцания собственной природы или богословских тайн, что может привести к ересям и духовному падению (в качестве примеров приводятся Ориген, Арий, Несторий).
Центральное место в учении о восхождении к умoпостигаемому раю занимают двое врат, сравниваемые с Херувимами:
1. Смирение – врата, вводящие в «равнину практической философии» (активное добродетельное делание).
2. Совершенная любовь (милосердие) – врата, выводящие к «третьему небу богословия» и единению с Богом.
Прп. Никита Стифат утверждает, что место, в котором пребывают ангелы, не является чувственным, земного рая больше не существует, а литургический возглас «Двери, двери!» означает запрет мирянам видеть алтарное пространство при совершении Таинства Евхаристии.
Автор предлагает целостный путь духовного совершенствования, включающий очищение чувств, добродетельную жизнь (практическая философия), естественное созерцание творений и, наконец, мистическое богословие, ведущее к обожению и наполнению человека дарами Святого Духа, превращая его в живое жилище Пресвятой Троицы.
